Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Размножение и развитие растений. Школа России

Урок окружающего мира для 3 класса на тему «Размножение и развитие растений». УМК А. А. Плешакова

Цель: познакомить с размножением и развитием растений. Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять, что такое опыление, как распространяются плоды и семена, обнаруживать взаимосвязи в живой природе, моделировать их и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе.

Оборудование: пластилин.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания Фронтальный опрос

— Расскажите о дыхании растений.

— Расскажите о питании растений.

— Почему растения не могут жить без солнечного света?

— Почему животные и люди не могут жить на Земле без растений?

III. Самоопределение к деятельности

— Отгадайте загадки.

Летит — гудит,

Сядет — молчит.

Целый день в трудах,

То в лугах, то в садах.

И кто ей друг

Тот всегда с медком.

А кто ей не люб —

Спасайся бегом! (Пчела.)

 

Червяком она была,

Только ела и спала.

Потеряла аппетит,

Смотришь — по небу летит. (Бабочка.)

 

Его фигура подвела —

Гораздо толще, чем пчела.

Полоски словно у осы,

На брюшке — капельки росы.

Смотри, он плюхнулся на хмель,

Большой мохнатый толстый ... (шмель).

 

Пищит над ухом он всю ночь

И укусить тебя не прочь.

Ну и зануда, вот кошмар,

Писклявый, маленький... (комар).

— Объясните экологические связи «насекомые — растения». (Ответы учеников.)

Сегодня на уроке мы будем говорить о том, как растения размножаются.

IV. Работа по теме урока

1. Размножение растений

— Какие признаки жизни растений вы знаете? (Они дышат, питаются, растут, развиваются, размножаются, умирают.)

— Вспомните, как размножаются водоросли, мхи и папоротники. (Спорами.)

— Вспомните, как размножаются хвойные и цветковые растения. (Семенами.)

— Над цветками растений всегда летают пчелы, шмели, бабочки. Почему? (Они кормятся сладким цветочным соком — нектаром и при этом опыляют растения.)

— Что такое опыление? (Опыление — это перенос пыльцы с тычинок цветка на рыльце пестика, где происходит оплодотворение.)

Чтобы у растений появились семена, нужно перенести пыльцу с одного цветка на другой. Это как раз и делают насекомые. Прилетит бабочка за сладкой капелькой нектара, сядет на цветок, к ней пыльца и прилипнет. Потом бабочка сядет на соседнее растение и приставшей к ее лапкам пыльцой опылит его цветок.

Так переносят пыльцу не только бабочки, но и другие насекомые. Только кому-то нравятся одни цветы, кому-то — другие. Вот, например, пчела или шмель на ландыш не сядет. Зато комару колокольчик ландыша — и стол, и дом. Цветок, который называется львиным зевом, мелкие насекомые облетят стороной: им в цветок не забраться, силенок не хватит. А пчела или шмель — пожалуйста: упрется спинкой в верхнюю часть цветка, отогнет лапками нижнюю и заберется внутрь.

Насекомые никогда не перепутают цветы: летят только к тем, что содержат подходящую для них пищу, которую можно добыть.

Многие цветы раскрываются и источают ароматы только к вечеру. Обычно эти цветы белые: белый цвет в сумерках заметнее всего. Кого же приманивают они? Бабочек! Только уж теперь

не дневных, а ночных. Так днем и ночью, от весны до осени идет в природе великая работа: бесчисленное множество добровольных рассыльных переносят и переносят пыльцу. Отцветают одни растения, появляются цветы на других. Весной на сады словно бы опускаются бело-розовые облака — столько цветов на яблонях и вишнях.

Каждое дерево тихонько гудит от множества насекомых. Но проходит время, и там, где были цветы, появляются румяные яблоки, сочные ягоды. А участвовали в создании этого изобилия пчелы, шмели и другие насекомые. Не будь их, не стало бы и плодов.

2. Работа по учебнику

— Прочитайте в учебнике текст на с. 78.

