Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Тела, вещества, частицы. Школа России

Урок окружающего мира для 3 класса на тему «Тела, вещества, частицы». УМК А. А. Плешакова

Цель: познакомить с телами и их составом.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества, доказывать предположения, делать выводы.

Оборудование: стеклянная и керамическая вазы, ложка, мяч, гвоздь, молоко в стакане; кусочек сахара; пластилиновые шарики.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

Графический диктант

Если утверждение правильное, ставьте знак «+», если неправильное, ставьте знак «-».

• Природа — это все, что нас окружает. («-». Природа — все, что нас окружает и существует независимо от человека.)

• Природа бывает живая и неживая. («+».)

• Снег относится к живой природе. («-».)

• Бактерии относятся к живой природе. («+».)

• Сердце, легкие, печень — это внутренний мир человека. («-».)

• Ветер — облака соответствуют связи живое — неживое. («-».)

(После выполнения задания проводится самопроверка. Учитель читает утверждение, ставит знак на доске, ученики проверяют.)

— Кто выполнил задание правильно?

— Какое утверждение показалось вам наиболее сложным?

III. Самоопределение к деятельности

Сегодня на уроке мы начинаем изучать новый раздел, который называется «Эта удивительная природа».

— Откройте учебник на с. 35. Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая материалы этого раздела.

— Что вы уже научились делать?

— Что еще делать не можете?

Сегодня на уроке вы узнаете, что такое тела, вещества и частицы.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа

Тела

— Вспомните, на какие группы можно разделить все предметы, которые нас окружают. (Объекты природы и рукотворные объекты.)

— Назовите объекты природы.

(Учитель записывает на доске.)

Солнце, ель, воробей, гриб, камень.

— Назовите рукотворные объекты.

(Учитель записывает на доске.)

Машина, школа, тетрадь, мяч.

— Все эти предметы можно назвать одним словом — тела. (Учитель записывает на доске слово «тела».)

— Что такое тела? (Все предметы, окружающие нас.)

— Как вы думаете, можно ли все тела разделить на группы? Есть естественные и искусственные тела.

(Учитель записывает на доске.)

Тела: естественные и искусственные.

— Назовите естественные тела.

— Назовите искусственные тела.

— Прочитайте текст в учебнике на с. 36.

— Какие тела называют небесными или космическими? (Солнце, Луну, планеты, кометы, звезды и т. д.)

(Учитель записывает на доске.)

Тела: естественные, искусственные, небесные.

Вещества

— Назовите предметы, стоящие на столе.

(На столе находятся стеклянная и керамическая вазы, ложка, мяч, гвоздь, молоко в стакане. Учитель показывает на стеклянную вазу.)

— Что можно сказать об этом предмете? (Это искусственное тело.)

— Из чего оно сделано? (Из стекла.)

(Учитель показывает на керамическую вазу.)

— Что можно сказать об этом предмете? (Это искусственное тело.)

— Из чего оно сделано? (Из глины.)

(Учитель показывает на ложку.)

— Что можно сказать об этом предмете? (Это искусственное тело.)

— Из чего оно сделано? (Из алюминия.)

(Учитель показывает на мяч.)

— Что можно сказать об этом предмете? (Это искусственное тело.)

— Из чего оно сделано? (Из резины.)

(Учитель показывает на гвоздь.)

— Что можно сказать об этом предмете? (Это искусственное тело.)

— Из чего оно сделано? (Из железа.)

(Учитель показывает на молоко.)

— Что можно сказать об этом предмете?

(Дети затрудняются с ответом.)

— Прочитайте текст в учебнике на с. 37.

— Что такое вещество? (То, из чего состоят тела.)

— Что такое молоко? (Вещество.)

Некоторые тела образованы одним веществом, но есть тела, которые состоят из нескольких веществ. Например, растения. В них есть вода, сахар, крахмал, глюкоза и другие вещества.

— Какие бывают вещества? (Твердые, жидкие, газообразные.) (Учитель записывает на доске.)

Вещества: твердые, жидкие, газообразные.

2. Опыт

Ученые установили, что вещества состоят из мельчайших частиц, которые видны только под микроскопом.

— Как же можно убедиться, что эти частицы существуют? Давайте проведем опыт.

(Учитель берет для опыта тело, образованное одним веществом, — кусочек сахара. Опускает его в стакан с водой и перемешивает ложкой. Сначала сахар хорошо виден, но постепенно становится невидимым.)

— Попробуйте воду на вкус. Какая она? (Она сладкая.) Значит, сахар не исчез, он остался в стакане.

— Почему же мы не видим сахар? (Потому что кусочек сахара распался на мельчайшие частицы, из которых он состоял (растворился). И эти частицы перемешались с частицами воды.)

Этот опыт показывает, что вещества, а значит и тела, состоят из частиц.

— Скажите, раствор сахара в воде - это вещество или смесь веществ? (Смесь двух веществ.)

Каждое вещество состоит из особых частиц, которые по размеру и форме отличаются от частиц других веществ. Ученые установили, что между частицами есть промежутки. В твердых телах эти промежутки маленькие, в жидкостях — побольше, а в газах — еще больше. В любом теле все частицы находятся в постоянном движении.

(Учитель записывает на доске слово «частицы».)

V. Физкультминутка

Я привстану на носочки.

Хорошенько потянусь.

Раз — наклон, два — наклон,

Словно буква О свернусь,

И попрыгаю немножко,

И руками покручу,

Постою на правой ножке

И головкой поверчу.

Тихо сяду, улыбнусь

И работою займусь.

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради № 1 (с. 14).

— Прочитайте задание. На какие группы делятся тела?

— Выполните задание.

— В каком ряду вы закрасили кружок? (В последнем.)

№2 (с. 14).

— Прочитайте задание. Какие тела называются естественными?

— Какие тела называются искусственными?

— Выполните задание.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

№ 3 (с. 14).

— Прочитайте задание. Выполните его.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

№5 (с. 15).

— Прочитайте задание. Вещество соль — твердое, жидкое или газообразное? (Твердое.)

— А природный газ? (Газообразное.)

— Продолжите выполнять задание самостоятельно.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

VII. Рефлексия

1. Работа в группах

— Прочитайте первое задание в учебнике на с. 39. Выполните его.

— Прочитайте второе задание. Выполните его. Проверьте себя.

— Кто правильно выполнил второе задание?

2. Моделирование

(Учитель раздает детям пластилиновые шарики.)

— Покажите с помощью модели процесс растворения кусочка сахара в воде.

— Изобразите с помощью моделей расположение частиц в твердом, жидком и газообразном веществах.

VIII. Подведение итогов урока

— Что такое тело, вещество, частица?

Домашнее задание

1. Учебник: прочитать текст на с. 36—39, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 39.

2. Рабочая тетрадь: № 4, 6 (с. 15).

3. Индивидуальные задания: подготовить устные сообщения о М.В. Ломоносове, о поваренной соли.

Похожие статьи:

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Охрана растений. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Органы чувств. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Обобщение знаний по теме «Как устроен мир»

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Дыхание и кровообращение. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Размножение и развитие растений. Школа России

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!