Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Зимний труд. УМК «Перспектива»

Урок окружающего мира для 2 класса на тему «Зимний труд»

Цель: познакомить с зимним трудом в старинное и современное время.

Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать социально-нравственное значение зимних посиделок для жизни молодежи; узнают особенности ухода зимой за растениями и животными; поймут необходимость поддерживать порядок на улице; смогут вырастить в домашних условиях 1—2 витаминных растения для поддержания здоровья в зимнее время.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, волшебный клубочек, куклы Мальчик и Девочка, кукла-многоручка, аудиозаписи «Вальса снежинок» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» и русской народной песни о пряхе, шапка (косынка) для хозяина (хозяйки), лупы, крупа или семена (гречиха, пшено, рис), семена для посева (горчица, петрушка, укроп, кресс-салат).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания

2. Фронтальный опрос

— На какой месяц приходится начало нового года по восточному календарю?

— Как отмечают праздник белого месяца в Бурятии?

— Каковы народные приметы на урожай по погоде на 15 февраля?

— Как провожают зиму на Масленицу?

— Прочитайте рецепт приготовления блинов или национального блюда. Кто рассказал вам его?

— Фотографию какого праздника вы приклеили в рабочей тетради?

III. Самоопределение к деятельности

— Ребята, посмотрите на куклу, изображенную на фотографии около названия темы сегодняшнего урока. Припомните, где мы уже видели подобную куклу. Как ее звали? (Кукла- многоручка.)

— Зачем кукле-многоручке столько рук?

— Какие осенние работы вы запомнили?

— Как люди летом и осенью готовятся к зиме?

— А вот и наш помощник. Интересно, что он хочет с нами обсудить?

(Учитель достает куклу-помощника.)

Учитель. Здравствуй! Ты, кажется, хотел с нами о чем-то поговорить?

Кукла-помощник. Здравствуйте! Я догадался, зачем зимней кукле-многоручке столько рук. Работы зимой никакой нет. Вот сядет такая кукла, возьмет в каждую руку по чашке горячего чая и по баранке и будет целый день чай пить, согреваться, весны ждать. Весной работа и начнется. А так зимой делать нечего!

Учитель. Интересно, интересно. А вы, ребята, как думаете — много зимой дел или мало? (Ответы учеников.)

Сегодня на уроке будем говорить о зимнем труде.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа

(Учитель показывает куклу-многоручку.)

— Как вы думаете, старинная это кукла или современная?

— Раз это кукла старинная, какие дела были зимой у наших далеких предков? (Ответы учеников.)

— Отгадайте загадку.

Свет-светочек

В сыру землю зашел,

Синю шапку нашел.

Из земли вырастал —

Весь мир одевал. {Лен.)

— Почему в загадке говорится, что лен одевает весь мир? {У наших предков вся одежда была из льна.)

— Как много надо было посадить льна, чтобы одеть всю семью! Но не только посадить лен, надо было собрать его, обработать, чтобы получить ткань. Давайте вспомним, какие работы выполняли женщины и девушки, обрабатывая лен.

(Учитель записывает на доске: посев, теребление, обмолот, сушка, мятка, трепание, очесывание, прядение, ткание.)

— Давайте движениями покажем работу со льном.

Очесанный лен взбивали, пушили, спрыскивали водой и сворачивали в куделю. Прясть начинали с раннего детства. Для девочек делали специальные детские прялки. Из кудели пряли пряжу, затем перематывали ее, стирали несколько раз, выбеливали.

Был обычай ходить прясть к соседям, в другой дом, потому что на людях за пряжей не задремлешь, будешь стремиться сделать не меньше других. Прядут пряхи, песни поют.

(Звучит аудиозапись русской народной песни.)

В низенькой светелке

Огонек горит.

Молодая пряха

Под окном сидит.

Молода, красива,

Карие глаза,

По плечам развита

Русая коса.

Русая головка,

Думы без конца.

Ты о чем мечтаешь,

Девица-краса?

В низенькой светелке

Огонек горит.

Молодая пряха

Под окном сидит.

— А теперь узнаем, что рассказывает о старинной зимней работе наш учебник.

2. Работа по учебнику

С. 44-45

(Учащиеся, определяя очередность с помощью волшебного клубочка, читают статью «Старинная работа зимой». Затем последний чтец бросает клубочек учителю, который с его же помощью вызывает ответить на свои вопросы.)

— О каких старинных зимних работах мы узнали?

— Почему в старину примечали, какие девушки прилежнее других работают?

— Чтобы хоть немного понять, как прядутся нити, попробуем сейчас скрутить распушенную вату в нить. Кто хочет попробовать?

(Несколько учеников пробуют, имитируя движения пряхи, скрутить нить из ваты. Учитель просит их поделиться впечатлениями - описать, трудно ли было, слушались ли пальцы.)

(Звучит аудиозапись «Вальса снежинок» П.И. Чайковского.)

— А теперь перенесемся в наши дни. Закружила по улицам метель, замело снегом дворы, дорожки. Все стало нарядным, белым, искрящимся. А у людей прибавилось забот. Чем занимаются зимой жители нашего края?

— В каких работах вы сами принимали участие?

— Есть ли у вас любимые зимние работы?

Наверное, не ошибусь, если скажу, что все дети любят расчищать снег лопатками. Конечно, ведь работа на морозе веселит, укрепляет здоровье, дарит радость. А как потом приятно вернуться в теплый дом, к горячему чаю и баранкам, о которых говорила наша кукла-помощник!

— Ребята, когда собирают урожай? (Собирают в конце лета и осенью, а мы едим овощи, хлеб, фрукты всю зиму.)

