Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Воздух и его охрана. Школа России
Урок окружающего мира для 3 класса на тему «Воздух и его охрана». УМК А. А. Плешакова
Цель: познакомить с составом и свойствами воздуха. Планируемые результаты: учащиеся научатся с помощью опытов исследовать свойства воздуха, анализировать, доказывать предположения, делать выводы, использовать тексты и иллюстрации учебника для поиска ответов на вопросы.
Оборудование: колба с трубкой; спиртовка; тряпочка для опыта; лист какого-либо дерева.
Ход урока
I. Организационный моментII. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
1. Индивидуальные задания
— Какие вещества используют при приготовлении супа? (Соль.)
— Варенья? (Сахар.)
— Консервирования огурцов? (Соль, уксусную кислоту.)
— Соления огурцов? (Соль.)
— Киселя? (Крахмал.)
2. Фронтальный опрос
— Что такое вещество? Какие бывают вещества? Приведите примеры.
— Из чего состоят вещества? (Из молекул и атомов.)
— Какие вещества вы знаете? Назовите их основные свойства.
III. Самоопределение к деятельности
— Отгадайте загадку.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем. (Воздух.)
Воздух наполняет все пространство вокруг нас. Без него мы не могли бы ни дышать, ни слышать, ни ощущать запахи.
Сегодня на уроке мы будем говорить о воздухе, о его составе.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа Что такое воздух
Кроме Атлантического, Тихого, Индийского и Северного Ледовитого океанов, есть на свете еще один океан — самый большой на нашей планете, и вы каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, «купаетесь» в нем.
Океан этот не соленый, не пресный и к тому же без берегов и без воды. Словно огромные серебристые рыбы, проплывают по его просторам самолеты.
— Как называется этот океан?
Это воздушный океан. Пятый океан, очень важный для жизни.
— Почему?
Попробуйте глубоко вдохнуть, закрыть ладошкой рот, нос и считать про себя: раз, два, три... До шестидесяти не досчитаете, как нестерпимо захочется убрать ладошку и глотнуть свежего воздуха. Воздухом дышим мы с вами, дышат и звери, и птицы, и растения — все живое на Земле не может обойтись без него.
Когда человек опускается глубоко под воду или собирается в космический полет, он обязательно берет с собой запас воздуха. А если бы пятый океан вдруг исчез, наша Земля всего через несколько минут стала бы безжизненной планетой.
Важен пятый океан еще и вот почему. Воздушная оболочка Земли — это ее удивительная голубая «рубашка». В такой «рубашке» наша планета не перегревается от солнечного жара, не стынет от космического холода, как, например, Луна и планета Меркурий, у них-то такой «рубашки» нет.
Кроме того, воздушная оболочка, словно боевая кольчуга, защищает Землю от космических снарядов — метеоритов. Когда небесные камни обстреливают Землю, они сначала сталкиваются с ее воздушной «броней», которая тормозит, замедляет их полет. При этом метеориты так сильно раскаляются, что, не достигнув Земли, сгорают. Некоторым из них, особенно крупным, все-таки удается пробить «броню», но их удары уже не могут причинить большого вреда...
Пятый океан защищает нас и от космических лучей-невидимок. Они бы давно уничтожили на Земле все живое, да воздух их не пропускает.
Так что воздушная «рубашка» Земле просто необходима, и только благодаря ей на Земле, единственной планете во всей Солнечной системе, существует разумная жизнь.
— Какое значение имеет воздух для растений, животных, человека? (Нужен для дыхания, защищает Землю от перегревания и охлаждения, метеоритных осадков, от вредных солнечных лучей.)
2. Практическая работа
Состав и свойства воздуха
— Что такое воздух? (Воздух — это смесь многих газов. Больше всего в воздухе азота, также он состоит из кислорода, и меньше всего в нем углекислого газа.)
— Какими свойствами обладает воздух?
