Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Осенний труд. УМК «Перспектива»
Урок окружающего мира для 2 класса на тему «Осенний труд»
Цель: сформировать представление о многообразной работе осенью в городах и селах, соотнеся ее с особенностями осенней живой и неживой природы.
Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять некоторые виды сельскохозяйственных работ, выполняемых осенью, проявлять заботу о животных накануне предстоящей зимы, выполнять некоторые виды посильной работы по подготовке дома и двора к зиме, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, тестовые задания на карточках для индивидуального опроса, кукла-многоручка, кукла-зернушка, кукла-льняница, волшебный клубочек, фотографии осенних работ в саду и в огороде, сельскохозяйственной техники и старинных орудий труда (трактор, комбайн, сенокосилка, соха, серп, коса), домашних животных (корова, собака, кошка, коза, кролик, свинья, курица, верблюд, осел, пчела).
Примечание: заранее подготовленные ученики рассказывают о домашних животных.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания
2. Индивидуальные задания. Тест
— Отметьте знаком «х» правильный ответ.
1. Что значит выражение «невидимые нити природы»?
а) паутина в лесу
б) корни деревьев
в) грибница под землей
г) связи в природе +
2. Какие действия человека вредят природе?
а) вырубка леса +
б) посадка деревьев
в) сбор грибов
г) подкормка птиц зимой
3. Какое утверждение верно?
а) хищников надо уничтожать
б) комары — вредные насекомые
в) в природе все взаимосвязано +
г) мусор в лесу надо сжигать
4. Как мы можем помочь природе?
а) бороться с браконьерами
б) уничтожать в лесу гусениц
в) брать домой детенышей животных
г) очищать лес от мусора +
5. Прочитайте текст. Как надо было поступить детям?
Ребята собирали в лесу малину. Вдруг они увидели лисью нору. Дети услышали жалобный писк и увидели в ней лисенка.
а) надо было уйти подальше от норы +
б) надо было покормить лисенка
в) надо было взять лисенка домой
г) надо было поискать маму
6. Что произойдет, если уничтожить всех хищников в лесу?
а) станет безопасно гулять
б) растительноядные животные перестанут бояться
в) среди растительноядных станет много больных животных +
г) в лесу станет больше редких животных
7. Какова главная мысль текста?
Всем известно, что кукушка подкладывает яйца в чужие гнезда, а птенцы кукушки выбрасывают из гнезда птенцов хозяев. Но мало кто слышал про кукушкин аппетит. Кукушка — птица насекомоядная и к тому же большая обжора. И главное — она поедает таких гусениц, которых не едят другие птицы. Ведь среди гусениц есть и волосатые, и ядовитые. А кукушка ест всех подряд. Всего несколько кукушек спасают большие участки леса от очень опасных вредителей. (По Ю. Дмитриеву)
а) кукушка - вредная птица
б) у кукушки хороший аппетит
в) кукушка ест только ядовитых гусениц
г) кукушка спасает лес от вредителей +
8. Почему исчезают некоторые виды животных?
а) их истребляют хищники
б) из-за деятельности человека сокращаются места их обитания +
в) ухудшается экологическая обстановка
г) их уничтожают браконьеры
3. Фронтальный опрос
— Что мы называем невидимыми нитями?
— Какие примеры невидимых нитей в осеннем лесу вы нарисовали в рабочей тетради?
III. Самоопределение к деятельности
(Учащиеся отвечают на вопросы в рубрике «Вспомним» на с. 106 учебника.)
Сегодня на уроке мы будем говорить о труде осенью.
IV. Работа по теме урока
1. Знакомство с куклой-многоручкой
(Учитель разыгрывает диалог знакомых детям куклы-льняницы и куклы-зернушки.)
Кукла-зернушка. Столько зерна напасла! А пряжи еще не напряла...
Кукла-льняница. А я все пряла да пряла, да деревья на зиму не обвязала, капусту не посолила!
Кукла-зернушка. Да где же все осенью успеть! Было бы не две руки, а побольше, вот тогда бы точно везде поспели!
(Учитель достает куклу-многоручку и представляет ее детям.)
Кукла-многоручка. А вот и я, кукла-многоручка. Везде успеваю, все у меня сделано: и дома, и в саду, и в огороде, и в поле, и за детьми присмотрено. Посчитайте-ка, ребята, сколько у меня рук. И все равно осенью тяжело приходится.
— Как вы думаете, почему осенью так много дел у людей? (Ответы учеников.)
2. Работа по учебнику
С. 106
— Откройте учебник на с. 106. Рассмотрите фотографию куклы-многоручки. Почему у нее так много рук? (Ответы учеников.)
