Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Весенние месяцы. УМК «Перспектива»

Урок окружающего мира для 2 класса на тему «Весенние месяцы»
Цель: познакомить с признаками наступающей весны в живой и неживой природе.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить признаки весенних явлений природы и указания на особенности жизни людей весной в старинных названиях весенних месяцев, описывать красоту весенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка, проводить наблюдения за погодой 14 марта для сопоставления результатов с результатами предстоящих наблюдений 6 мая, называть черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, рисунок годового круга, таблички с современными и народными названиями весенних месяцев, православный календарь, задания на карточках для индивидуального опроса, репродукции картин А.К. Саврасова «Грачи прилетели» и Б.М. Кустодиева «Весна».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания
2. Индивидуальные задания

— Отметьте «лишнего».
Грач, королек, утка, соловей, скворец, мухоловка. (Королек — зимующая птица.)
— Подчеркните высказывания, характерные для зимы.
Птицы вьют гнезда. День короткий. Люди пашут землю. У клестов вывелись птенцы. Птицы летят на север. Люди заботятся о сохранении урожая. Вылупились птенцы. Гололедица. Метут метели. У медведицы родились детеныши. Тает снег. Туманы. Солнце светит, но не греет.
3. Фронтальный опрос
— Как вы участвуете в охране природы?
— О каком животном, занесенном в Красную книгу России, вы хотите рассказать? Какими источниками информации вы пользовались?
III. Самоопределение к деятельности
— Отгадайте загадки.
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март.)

Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Месяц к нам пришел... (апрель).

Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад.
Пчелы первые летят.
Гром грохочет.
Угадай,
Что за месяц это. (Май.)
Сегодня на уроке будем говорить о весенних месяцах.
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику

— Откройте учебник на с. 58—59. Посмотрите на репродукции картин и рисунки.
— Догадайтесь, о каком времени года пойдет сегодня речь.
— Что помогло вам это понять?
— Какие признаки весны вы увидели на рисунках и репродукциях картин?
— Кто помнит, когда по народному календарю отмечают первую встречу весны? (15 февраля, христианский праздник Сретения Господня.)
— Кто может назвать весенние месяцы по порядку?
— Рассмотрите репродукцию картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

(Учитель обращает внимание учеников на то, как выглядит небо (легкое голубое сияние от робких весенних лучей солнца), на цвет облаков, снега (подтаявший, с проталинами), тени берез, стайку веселых грачей, строящих гнезда.)
— Рассмотрите репродукцию картины Б.М. Кустодиева «Весна».

