Конспект урока по окружающему миру 3 класс. Экономика и экология
Разработка урока окружающего мира в 3 классе. Тема: Экономика и экология.
Прогнозируемые результаты:• Третьеклассники узнают о двух сторонах экономики — полезной и опасной. Научатся обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить экологические прогнозы.
Учебные материалы: физическая карта России.
Ход урока
1. Актуализация знанийДети отвечают на вопросы теста по теме «Государственный и семейный бюджет».
— Отгадайте кроссворд.
По горизонтали:
1. Плата за работу. (Зарплата)
4. Денежное вознаграждение за хорошую работу. (Премия)
5. Оплата труда писателя, художника, музыканта. (Гонорар)
7. Выплата студенту учебным заведением. (Стипендия)
9. Деньги за сданное в аренду жильё. (Рента)
10. Поступления в бюджет. (Доход)
11. Деньги от работы частной фирмы. (Прибыль)
По вертикали:
2. Деньги, выплачиваемые банком по вкладу. (Процент)
3. Деньги, которые получают бабушка или дедушка. (Пенсия)
6. Деньги, которые тратят. (Расход)
8. Деньги, которые выплачивают маме на маленького ребёнка. (Пособие)

— Мы познакомились со многими отраслями экономики и узнали об их работе. Можем ли мы обойтись без экономики?
Но все предприятия, которые производят такие необходимые нам вещи, наносят вред окружающей среде. Сегодня мы будем говорить о связи экономики и экологии.
3. Работа по теме урока
— Урок мы начнём сразу с такого понятия, как экологическая катастрофа.
Что это такое?
Что катастрофичного для природы может произойти по вине человека? Прочитайте статью на странице 79 в учебнике.
Что описано в этой статье?
Я хочу более подробно рассказать вам об этом происшествии.
Обитатели морей сегодня очень сильно страдают от загрязнения воды. Одним из самых опасных загрязнителей является нефть, попадающая в воду при аварии танкеров. Специалисты даже стали называть такие происшествИя «чёрным прибоем». Гибель и опустошение приносит этот прибой обитателям моря и побережья.
В полночь 23 марта 1989 года танкер «Эксон Валдес» налетел на подводные скалы у берегов Аляски.
Учитель показывает место происшествия на карте.
— В море вытекло несколько десятков тысяч тонн нефти. Это была самая крупная экологическая катастрофа у берегов Северной Америки.
Спасательные работы начались только спустя 12 часов, так как люди не были готовы к такой крупной аварии. Гигантское нефтяное пятно расползлось на площади около 2 тысяч квадратных километров. «Чёрный прибой» достиг берега. Липкая чёрная ядовитая масса покрыла берега на протяжении почти 700 километров.
Смогли извлечь всего 4% вылившейся в море нефти. Ещё несколько месяцев люди собирали по берегам погибших животных. Это были сотни тысяч птиц, миллионы рыб, бесчисленное количество моллюсков, ракообразных и водорослей.
Почему погибли все эти животные? У морских выдр-каланов покрытый нефтью мех перестал защищать животных, и они погибли от холода. Гибли они и от прямого отравления нефтью, так как пытались очистить свой мех и слизывали нефть. Перья птиц, покрытые нефтью, также не удерживали тепло, и птицы гибли от переохлаждения. Водоплавающие птицы не могли плавать. Загрязнённые нефтью птичьи яйца переставали развиваться, птенцы погибали в яйцах, так и не вылупившись на свет. Пострадали и другие животные, у которых были нарушены цепи питания. Медведи и орлы поедали пропитанных нефтью мёртвых птиц, рыбу, олени ели загрязнённые водоросли, киты отравлялись заражёнными рачками.
Запишите в рабочей тетради, какие живые существа страдают от разливов нефти (с. 43, № 1).
Учёные подсчитали, что ущерб от такой экологической катастрофы будет ощущаться несколько десятков лет. Учёные ищут способы борьбы с последствиями таких катастроф. Они проводят эксперименты, пытаются использовать живые организмы для очистки моря. В море нашлись бактерии, вторые едят нефть. Почуяв добычу, бактерии-нефтееды начинают усиленно питаться и активно размножаться. После того как бактерии очистят воду от радужного пятна нефти, их самих съедят другие мелкие жители моря.
— Но эти бактерии не могут справиться с последствиями такого большого загрязнения, как при аварии танкера. Столько «грязи» они съесть не могут. Поэтому учёные собираются специально разводить таких микробов и в сухом состоянии держать их в специальных упаковках. При авариях бактерии-нефтееды можно высевать в больших количествах на нефтяное пятно.
Но кроме нефтяных аварий, существуют и другие беды. Из-за деятельности людей погибло целое море.