— Воздух прозрачен или непрозрачен? Докажите. (Через воздух мы видим все окружающие нас предметы, значит, воздух прозрачен.)
(Учитель записывает на доске.)
Воздух прозрачен.
— Какой цвет имеет воздух? Докажите. (Шкаф коричневый, мел белый, комнатные растения зеленые. Воздух не имеет цвета, значит, бесцветен.)
(Учитель записывает на доске.)
Воздух бесцветен.
— Какой запах имеет воздух? (Мы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному. В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха. И мы ощущаем разные запахи. Но чистый воздух не имеет запаха.)
(Учитель записывает на доске.)
Воздух не имеет запаха.
Что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении? Узнаем это с помощью опытов.
Опыт 1
Цель: узнать, что происходит с воздухом при нагревании.
Возьмем колбу с трубкой. Опустим трубку в воду. Заметим, что вода не входит в трубку — ее не пускает воздух. Будем нагревать колбу. Из трубки стали выходить пузырьки воздуха.
Вывод: при нагревании воздух расширяется.
Опыт 2
Цель: узнать, что происходит с воздухом при охлаждении.
Положим на колбу холодную влажную тряпочку. Мы увидим, как вода будет подниматься в трубке. Воздух как бы уступает воде часть своего места.
Вывод: при охлаждении воздух сжимается.
(Учитель записывает на доске.)
При нагревании воздух расширяется, при охлаждении сжимается.
У воздуха есть еще одно интересное свойство — он плохо проводит тепло. Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают, потому что между холодными частицами снега много воздуха и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающее стебли и корни растений. Осенью белочка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз.
(Учитель записывает на доске.)
Воздух плохо проводит тепло.
— Итак, какие свойства имеет воздух?
V. Физкультминутка
Поднимает руки класс —
Это раз.
Повернулась голова —
Это два.
Руки вниз, вперед смотри —
Это три.
Руки в стороны пошире
Развернули на четыре.
С силой их к плечам прижать —
Это пять.
Всем ребятам дружно сесть —
Это шесть.
VI. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради
№1 (с. 18).
— Прочитайте задание. Рассмотрите рисунок и подпишите на схеме, какие газообразные вещества входят в состав воздуха.
(После выполнения задания проводится самопроверка. Дети сравнивают свою схему со схемой в учебнике на с. 46.)
№2 (с. 19).
— Прочитайте задание. Запишите свойства воздуха.
(После выполнения задания проводится самопроверка. Дети сравнивают свои записи с записями на доске.)
№3(с. 19).
— Прочитайте задание. Какие свойства воздуха нужно учитывать, чтобы правильно выполнить задание? (При нагревании воздух расширяется, при охлаждении сжимается.)
— Как объяснить, что воздух при нагревании расширяется? Что происходит с частицами, из которых он состоит? (Частицы начинают двигаться быстрее, и промежутки между ними увеличиваются.)
— Нарисуйте в первом прямоугольнике, как располагаются частицы воздуха при нагревании.
— Как объяснить, что воздух при охлаждении сжимается? Что происходит с частицами, из которых он состоит? (Частицы начинают двигаться медленнее, и промежутки между ними уменьшаются.)
— Нарисуйте во втором прямоугольнике, как располагаются частицы воздуха при охлаждении.
(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)
№4 (с. 19).
— Прочитайте задание. Какое свойство воздуха объясняет это явление? (Воздух плохо проводит тепло.)
VII. Рефлексия
1. Работа в группах
— Прочитайте первое задание в учебнике на с. 48. Попробуйте объяснить свойства воздуха.
(Дети объясняют друг другу, затем всему классу, потом проверяют себя на «Страничках для самопроверки».)
— Прочитайте второе задание на с. 48. Выполните его.
— Что загрязняет воздух? (Промышленные предприятия, транспорт.)
