Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект урока по окружающему миру 3 класс. Экономика и экология

Разработка урока окружающего мира в 3 классе. Тема: Экономика и экология.
Прогнозируемые результаты:
• Третьеклассники узнают о двух сторонах экономики — полезной и опасной. Научатся обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить экологические прогнозы.
Учебные материалы: физическая карта России.
Ход урока
1. Актуализация знаний
Дети отвечают на вопросы теста по теме «Государственный и семейный бюджет».
— Отгадайте кроссворд.
По горизонтали:
1. Плата за работу. (Зарплата)
4. Денежное вознаграждение за хорошую работу. (Премия)
5. Оплата труда писателя, художника, музыканта. (Гонорар)
7. Выплата студенту учебным заведением. (Стипендия)
9. Деньги за сданное в аренду жильё. (Рента)
10. Поступления в бюджет. (Доход)
11. Деньги от работы частной фирмы. (Прибыль)
По вертикали:
2. Деньги, выплачиваемые банком по вкладу. (Процент)
3. Деньги, которые получают бабушка или дедушка. (Пенсия)
6. Деньги, которые тратят. (Расход)
8. Деньги, которые выплачивают маме на маленького ребёнка. (Пособие)

2. Мотивация учебной деятельности
— Мы познакомились со многими отраслями экономики и узнали об их работе. Можем ли мы обойтись без экономики?
Но все предприятия, которые производят такие необходимые нам вещи, наносят вред окружающей среде. Сегодня мы будем говорить о связи экономики и экологии.
3. Работа по теме урока
— Урок мы начнём сразу с такого понятия, как экологическая катастрофа.
Что это такое?
Что катастрофичного для природы может произойти по вине человека? Прочитайте статью на странице 79 в учебнике.
Что описано в этой статье?
Я хочу более подробно рассказать вам об этом происшествии.
Обитатели морей сегодня очень сильно страдают от загрязнения воды. Одним из самых опасных загрязнителей является нефть, попадающая в воду при аварии танкеров. Специалисты даже стали называть такие происшествИя «чёрным прибоем». Гибель и опустошение приносит этот прибой обитателям моря и побережья.
В полночь 23 марта 1989 года танкер «Эксон Валдес» налетел на подводные скалы у берегов Аляски.
Учитель показывает место происшествия на карте.
— В море вытекло несколько десятков тысяч тонн нефти. Это была самая крупная экологическая катастрофа у берегов Северной Америки.
Спасательные работы начались только спустя 12 часов, так как люди не были готовы к такой крупной аварии. Гигантское нефтяное пятно расползлось на площади около 2 тысяч квадратных километров. «Чёрный прибой» достиг берега. Липкая чёрная ядовитая масса покрыла берега на протяжении почти 700 километров.
Смогли извлечь всего 4% вылившейся в море нефти. Ещё несколько месяцев люди собирали по берегам погибших животных. Это были сотни тысяч птиц, миллионы рыб, бесчисленное количество моллюсков, ракообразных и водорослей.
Почему погибли все эти животные? У морских выдр-каланов покрытый нефтью мех перестал защищать животных, и они погибли от холода. Гибли они и от прямого отравления нефтью, так как пытались очистить свой мех и слизывали нефть. Перья птиц, покрытые нефтью, также не удерживали тепло, и птицы гибли от переохлаждения. Водоплавающие птицы не могли плавать. Загрязнённые нефтью птичьи яйца переставали развиваться, птенцы погибали в яйцах, так и не вылупившись на свет. Пострадали и другие животные, у которых были нарушены цепи питания. Медведи и орлы поедали пропитанных нефтью мёртвых птиц, рыбу, олени ели загрязнённые водоросли, киты отравлялись заражёнными рачками.
Запишите в рабочей тетради, какие живые существа страдают от разливов нефти (с. 43, № 1).
Учёные подсчитали, что ущерб от такой экологической катастрофы будет ощущаться несколько десятков лет. Учёные ищут способы борьбы с последствиями таких катастроф. Они проводят эксперименты, пытаются использовать живые организмы для очистки моря. В море нашлись бактерии, вторые едят нефть. Почуяв добычу, бактерии-нефтееды начинают усиленно питаться и активно размножаться. После того как бактерии очистят воду от радужного пятна нефти, их самих съедят другие мелкие жители моря.
— Но эти бактерии не могут справиться с последствиями такого большого загрязнения, как при аварии танкера. Столько «грязи» они съесть не могут. Поэтому учёные собираются специально разводить таких микробов и в сухом состоянии держать их в специальных упаковках. При авариях бактерии-нефтееды можно высевать в больших количествах на нефтяное пятно.
Но кроме нефтяных аварий, существуют и другие беды. Из-за деятельности людей погибло целое море.
40 лет назад в Средней Азии было удивительное малосолёное море. Люди, жившие у его берегов, называли море Аральским.
Учитель показывает данное место на карте.
