Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Чудесные цветники осенью. УМК «Перспектива»

Урок окружающего мира для 2 класса на тему «Чудесные цветники осенью»
Цель: продолжить знакомство с садовыми цветами.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять цветы в цветниках города (села) или в собственном саду, создавать и ценить красоту, понимать, что выращивание цветов — большой труд на радость людям; продолжат развивать навыки работы с атласом-определителем и дополнительной литературой, Интернетом.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карта мира, куклы Мальчик и Девочка, аудиозапись «Вальса цветов» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик», фотографии растений (гладиолус, георгин, астра, хризантема, бархатцы, флоксы, ноготки, рудбекии).
Примечание: заранее подготовленные ученики рассказывают о растениях цветника.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания
2. Индивидуальные задания

— Допишите предложения.
• Солнце скрыто за тучами. Идет мелкий моросящий дождь. Косяк журавлей, курлыча, пролетает над лесом. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листочки. Только ели да сосны радуются своему зеленому наряду. Это время года — ... (осень).
• Явление неживой природы, при котором температура воздуха опускается ниже О °С в теплое время года. Верная примета этого явления — лед на лужах. Чаще всего это бывает осенью и весной. Это... (заморозки).
• В холодные осенние дни вдоль берегов рек на мелких местах образуется тонкий неподвижный лед — забереги. Это говорит о том, что на реках, озерах, прудах начинается... (ледостав).
• Не снег и не лед, а серебром деревья уберет. Это... (иней).
• Холодное и дождливое время. Иногда идет мокрый снег, во всем чувствуется приближение зимы. Это... (поздняя осень).
• Солнце поднимается в небе не так высоко, дни стали заметно короче, на улице началось... (похолодание).
• Это явление бывает только осенью. Деревья наряжаются в разноцветные уборы, а затем сбрасывают листву. Что это? (Листопад.)
• Хвойное дерево, сбрасывающее осенью свои иголки. Это... (лиственница).
3. Фронтальный опрос
— Названия каких деревьев и кустарников вы узнали?
— Что можете рассказать о них?
III. Самоопределение к деятельности
— Ребята, сейчас вернемся в недавнее прошлое — в первый день нового учебного года — 1 сентября. О чем мы сегодня будем говорить?
(Звучит аудиозапись «Вальса цветов» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».)
— Правильно, сегодня мы будем говорить о цветах, осенних цветах. А почему мы будем говорить еще и о 1 сентября? (Ответы учеников.)
— С букетами каких цветов вы пришли в этот день в школу? (Ответы учеников.)
Сегодня на уроке мы будем говорить о растениях цветника.
IV. Работа по теме урока
1. Работа с загадками

(Учащиеся отвечают на вопросы в рубрике «Вспомним» на с. 82 учебника.)
— Отгадайте загадки, найдите это растение на фотографии.
(Учитель показывает фотографии осенних цветов.)
Красавец этот так высок,
По стеблю — за цветком цветок,
Красивый и нарядный,
Как говорят, «парадный». (Гладиолус.)

На клумбе у окошка Посажена картошка.
Цветки ее огромные
И светлые, и темные. (Георгин.)

Красивые цветочки
Расцвели в саду,
Запестрели красками,
А осень на носу. (Астры.)

Сделать праздничный букет
Из нее вам не проблема:
Красный, желтый, синий цвет —
Бывает всякой... (хризантема).

