Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Как разные животные готовятся к зиме. УМК «Перспектива»
Урок окружающего мира для 2 класса на тему «Как разные животные готовятся к зиме»
Цель: познакомить с тем, как пресмыкающиеся, земноводные и лесные звери готовятся к зиме.
Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять, как животные готовятся к зиме в зависимости от того, впадают они в спячку или нет, использовать различные справочные издания, детскую литературу, Интернет для поиска информации, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, аудиозапись музыкальной заставки к передаче «В мире животных», тестовые задания на карточках для индивидуального опроса, фотографии животных (лягушка, жаба, змея, ящерица, заяц, белка, песец, горностай, мышь, бобр, бурундук, выхухоль, еж, медведь, енот, барсук, хомяк, суслик, летучая мышь).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания
2. Индивидуальные задания
— Допишите предложения.
• Небольшие перелетные птицы черного цвета с белой грудкой, похожие на ласточек, одними из первых улетают на юг — это... (стрижи).
• Журавли летят углом, его называют... (клином).
• Скворцы, дрозды и другие мелкие птицы летят скученно. Говорят: «Птицы собираются в... (стаи)».
• Птицы, которые не улетают и круглый год живут у нас, называются... (зимующими).
• Птицы, улетающие в теплые края осенью и возвращающиеся весной, называются... (перелетными).
• С приходом осени количество корма для птиц уменьшается или он исчезает совсем, это значит, что птиц ждет... (голод).
3. Фронтальный опрос
- Какие птицы называются перелетными? Приведите примеры.
- Какие птицы называются зимующими? Приведите примеры.
- Почему перелетные птицы улетают?
- Почему остаются зимующие птицы?
- Как перелетные птицы узнают о том, что им пора отправляться в путь?
- Расскажите, какой «характер» у птицы, за которой вы наблюдали.
III. Самоопределение к деятельности
(Звучит аудиозапись музыкальной заставки к передаче «В мире животных».)
- О ком мы будем говорить на уроке? (Ответы учеников.) Сегодня на уроке мы будем говорить о животных осенью.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа
(Учащиеся отвечают на вопросы в рубрике «Вспомним» на с. 98 учебника.)
— Отгадайте животных по описанию.
У этих животных гибкое, лишенное конечностей тело. Оно то сворачивается, как канат, то вдруг с неожиданной силой распрямляется и скользит, извиваясь по земле. (Змеи.)
Целый день сидит это животное где-нибудь в укромном сыром уголке, а когда наступают сумерки, начинает охоту. И сколько уничтожает за ночь вредителей — гусениц, слизней, мух и всяких других насекомых, — даже не сосчитать! Вот почему это животное — наш большой друг. Правда, оно очень некрасиво, но ведь друзей не за красоту любят. Верно? (Жаба.)
Кто из вас не видел на опушке леса или у дороги это изящное и юркое животное. Длина его не более 18 см, половина приходится на тонкий и гибкий хвост. Тело покрыто роговой чешуей, а на голове крупные роговые щитки. Испуганное животное легко отбрасывает свой хвост, а само убегает. Это своеобразная защита от врагов: лучше уж потерять хвост, зато спастись самому. Причем хвост начинает извиваться по земле, скручиваясь и выпрямляясь. Внимание хищника привлечено к хвосту, а хозяйка хвоста тем временем исчезает в спасительной норке. Через несколько недель на месте старого хвоста вырастает новый, хотя и не такой длинный. У животного четыре лапки, на каждой из них по пять пальцев, вооруженных цепкими коготками. Глаза довольно крупные, окаймленные веками. Позади глаз ушные отверстия. Животное не только хорошо видит, но и слышит отлично. (Ящерица.)
— У лягушек, жаб, ящериц и змей температура тела равна температуре окружающей среды. Брал ли кто-нибудь из вас в руки ужа или лягушонка? Какими они вам показались — теплыми или холодными? (Ответы учеников.)
Эти животные очень любят летним утром погреться на солнышке — за ночь они остывают и становятся вялыми. Осенью температура воздуха понижается. И они становятся сонными, вялыми. Змеи часто заползают на пеньки, чтобы погреться на солнце, насекомые, которыми они питаются, постепенно исчезают. Осенью змеи забираются по нескольку штук под пни, коряги, свиваются в клубок и цепенеют. Ящерицы забираются поглубже в норки или под корни деревьев, цепенеют и становятся на вид безжизненными. Жабы зарываются в рыхлую почву под камнями, в норки грызунов, подвалы. Лягушки зимуют на дне водоемов, около родников. Дышат они при этом кожей.
— Какие опознавательные признаки отличают зверей от других животных? (Тело покрыто шерстью, четыре конечности, рождают живых детенышей, вскармливают их молоком.)
— Назовите зверей. (Ответы учеников.)
(Учитель показывает фотографии зверей.)
— Как готовятся к зиме звери? (Ответы учеников.)