2. Беседа
Неподалеку от моего дома есть фабрика. Из моих окон видна высокая кирпичная труба. Из нее день и ночь валят черные густые клубы дыма, отчего горизонт вечно прячется за плотной сероватой завесой. Порой так и кажется, будто это заядлый курильщик окуривает город своей неугасаемой гулливерской трубкой. Мы все кашляем, чихаем, кое-кого приходится даже укладывать в больницу. А «курильщику» хоть бы что: знай себе пых да пых, пых да пых.
Дети плачут: противная фабрика! Взрослые сердятся: немедленно закрыть!
А в ответ все слышат: как так «противная»?! Как так «закрыть»?! Наша фабрика товары для людей выпускает. А, к сожалению, дыма без огня не бывает. Загасим пламя топок — фабрика остановится, товаров не будет.
Как-то поутру проснулась я, глянула в окно — не дымит! Перестал великан курить, фабрика на месте, труба по-прежнему торчит, а дыма нет. Интересно, надолго ли? Однако вижу: и завтра не дымит, и послезавтра, и послепослезавтра... Неужто фабрику вовсе закрыли?
А дым куда же подевался? Сами ведь говорили, что дыма без огня не бывает.
Вскоре выяснилось: услышали наконец бесконечные наши жалобы — приладили к фабричной трубе дымоуловители, дымоловку, которая не позволяет частичкам сажи вылетать из трубы.
И вот что интересно. Казалось бы, никому не нужный и даже вредный дым заставили делать доброе дело. Его (вернее, сажу) теперь здесь бережно собирают и отправляют на завод пластмасс. Кто знает, быть может, этот мой фломастер как раз из той самой сажи, пойманной дымоловками. Словом, польза от дымоловок всем: и нам, горожанам (мы больше не болеем), и самой фабрике (она сажу продает, а не пускает, как прежде, на ветер), и покупателям пластмассовых изделий (в том числе фломастеров).
— Назовите способы охраны чистоты воздуха. (Установки для очистки воздуха, электромобили.)
— Чтобы очистить воздух, люди сажают деревья. Почему? (Растения поглощают углекислый газ, а выделяют кислород.)
Давайте внимательно рассмотрим листочек дерева. Нижняя поверхность листа покрыта прозрачной пленочкой и усеяна очень мелкими отверстиями. Их называют «устьица», хорошенько разглядеть их можно только в лупу. Они то открываются, то закрываются, собирая углекислый газ. При свете солнца из воды, которая поднимается от корней по стеблям растений, и углекислого газа в зеленых листьях образуются сахар, крахмал, кислород.
Не зря растения называют «легкими планеты».
Какой чудесный воздух в лесу! В нем много кислорода и полезных веществ. Ведь деревья выделяют особые летучие вещества — фитонциды, которые убивают бактерии. Смолистые запахи ели и сосны, аромат березы, дуба, лиственницы очень полезны для человека. А вот в городах воздух совсем другой. Он пахнет бензином, выхлопными газами, ведь в городах много машин, работают фабрики, заводы, которые тоже загрязняют воздух. Дышать таким воздухом человеку вредно. Чтобы очистить воздух, мы сажаем деревья, кустарники: липы, тополя, сирень.
VIII. Подведение итогов урока
— Что такое воздух?
— Назовите свойства воздуха.
— Что нового вы узнали на уроке?
Домашнее задание
1. Учебник: прочитать текст на с. 46—50, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 50.
2. Рабочая тетрадь: № 5 (с. 20).
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Природа. Ценность природы для людей. Школа России Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Что такое экология. Школа России Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Превращения и круговорот воды. Школа России Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Экологическая безопасность. Школа РоссииПохожие статьи:
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Обобщение знаний по теме «Как устроен мир»
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Тела, вещества, частицы. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Размножение и развитие растений. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Охрана растений. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Органы чувств. Школа России
← Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Что такое экология. Школа России | Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Превращения и круговорот воды. Школа России →
Опубликовано: 1738 дней назад (21 марта 2020)
Просмотров: 6996
Рубрика: Конспекты уроков в начальной школе
|
+2↑ Голосов: 2 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!