(Учитель обращает внимание на небо (прозрачно-синее, с легкими облаками), отражение неба в воде, деревья в зеленой дымке, разлив реки, радость детей.)
— Попробуйте определить, в какой из весенних месяцев могла так выглядеть природа. (На картине А. К. Саврасова — март, Б.М. Кустодиева — апрель.)
— К какой из картин больше всего подходит стихотворение А.А. Коринфского?
(Учитель читает стихотворение на с. 58.)
— Попробуйте устно сочинить рассказы по картинам. При этом вспомните, как назывались картины этих же художников, с которыми вы уже встречались на занятиях в зимнее время. Вспомните и рассказы со «Страничек Умного Совенка» о судьбе этих художников.
(Учитель слушает рассказы учеников.)
2. Беседа
(Учитель вывешивает на доску рисунок годового круга.)
— В начале учебного года мы зашли в волшебный год-сад. Сколько в нем всего гряд-месяцев?
— А сколько гряд будет в его весенней части?
— Вот мы и представим себе, что три ряда парт в нашем классе — это и есть весенние гряды-месяцы.
(Учитель ставит на первую парту каждого рада табличку с названием соответствующего порядку весеннего месяца.)
Народные названия месяцев. Весна всегда вдохновляла поэтов на создание стихотворений. Давайте и мы попробуем подобрать рифмы к названиям весенних месяцев. А сначала я скажу вам, какие весенние рифмы нашел писатель, автор рассказов о ежике и медвежонке Сергей Козлов в замечательном цикле стихотворений «Золотая карусель»: март — рад, апрель — капель, май — вставай.
— А теперь, ребята, ваша очередь. Итак: март — ..., апрель - ..., май —...
(Учитель либо выписывает на доску наиболее удачные рифмы, либо приходит вместе с учениками к выводу, что написание стихов - сложное дело, требующее многих качеств: образованности, богатого словарного запаса, умения видеть необычное в обычном. Но всему этому можно научиться.)
— Помните, мы говорили, что народные названия месяцев тоже похожи на произведения искусства. В них точно подмечены и собраны в одном-двух словах особенности изменений в природе, которые происходят в тот или иной месяц. Сейчас мы в этом еще раз убедимся на примере названий весенних месяцев.
(Учитель раздает ученикам каждого рада напечатанные на отдельных листах народные названия, соответствующие названию месяца.)
— Все названия весенних месяцев радостные: так и слышится в них веселый говорок весенних ручьев, щебет птиц, нежный шелест молодой листвы. Постарайтесь объяснить, что означают старинные названия весенних месяцев. О каких явлениях природы они говорят? (Ответы учеников.)
(Если в регионе существуют диалектные или иноязычные Названия весенних месяцев, то учитель обсуждает с учащимися вопрос, по каким признакам были даны названия этим месяцам в языках народов края.)
— Еще раз посмотрите на картины и скажите, какие из старинных названий подходят к этим пейзажам. (Ответы учеников.)
— Ребята, у какого из весенних месяцев больше всего названий? (У марта.)
— Как вы думаете, почему? (Это первый месяц весны, и, наверное, заждавшись, люди встречали его с такой радостью, которая и вылилась в большое количество названий.)
— Но у марта была в старину еще одна особенность. Прочитайте текст на с. 60 учебника.
— Когда в старину отмечали весенний новый год? (14марта, в день святой Евдокии.)
(Учитель просит учеников отметить в настенном календаре, когда в старину отмечали весенний новый год. Отвечающий ученик отмечает в календаре день 14 марта заранее подготовленной наклейкой.)
— Как звали святую Евдокию в народе? (Евдокия-Весновка)
По церковной легенде, Евдокия, приняв христианство, стала вести праведный образ жизни, за что Бог наградил ее даром воскрешения мертвых.
Весенний новый год. В старину в этот день начинался новый год. Русские верили, что Бог поручил святой Евдокии воскрешать землю от зимнего сна — смерти и дал ключи от всех весенних вод.
Этот день открывал новые работы и новые заботы. Мужчины готовили инструменты для сева: бороны, сохи. Женщины высаживали рассаду, приступали к белению холстов, ставили ткацкий стан для ткания материи из льна, так как в доме становилось светло.
День Евдокии-Весновки считался большим праздником: запрещались любые работы, устраивались праздничные обеды, гулянья молодежи и взрослых на улице.
Если в этот день с утра светит солнце, а к вечеру пойдет дождь или снег, то лето будет таким же: начало — жарким, а конец — дождливым. Если в этот день вы увидите лужу — это хорошая примета, значит, в день святого Егория, 6 мая, появится трава: «На Евдокию — вода, на Егория — трава», «Если курочка на Евдокию напьется, то овечка на Егория наестся». Если ветер северный — к холодному лету; теплый ветер с запада — к мокрому лету; если ветер с востока — к засухе, с юга — к жаркому и грозовому лету.
— А теперь посмотрите на с. 58 учебника и найдите изображение Весны, в котором отразились представления народного художника о красоте.
— В какие цвета раскрашена игрушка? Какие признаки помогают определить, что эта фигурка изображает Весну-красну?
— Почему у игрушечной Весны-красны в руках птица? (Символизирует прилет птиц.)
3. Работа по учебнику
С. 60-61
— Прочитайте, как дети в старину кликали (звали) весну.
— Давайте обсудим, о каких подарках весны говорится в за- кличке. Что такое «короб житушка, два - пшеничушки»?
— Почему так ласково названа пшеница?
— Почему, в связи с каким праздником к подаркам весны относят и «яичушки»?
— Чем порадуют девушек «перстенечки»?
— Какую радость приготовила весна молодым женщинам, «молодушкам»?
— Что за радость будет у «стариков да старушек»?
— Какой из подарков кажется вам самым радостным?
(Далее учащиеся работают по вопросу в рубрике «Обсудим» на с. 61 учебника.)
V. Физкультминутка
— Сейчас попробуем разыграть закличку по-своему.
Ой, Весна-красна, что нам вынесла?
(Приветственно махать руками.)
Короб житушка, два — пшеничушки,
(Раскрытые ладони протянуты вперед,
как бы переполненные зерном, затем руки
выполняют «сеющие» движения.)
Малым детям — по яичушку,
(Ладонь округлена «под яичушку».)
Красным девушкам — по перстенечку,
(Руки подняты — хвалятся перстнем.)
Молодым молодушкам — по детенышку,
(«Качать» младенца.)
Старикам да старушкам — по внучоночку!
(Руки опущены, «гладить» голову ребенка.)
VI. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради

Задания 1, 2 (с. 32)
— Прочитайте, выполните задания.
Vll. Рефлексия
- Пришла пора нам выходить из сказочного года-сада. Школьные ряды снова станут обычными партами, а не грядами-месяцами. Но перед этим еще раз приведите примеры названий старинных месяцев по порядку.
(Учитель убирает одну за другой таблички с названиями месяцев. Дети называют запомнившиеся старинные названия весенних месяцев.)
— О каких явлениях природы говорят народные названия весенних месяцев?
VIII. Подведение итогов урока
— Все наши уроки по традиции заканчиваются выводом. Кто хочет самостоятельно попробовать его сделать? (Ответы учеников.)
(Один из учеников читает вывод на с. 61 учебника.)
— Согласны ли вы с этим выводом?
(Учитель читает стихотворение.)
Золотое солнце вышло,
Бродит по горам.
Галки подняли на крыше
Страшный тарарам.
Снег скользит по горным склонам,
Глыбой едет вниз.
Две сосульки с нежным звоном
С крыши сорвались.
Две синички что-то спели,
Воробьи галдят.
Мелодичный звон капели
Наполняет сад.
Стало в мире больше света,
Света и тепла.
Что случилось?
Может, это
К нам весна пришла?
Домашнее задание
1. Прочитать текст в учебнике (с. 58—61), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с. 61).
2. Выполнить задания 3, 4 (с. 33) в рабочей тетради.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Время. УМК «Перспектива» Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Времена года. УМК «Перспектива» Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Красные дни календаря. УМК «Перспектива» Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Осенние месяцы. УМК «Перспектива»

Похожие статьи:

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Шестиногие и восьминогие. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Как разные животные готовятся к зиме. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Осенний труд. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Зимние месяцы. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Звездное небо зимой. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Чудесные цветники осенью. УМК «Перспектива» | Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Чудесные цветники весной. УМК «Перспектива»
Опубликовано: 29 дней назад (29 апреля 2020)
Просмотров: 86
+1
Голосов: 1
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!