— Как же сохранить осенний урожай? Представьте, что у вас есть собственное домашнее хозяйство. В этом нет ничего удивительного, ведь в старину девочку называли молодой хозяйкой уже в 9 лет, а мальчика хозяином — в 11. Осень подарила вам богатый урожай. Как бы вы сохранили его? (Ответы учеников.)

(Учитель каждого выступающего ученика представляет классу: «Хозяин (хозяйка)...», надевая на голову шапку или косынку.)

С. 45

— Прочитайте текст «Заботимся об урожае».

— Что делают зимой в зернохранилищах?

— Как называются зернохранилища? (Элеваторы.)

(Ученики рассматривают фотографии в учебнике.)

— Что делает лаборант? (Проверяет качество зерна.)

— Ребята, сейчас и вы сможете проверить качество крупы и зерна, собранных в этом году для нас.

(В зависимости от количества имеющихся у учителя луп учащиеся работают в парах или группах, рассматривая через увеличительные стекла гречневую, пшенную и любые другие крупы или зерно. Каждая группа выносит свое решение о качестве крупы или зерна.)

С. 46

— Зимой в старину люди ухаживали за животными. А в наше время нуждаются ли животные в нашей заботе зимой? Почему? (Зимой животные не могут найти корм, поэтому люди кормят и поят их.)

— Как зимой люди заботятся о домашних животных? (Утепляют помещения для животных, следят за чистотой. Домашние животные нуждаются в ежедневном внимании, заботе хозяев. Это нужно и для их здоровья, и для их хорошего настроения.)

— Прочитайте первый абзац текста на с. 46.

— Как вы заботитесь о своих домашних питомцах? (Ответы учеников.)

— Ребята, а теперь давайте обсудим, какие работы проводят на улицах города и села. Кто может поделиться своими наблюдениями? (Убирают снег, посыпают дороги и тротуары песком, сбрасывают снег с крыш домов.)

— Прочитайте второй абзац текста.

— Что делают люди дома? (Ухаживают за комнатными растениями, выращивают зелень.)

— Прочитайте третий абзац.

— Какие комнатные растения есть у вас дома?

— Выращиваете ли вы дома лук или укроп для обогащения рациона витаминами?

V. Физкультминутка

— Как живешь?

— Вот так!

(Показать большой палец.)

— А плывешь?

— Вот так!

(Имитировать плавание.)

— Как бежишь?

— Вот так!

(Бег на месте.)

— Вдаль глядишь?

— Вот так!

(Приставить ладонь ко лбу.)

— Ждешь обед?

— Вот так!

(Подпереть рукой щеку.)

— Машешь вслед?

— Вот так!

(Махать рукой.)

— Ночью спишь?

— Вот так!

(Сложить ладони и прижать к щеке.)

— А шалишь?

— Вот так!

(Надувать щеки и хлопать по ним кулачками.)

VI. Закрепление изученного материала

1. Выполнение заданий в рабочей тетради

Задание 1 (с. 24)

— Прочитайте, выполните задание.

Задание 2 (с. 24)

Ответ. Хорошие условия для хранения зерна люди создают в зернохранилищах - элеваторах. Домашних животных зимой держат в помещениях. Там должно быть тепло, сухо и светло. Четвероногим друзьям зимой надо добавлять в пищу витамины. После оттепели, в гололедицу дороги и тротуары посыпают Песком. Комнатные растения зимой поливают реже, необильно Водой комнатной температуры.

Задание 3 (с. 25)

— Какие из этих растений вам знакомы? Кто знает их названия?

— Кто из вас ухаживает за домашними растениями? Запишите их названия.

Ответ: лук, фиалка, декабрист, лимон.

2. Практическая работа

(Ученики под руководством учителя сеют семена горчицы, петрушки, укропа, кресс-салата в заранее приготовленные горшочки с землей и помещают луковицу в банку с водой.)

— Ребята, как бы вы хотели: ухаживать за этими растениями по очереди или лучше выбрать несколько человек — постоянных «садовников»?

(После обсуждения назначают дежурных.)

VII. Рефлексия

— Все ли утверждения верны?

• В старину женщины и мужчины пряли нитки из льняной и шерстяной пряжи.

• В старину примечали: если девушка работает прилежнее других, значит, будет хорошая хозяйка.

• Зерно хранится в современных зернохранилищах — элеваторах.

• Для кошек зимой надо сеять морковь и петрушку.

VIII. Подведение итогов урока

Наш урок приближается к концу. Теперь можно вернуться к нашему разговору в начале урока. Еще раз вспомним, о каких старинных работах мы узнали.

— Что делают в зимнее время на улицах городов, сел, в домах и квартирах?

— Какие виды работ сохранились до наших дней?

— Какие новые зимние заботы появились у людей?

— И все-таки зачем кукле-многоручке столько рук — чтобы чай за десятерых пить? А для чего? Давайте прочитаем ответ в учебнике.

(Один из учеников читает вывод на с. 47.)

— Согласны ли вы с этим выводом?

Домашнее задание

1. Прочитать текст в учебнике (с. 44—47), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с. 47).

2. Выполнить задание 4 (с. 25) в рабочей тетради.

3. Понаблюдать за погодой весной. Каждый месяц вести наблюдения в течение одной недели. Результаты заносить в таблицу на с. 35 рабочей тетради.

Похожие статьи:

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Как разные животные готовятся к зиме. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. В гости к зиме (экскурсия)

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Звездное небо зимой. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Шестиногие и восьминогие. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Осенний труд. УМК «Перспектива»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!