Конспект урока по окружающему миру 3 класс на тему «Природа и наша безопасность»
Разработка урока окружающего мира в 3 классе. Тема: Природа и наша безопасность.
Прогнозируемые результаты:• Третьеклассники узнают, в каких случаях человеку приходится защищаться от природы. Научатся правильно вести себя во время грозы, распознавать ядовитые растения и грибы, избегать опасности при встречах и общении с животными.
Учебные материалы: интерактивная доска; презентация с изображениями кошек и собак, ядовитых растений, змей; атлас-определитель «От земли до неба»; книга «Зелёные страницы» (А.А. Плешаков); рисунки для заполнения головоломки.
Ход урока
1. Актуализация знанийДети отвечают на вопросы теста по теме «Опасные места».
— Запишите названия изображённых предметов в сетку головоломки.
Дети выполняют задание.
— Какое слово получилось в выделенных клетках?
Чем могут быть опасны изображённые предметы?
Какой предмет «лишний»? Почему? («Лишняя» — собака, так как это живое существо).
2. Мотивация учебной деятельности
— Мы продолжаем работать с разделом «Наша безопасность». Сегодня речь пойдёт о растениях и животных, которые могут нанести вред нашему здоровью.
3. Работа по теме урока
— Какие опасности может нести человеку неживая природа? «У природы нет плохой погоды» — поётся в одноимённой песне.
Но не всякая погода хороша. Многие явления опасны для здоровья и жизни человека. К таким явлениям неживой природы относятся метель, гололёд, гроза. О последнем явлении поговорим подробнее.
Гроза — бурное ненастье с дождём, громом и молниями. Гроза обязательно сопровождается раскатами грома и порывами ветра.
Обычно можно заранее понять, что собирается гроза. Сильно печёт солнце, в воздухе накапливается влага, становится душно. На горизонте можно увидеть скопление мощных кучевых облаков. Ветер начинает дуть порывами, усиливаться. Затем сверху из надвинувшейся тучи обрушивается стена проливного дождя, иногда с градом. Сверкают молнии, раздаются оглушительные раскаты грома.
Чем опасна гроза?
Прежде всего молниевыми разрядами. Их прямое попадание для человека может быть смертельным. Ежегодно от молний в мире гибнет около 3 тысяч человек.
Другая опасность — сильный ветер, ломающий ветви деревьев и повреждающий строения. Из-за этого человек может получить травму.
Молнии — гигантские искры, возникающие между небом и землёй. Одновременно в атмосфере Земли происходит примерно 1800 гроз, и каждую секунду возникает около 100 молний.
Линейная молния на равнинах, как правило, бьёт из облака в землю или воду. Она ударяет чаще всего в высокие предметы: шпили высоких домов и церквей, антенны. Для защиты построек от молний люди ставят молниеотводы.
Еще молнию притягивает вода. Если гроза застала вас купающимися или плывущими в лодке, немедленно добирайтесь до берега.
Молнию притягивают одиночные деревья на открытых местах. Поэтому прятаться под такими деревьями нельзя. Треть жертв молний укрывались поддеревьями.
Нахождение во время грозы в городе менее опасно, чем на открытой местности, так как стальные конструкции и высокие здания выполняют роль молниеотводов.
Если природа линейных молний понятна и предсказуема, то природа шаровой молнии до сих пор остаётся загадкой. Такая молния образуется, когда обычная молния распадается на отдельные участки. Светящиеся шары голубого, зелёного, жёлтого или красного цветов могут просуществовать несколько секунд и взорваться от столкновения с каким-либо предметом.
— Драматический случай произошёл с пятью альпинистами 17 августа 1978 года на Кавказе. В ясную ночь люди остановились на ночлег. В палатку к альпинистам залетел светло-жёлтый шар величиной с теннисный мяч. Шар проникал в спальные мешки, вызывая ужасные крики. Люди чувствовали сильнейшую боль, не могли двигать ни руками, ни ногами, теряли сознание. После того как шар посетил каждый спальный мешок по несколько раз, он исчез. Альпинисты получили тяжёлые раны, мышцы были вырваны целыми кусками, до самых костей. Одного из альпинистов шар убил. При этом шаровая молния не коснулась ни одного предмета.