— Ребята, сейчас мы прочитаем, что рассказывается в учебнике об осеннем труде. Кто-нибудь будет читать, а остальные — внимательно слушать и считать: хватит ли нашей кукле-многоручке ее рук, чтобы все дела успеть сделать.
(Ученики по очереди читают абзацами текст на с. 106—109. Очередность можно определить передачей волшебного клубочка.)
— Перечислите, какие работы люди выполняют в саду. (Уборка фруктов, полив и удобрение почвы, защита стволов от грызунов и морозов.)
— Рассмотрите рисунок на с. 106. Какую работу выполняют школьники в саду? (Собирают яблоки.)
— Мы говорили о том, что издавна каждый народ знал: трудное дело надо делать сообща, дружно, с уважением и любовью друг к другу. Надо только правильно распределять работу. Расскажите, как дети распределили работу. (Одни срывают яблоки, другие складывают в корзины, третьи, самые сильные, уносят яблоки.)
— Какие работы в саду выполняют ваши родные? В каких работах принимаете участие вы сами? (Ответы учеников.)
— Перечислите, какие работы люди выполняют на полях и огородах. (Уборка ржи, пшеницы, проса, ячменя и других зерновых культур. В огородах уборка овощей, перекопка и удобрение почвы.)
— Отгадайте загадки.
Я сильней десяти коней.
Где в поле пройду весной —
Летом хлеб стоит стеной. (Трактор.)
За лесом усатое поле лежит,
Волна за волною по полю бежит.
Пройдет по волнам великан-пароход
И каждую каплю с собой заберет. (Комбайн.)
Ходит в поле коровушка —
Саженный язычок.
Режет травушку коровушка
Под самый корешок. (Сенокосилка.)
(Учитель показывает фотографии сельскохозяйственных машин.)
— Расскажите, какую работу выполняет каждая машина. (Ответы учеников.)
— В старину наши предки пользовались при уборке урожая другими инструментами. Какими? Назовите их. (Соха, серп, коса.)
(Учитель показывает фотографии сохи, серпа, косы, цепа.)
Убирали урожай сообща, дружно. Мужчины косили, а женщины жали серпами. Срезанные стебли зерновых связывали в снопы. Снопы везли на гумно и выколачивали зерно при помощи цепа. Затем зерно веяли, т. е. освобождали от остатков оболочки. На мельнице из зерна делали муку.
— Вспомните, при уборке какой культуры выполняются похожие работы. (При уборке льна.)
— Назовите домашних животных.
(Учитель показывает фотографии. Заранее подготовленные ученики рассказывают о домашних животных.)
3. Сообщения учащихся
Домашние животные. Многие домашние животные живут рядом с человеком очень давно — несколько тысяч лет. Люди приручили их в глубокой древности, приручили и сделали своими надежными помощниками и друзьями. Домашние животные дают человеку молоко и яйца, мясо и шерсть, мед, пух и даже шелк. Они перевозят грузы, несут сторожевую службу, помогают пахать землю, путешествовать. Трудно было бы человеку без домашних животных, а может, без них он просто и не смог бы выжить.
Корова. Сейчас известно всем: коровы — главные домашние животные, от которых люди получают мясо и мясные продукты, коровы дают молоко и благодаря коровам у людей есть сыр и масло, творог и простокваша, сметана и другие молочные продукты. И кажется вполне естественным мнение, что именно ради мяса и молока приручил некогда человек туров — предков наших коров. Но это совсем не так.
Задолго до приручения туров человек уже одомашнил коз, свиней, овец. Животные эти давали человеку все, что ему было нужно: мясо, молоко, шерсть, шкуры, жир. И справляться со стадами овец или коз было проще, и заботы меньше. Вырастают эти животные быстро, значит, и молоко козы начинают давать быстрее. Быстрее нагуливают жир и свиньи, и овцы мясо поставляют человеку раньше, чем коровы. Пока теленок вырастет, ягненок или козленок уже превратятся во взрослую овцу или козу. Поэтому, скорее всего, не скотоводы заинтересовались предками коров, а земледельцы.
Издавна люди делились на скотоводов и земледельцев. Скотоводы были кочевниками. Они приручили коз и овец и пасли их, перегоняя огромные стада с места на место. Земледельцы жили оседло — не кочевали, а возделывали землю. Пока возделываемые ими участки земли были невелики, человек справлялся сам. Но поля становились все больше и больше, и человеку потребовались надежные помощники. Тогда-то и обратили люди внимание на туров.