Этот бархатный ковер
Будет ярок до тех пор,
Пока осень, холода
Не придут и к нам сюда.
Ярко-рыжие головки
Лето все без остановки
Так цветут у нас в садах —
Красотища — просто ах! (Бархатцы.)
— Какого цвета могут быть гладиолусы? (Ответы учеников.)
(Учитель показывает фотографии разных сортов гладиолусов. Заранее подготовленный ученик рассказывает миф о гладиолусах.)
2. Сообщения учащихся
Гладиолусы. Русское название гладиолусов - шпажник, так как его стебель напоминает клинок шпаги, а алые соцветия некоторых сортов — капельки крови.
У римлян гладиолус считался цветком гладиаторов. По легенде, жестокий римский полководец захватил в плен воинов и приказал превратить их в гладиаторов, а самым красивым, отважным, ловким и верным друзьям Севту и Тересу полководец повелел первыми сразиться друг с другом, пообещав, что победитель получит руку его дочери и свободу. Посмотреть на это зрелище сошлось много любопытных горожан. Когда затрубили ратные трубы, призывая воинов сразиться друг с другом, Севт и Терес воткнули мечи в землю и бросились друг к другу с распростертыми объятиями. Толпа возмущенно загудела. Трубы прозвучали вновь, требуя начать поединок, и когда воины вновь не удовлетворили ожидания кровожадных римлян, их предали смерти. Но как только тела друзей коснулись земли, из рукоятей их мечей выросли цветущие гладиолусы, которые считаются символом дружбы, верности, памяти и благородства.
(Далее рассказ продолжает учитель.)

3. Рассказ учителя
Впервые популярность гладиолус завоевал только в XVIII в., когда в Европу были привезены южноафриканские виды этих цветов, которые отличались яркостью и красотой. В 1902 г. английский инженер привез на родину изящный цветок, найденный у водопада реки Замбези, и гладиолусы покорили мир. В настоящее время известно почти 70 000 сортов гладиолусов, и каждый год селекционеры выводят около ста новых. Сегодня гладиолус входит в пятерку самых популярных срезочных (т. е. годящихся для срезки) культур в мире.
4. Беседа
— Какого цвета могут быть георгины? (Ответы учеников.)
(Учитель показывает фотографии разных сортов георгинов.
Заранее подготовленный ученик рассказывает миф о георгинах.)
5. Сообщения учащихся
Георгин.
Георгины в прежние времена считались царскими цветами и росли в саду царей, князей и вельмож. Простым людям даже смотреть на георгины не разрешалось. У одного из князей служил садовником молодой красивый юноша по имени Георгий. Была у него любимая девушка, которой Георгий и подарил цветок, нарушив запрет. Юношу за ослушание бросили в темницу, в которой он погиб, а цветок прижился в садах простых людей и стал их радовать своей красотой и разнообразием красок.
(Далее рассказ продолжает учитель.)

6. Рассказ учителя
Родиной георгинов являются горные районы Мексики, Перу и Чили.
(Учитель показывает на карте.)
Ацтеки и кечуа выращивали дикие георгины для употребления в пищу - клубни растения запекали в огне. В Европу георгины были привезены более 400 лет назад испанцами. Но европейцам клубни цветов пришлись не по вкусу, и они потеряли к ним интерес. Георгины приобрел Мадридский ботанический сад. Директор сада исследовал, описал цветы и назвал «далия». Георгины переселились в другие европейские страны, где их стали разводить и размножать. Немецкий селекционер обратил внимание, что такое название уже есть у африканского кустарника и предложил переименовать далию в георгин в честь профессора и академика Петербургской академии наук Георга Готлиба. С тех пор цветы радуют людей. Сегодня в мире более 20 000 сортов культурных георгинов.
7. Беседа
— Какого цвета могут быть астры? (Ответы учеников.)
(Учитель показывает фотографии разных сортов астр. Заранее
подготовленный ученик рассказывает миф об астрах.)
8. Сообщения учащихся
Астра. Древнее сказание гласит: если в полночь выйти в сад и встать среди астр, то можно услышать тихое перешептывание. Это цветы общаются со звездами. Уже в Древней Греции люди были знакомы с созвездием Дева. Астра возникла из космической пыли, когда Дева смотрела с неба и плакала. Для древних греков астра была цветком любви. В Китае — символом красоты, точности, элегантности, очарования и скромности.
(Далее рассказ продолжает учитель.)

