Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

 

Творческий конкурс для педагогов «Интересная Зима»

 

Творческий конкурс для педагогов и детей «Благодатная Осень»

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Солнце, растения и мы с вами. Плешаков

Разработка урока окружающего мира в 3 классе. Тема: Солнце, растения и мы с вами.
Прогнозируемые результаты:
• Третьеклассники узнают, как дышат и питаются растения. Научатся обнаруживать взаимосвязи между неживой природой, растениями и человеком, моделировать их, использовать для объяснения необходимости бережного отношения к растениям.
Учебные материалы: DVD; диск «Природоведение-3» (фильм «Тайны зелёного короля»); схемы дыхания и питания растений со снимающимися названиями веществ.
Ход урока
1. Актуализация знаний
— Разгадайте кроссворд.
По горизонтали:
1. Хвойное дерево, которое очень любит солнце. (Сосна)
6. Нецветущее растение с длинными листьями, похожими на перья. (Папоротник)
7. Кукушкин лён — это... (Мох)
10. Второе название растения «олений мох». (Ягель)
По вертикали:
2. Мох, который создаёт торф. (Сфагнум)
3. Растение, объединившее в себе гриб и водоросль. (Лишайник)
4. Растение, живущее в воде и не имеющее стебля, корня, листьев. (Водоросль)
5. Наука о растениях. (Ботаника)
8. Листья сосны и можжевельника. (Хвоя)
9. Хвойное «новогоднее» дерево. (Ель)

Дети отвечают на вопросы теста по теме «Разнообразие растений».
2. Мотивация учебной деятельности
— На прошлом уроке мы познакомились с разнообразием растений. У них много общего и много отличий. Но есть определённые условия, которые необходимы для жизни большинству растений. Сегодня мы познакомимся с такими условиями.

3. Работа по теме урока
— Докажите, что растение — живое существо. Сегодня мы подробно поговорим о питании и дыхании растений.
Как мы с вами дышим? Что вдыхаем и что выдыхаем?
Растение, как любое живое существо, дышит и вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. Какой орган у растения отвечает за дыхание? Кислород «вдыхают» листья через маленькие отверстия на листовых пластинках — устьица. Устьица, как правило, располагаются на нижней части листовой пластины. Но могут быть и сверху. Так, например, у водяных лилий листья плавают на воде. Поэтому растение дышит верхней стороной листа, где и расположены устьица.
Рассмотрите схему дыхания растений на странице 75 в учебнике. Объясните: что изображено с помощью стрелочек.
Растение получает кислород как в воздухе (с помощью листьев), так и под землёй (с помощью корней). «Выдыхается» углекислый газ в воздух и под землю.
Как растение получает воду и минеральные соли? Рассмотрите схему питания растения и ответьте на поставленный вопрос.
Синяя стрелка показывает, что из почвы растение с помощью корней получает воду и растворённые в ней соли. Но растению для нормального развития и роста требуются ещё сахар и крахмал. Обратите внимание на названия веществ, расположенных в центре кроны дерева. Этих веществ в почве нет. Откуда растение может взять сахар и крахмал? Обратите внимание на названия веществ около кроны. Там снова мы видим углекислый газ и кислород. Только стрелки стоят по-другому. Что получает растение? Что оно отдаёт?
Как же так? Мы знаем, что растение дышит кислородом, а выделяет углекислый газ. Почему на этой схеме всё наоборот?
Здесь показана схема питания. А питается растение снова с помощью листьев. Именно в листьях готовятся необходимые ему вещества. Как? Прочитаем об этом рассказ учёного-ботаника.
Дети читают текст на с. 74 в учебнике.
— Процесс приготовления сахара и крахмала называется фотосинтезом.
Как происходит превращение света в продукт питания?
Когда свет падает на лист, часть его энергии поглощается зелёным пигментом, находящимся в листе. Этот пигмент называется хлорофиллом. Растение преобразует энергию солнца, и получаются молекулы сахара, которые разносятся по всему растению. Ненужный растению кислород выделяется обратно.
Но у многих растений нет листьев. Например, у кактусов. У таких растений процесс фотосинтеза происходит в стебле. Процесс фотосинтеза может происходить в любой части растений, где есть хлорофилл: в зелёных ветках, в черешках листьев, зелёных стеблях. Зелёный цвет — надёжный показатель наличия хлорофилла. Но и незелёные листья могут содержать значительное количество этого вещества.
Если посмотреть на дерево или кустарник, то можно подумать, что листья у него расположены довольно беспорядочно. Но это не так. Листья, к которым не поступает свет, умирают. Поэтому все листья у растения располагаются таким образом, чтобы к ним мог поступить свет.
Какое условие необходимо для процесса фотосинтеза? (Свет.)
Вспомните, на уроках, посвященных комнатным растениям, мы говорили о том, что растения надо размещать по-разному. Какие-то из них любят свет, какие-то выносят тень. Были ли такие растения, которые могут постоянно жить в темноте, совсем без света?
Учитель располагает на доске схемы, аналогичные изображённым в учебнике на с. 75. Названия веществ со схем сняты.
— Восстановите схемы дыхания и питания растений. Объясните: как происходят эти процессы у растений?
Ученики моделируют схему, показывающие процессы дыхания и питания растений, заполняют схему в № 1 на с. 32 рабочей тетради.
— Мы достаточно много говорили о процессе фотосинтеза, а теперь посмотрим, как он происходит.
Учитель показывает фрагменты фильма «Тайны зелёного короля».
— Крахмал и сахар необходимы для обеспечения энергией всех живых организмов на Земле. Может ли человек или какое-либо животное вырабатывать их? Где взять эти вещества? Правильно, эти вещества мы берём у растений. Съев растения, мы таким образом «добываем» себе необходимые для жизни вещества. Получается такая цепочка: солнце — растение — человек. То же самое и у животных: солнце — растение — животное.
Дети выполняют задания в парах в учебнике на с. 76 и № 2, 3, 4 в рабочей тетради.
5. Рефлексия учебной деятельности
Дети отвечают на вопросы в учебнике на с. 77.
— Что нового вы узнали? Какие взаимосвязи в природе смогли установить и смоделировать? Почему к растениям нужно относиться бережно? Прочитайте выводы, сделанные Мудрой Черепахой. Сравните с нашими выводами.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Что такое экология. Школа России Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Воздух и его охрана. Школа России Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Превращения и круговорот воды. Школа России Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Экологическая безопасность. Школа России

Похожие статьи:

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Обобщение знаний по теме «Как устроен мир»

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Тела, вещества, частицы. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Размножение и развитие растений. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Охрана растений. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Органы чувств. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Вода. Плешаков | Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Разнообразие животных. Плешаков
Опубликовано: 132 дня назад (19 июня 2020)
Просмотров: 383
+2
Голосов: 2
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!