— Слово «арал» означает остров. Это был удивительный остров воды в пустыне глубиной до 67 метров, протянувшийся почти на 400 километров в длину и ширину. В Аральское море несли воду реки Амударья и Сырдарья. По морю плавали корабли. В море было около 1000 островов. На берегах моря жили люди, работали заводы. Крупнейшими портами на берегах Аральского моря были Аральск и Муйнак. Сегодня от Муйнака до берега моря 60 километров. Вместо воды можно увидеть выжженный солнцем песок с солью и кладбище кораблей.
Как же всё это произошло? В 50-е годы прошлого века люди решили увеличить посевы риса и хлопка. Для этого пришлось создать целую сеть оросительных каналов. Вода в эти каналы шла от рек Амударья и Сырдарья. В Аральское море стало поступать меньше воды, чем испарялось с его поверхности. Объём воды стал уменьшаться. Сейчас в нём воды меньше в три раза, чем было раньше. Вода стала очень солёной, и рыба погибла. Рыболовство прекратилось. Желание человека получить больше хлопчатника и риса обернулось экологической катастрофой.
Море высыхает и скоро превратится в два озера с солёной водой. Изменился климат. С открывшегося дна моря поднимаются тонны соли и разлетаются с ветром по прилегающим территориям. От этого страдает почва, а следовательно, все растения и человек. В этом месте люди стали жить меньше, чем раньше.
Восстановить то, что человек нарушил в этом месте, невозможно.
Это всего лишь два примера экологических катастроф. Какие примеры вреда, наносимого экономикой природе, вы можете привести?
Выбросы заводов и фабрик очень вредны. Смог — туман, пропитанный вредными газами и другими веществами. В 1952 году смог над Лондоном вызвал гибель 4 тысяч человек.
Почва и её плодородие — важнейший и незаменимый источник пищевых продуктов. Но если человек неправильно ею пользуется, то наносит непоправимый вред. От чего может пострадать почва?
Если человек неправильно распахивает поля, то почва с них вымывается дождями и выдувается ветрами, образуются овраги.
Если постоянно на одном месте сажать одну и ту же культуру, то почва становится бедной и растения не получают необходимые для развития вещества.
Если в почву попадают ядовитые химические вещества, то она становится мёртвой и на ней уже ничего не растёт.
Познакомимся с другими источниками загрязнения окружающей среды. Прочитайте статью «Две стороны экономики» на странице 80 в учебнике.
Какую пользу приносит экономика? А какой вред она наносит природе и человеку?
Дети заполняют таблицу в рабочей тетради (с. 43, № 2).
Какой вывод мы должны сделать, прочитав эту статью?
Люди должны делать экономику как можно более безопасной для окружающего мира.
Можно ли предвидеть, что произойдёт в результате каких-то действий человека? Можно.
Этим занимаются учёные-экологи. Они делают экологические прогнозы, похожие на прогнозы погоды, которые мы слышим каждый день.
Представьте, что вы учёные-экологи.
Расскажите, что будет, если в море произойдёт авария нефтяного танкера.
Что произойдёт, если на реке построят плотину?
Что произойдёт, если в озеро попадут ядовитые отходы производства?
Рассмотрите рисунок в задании 3 на странице 44 в рабочей тетради. Напишите экологический прогноз для этой ситуации.
Если люди будут знать о последствиях своих поступков, то, может быть, они будут бережнее относиться к тому, что их окружает.
4. Рефлексия учебной деятельности
Дети отвечают на вопросы рубрик «Обсудим!» и «Проверь себя» на с. 83-84.
— Какие выводы вы можете сделать в конце урока?
Дома ученики выполняют задания на с. 84 учебника и № 4 на с. 44 в рабочей тетради.
Проверочная работа
Чтобы проверить степень усвоения детьми материала по теме «Чему учит экономика», им предлагаются вопросы проверочной работы на с. 159-163 учебника.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Что такое экология. Школа России Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Воздух и его охрана. Школа России Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Превращения и круговорот воды. Школа России Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Экологическая безопасность. Школа России

Похожие статьи:

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Обобщение знаний по теме «Как устроен мир»

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Тела, вещества, частицы. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Размножение и развитие растений. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Охрана растений. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Органы чувств. Школа России

Конспект урока по окружающему миру 3 класс на тему «Природа и наша безопасность» | Конспект урока по окружающему миру «Золотое кольцо России» в 3 классе
Опубликовано: 1399 дней назад (22 июня 2020)
Просмотров: 2641
+2
Голосов: 2
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!