Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Зимний труд. УМК «Перспектива»
Урок окружающего мира для 2 класса на тему «Зимний труд»
Цель: познакомить с зимним трудом в старинное и современное время.
Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать социально-нравственное значение зимних посиделок для жизни молодежи; узнают особенности ухода зимой за растениями и животными; поймут необходимость поддерживать порядок на улице; смогут вырастить в домашних условиях 1—2 витаминных растения для поддержания здоровья в зимнее время.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, волшебный клубочек, куклы Мальчик и Девочка, кукла-многоручка, аудиозаписи «Вальса снежинок» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» и русской народной песни о пряхе, шапка (косынка) для хозяина (хозяйки), лупы, крупа или семена (гречиха, пшено, рис), семена для посева (горчица, петрушка, укроп, кресс-салат).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания
2. Фронтальный опрос
— На какой месяц приходится начало нового года по восточному календарю?
— Как отмечают праздник белого месяца в Бурятии?
— Каковы народные приметы на урожай по погоде на 15 февраля?
— Как провожают зиму на Масленицу?
— Прочитайте рецепт приготовления блинов или национального блюда. Кто рассказал вам его?
— Фотографию какого праздника вы приклеили в рабочей тетради?
III. Самоопределение к деятельности
— Ребята, посмотрите на куклу, изображенную на фотографии около названия темы сегодняшнего урока. Припомните, где мы уже видели подобную куклу. Как ее звали? (Кукла- многоручка.)
— Зачем кукле-многоручке столько рук?
— Какие осенние работы вы запомнили?
— Как люди летом и осенью готовятся к зиме?
— А вот и наш помощник. Интересно, что он хочет с нами обсудить?
(Учитель достает куклу-помощника.)
Учитель. Здравствуй! Ты, кажется, хотел с нами о чем-то поговорить?
Кукла-помощник. Здравствуйте! Я догадался, зачем зимней кукле-многоручке столько рук. Работы зимой никакой нет. Вот сядет такая кукла, возьмет в каждую руку по чашке горячего чая и по баранке и будет целый день чай пить, согреваться, весны ждать. Весной работа и начнется. А так зимой делать нечего!
Учитель. Интересно, интересно. А вы, ребята, как думаете — много зимой дел или мало? (Ответы учеников.)
Сегодня на уроке будем говорить о зимнем труде.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа
(Учитель показывает куклу-многоручку.)
— Как вы думаете, старинная это кукла или современная?
— Раз это кукла старинная, какие дела были зимой у наших далеких предков? (Ответы учеников.)
— Отгадайте загадку.
Свет-светочек
В сыру землю зашел,
Синю шапку нашел.
Из земли вырастал —
Весь мир одевал. {Лен.)
— Почему в загадке говорится, что лен одевает весь мир? {У наших предков вся одежда была из льна.)
— Как много надо было посадить льна, чтобы одеть всю семью! Но не только посадить лен, надо было собрать его, обработать, чтобы получить ткань. Давайте вспомним, какие работы выполняли женщины и девушки, обрабатывая лен.
(Учитель записывает на доске: посев, теребление, обмолот, сушка, мятка, трепание, очесывание, прядение, ткание.)
— Давайте движениями покажем работу со льном.
Очесанный лен взбивали, пушили, спрыскивали водой и сворачивали в куделю. Прясть начинали с раннего детства. Для девочек делали специальные детские прялки. Из кудели пряли пряжу, затем перематывали ее, стирали несколько раз, выбеливали.
Был обычай ходить прясть к соседям, в другой дом, потому что на людях за пряжей не задремлешь, будешь стремиться сделать не меньше других. Прядут пряхи, песни поют.
(Звучит аудиозапись русской народной песни.)
В низенькой светелке
Огонек горит.
Молодая пряха
Под окном сидит.
Молода, красива,
Карие глаза,
По плечам развита
Русая коса.
Русая головка,
Думы без конца.
Ты о чем мечтаешь,
Девица-краса?
В низенькой светелке
Огонек горит.
Молодая пряха
Под окном сидит.
— А теперь узнаем, что рассказывает о старинной зимней работе наш учебник.
2. Работа по учебнику
С. 44-45
(Учащиеся, определяя очередность с помощью волшебного клубочка, читают статью «Старинная работа зимой». Затем последний чтец бросает клубочек учителю, который с его же помощью вызывает ответить на свои вопросы.)
— О каких старинных зимних работах мы узнали?
— Почему в старину примечали, какие девушки прилежнее других работают?
— Чтобы хоть немного понять, как прядутся нити, попробуем сейчас скрутить распушенную вату в нить. Кто хочет попробовать?
(Несколько учеников пробуют, имитируя движения пряхи, скрутить нить из ваты. Учитель просит их поделиться впечатлениями - описать, трудно ли было, слушались ли пальцы.)
(Звучит аудиозапись «Вальса снежинок» П.И. Чайковского.)
— А теперь перенесемся в наши дни. Закружила по улицам метель, замело снегом дворы, дорожки. Все стало нарядным, белым, искрящимся. А у людей прибавилось забот. Чем занимаются зимой жители нашего края?
— В каких работах вы сами принимали участие?
— Есть ли у вас любимые зимние работы?
Наверное, не ошибусь, если скажу, что все дети любят расчищать снег лопатками. Конечно, ведь работа на морозе веселит, укрепляет здоровье, дарит радость. А как потом приятно вернуться в теплый дом, к горячему чаю и баранкам, о которых говорила наша кукла-помощник!
— Ребята, когда собирают урожай? (Собирают в конце лета и осенью, а мы едим овощи, хлеб, фрукты всю зиму.)
