Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Дыхание и кровообращение. Школа России

Урок окружающего мира для 3 класса на тему «Дыхание и кровообращение». УМК А. А. Плешакова

Цель: познакомить с дыхательной и кровеносной системами человека.

Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять строение и принципы работы дыхательной и кровеносной систем, узнают о роли крови в организме, научатся измерять пульс.

Оборудование: картинки с изображением органов пищеварительной системы человека; демонстрационные таблицы «Органы Дыхания», «Органы кровообращения».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

1. Индивидуальное задание. Моделирование

(Учитель раздает ученикам картинки с изображением органов пищеварительной системы человека.)

— Вырежьте органы, составьте из модулей пищеварительную систему.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

2. Фронтальный опрос

— Какие питательные вещества человек получает с пищей?

— Из каких органов состоит пищеварительная система?

— Какие изменения происходят с пищей в органах пищеварения?

— Расскажите о правилах рационального питания.

III. Самоопределение к деятельности

— Попробуйте на минуту закрыть рот, зажать нос и перестать дышать. Вы сразу почувствуете, что вам необходимо глубоко вдохнуть. Это, оставшись без кислорода, взбунтовались клетки. Они кричат: «Пришлите нам кислород. Иначе мы все погибнем от голода!»

— Может ли человек обойтись без воздуха? (Только в течение нескольких минут.)

Сегодня на уроке будем говорить о дыхании и о движении крови.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа

Дыхательная система

— Какой состав имеет воздух? (Кислород, углекислый газ, азот.)

— Какой газ необходим для дыхания? (Кислород.)

Всю жизнь человек дышит — вдыхает и выдыхает воздух. При вдохе воздух через носовую полость, трахею и бронхи поступает в легкие. Все эти органы составляют дыхательную систему.

(Учитель вывешивает на доске демонстрационную таблицу «Органы дыхания». Ученики по таблице находят носовую полость, трахею, бронхи, легкие и запоминают их расположение.)

— Посмотрите на таблицу, скажите, с какого органа начинается путь воздуха в организм. (С носовой полости.)

Воздух, попав в носовую полость, проходит по множеству извилистых каналов. Поверхность каналов усеяна множеством крохотных ресничек. К ресничкам, как мухи к липкой бумаге, прилипают налету пылинки. Вытри нос изнутри, после того как пройдешь по пыльной дороге. Темное пятно на платке покажет, сколько пыли осело в носу. Благодаря кровеносным сосудам в носовой полости жарко, как в духовке. Согретый и очищенный воздух продолжает свой путь и попадает в дыхательное горло.

— Как по-другому называется дыхательное горло? (Гортань.)

Гортань переходит в трахею. Трахея разветвляется на два бронха. Изнутри они покрыты крохотными ресничками. Эти влажные реснички захватывают пылинки, которым удалось проскользнуть вместе с воздухом через трахею. В легкие должен поступать только совершенно чистый воздух, вот бронхи и выполняют обязанности фильтра. Бронхи ведут в легкие.

Легкие

Ходим мы, играем, пишем

И все время дышим, дышим,

Ведь для этого недаром

Есть у всех нас легких пара.

И они — подумать только! —

Все разделены на дольки.

Невесомы и воздушны,

Наши легкие послушно

Выдох делают за вдохом.

Нам без них пришлось бы плохо.

Н. Кнушевицкая

Легкие представляют собой две большие розовые губки. Они состоят из бесчисленного множества крохотных легочных пузырьков — альвеол. Всего в легких взрослого человека почти 300 млн пузырьков. Если бы удалось расправить их оболочки и соединить вместе, то получилась бы такая громадная пленка, что закрыла бы целиком волейбольную площадку площадью 100 м2. Легкие непрерывно проделывают огромную работу. Если бы они перекачивали не воздух, а воду, то за одну ночь подняли бы полтонны воды на высоту второго этажа.

2. Работа по учебнику

— Прочитайте в учебнике текст «О дыхании» на с. 144—145.

— Как устроена и работает дыхательная система?

— Как выглядят трахея и бронхи?

— Из чего состоят легкие?

— Какова роль легочных пузырьков? (Забирают частицы кислорода и отдают частицы углекислого газа.)

3. Выполнение заданий в рабочей тетради

№ 1 (с. 64).

— Прочитайте задание. Заполните пропуски в тексте. (Носовая полость, трахея, бронхи, легкие составляют дыхательную систему. Она обеспечивает организм кислородом и помогает удалять из организма углекислый газ.)

(После выполнения задания проводится проверка.)

№2 (с. 64).

— Прочитайте задание. Укажите стрелками органы.

(После выполнения задания проводится проверка по учебнику.)

№ 3 (с. 64).

— Прочитайте задание.

— Укажите последовательность прохождения воздуха при вдохе по органам дыхания красным карандашом.

— Укажите последовательность прохождения воздуха при выдохе по органам дыхания синим карандашом.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

4. Беседа

Движение крови

Легкие обогатили кровь кислородом. Что же с ней происходит дальше? Дальше кровь несет этот кислород ко всем клеткам организма.