9. Рассказ учителя
Родиной астры считается Китай, но об астре было известно и в Древней Греции, где ее соцветия носили на шее как амулет, на счастье. В 1728 г. семена маленького светло-голубого цветка с желтой серединкой были привезены в Париж известному французскому ботанику Антуану Жюсье, который выращивал эти цветы в королевском саду. В новых условиях, при выращивании в теплице и при тщательном уходе, растение видоизменилось. Через 22 года был выведен сорт махровой астры, который назывался «китайская астра». В настоящее время известно более 4000 сортов астр.
Астра — один из любимых садовых цветов у татар. Восьмилепестковый цветок астры изображен на государственном гербе Республики Татарстан. Четное число лепестков символизирует вечный источник жизни, пожелание долголетия, процветания.
10. Беседа
— Какого цвета могут быть хризантемы? (Ответы учеников.)
(Учитель показывает фотографии разных сортов хризантем.
Заранее подготовленный ученик рассказывает миф о хризантемах.)
11. Сообщения учащихся
Хризантема. Много веков назад правил в Китае могущественный император. Ничего на свете он не боялся, кроме старости, и только думал о том, как можно дольше жить. Позвал он своего лекаря и приказал приготовить снадобье, которое продлило бы его молодость.
Хитрый лекарь низко склонился перед императором.
— О, могучий император! Я мог бы приготовить такой эликсир, но для этого надо достать чудесные цветы, которые растут на Востоке, на далеких островах.
— Я прикажу немедленно доставить цветы! — вскричал император.
— Весь секрет в том, — вздохнул лекарь, — что сорвать их должен человек с чистым сердцем — только тогда растение даст свою чудесную силу.
Задумался император: ведь ни он сам, ни его придворные не годятся для того, чтобы выполнить это условие. И тогда он решил отправить на острова 300 девушек и 300 юношей: уж наверняка среди них найдется немало людей с чистым сердцем!
Так и сделали — снарядили много кораблей и отправили их во главе с лекарем к островам — туда, где теперь находится Япония.
На одном из островов нашли прекрасный цветок — хризантему и не могли налюбоваться ею!
— Не знаю, годится ли этот цветок для эликсира, — воскликнул лекарь, - но, без сомнения, он радует сердце и молодит душу!
Мудрый лекарь хорошо знал коварный и жестокий нрав своего правителя. «Наверняка, — размышлял он, — император подумает, что я и мои спутники первыми попробовали эликсир, и прикажет всех нас казнить, как только получит снадобье».
И тогда все решили не возвращаться обратно. Они остались жить на островах и основали там новое государство — Японию.
(Далее рассказ продолжает учитель, показывает на карте Японию.)

