Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Надёжная защита организма. Плешаков

Разработка урока окружающего мира в 3 классе. Тема: Надёжная защита организма.
Прогнозируемые результаты:
• Третьеклассники узнают о работе кожи. Научатся ухаживать за ней; научатся оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи.
Учебные материалы: лупы, чистые стёклышки; DVD, диск «Анатомия» (фильм «Кожа»).
Ход урока
1. Актуализация знаний
— Отгадайте кроссворд.
По горизонтали:
2. Орган, с помощью которого мы видим. (Глаз)
4. Способность человека чувствовать запахи. (Обоняние)
5. Способность человека чувствовать прикосновения. (Осязание)
8. Орган, в который приходит вся информация об окружающем мире. (Мозг)
9. Орган, с помощью которого мы вдыхаем кислород. (Нос)
11. Способность человека воспринимать цвет, размер, форму, место нахождения предмета. (Зрение)
По вертикали:
1. Наука о работе органов человека. (Физиология)
3. Наука о сохранении и укреплении здоровья. (Гигиена)
6. Орган, с помощью которого мы чувствуем вкус. (Язык)
7. Наука о строении тела человека. (Анатомия)
10. Способность человека воспринимать звуки. (Слух)

— Как надо заботиться о зрении? Как надо беречь органы слуха? С помощью чего информация от органов чувств передаётся в мозг?
Дети отвечают на вопросы теста по теме «Органы чувств».
2. Мотивация учебной деятельности
— С какой функцией кожи вы познакомились на прошлом уроке? (Кожа — орган осязания.)
Но кожа необходима организму ещё для многих вещей. Этот орган выполняет большую и важную работу, заботясь о здоровье человека. Об этой работе вы узнаете сегодня на уроке.
Практическая работа
1. Возьмите лупы и рассмотрите кожу на своей руке. Что вы видите? (Поверхность кожи неровная: видны бороздки (углубления) и между ними крошечные бугорки (возвышения). Поверхность кожи покрыта волосками. Кожа имеет мельчайшие отверстия — поры.)
2. Потрогайте кожу, потяните её. Пошевелите пальцами. Что вы можете сказать о коже? (Кожа мягкая. Она не мешает движениям пальцев рук. Кожа легко приподнимается и принимает прежнее положение, так как она эластичная. Она легко растягивается и не рвётся, так как она прочная.)
3. Рассмотрите кровеносные сосуды под кожей. Какой вывод можно сделать? (Кожа тонкая.)
4. Рассмотрите узор на коже. Одинаковый ли он на разных пальцах? (На каждом пальце свой рисунок. У всех людей такие рисунки разные. Именно по отпечаткам таких рисунков следователи уличают преступников.)
5. Проведите пальцем по лбу. Приложите палец к стеклу. Что осталось на стекле? (На стекле осталось пятно жира, следовательно, кожа выделяет жир.)
6. Попробуйте пот на вкус. Что выделяется из организма с потом? (С потом из организма выделяется соль.)
Дети записывают результаты в рабочей тетради (с. 59, № 1).