Считается, что туров одомашнили около 8 тыс. лет назад. И произошло это в местах, где особенно развивалось земледелие, — у народов, населявших долины Нила, Тигра и Евфрата, Инда. Именно там люди стали в первую очередь нуждаться в мускульной силе животных. И именно там, приручив диких быков, их заставили тянуть плуги. Впрочем, плуги тянули коровы — они спокойнее и послушнее. Быков использовали на других работах. Они крутили мельничные жернова, возили всякие тяжести.
Что же касается мяса этих животных, то его почти не ели. Во всяком случае, у многих народов это было запрещено. Молоко тоже не пили. Ведь в те времена коровы давали молока гораздо меньше, чем теперь, и оно нужно было для телят.
Коровье молоко стали употреблять в пищу через много-много лет после одомашнивания туров, да и то пили его только очень богатые и знатные люди. Потом его стали пить и люди победнее, но разбавляя водой.
Прошло много веков, прежде чем коров начали разводить, главным образом из-за мяса и молока.
А когда это время настало, люди всерьез занялись выведением нужных пород.
Работа по выведению новых пород трудная, долгая. Но сейчас уже виден результат этой человеческой деятельности: создано немало и специальных молочных пород, и специальных мясных, и комбинированных, т. е. дающих и мясо, и молоко. Например, черно-пестрая. Это одна из лучших и самых распространенных в нашей стране молочных пород. Коровы черно-пестрой породы дают в среднем по 12—13 л молока в день. Но есть хозяйства, где получают и по 20—25 л, а от некоторых коров — и по 35 л в день прекрасного жирного молока!
Коровы мясных пород молока дают меньше. Разводят их ради мяса. А из комбинированных пород многим знакома костромская. Коровы и молока дают много (до 5000 л в год), и мяса.
Человек не только выводит новые породы. Сейчас он меняет весь стиль скотоводства, создавая мощные животноводческие комплексы — настоящие фабрики со специальными доильными установками, механизмами для раздачи кормов, автопоилками, с отличной вентиляцией и хорошо налаженной уборкой помещений.
Собака. Сколько их, и какие они разные! Есть совсем маленькие — они умещаются на ладони и весят не больше 500 г. А есть великаны, масса которых достигает 80 кг. Есть длинноногие, и есть коротконогие. Есть лохматые, а есть совсем гладкие. У одних уши висят, у других — торчком. Одни быстрые, подвижные, другие неуклюжие. И все они — самые верные наши друзья. И самые древние.
Самые древние — потому что собаки первые из всех животных стали домашними. Конечно, люди приручили не собак, а волков и потом уже вывели множество пород собак. Сейчас их на земле насчитывается примерно четыреста.
Самые верные — потому что ни одно другое животное не предано человеку так, как собака, не служит ему так беззаветно, как это удиви- ' тельное существо.
На земном шаре нет, пожалуй, такого места, где бы рядом с человеком не жила собака. Она помогает людям в самых разнообразных областях жизни.
Есть собаки охотничьи, есть собаки служебные и декоративные.
Охотничьи, понятно, помогают людям на охоте. И здесь у каждой своя специализация. С одними собаками охотятся в лесу на пушных зверей, лосей, кабанов. С другими — на водоплавающую дичь. С третьими — на зайцев, волков и лисиц... Соответственно, и ведут они себя на охоте по-разному. Фокстерьеры и таксы — их называют норными собаками — выгоняют зверей из нор. Лайки отыщут добычу и облают ее, задержат, пока не подоспеет охотник. А легавые — к ним относят пойнтеров, сеттеров, — наоборот, найдут дичь по запаху, молча застынут в стойке и тем укажут охотнику, где затаилась птица. Гончие с громким лаем преследуют зверя.
Служебные собаки помогают охранять государственную границу. Обнаружив следы нарушителя, они находят его и, если потребуется, смело вступают в схватку. Полиции помогают разыскивать преступников. Их помощь незаменима при охране складов, домов. Служебные собаки пасут и охраняют стада. На Крайнем Севере перевозят людей и поклажу. В горах они спасают попавших в беду людей, умеют также спасать тонущих в море. На счету служебных собак множество добрых дел.
Есть необычный памятник в Париже. На фоне стены, символизирующей горы, стоит собака с умной и доброй мордой. А на ее спине ребенок. Малыш крепко обхватил руками шею собаки, доверчиво приник к своему спасителю. Это памятник сенбернару по кличке Барри — собаке, которая в Альпийских горах спасла не один десяток людей, погибавших в непогоду в глубоком снегу.
И еще есть немало памятников собакам.