Шаровая молния может появиться где угодно, даже в закрытых помещениях. Были случаи её появления из телефонной трубки, розетки, электробритвы.
Размеры шаровой молнии могут быть от нескольких сантиметров до нескольких метров.
Что делать, если в вашем доме появилась шаровая молния?
Нельзя делать резких движений и убегать, надо держаться подальше от электрических предметов и проводки, нельзя касаться металлических предметов.
Чтобы уберечься от молний, надо соблюдать определённые правила. Познакомимся с ними.
Дети читают текст в учебнике на с. 25.
— Есть ещё ряд правил поведения во время этого природного явления. Прочитайте их.
Дети читают текст на интерактивной доске.
На доске.
• Если вы заменили признаки приближения грозы, то переждите её дома.
• Закройте двери, окна, дымоходы.
• Выключите телевизор, радио, телефон и электроприборы.
• Держитесь дальше от электропроводки, антенны, окон, дверей.
• Если гроза застала вас на улице, укройтесь в ближайшем здании.
• Если вы находитесь на возвышении, скале, в горах, немедленно спускайтесь вниз или ищите убежища в углублениях среди нагромождения камней.
• Если вы застигнуты грозой на велосипеде, остановитесь и отойдите от велосипеда примерно на 30 метров.
• Если гроза застала вас в машине, то оставайтесь в ней. Только закройте окна, опустите антенну и остановитесь.
• Во время грозы не бегайте.
Дети выполняют задание № 1 на с. 14 в рабочей тетради.
— Какие опасности поджидают нас при общении с живой природой? Откройте учебник на страницах 26-27 и вспомните грибы и растения, с которыми мы познакомились во втором и третьем классах. (Мухоморы, ложный опёнок, бледная поганка, вороний глаз, волчье лыко.)
Какие опасные грибы добавились в учебнике?
Прежде чем говорить о ложнодождевике, надо познакомиться с дождевиком. Для этого откройте ваши атласы-определители на страницах 110-111. Рассмотрите гриб и прочитайте о нём статью.
Сразу после тёплых майских дождей на лугах, полянах и опушках появляются дождевики. У них нет ни ножек, ни шляпок. Мякоть у грибов чистая, снежно-белая, плотного пористого строения. В молодости дождевики мясистые, упруго-тугие, а в старости пухлые, ссохшиеся. Наступишь на такого «старика», он взорвётся, точно бомба, и выкинет густой столб бурого или зеленоватого дыма. Часто их зовут «пороховиками», «пыльниками».
Дети читают рассказ «Волчий табак, заячья картошка» на с. 67-68 книги «Зелёные страницы».
— А теперь откройте атласы на страницах 114-115. Рассмотрите изображение ложнодождевика. Какое отличие вы увидели сразу? Прочитайте текст об этом грибе.
— Среди ядовитых растений изображён ландыш. Неужели этот красивый цветок ядовит?
Ландышевые цветы идут на изготовление сердечных лекарств, духов и мыла.
После опыления вместо цветков появляются зелёные, а затем ярко- красные ягоды-шарики. Они ядовиты. Животные, наевшись их, погибают. У человека при отравлении ландышем появляется тошнота, головокружение, судороги. Сразу надо принять рвотное и промыть желудок.
Люди давно подметили, что человек, пожевавший белены, мечется, буйствует, ему что-то мерещится. Вероятно, из-за такого поведения возникли выражения «взбелениться», «белены объелся», которые говорят о человеке, совершающем поступки против всякого здравого смысла.
