Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Разнообразие животных. Плешаков

Разработка урока окружающего мира в 3 классе. Тема: Разнообразие животных.
Прогнозируемые результаты:
• Третьеклассники узнают, на какие группы учёные делят царство животных. Научатся классифицировать животных, определять их с помощью атласа-определителя.
Учебные материалы: презентация с изображениями животных, интерактивная доска; DVD, диск «Мы знакомимся с природой» (фильмы «Кто такие моллюски?», «Где раки зимуют?»); книга «Зелёные страницы» (А.А. Плешаков).
Ход урока
1. Актуализация знаний
— Вспомните растения, о которых шла речь на прошлом уроке. Их названия мы должны вписать в клетки кроссворда.
По горизонтали:
1. Лекарственное растение, получившее название за форму своих листьев. (Тысячелистник)
5. Жёлтая кувшинка. (Кубышка)
6. Цветок, чьи красные ягоды считаются ядовитыми. (Ландыш)
7. Растение, чьи мелкие жёлтые цветочки собраны в корзинки. (Пижма)
По вертикали:
2. Второе название растения «кукушкины слёзы». (Ятрышник)
3. Растение с жёлтыми цветками, которое любит купаться. (Купальница)
4. Растение, капли из которого являются успокоительным средством. (Валериана)
5. Второе название «одолень-травы». (Кувшинка)

Выслушиваются рассказы детей о растениях, занесённых в Красную книгу.
2. Мотивация учебной деятельности
— После знакомства с миром растений мы переходим к миру животных. Кто относится к животным?
Сегодня вы узнаете ещё о нескольких группах живых существ, относящихся к животным.