3. Работа по теме урока
— Кожа равномерно покрывает всё тело, но это не просто оболочка нашего тела, а сложный орган с многими функциями. Кожа защищает наш организм от холода и жары, от высыхания и попадания микробов. Толщина кожи 1-2 миллиметра.
Кожа состоит из трёх слоёв. В них несколько десятков слоёв клеток. Во внутренних слоях клетки живые, а снаружи — мёртвые. Мёртвые клетки крепко сцеплены друг с другом прочным веществом. Поэтому кожа защищает наше тело.
Первый слой — верхняя наружная оболочка, которая предохраняет кожу от повреждений. В этой оболочке находятся поры, через которые кожа дышит.
Второй слой — сама кожа. В ней находятся сальные железы, которые смазывают кожу и волосы. Сальные железы выделяют жир, который покрывает кожу и делает её более мягкой. В глубине этого слоя расположены кровеносные сосуды и нервы. Поэтому кожа чувствительна к холоду, теплу, боли. Здесь же располагаются корни волос. По сосудам кровь разносит питательные вещества и кислород. Кожа отдает в кровь углекислый газ и вредные вещества. Часть вредных веществ из организма через поры кожи выделяется наружу растворёнными в воде — в виде пота.
Потовые железы расположены по всей поверхности кожи. Пот испаряется с поверхности и охлаждает тело и кровь человека. Выделение пота регулирует температуру, поддерживая её нормальное значение 36-37°. В состав пота входит 99% воды и 1% химических веществ.
Через поры происходит также выделение кожного сала — жира. Этот жир необходим коже, так как делает кожу мягкой, эластичной, защищает её от высыхания и от проникновения в тело воды. Если кожа сухая и выделяет мало кожного сала, то её смазывают кремом.
При длительном пребывании на солнце на коже появляется загар. Это красящее вещество — пигмент. Его тёмные пятнышки защищают органы от солнечных лучей. От этого пигмента зависит цвет кожи. Чем темнее кожа, тем лучше она защищена от солнечного ожога. Поэтому у тех народов, которые живут в странах с жарким климатом, кожа гораздо темнее, чем у северных народов.
Третий слой кожи — подкожный жир. Он предохраняет кожу от ушибов и сохраняет тепло.
Итак, наша кожа состоит из трёх слоев. Перечислите их. (Наружная оболочка, сама кожа, подкожный жир.)
Что предохраняет кожу от повреждений? (Наружная оболочка.)
Что поддерживает нормальную температуру тела? (Выделение пота.)
Какой слой кожи сохраняет тепло? (Подкожный жир.)
Кожей человек ощущает боль, прикосновение, тепло и холод.
Посмотрим на строение кожи и ещё раз вспомним о её функциях.
Учитель показывает фильм «Кожа».
— Вместе с потом из организма человека выделяются вредные вещества. Когда на коже скапливается много жира и пота, то к ним прилипает пыль. Кожа становится грязной. Грязь закрывает поры, затрудняется выделение вредных веществ, поэтому они остаются внутри организма. Кожное сало, скапливаясь в больших количествах, помогает микробам поселиться на коже, появляется неприятный запах. Часто на коже появляются прыщи, нарывы, гнойнички. Могут даже возникнуть кожные заболевания.
Здоровая кожа — прочная защита организма от микробов, так как они умирают на чистой коже. На 1 квадратном сантиметре кожи находится до 40 000 микробов. Проводили такие опыты:
1. Чисто вымытый палец смачивали бульоном, в котором находилось 30 000 000 микробов. Через 2 часа из всех микробов уцелело только 7000. Все остальные микробы погибли.
2. Взяли раствор с микробами и намазали одновременно им чисто вымытый палец и грязный. На чистом пальце от прикосновения к коже все микробы погибли через 20 минут, на грязном число их сильно увеличилось.
Главный способ ухода за кожей — мытьё. Тогда с кожи удаляются пыль, микробы, жир, пот. Мыть тело надо не реже 1 раза в неделю. Учёные подсчитали, что во время мытья с мылом и мочалкой с кожи удаляется до 1,5 миллиарда микробов. Каждый день три раза надо мыть лицо, руки, ноги, шею. С мылом надо умываться 2-3 раза в неделю, так как частое умывание с мылом обезжиривает кожу. После умывания надо вытирать кожу. Каждый день надо мыть ноги.
Необходимо также заботиться о чистоте белья, так как пропитанное потом бельё задерживает испарение пота из кожи. После мытья надо менять бельё.
Что надо делать с ногтями? (Их надо подстригать, чтобы под ногтями не скапливалась грязь.)
Рассмотрите фотографию на странице 131 в учебнике. Расскажите, что из этих предметов и как мы используем.
Кроме того, что надо соблюдать правила гигиены, необходимо уметь оказывать первую медицинскую помощь при повреждениях кожи. Какие повреждения кожи вы знаете?
Откройте учебник на странице 132. Прочитайте о том, что надо делать, если на коже образовалась ранка, появился ушиб, если вы обожглись или обморозились.
Расскажите о правилах оказания первой медицинской помощи.
Дети заполняют таблицу в рабочей тетради (с. 60 № 2).
— Для чего рану промывают и бинтуют? (Чтобы в рану не проникали микробы.)
Что надо делать при серьёзных повреждениях кожи? (Обратиться к врачу.)
4. Рефлексия учебной деятельности
— О каких правилах ухода за кожей вы узнали? Как можно оказывать первую помощь при повреждениях кожи?
Дети дают ответы.
— Прочитайте выводы, которые сделала Мудрая Черепаха. Совпадают они с вашими выводами?
Дети отвечают на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 133 в учебнике. Дома дети выполняют задание на с. 133 учебника и № 3 на с. 60 в рабочей тетради.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Что такое экология. Школа России Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Воздух и его охрана. Школа России Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Превращения и круговорот воды. Школа России Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Экологическая безопасность. Школа России

Похожие статьи:

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Обобщение знаний по теме «Как устроен мир»

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Тела, вещества, частицы. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Размножение и развитие растений. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Охрана растений. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Органы чувств. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Разнообразие животных. Плешаков | План конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Дорожные знаки
Опубликовано: 1617 дней назад (20 июня 2020)
Просмотров: 2533
+1
Голосов: 1
Комментарии (2)
Валерия Сергеевна Боденова # 21 июня 2020 в 13:30 +2
Интересный материал, который позволяет детям узнать что такое кожа, какие у неё функции и как за ней надо ухаживать. Урок составлен по правилам и соблюдены все его этапы. Дети на уроке работают с учебником и рабочей тетрадью и с помощью этого закрепляют информацию по данной теме. Так же детям очень понравится работа с лупой и они поймут как правильно ей надо пользоваться, а так же лучше познакомятся с внешним строением кожи и увидят из чего она состоит.
Цели данного урока достигнуты.
Анастасия Николаевна Фёдорова # 22 июня 2020 в 00:03 0
Валерия Сергеевна, Спасибо Вам за такой содержательный отзыв