Каждый человек мечтает или мечтал когда-нибудь иметь собаку. И неудивительно: ведь всякому хочется, чтобы у него был верный и преданный друг. У одних мечты сбываются, у других почему-либо нет...! А иногда бывает так. Завел себе человек собаку. А она требует внимания, заботы. Надоели человеку эти заботы. И выбросил он собаку на улицу. И предал своего друга.
Предательство — один из самых отвратительных поступков человека. Помните об этом.
Кошка. Кошка живет рядом с человеком много тысяч лет, но все-таки. до сих пор остается существом во многом таинственным.
В разных странах и в разные времена по-разному относились к этим животным.
В Древнем Египте кошку боготворили, оказывали ей всякие почести. В Европе в Средние века ее преследовали, считали, что она ведьма, что в ней поселился дьявол, что черные кошки приносят людям несчастья.
Все это, конечно, выдумки. Кошка и не богиня, и не ведьма, а обыкновенный зверь, правда, с необыкновенными качествами.
У нее очень тонкий слух - она слышит малейший шорох, который производят мыши, и тотчас же настораживается. И в то же время слух ее так своеобразен, что кошка может не обратить внимания, например, на громкую музыку, которая раздастся у нее над ухом.
Она очень чистоплотна — вылизывает шерсть так тщательно, что, кажется, не пропустит ни одного волоска.
У нее острое зрение. Кошка видит в полумраке гораздо лучше, чем человек.
Она может спокойно ходить в абсолютной темноте. Помогают ей в этом вибрисы — длинные жесткие волоски, которые мы часто называем усами. Прикосновение этих волосков к чему-нибудь сообщает кошке о том, что рядом препятствие или какой-то предмет. Этими волосками кошка как бы ощупывает все вокруг. Если же учесть, что вибрисы у нее не только на морде, но и на боках, даже на лапах, то понятно, почему кошка так свободно чувствует себя в кромешной тьме.
Ходит кошка бесшумно, втягивая когти и ступая мягкими подушечками, лазает ловко.
Но вот как она все рассчитывает, еще неясно! Зато совершенно ясно, что это животное сыграло в жизни людей очень большую роль: в свое время кошки буквально спасли человечество от нашествия полчищ мышей и крыс, которые уничтожали запасы зерна, разносили опасные болезни... Трудно сказать, что было бы на нашей планете, если бы не кошки. Домашних кошек сейчас на земле, по самым приблизительным подсчетам, полмиллиарда. И неважно, что сейчас не все они ловят грызунов (не потому, что разучились или ленятся, — просто и мышей, и крыс в городах стало неизмеримо меньше, да есть и другие способы борьбы с ними). Но уже само присутствие кошек, пусть даже сейчас «безработных», в человеческом доме — гарантия того, что мыши и крысы ему не так опасны.
Коза. Козы живут рядом с человеком приблизительно 8—9 тыс. лет. Это самое верное доказательство того, что они очень нужны людям.
Когда-то особенно ценил коз бедный люд. Бедняку нелегко было купить корову, нелегко прокормить ее. С козой все проще. И неприхотлива она, и корма ей надо меньше, да к тому же коза и сама может хорошо позаботиться о своем пропитании. Заберется туда, куда корове и посмотреть-то трудно, проберется по крутому склону — и все ради какого-то пучка травы. Если же попадется наклоненное дерево, взберется по его стволу и станет объедать листья. А в Африке, например, живут карликовые козы, которые могут взбираться на дерево по отвесному стволу.
Козы дают людям многое — молоко, шерсть, мясо, кожу, пух.
Издавна люди заметили, что одни домашние козы дают больше шерсти или пуха, другие — больше молока. И тогда они стали намеренно отбирать и разводить тех, которые им были нужнее. С этого и началось выведение различных пород коз. И вот теперь выведено немало специальных пуховых, шерстных и молочных пород.
Может быть, вы слышали об оренбургских пуховых платках? Они очень красивые, теплые и такие тонкие, что большой платок можно легко пропустить сквозь маленькое колечко. Эти знаменитые на весь мир платки делают из пуха коз оренбургской породы. Она выведена в нашей стране в Оренбургской области. От коз оренбургской породы получают в год обычно 200—300, самое большее — 500 г пуха длиной 5—6 см.
Есть у нас и другие замечательные породы пуховых коз. Придонская, например. Пух у придонских коз еще длиннее, чем у оренбургских, — 9—11 см. И шерсть их состоит из такого пуха больше чем наполовину. Особенно породистые козы придонской породы дают прекрасного тонкого пуха в год до 1400 г. Это много.