12. Рассказ учителя
Предки хризантем были желтого цвета. По-японски цветок называется «кику» — солнце. Хризантема считалась символом высокого положения. Право носить одежду из ткани с изображением хризантем имели только император и его семья. Нарушитель этого закона приговаривался к смертной казни.
Изображение хризантемы из 16 лепестков составляет основную часть герба Японии. Высшей наградой государства является орден Хризантем.
Осенью устраиваются красочные праздники хризантем, где кукол ростом с человека одевают в исторические одежды из цветков хризантем. Участники праздника желают друг другу долгих лет счастливой жизни.
13. Беседа
— Покупали ли вам родители цветы на 1 сентября или это были цветы из собственного сада? (Ответы учеников.)
— Расскажите, кто выращивает цветы в вашем цветнике. Как вы помогаете?
(Учитель рассказывает о том, где в городе (селе) расположены наиболее красивые цветники и какие цветы там высаживают осенью. В своем описании цветников учитель может использовать некоторые термины садово-паркового строительства (см. материал для учителя к уроку).)
14. Работа по учебнику
С. 84
— Рассмотрите фотографии рубрики «Заглянем в семейный альбом». С какими цветами 1 сентября пришли в школу дети? (С гладиолусами, астрами, хризантемами.)
— Прочитайте текст на с. 84-85 учебника.
— Какой цветок, по легенде, «произошел» от солнца, а какой — от звезды? (Хризантема, астра.)
— Что означает название цветка «гладиолус»? (Небольшой меч.)
Игра «Осенний цветник»
(Работа в паре.)
— Сочините сказочные истории о цветах осеннего цветника.
— Разыграйте сценки на эту тему.
(Ученикам могут помогать куклы-помощники.)
V. Физкультминутка
Возле дома у калитки,
(Шаги на месте.)
Там, где ползают улитки,
(Остановиться, присесть.)
Зацвели у нас цветы
Небывалой красоты.
(Загибать пальцы рук, перечисляя цветы.)
Пышный мы букет нарвем,
(Показать руками размеры букета.)
На праздник в школу отнесем.
VI. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради
Задание 1 (с. 50)
(Выполняется с последующей взаимопроверкой.)
Задание 2 (с. 50)
— Прочитайте, выполните задание самостоятельно.
Задание 3 (с. 51)
(Для выполнения этого задания учитель раздает детям цветы осеннего цветника: флоксы, ноготки, рудбекии (золотые шары), бархатцы.)
VII. Рефлексия
— Запишите название цветка.
• Считалось, что клубень этого цветка делает человека неуязвимым для ударов меча и стрел. (Гладиолус.)
• Название цветка происходит от греческого «звезда». (Астра.)
• Ее соцветие напоминает солнце. (Хризантема.)
• Цветок назван в честь профессора и академика. (Георгин.)
• Плоды этого цветка похожи на маленькие коготки, что послужило поводом так назвать цветок. (Ноготки, или календула.)
— Какие растения вам хотелось бы вырастить в цветнике возле своего дома?
VIII. Подведение итогов урока
— Какие цветы растут у вас в цветнике?
— Какая из легенд о цветах вам понравилась больше всего?
— Для чего люди выращивают цветы?
— Что надо сделать, чтобы цветов стало больше на Земле?
Сделаем вывод. Итак, осенью в цветниках чаще всего можно увидеть гладиолусы, астры, георгины, хризантемы, бархатцы.
Домашнее задание
1. Прочитать текст в учебнике (с. 82—85), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с. 85).
2. Выполнить задание 4 (с. 51) в рабочей тетради.
Материал для учителя
Садово-парковый декор
Клумба — цветник на пересечении дорожек в парке или сквере, перед главным входом в здание, вокруг фонтанов, пьедесталов памятников.
Рабатка — полоса цветущих травянистых растений шириной от 40—50 до 150 см вдоль дорог с одной или обеих сторон.
Бордюр — узкая (от 10 до 40 см) сплошная полоса цветочных растений вдоль аллеи, дорожки, газона.
Солитер — компактная посадка достаточно высоких цветущих растений (розы, флоксы), выделяющихся на фоне газона.
Партер — сложный цветник большой площади, состоящий из газонов, клумб, рабаток, бордюров. В партер могут быть включены фонтаны, вазы, скульптуры. В крупных партерах обычно имеются дорожки.
Массив — сплошные посадки однотипных растений достаточно большой площади.
Альпинарий — цветочная композиция с использованием естественных камней.
Вазы или переносные контейнеры, цветочные скульптуры — разнообразные вертикальные цветочные композиции, иногда на разновысоких подставках или в виде фигур животных.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Время. УМК «Перспектива» Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Времена года. УМК «Перспектива» Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Красные дни календаря. УМК «Перспектива» Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Осенние месяцы. УМК «Перспектива»

Похожие статьи:

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Шестиногие и восьминогие. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Как разные животные готовятся к зиме. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Осенний труд. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Зимние месяцы. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Звездное небо зимой. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Осенние месяцы. УМК «Перспектива» | Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Весенние месяцы. УМК «Перспектива»
Опубликовано: 1472 дня назад (27 апреля 2020)
Просмотров: 5348
+4
Голосов: 4
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!