(Учитель вывешивает на доску демонстрационную таблицу «Органы кровообращения».)

— Обратите внимание, что кровеносные сосуды окрашены в 2 цвета. Кто знает, почему? (Кровь, богатая кислородом, красная, а богатая углекислым газом — синяя.)

— Отгадайте загадку.

День и ночь стучит оно,

Словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг

Прекратится этот стук. (Сердце.)

— Главный орган системы кровообращения - сердце. Что же произойдет, если стук сердца прекратится? (Ответы учеников.)

Как узнают: человек жив или умер? Прежде всего прислушиваются, бьется ли сердце. Сердце остановилось — значит, человек мертв. Клетки и органы человека не могут жить без питания.

Сердце человека невелико. Это плотный мускульный мешочек размером немного больше кулака. Сожмите кулак — вот такое сердечко бьется у вас в груди. Ежедневно оно прокачивает примерно 10 т крови, то есть целую цистерну, равную массе двух огромных слонов.

— Почему оно не устает?

(Учащиеся выдвигают свои предположения, обосновывают их.)

Потому что отдыхает. Протолкнет сердце кровь и отдохнет, протолкнет и отдохнет. Иначе не выдержать бы ему круглосуточной работы на протяжении всей жизни.

Сердце наше имеет очень сложное строение, оно четырехкамерное, то есть состоит из четырех отделов — двух желудочков и двух предсердий. Кровь в сердце не смешивается, потому что между отделами есть «дверцы» — клапаны, которые открываются только в одну сторону.

— Послушайте стихотворение.

Сердце

В груди у каждого из нас

И день, и ночь, и всякий час

Мотор стучит чудесный,

Конечно, вам известный.

Любой его назвать бы мог.

Лишь только жизни огонек

Однажды разгорится —

Начнет тут сердце биться.

Оно, как маленький насос,

Совсем не в шутку, а всерьез

Качает кровь, качает

И устали не знает.

И если кто из вас сидит,

Читает или пишет,

Оно тихонечко стучит,

И мы его не слышим.

Но если быстро побежать

Иль сказку стоит услыхать

Про злого Бармалея, —

Забьется посильнее.

Моторчик наш, он непростой,

Он не железный, а живой.

Он тосковать умеет,

И любит, и жалеет.

Н. Кнушевицкая

— Когда сердце бьется тихо? (Когда человек спокоен, выполняет нетрудную работу.)

— Когда бьется сильнее? (Когда человек переживает, выполняет тяжелую работу, быстро бежит и т. д.)

— Было ли у вас состояние, когда сердце «готово выскочить из груди»? Приведите примеры.

— Прочитайте в учебнике текст «О движении крови» на с. 145.

— Какова роль крови в организме?

— Как устроена и работает кровеносная система?

— Зачем капелька крови, обежав весь организм, возвращается в сердце и отправляется в новое путешествие?

5. Практическая работа

— Рассмотрите в учебнике рисунок на с. 146.

— Прощупайте у себя на левой руке пульс. Каждый удар пульса соответствует удару сердца.

(Когда все ребята нащупают у себя на руке пульс, учитель засекает 15 секунд, а ученики считают количество ударов пульса за это время. Затем полученное число ударов умножают на четыре.)

— Сколько ударов делает ваше сердце в минуту?

— А сколько раз оно бьется за 10 минут? Посчитайте.

— Результаты запишите в рабочую тетрадь на с. 65 (№ 4). (Учитель предлагает детям присесть 10 раз, подпрыгнуть 10 раз.)

— Подсчитайте теперь число ударов сердца. Какой вывод можно сделать?

V. Физкультминутка

Не боимся мы пороши —

Ловим снег.

Хлопок в ладоши!

Руки в стороны, по швам —

Снега хватит нам и вам!

Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу,

Проложи себе дорогу!

Я мороза не боюсь,

С ним я крепко подружусь.

Подойдет ко мне мороз,

Тронет руку, тронет нос.

Значит, надо не зевать,

Прыгать, бегать и играть.

VI. Закрепление изученного материала

— Допишите предложения.

• Трахея разделяется на ... (бронхи).

• При попадании крошек в дыхательные пути возникает... (кашель).

• Главный орган кровеносной системы — ... (сердце).

• Кровь ко всем органам приносит ... (кислород и питательные вещества).

VII. Рефлексия

— Что было особенно интересным на уроке?

VIII. Подведение итогов урока

— Назовите органы дыхательной системы.

— Назовите органы кровеносной системы.

Итак, дыхательная система снабжает организм кислородом. Кровеносная система обеспечивает движение крови, которая переносит внутри организма различные вещества.

Домашнее задание

Учебник: прочитать текст на с. 144-146, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 146.

Похожие статьи:

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Охрана растений. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Размножение и развитие растений. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Обобщение знаний по теме «Как устроен мир»

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Тела, вещества, частицы. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Органы чувств. Школа России

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!