— Что такое опыление? (Перенос пыльцы с одного растения на другое.)

— Кто выполняет эту работу?

— Что произойдет, если цветок не будет опылен?

3. Выполнение заданий в рабочей тетради

№ 1 (с. 34).

— Прочитайте задание. Назовите слова в левом столбике. Выберите из правого столбика пояснение к каждому слову.

— Первое слово нектар. Какое определение подойдет к этому слову? (Нектар — сладкий цветочный сок.)

— Соедините стрелкой слово нектар и пояснение.

— Второе слово пыльца. К этому слову подберите пояснение. (Пыльца — мелкие желтые крупинки в цветках.)

— Соедините стрелкой слово пыльца и пояснение.

— Закончите выполнение задания самостоятельно. (Опыление — перенос пыльцы с одного цветка на другой. Насекомые- опылители — животные, которые опыляют цветы.)

(После выполнения задания проводится проверка.)

№2 (с. 35).

— Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки. Подпишите названия насекомых-опылителей. (Пчела, шмель, бабочка.)

(После выполнения задания проводится проверка.)

4. Плоды путешествуют. Практическая работа

(Во время практической работы учащиеся заполняют таблицу в рабочей тетради на с. 35, № 3.)

— Как же распространяются семена?

Плоды растений — настоящие путешественники. Если приглядеться к ним, то можно догадаться, как они путешествуют.

Корзиночка с семенами репейника путешествует на чужих ногах. Пройдет лошадь, корзиночка с семенами — цап! — шипами- колючками за лошадиную шерсть — и поехала. Где-нибудь семена отцепятся от лошадиной шерсти и упадут на землю. И на козах, и на лошадях «ездят» репейнички, и, конечно, на собаках. Вот для чего репейнику колючки-цеплючки.

Путешествуют семена и других растений. Налетит ветер, подхватит семена-парашютики одуванчика и понесет. И березе, и клену, и елке ветер тоже помогает — крутятся их летучие семена, словно вертолетики, и улетают далеко-далеко.

Ну а если семена нелетучие? и неколючие? Тут выручают птицы. Станут птицы клевать семена и растащат, разроняют по всему лесу.

А есть растения, которые своими семенами стреляют! Например, бешеный огурец. Плоды этого заморского огурца и вправду похожи на маленькие огурчики. Созреет такой огурчик, и стоит его чуть задеть, как он тотчас выстрелит семенами. Семена у него мокрые, клейкие — в кого угодит, тот их с собой и унесет. Потом подсохнут семена и отвалятся.

Стреляющих растений у нас много: и недотрога, и анютины глазки, и кислица, и душистый горошек.

— Рассмотрите в учебнике на картинке (с. 79) плоды с семенами клена, липы, березы, одуванчика. У этих плодов есть крылышки, парашютики.

— Как вы думаете, как путешествуют эти плоды? (Их разносит ветром.)

— Запишите названия этих растений и нарисуйте плоды в рабочей тетради.

— А теперь посмотрите на плоды репейника, череды. Как они распространяются? (У этих плодов есть крючочки, зубчики. Ими они цепляются за одежду человека, шерсть зверей и путешествуют, пока не упадут.)

— Запишите названия этих растений и нарисуйте плоды в рабочей тетради.

А у некоторых растений семена распространяются саморазбрызгиванием, например у кислицы.

— Запишите название растения и нарисуйте плоды в рабочей тетради.

— Как вы думаете, почему плодам необходимо путешествовать? (Ответы учеников.)

На одном растении плодов бывает очень много. Если бы все они упали возле растения, на котором образовались, то молодые ростки просто погибли бы — им не хватило бы места, света, питания. Вот растения и расселяются с помощью ветра, животных и человека.

(Заранее подготовленный ученик выступает с устным сообщением на тему «Как распространяются семена растений».)