Цветки белены напоминают кувшинчики. В них может находиться до пяти сотен семян. Вот они и приводят к беде. Дети находят эти кувшинчики, срывают их и высыпают на ладонь горсть маковых зёрен. Если их взять в рот и разжевать, то отравиться можно насмерть.
О дурмане прочитайте в атласе-определителе на странице 51.
Прочитайте вывод на странице 27 учебника.
Дети выполняют задания № 2, 3 на с. 14-15 в рабочей тетради.
— Какие неприятности могут доставить животные? Многие люди боятся змей. Как вести себя с этими животными? Прочитайте об этом в учебнике на странице 28 (первые 2 абзаца).
Дополним наши представления о гадюках, прочитав статью в атласе- определителе на странице 171. С каким животным часто путают ядовитых змей? Прочитайте текст об уже. Подпишите названия змей в №4 на странице 15 в рабочей тетради.
Запомните: нельзя трогать змей, бросать в них палками или камнями, наступать ногами.
В этом же параграфе вы видите фотографии домашних животных — кошки и собаки. Какая опасность может исходить от домашних животных?
Выслушиваются ответы детей.
— Согласно исследованиям, проведённым Южно-Австралийской комиссией здравоохранения, шесть пород собак представляют серьёзную угрозу для человека. Это бультерьеры, немецкие овчарки, доберманы-пинчеры, ротвейлеры, голубые ищейки и колли. На территории России этот список пополняется кавказскими, среднеазиатскими, южнорусскими овчарками, ризеншнауцерами, боксёрами, терьерами и догами.
Учитель показывает иллюстрации с изображениями этих пород собак.
— Эти собаки агрессивны, малочувствительны к боли. Во многих странах Европы и США желающие завести таких собак получают специальное разрешение, такое же, как на покупку оружия. У нас таких законов нет, поэтому и бойцовых собак на улицах достаточно много.
Однако степень агрессивности каждой собаки зависит не только от породы, но и от воспитания и поведения хозяина.
Прочитайте о правилах поведения с кошками и собаками.
Дети читают текст в учебнике на с. 28-29.
— Какие правила вы узнали?
Существует ещё много правил, которые было бы неплохо запомнить.
На доске.
• Нельзя заходить на чужую территорию, охраняемую собакой.
• В узких прoхoдaх лучше пропустить человека с собакой.
• Свою собаку надо воспитывать.
• Если собака помахивает хвостом и приседает на задние лапы, она готовится к прыжку.
• Нельзя пристально смотреть животным в глаза и улыбаться. Улыбку животные могут принять за оскал зубов, то есть угрозу.
• Не дёргайте животных за хвост.
• Делайте домашним животным профилактические прививки.
• Не толкайте хозяина собаки.
Творческая работа
Дети придумывают и рисуют в рабочей тетради условные знаки к правилам безопасности, изученным на уроке (с. 16, №5).
Затем идёт обсуждение придуманных знаков.
4. Рефлексия учебной деятельности
Дети отвечают на вопросы рубрик «Обсудим!» и «Проверь себя» на с. 29-30 учебника.
— Какие правила безопасного общения с природой вы запомнили?
Какие ядовитые растения и грибы теперь знаете?
Дети отвечают.
— Какие выводы сделали на уроке?
Дома дети выполняют задания на с. 30 учебника и № 6, 7 на с. 16-17 в рабочей тетради.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Что такое экология. Школа России Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Воздух и его охрана. Школа России Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Превращения и круговорот воды. Школа России Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Экологическая безопасность. Школа РоссииПохожие статьи:
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Обобщение знаний по теме «Как устроен мир»
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Тела, вещества, частицы. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Размножение и развитие растений. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Охрана растений. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Органы чувств. Школа России
← План конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Дорожные знаки | Конспект урока по окружающему миру 3 класс. Экономика и экология →
Опубликовано: 1596 дней назад (21 июня 2020)
Просмотров: 2991
Рубрика: Конспекты уроков в начальной школе
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!