40 лет назад в Средней Азии было удивительное малосолёное море. Люди, жившие у его берегов, называли море Аральским.
Учитель показывает данное место на карте.
— Слово «арал» означает остров. Это был удивительный остров воды в пустыне глубиной до 67 метров, протянувшийся почти на 400 километров в длину и ширину. В Аральское море несли воду реки Амударья и Сырдарья. По морю плавали корабли. В море было около 1000 островов. На берегах моря жили люди, работали заводы. Крупнейшими портами на берегах Аральского моря были Аральск и Муйнак. Сегодня от Муйнака до берега моря 60 километров. Вместо воды можно увидеть выжженный солнцем песок с солью и кладбище кораблей.
Как же всё это произошло? В 50-е годы прошлого века люди решили увеличить посевы риса и хлопка. Для этого пришлось создать целую сеть оросительных каналов. Вода в эти каналы шла от рек Амударья и Сырдарья. В Аральское море стало поступать меньше воды, чем испарялось с его поверхности. Объём воды стал уменьшаться. Сейчас в нём воды меньше в три раза, чем было раньше. Вода стала очень солёной, и рыба погибла. Рыболовство прекратилось. Желание человека получить больше хлопчатника и риса обернулось экологической катастрофой.
Море высыхает и скоро превратится в два озера с солёной водой. Изменился климат. С открывшегося дна моря поднимаются тонны соли и разлетаются с ветром по прилегающим территориям. От этого страдает почва, а следовательно, все растения и человек. В этом месте люди стали жить меньше, чем раньше.
Восстановить то, что человек нарушил в этом месте, невозможно.
Это всего лишь два примера экологических катастроф. Какие примеры вреда, наносимого экономикой природе, вы можете привести?
Выбросы заводов и фабрик очень вредны. Смог — туман, пропитанный вредными газами и другими веществами. В 1952 году смог над Лондоном вызвал гибель 4 тысяч человек.
Почва и её плодородие — важнейший и незаменимый источник пищевых продуктов. Но если человек неправильно ею пользуется, то наносит непоправимый вред. От чего может пострадать почва?
Если человек неправильно распахивает поля, то почва с них вымывается дождями и выдувается ветрами, образуются овраги.
Если постоянно на одном месте сажать одну и ту же культуру, то почва становится бедной и растения не получают необходимые для развития вещества.
Если в почву попадают ядовитые химические вещества, то она становится мёртвой и на ней уже ничего не растёт.
Познакомимся с другими источниками загрязнения окружающей среды. Прочитайте статью «Две стороны экономики» на странице 80 в учебнике.
Какую пользу приносит экономика? А какой вред она наносит природе и человеку?
Дети заполняют таблицу в рабочей тетради (с. 43, № 2).
Какой вывод мы должны сделать, прочитав эту статью?
Люди должны делать экономику как можно более безопасной для окружающего мира.
Можно ли предвидеть, что произойдёт в результате каких-то действий человека? Можно.
Этим занимаются учёные-экологи. Они делают экологические прогнозы, похожие на прогнозы погоды, которые мы слышим каждый день.
Представьте, что вы учёные-экологи.
Расскажите, что будет, если в море произойдёт авария нефтяного танкера.
Что произойдёт, если на реке построят плотину?
Что произойдёт, если в озеро попадут ядовитые отходы производства?
Рассмотрите рисунок в задании 3 на странице 44 в рабочей тетради. Напишите экологический прогноз для этой ситуации.
Если люди будут знать о последствиях своих поступков, то, может быть, они будут бережнее относиться к тому, что их окружает.
4. Рефлексия учебной деятельности
Дети отвечают на вопросы рубрик «Обсудим!» и «Проверь себя» на с. 83-84.
— Какие выводы вы можете сделать в конце урока?
Дома ученики выполняют задания на с. 84 учебника и № 4 на с. 44 в рабочей тетради.
Проверочная работа
Чтобы проверить степень усвоения детьми материала по теме «Чему учит экономика», им предлагаются вопросы проверочной работы на с. 159-163 учебника.
Рекомендуем посмотреть:




Похожие статьи:
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Обобщение знаний по теме «Как устроен мир»
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Тела, вещества, частицы. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Размножение и развитие растений. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Охрана растений. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Органы чувств. Школа России
← Конспект урока по окружающему миру 3 класс на тему «Природа и наша безопасность» | Конспект урока по окружающему миру «Золотое кольцо России» в 3 классе →
![]() |
Опубликовано: 1752 дня назад (22 июня 2020)
Просмотров: 2827
Рубрика: Конспекты уроков в начальной школе
|
+2↑ Голосов: 2 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!