5. Как развивается растение

Большая часть растений вырастает из упавших на землю семян. Для прорастания семян нужны тепло, вода, воздух. Весной почва сырая и теплая, от этого каждое семя набухает и начинает расти. Сначала появляется корень, затем росток. Этот процесс называется проращиванием. Прорастая, семя раскрывается и выпускает корень. Зеленый побег устремляется сквозь почву к свету. Молодые листочки помогают растению вырабатывать свою собственную пищу.

— Прочитайте в учебнике на с. 80 текст «Как развивается растение из семени».

— Семя — это живое или неживое тело? Объясните.

— Семена растений обычно хранят в пакетиках. Почему семена при этом не прорастают?

— Весной в цветущие сады часто выносят ульи с пчелами. Для чего это делают?

V. Физкультминутка

Руки подняли и покачали —

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули —

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем —

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем —

Крылья сложили назад.

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

№4 (с. 36).

— Прочитайте задание. Используя текст учебника, напишите, что необходимо для прорастания семян. (Для прорастания семян нужны тепло, вода, воздух.)

(После выполнения задания проводится проверка.)

№5 (с. 36).

— Прочитайте задание.

— Весной многие выращивают рассаду. Вы, наверное, наблюдали за этим процессом. Нарисуйте, как развивается растение из семени.

— Что появляется сначала? (Корешок.)

— А потом? (Стебелек с листочками.)

№6 (с. 36).

— Прочитайте задание. Рассмотрите рисунок.

— Каждая пчелка принесла буквы. Составьте из этих букв слою, и вы узнаете, какую работу выполняют пчелки. (Опыление.)

— Как можно назвать этих пчелок? (Насекомые-опылители.)

— Какое значение для растения имеет процесс опыления?

VII. Рефлексия

Моделирование

(Работа проводится в группах.)

— Вылепите из пластилина модели процесса развития растения из семени. Проверьте себя по тексту и рисунку учебника на с. 80.

(Ученики выполняют задание.)

Итак, большинство растений размножается семенами. Плоды с семенами образуются на месте цветков после опыления. Они распространяются с помощью ветра, животных, человека. Из семян в благоприятных условиях развиваются новые растения.

VIII. Подведение итогов урока

— Как размножается большинство растений?

— Расскажите о процессе оплодотворения.

— Как распространяются семена?

Домашнее задание

1. Учебник: прочитать текст на с. 78—81, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 81.

2. Рабочая тетрадь: № 7 (с. 36).

3. Индивидуальные задания: подготовить устные сообщения на темы «Хохлатка», «Сон-трава», «Волчье лыко», «Купальница», «Кувшинка».

Дополнительный материал

Как распространяются семена растений

Колокольчик.

Колокольчик раскидистый назвали так за ветвистый стебель, на котором поднимается сразу много цветков. Это растение многолетнее. Колокольчики интересны своими плодами, а точнее — способом их вскрывания. Ко времени созревания плоды становятся сухими, их относят к типу плода-коробочки. Но коробочки эти особого рода — они никогда не открываются. Семена из них высыпаются через специальные отверстия, имеющиеся в боковых стенках. Рассеивание семян происходит постепенно, небольшими порциями, обычно только тогда, когда коробочка колеблется от ветра.

Рогоз.

У топкого берега озера, а иногда и на краю болота возвышается стройная заросль тонких растений с черными бархатными шишками и узкими листьями. Это рогоз.

Рогоз относится к семейству рогозовых. Черный початок рогоза — это соцветие женских пестичных цветков. Осенью соцветия со взрывом лопаются и из них вываливаются плоды с летучками. Ветер подхватывает их и разносит на огромные расстояния. Семена покрыты волосками и, попадая в воду, держатся на поверхности 2—3 дня, а затем опускаются на дно и прорастают.

Любка двулистная.

Любку иногда называют ночной красавицей из-за того, что ночью она пахнет гораздо сильнее, чем днем. Аромат ее цветков острый и своеобразный, немного напоминающий запах декоративного душистого табака. Любка относится к семейству орхидных — тому самому, к которому принадлежат пышные тропические орхидеи с крупными, роскошными, ярко окрашенными цветками.