— Как же сохранить осенний урожай? Представьте, что у вас есть собственное домашнее хозяйство. В этом нет ничего удивительного, ведь в старину девочку называли молодой хозяйкой уже в 9 лет, а мальчика хозяином — в 11. Осень подарила вам богатый урожай. Как бы вы сохранили его? (Ответы учеников.)
(Учитель каждого выступающего ученика представляет классу: «Хозяин (хозяйка)...», надевая на голову шапку или косынку.)
С. 45
— Прочитайте текст «Заботимся об урожае».
— Что делают зимой в зернохранилищах?
— Как называются зернохранилища? (Элеваторы.)
(Ученики рассматривают фотографии в учебнике.)
— Что делает лаборант? (Проверяет качество зерна.)
— Ребята, сейчас и вы сможете проверить качество крупы и зерна, собранных в этом году для нас.
(В зависимости от количества имеющихся у учителя луп учащиеся работают в парах или группах, рассматривая через увеличительные стекла гречневую, пшенную и любые другие крупы или зерно. Каждая группа выносит свое решение о качестве крупы или зерна.)
С. 46
— Зимой в старину люди ухаживали за животными. А в наше время нуждаются ли животные в нашей заботе зимой? Почему? (Зимой животные не могут найти корм, поэтому люди кормят и поят их.)
— Как зимой люди заботятся о домашних животных? (Утепляют помещения для животных, следят за чистотой. Домашние животные нуждаются в ежедневном внимании, заботе хозяев. Это нужно и для их здоровья, и для их хорошего настроения.)
— Прочитайте первый абзац текста на с. 46.
— Как вы заботитесь о своих домашних питомцах? (Ответы учеников.)
— Ребята, а теперь давайте обсудим, какие работы проводят на улицах города и села. Кто может поделиться своими наблюдениями? (Убирают снег, посыпают дороги и тротуары песком, сбрасывают снег с крыш домов.)
— Прочитайте второй абзац текста.
— Что делают люди дома? (Ухаживают за комнатными растениями, выращивают зелень.)
— Прочитайте третий абзац.
— Какие комнатные растения есть у вас дома?
— Выращиваете ли вы дома лук или укроп для обогащения рациона витаминами?
V. Физкультминутка
— Как живешь?
— Вот так!
(Показать большой палец.)
— А плывешь?
— Вот так!
(Имитировать плавание.)
— Как бежишь?
— Вот так!
(Бег на месте.)
— Вдаль глядишь?
— Вот так!
(Приставить ладонь ко лбу.)
— Ждешь обед?
— Вот так!
(Подпереть рукой щеку.)
— Машешь вслед?
— Вот так!
(Махать рукой.)
— Ночью спишь?
— Вот так!
(Сложить ладони и прижать к щеке.)
— А шалишь?
— Вот так!
(Надувать щеки и хлопать по ним кулачками.)
VI. Закрепление изученного материала
1. Выполнение заданий в рабочей тетради
Задание 1 (с. 24)
— Прочитайте, выполните задание.
Задание 2 (с. 24)
Ответ. Хорошие условия для хранения зерна люди создают в зернохранилищах - элеваторах. Домашних животных зимой держат в помещениях. Там должно быть тепло, сухо и светло. Четвероногим друзьям зимой надо добавлять в пищу витамины. После оттепели, в гололедицу дороги и тротуары посыпают Песком. Комнатные растения зимой поливают реже, необильно Водой комнатной температуры.
Задание 3 (с. 25)
— Какие из этих растений вам знакомы? Кто знает их названия?
— Кто из вас ухаживает за домашними растениями? Запишите их названия.
Ответ: лук, фиалка, декабрист, лимон.
2. Практическая работа
(Ученики под руководством учителя сеют семена горчицы, петрушки, укропа, кресс-салата в заранее приготовленные горшочки с землей и помещают луковицу в банку с водой.)
— Ребята, как бы вы хотели: ухаживать за этими растениями по очереди или лучше выбрать несколько человек — постоянных «садовников»?
(После обсуждения назначают дежурных.)
VII. Рефлексия
— Все ли утверждения верны?
• В старину женщины и мужчины пряли нитки из льняной и шерстяной пряжи.
• В старину примечали: если девушка работает прилежнее других, значит, будет хорошая хозяйка.
• Зерно хранится в современных зернохранилищах — элеваторах.
• Для кошек зимой надо сеять морковь и петрушку.
VIII. Подведение итогов урока
Наш урок приближается к концу. Теперь можно вернуться к нашему разговору в начале урока. Еще раз вспомним, о каких старинных работах мы узнали.
— Что делают в зимнее время на улицах городов, сел, в домах и квартирах?
— Какие виды работ сохранились до наших дней?
— Какие новые зимние заботы появились у людей?
— И все-таки зачем кукле-многоручке столько рук — чтобы чай за десятерых пить? А для чего? Давайте прочитаем ответ в учебнике.
(Один из учеников читает вывод на с. 47.)
— Согласны ли вы с этим выводом?
Домашнее задание
1. Прочитать текст в учебнике (с. 44—47), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с. 47).
2. Выполнить задание 4 (с. 25) в рабочей тетради.
3. Понаблюдать за погодой весной. Каждый месяц вести наблюдения в течение одной недели. Результаты заносить в таблицу на с. 35 рабочей тетради.
Похожие статьи:
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Осенний труд. УМК «Перспектива»
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. В гости к зиме (экскурсия)
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Как разные животные готовятся к зиме. УМК «Перспектива»
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Шестиногие и восьминогие. УМК «Перспектива»
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Звездное небо зимой. УМК «Перспектива»
Нет комментариев. Ваш будет первым!