Осенью все звери линяют — вместо негустой летней шерсти
(Учитель показывает фотографии зайца, белки, песца, горностая в летнее и зимнее время.)
— Почему заяц и белка меняют цвет шерсти? (У зайца и белки много врагов: лисы, совы, волки, куницы, а защита — только быстрые ноги. Поэтому им нужна защитная окраска.)
— Почему песец и горностай меняют цвет шерсти? (Это тоже защита от хищников и маскировка для охоты на других животных.)
— Некоторые звери осенью запасают корм на зиму. Назовите этих зверей. (Мыши, бобры, хомяки, бурундуки, выхухоли...)
Эти животные зимой спят, но просыпаются для того, чтобы поесть.
(Учитель показывает фотографии животных.)
— Какие это запасы? {Зерно, желуди, орехи, семена, листья и корни трав.)
Серая полевка, живущая в поле, запасает в своих норах 2—3 кг зерен пшеницы, проса, ржи, а как приправу к этому — листья и корни многих трав. А рыжая лесная полевка заготавливает орехи, желуди, крылатки клена, орешки липы. Кроты проделывают глубокие подземные ходы и прячут в них дождевых червей. Крот прокусывает голову своей жертве, и черви не могут двигаться, хотя и остаются живыми. Поэтому у крота зимой всегда есть свежий корм.
Осенью бобры заготавливают толстые ветки, стволы деревьев на зиму. Свои запасы бобры складывают в воду, где они до февраля сохраняют свои пищевые качества. Чтобы корм не вмерзал в лед, бобры подтапливают его ниже уровня воды под крутые нависшие берега. Даже когда водоем замерзнет, у бобра будет еда подо льдом. Выхухоли складывают в норку двустворчатых моллюсков.
— Другие звери зимой впадают в спячку. Назовите их. {Еж, медведь, енот, барсук, хомяк, суслик...)
Эти животные не просыпаются, чтобы поесть. Они могут проснуться от потепления или если почувствуют опасность.
(Учитель показывает фотографии животных.)
В засушливых районах нашей страны первыми впадают в спячку сурки. Они затыкают норы пробками из травы еще в конце августа. Это связано с тем, что трава, которой они питаются, становится сухой и теряет свою питательность. В спячке сурки могут находиться до восьми месяцев. Они же могут уходить в спячку и в жаркие летние месяцы, когда трава высыхает на солнце. Наверное, поэтому люди и говорят: «Спит как сурок». Так же крепко спят ежи, тушканчики.
— Енот в некоторых районах нашей страны впадает в спячку, а в некоторых — нет. Объясните это природное явление. (Там, где есть корм — орехи, зерно, — енот не спит. Там, где корма нет, — впадает в спячку.)
Енот-полоскун (назван так из-за того, что, прежде чем съесть еду, долго полощет ее и трет лапками в каком-либо находящемся рядом водоеме) с наступлением зимы тоже укладывается спать. Но сон его неглубок. Когда потеплеет, енот просыпается, выходит подышать свежим воздухом и снова засыпает.
У медведицы зимой рождаются медвежата, которые питаются ее молоком, а она продолжает дремать. Если медведя зимой нечаянно разбудить, то он с голоду станет очень опасным зверем, будет нападать на домашний скот и даже на людей. Таких медведей называют шатунами.
2. Работа по учебнику
С. 100
— Прочитайте статью в рубрике «Узнаем подробнее». Рассмотрите фотографии и рисунки. Как зимуют летучие мыши? (Ответы учеников.)
(Учащиеся работают по рубрике «Отгадаем» на с. 100.)
V. Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять —
Начал заинька скакать.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул десять раз.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Раз, два, раз, два,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал,
Зайка — прыг — и ускакал.
VI. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради
Задание 1 (с. 58)
(Выполняется с последующей взаимопроверкой.)
Задание 2 (с. 59)
— Прочитайте, выполните задание.
Задание 3 (с. 59)
Ответ: на зиму запасает грибы белка; желуди, орехи, семена — мыши.
Задание 4 (с. 59)
Ответ: еж, медведь.
VII. Рефлексия
— Какое задание было интересным?
— Какое задание было сложным?
VIII. Подведение итогов урока
— Почему осенью звери линяют?
— Назовите зверей, которые запасают корм.
— Назовите зверей, которые впадают в спячку.
Сделаем вывод. Итак, лягушки, жабы, ящерицы и змеи осенью впадают в спячку. Звери линяют, меняя летнюю шерсть на зимнюю. Одни звери запасают на зиму корм, другие засыпают в удобных укрытиях.
Домашнее задание
Прочитать текст в учебнике (с. 98—101), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с. 101).
Похожие статьи:
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Звездное небо зимой. УМК «Перспектива»
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. В гости к зиме (экскурсия)
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Осенний труд. УМК «Перспектива»
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Шестиногие и восьминогие. УМК «Перспектива»
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Зимний труд. УМК «Перспектива»
Нет комментариев. Ваш будет первым!