У цветков есть одна интересная деталь — так называемый шпорец. Это тонкий и длинный отросток в виде трубочки, закрытой на одном конце. Он несколько напоминает миниатюрные ножны для шпаги.

Внутри шпорца — бесцветный сладкий нектар. Благодаря множеству торчащих во все стороны длинных шпорцев соцветие любки кажется каким-то лохматым.

Но самое интересное в цветке любки — опыление. Как и все другие орхидные, любка опыляется насекомыми. Когда какое-либо насекомое в поисках нектара пытается проникнуть внутрь цветка, к его головке приклеивается тонкая короткая ниточка с крохотным комочком пыльцы на верхушке — поллинарий (он немного похож на усик какой-нибудь дневной бабочки с булавовидным утолщением на конце, но только гораздо меньше). Посетив цветок, насекомое уносит на головке это «украшение». В чем же смысл такого «подарка» любки? Он обеспечивает перекрестное опыление. Если насекомое проникает в другой цветок любки, то комочек пыльцы на «усике» прикасается к рыльцу пестика и происходит опыление.

Копытень.

Листья этого растения имеют очень характерную форму: листовая пластинка округлая, но с той стороны, где к ней подходит черешок, глубоко вырезана. Листья похожи по форме на след копыта лошади, из-за чего растение и получило свое название.

В середине лета из цветков копытня образуются плоды. Внешне они мало отличаются от цветков. В плодах заключены буроватые блестящие семена размером с крупинку пшена. Каждое из них снабжено небольшим мясистым придатком белого цвета.

Этот придаток привлекает муравьев. Найдя в лесу семя, муравей несет его в свое жилище. Конечно, далеко не все семена удается доставить на место назначения, много их теряется в пути и остается в разных местах леса, часто далеко от материнского растения. Здесь эти семена и прорастают.

Кислица.

Листочки кислицы, похожие на сердечко, отходят от самой земли. Обычно утром, когда листья «просыпаются», они расправ

лены, но, как только припечет солнце, они складываются нижними сторонами, где находятся устьица, и тем самым защищаются от испарения. Если жара продолжается, листья бледнеют. Они складываются также в дождь, стоит только первым каплям упасть на них, при наступлении ночи и с приходом холодов: в таком состоянии они и зимуют под снегом.

У кислицы «стреляющие» плоды. Их можно найти летом на концах тонких цветоножек, где весной были цветки. Плоды имеют вид маленьких (чуть больше конопляного зерна) зеленоватых шариков, по бокам которых идут сверху вниз продольные грани. Такой плодик действительно стреляет. Слегка сожмешь его пальцами, и он словно взрывается — с силой вылетают в разные стороны несколько мелких рыжеватых семян.

Семена кислицы вылетают под действием силы, заключенной в них самих (сбоку семени имеется особое приспособление, действующее как отталкивающая пружина).

Пустырник.

Траву называют так, потому что пустыри — излюбленное место ее обитания. Пустырник образует густые высокие заросли. Стоит, раскинув свои лопастные листья. А вокруг вьются, гудят пчелы. Много-много пчел. Они летят к пустырнику не только в хорошую погоду, но и в пасмурный, неласковый день. Ведь пустырник - это настоящая кладовая чудесного нектара. Розовые цветки его мелкие, зато их очень много. Мед из их нектара получается светло-золотистым, с особым, очень хорошим вкусом, с приятным ароматом.

В цветках пустырника есть по несколько острых зубчиков. Когда на месте цветков образуются плоды, зубчики становятся твердыми, колючими. Вот почему о растение, которое выглядит совсем безобидным, можно пребольно уколоться. А зубчики эти помогают плодам расселяться — цепляются наподобие репейника за одежду человека и шерсть животных.

Похожие статьи:

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Охрана растений. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Органы чувств. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Дыхание и кровообращение. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Тела, вещества, частицы. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Обобщение знаний по теме «Как устроен мир»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!