3. Работа по теме урока
— Наука о животных называется зоологией. Учёные-зоологи разделили животных на группы, руководствуясь определёнными признаками. Вспомните признаки насекомых, рыб, птиц, земноводных, пресмыкающихся, птиц и зверей. Приведите примеры животных всех этих групп.
Наше представление о царстве животных было бы не совсем полным, если бы мы умолчали ещё о нескольких группах живых существ.
Что это за группы? Прочитайте об этом в учебнике на страницах 88-89.
Первая новая группа — это черви. Какого представителя этой группы вы знаете? Расскажите о дождевом черве.
К червям относятся почти 46 000 видов животных. Все они удлинённой формы, с сильной мускулатурой. Передвигаются черви, изгибая упругое тело. Они обитают в почве (дождевой червь), пресных водоёмах (пиявки) и морях. Они могут добывать пищу самостоятельно или паразитировать в растениях и животных.
Дождевые черви помогают улучшать почву. Пиявки используются в медицине. А морские черви-полихеты являются основным кормом рыб и других морских животных.
Это всё полезные черви. Но существует много вредных червей- паразитов. Они вызывают различные заболевания у людей и животных. В организм человека они попадают из-за несоблюдения правил гигиены. Немытые фрукты и овощи, грязные руки, грязная вода, неопрятное содержание домашних животных — всё это причины появления заболеваний, связанных с попаданием в организм человека червей.
У людей и животных внутри кишечника паразитируют ленточные черви (их тело приплюснуто и похоже на ленту) и круглые черви. Различные приспособления (присоски, крючочки, хоботки) помогают этим червям удержаться внутри организма. Черви, поселяясь в организме, выделяют различные вредные вещества, отравляющие его. Человек становится нервным, раздражительным, быстро устаёт, слабеет, у него пропадает аппетит. Среди червей-паразитов встречаются особи длиной от нескольких миллиметров до нескольких метров.
Человек должен хорошо знать червей. Полезных надо охранять, а с вредными — бороться.
Следующая группа — моллюски. Кто относится к этой группе? Вы узнаете об этом, посмотрев фильм.
Учитель показывает фильм «Кто такие моллюски?».
— О каких моллюсках вы узнали? Где они обитают? Какие условия необходимы для их жизни? Каковы особенности их тела?
Если фильма в распоряжении педагога нет, то продолжается рассказ.
— На Земле обитает около 130 000 видов этих животных. Их можно встретить на поверхности и внутри почвы, в морях, реках, озерах, на равнинах и в горах, среди камней и травы, даже на деревьях. Но большинство моллюсков предпочитает жить в океане.
Моллюски питаются растениями, мелкими животными и органическими остатками. Почти все они защищены раковиной. Все моллюски имеют ногу, при помощи которой передвигаются. У крупных моллюсков зачатки раковины могут быть спрятаны под кожей, как, например, у кальмара.
Люди добывают моллюсков — мидий, устриц, которые считаются деликатесом.
Следующая группа — это иглокожие. Назовите представителей этой группы. Рассмотрите изображения этих животных. Как вы думаете: за что они получили свои названия?
Подготовленные дети рассказывают о морских звёздах и морских ежах.
Ученик 1. Морские звёзды. Сейчас известно около 1500 видов морских звёзд. Своё название эти иглокожие получили из-за формы тела животных, имеющего пять лучей. Но есть виды, у которых таких лучей до 50.
Морские звёзды отличаются друг от друга по форме, окраске, размерам, строению известковых иголок. Они населяют дно морей и океанов. У этих животных есть одна особенность, напоминающая ящериц. Если у звезды оторвать конечность, то на её месте вырастет новая. А из оторванной разрастётся новое животное.
Большинство морских звёзд — хищники. Они едят мелких рачков, моллюсков и даже своих собратьев — иглокожих.
Ученик 2. Морские ежи. Сейчас известно около 800 видов иглокожих, относящихся к этому классу. Обычно морские ежи похожи на немного приплюснутый шар, но могут быть и другой формы. Тело ежей покрыто иглами разнообразной формы — гладкими, ребристыми, с шипами, отростками. Длина игл может доходить до 30 сантиметров. Иглы нужны ежам для защиты и передвижения. Ежи ходят на иглах, как на ходулях.
Среди ежей есть ядовитые. Если уколоться об их иголки, то человека может парализовать.
Морских ежей с удовольствием едят морские котики, каланы, а во время отливов — птицы, песцы и лисы.
— Ещё одна группа, которую мы добавим сегодня в классификацию животных, — ракообразные.
Кто попадает в эту группу?
Учитель показывает фильм «Где раки зимуют?».
Кто относится к классу ракообразных? Какого размера бывают раки? Как устроено тело рака?
Если в распоряжении педагога нет фильма, то продолжается рассказ.
— Ракообразные встречаются везде: в лужах, морях, океанах, постоянных и пересыхающих водоёмах, в песке пляжей, на лугах и даже в домах. Раки имеют размеры от долей миллиметра до 80 сантиметров. Форма тела и окраска у ракообразных различна. Некоторые раки питаются растениями, а некоторые — животными. Раки могут жить от 7 до 30 лет.
Тело ракообразных состоит из сегментов, покрытых панцирем. Это голова, грудь, брюшко. Панцирь по мере роста животного линяет и заменяется новым, более просторным. На груди и брюшке располагаются конечности, с помощью которых раки передвигаются. На голове расположены 3 пары челюстей. Глаза состоят из множества мелких глазков. Размножаются ракообразные с помощью яиц, которых откладывается большое количество.
Многие ракообразные служат кормом для животных. Человек также употребляет их в пищу.
Последняя группа животных — паукообразные.
Для рассказа о жуках учитель может использовать текст главы «Страница восьмая, события которой происходят в паутинном царстве» из книги «Зелёные страницы» (с. 80-84).
— Учёные насчитывают около 27 000 видов этих животных. Они очень широко распространены.
Насекомые и пауки — родственные группы животных. У насекомых шесть ног, а у пауков — восемь. У насекомых обычно есть две пары крыльев, а у пауков их нет. Тело насекомых разделено на три части — голова, грудь и брюшко. У пауков голова и грудной отдел слиты.
Паучья нить — самое прочное натуральное волокно. Гигантская паутина некоторых пауков с южных островов Тихого океана столь прочна, что может служить для изготовления рыболовных сетей. Паучьи ловушки очень разнообразны. У одних они похожи на сеть, у других — на купол. Самки водных пауков строят под водой паутинный колокол, который заполняют воздухом. Это и дом, и место охоты.
Давайте вспомним все группы животных, о которых шла речь на уроке.
Дети выполняют задания № 1, 2 на с. 40-41 рабочей тетради.
Класс делится на группы. Дети выполняют задания на с. 91-92 учебника. Результаты заносят в рабочую тетрадь (с. 42, № 3-5).

После прочтения текста в третьем задании (с. 92) группы составляют диаграммы, на которых показывают соотнесение видов животных.
1 — рыбы, 2 — земноводные, 3 — пресмыкающиеся, 4 — птицы, 5 — звери.
Группа 1: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.
Группа 2: рыбы, птицы, звери.
Группа 1: птицы, звери, пресмыкающиеся.

Дети составляют схему «Разнообразие животных».

— С какими группами животных вы познакомились сегодня? Назовите представителей этих групп.
4. Рефлексия учебной деятельности
Дети отвечают на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 92 учебника.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Что такое экология. Школа России Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Воздух и его охрана. Школа России Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Превращения и круговорот воды. Школа России Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Экологическая безопасность. Школа России

Похожие статьи:

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Обобщение знаний по теме «Как устроен мир»

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Тела, вещества, частицы. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Размножение и развитие растений. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Охрана растений. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Органы чувств. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Солнце, растения и мы с вами. Плешаков | Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Надёжная защита организма. Плешаков
Опубликовано: 123 дня назад (19 июня 2020)
Просмотров: 203
+2
Голосов: 2
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!