Ну а уж если говорить о пуховых козах, которых разводят в других регионах мира, то надо обязательно сказать о кашмирской породе. Выведена она на Тибете. Известные издавна кашмирские шали делают как раз из пуха кашмирских коз.
Свои знаменитости есть и среди шерстных пород. Самая знаменитая — ангорская порода.
Шерсть ангорских коз необыкновенно красива - белая, волнистая, длинная (четверть метра длиной!), шелковистая. Немудрено, что кофточки, ткани, ковры из ангорской шерсти славятся по всему свету.
Как ни высоко ценятся пух и шерсть коз, а все-таки во многих странах мира разводят их главным образом из-за молока. Козье молоко жирное, питательное (хотя и отличается иногда своеобразным привкусом, который не каждому нравится). Оно очень полезно больным людям и детям. Из козьего молока делают великолепные сыры, другие молочные продукты. Понятно поэтому, что люди постарались вывести особые молочные породы коз. У нас из молочных пород больше всего популярны горьковская, мегрельская и некоторые другие породы.
Кролик. Длинноухие, похожие на зайцев зверьки сидят в клетках тихо, никого не трогают, грызут морковки и поглядывают вокруг большими глазами. Это кролики. Их можно погладить, взять в руки. Они милые, симпатичные.
Домашних кроликов специально разводят. Почему?
Во-первых, мясо кроликов вкусное, во-вторых, кролики дают прекрасный пух, в-третьих, у них красивые шкурки.
Свинья. У нашей домашней свиньи большая родня среди ныне живущих диких свиней. А прямые родственники и предки — дикие свиньи, или кабаны.
Кабанов и сейчас немало живет на земле. Они способны жить в самых разнообразных условиях — в дубравах и тайге, в тропических лесах и пустынях, в степях и в горах. Едят они все, что придется: траву, корешки, луковицы растений, орехи, желуди, семена разных трав, грибы, ягоды, всевозможных личинок и червяков, яйца птиц, разную падаль. Зимой питаются корой, ветками. Вот эта необыкновенная приспособленность к самым разнообразным условиям жизни, к самой разнообразной пище и помогла животным сохраниться до наших дней.
Ведь кабан — очень древнее животное. Он появился на земле шесть миллионов лет назад! Тогда еще бродили по ней древние гигантские ящеры. Они давно уже вымерли. А кабан живет. И совсем неплохо. И внешне даже почти не изменился с тех пор.
Сильное и опасное это животное — кабан. Нрав у него непростой. Спокойный, ленивый на вид, в минуту опасности мгновенно превращается в свирепого зверя, способного вступить в схватку с рысью, медведем и даже вооруженным человеком. И горе тому, кто не увернется от его острых как лезвие клыков!
Вот такого зверя и приручил в свое время человек. Приручил очень давно — примерно 7 тыс. лет назад. Считается, что свинья — второе после собаки одомашненное животное.
Кабаны меньше других зверей боялись человека и часто приходили к его жилищу. Животные эти всеядны, и если человеку случалось поймать кабаненка, прокормить его было нетрудно. Попав в плен, свиньи быстро привыкали к людям, хорошо приспосабливались к новым условиям, быстро росли и толстели. Вот все эти качества кабанов, надо полагать, и оценили когда-то по достоинству наши предки. Сейчас человек убедился, что он не ошибся в выборе. Самая знаменитая и распространенная порода — крупная белая. Они действительно белые и действительно крупные — взрослые весят 220-350 кг. Поросята (а их рождается за один раз по 12—14) очень быстро растут и уже в 6-месячном возрасте весят килограммов сто.
Разводят свиней у нас на крупных свиноводческих комплексах. Свиноводческие комплексы — это настоящие промышленные предприятия. Они рассчитаны на выращивание миллионов голов.
Курица. В конце XVIII — начале XIX в. из стран Европы в разные концы света стали отправляться необычные экспедиции. Они отправлялись на поиски... кур. Нет, конечно, не обычных кур, а диких. Дело в том, что, несмотря на очень давнее знакомство человека с этими птицами (кур одомашнили около 3 тыс. лет до н. э., т. е. примерно 5 тыс. лет назад), их дикие предки не были известны. До поры это не беспокоило людей: есть домашние куры — и хорошо. Но настало время, и человеку потребовалось всерьез заняться птицеводством. А для этого необходимо было выяснить: откуда же взялись домашние куры, кто были их предки?
В 1832 г. к берегам Восточной Индии пристал голландский корабль. Густо заросшие берега эти выглядели необитаемыми. Во всяком случае, мореплаватели не заметили никаких признаков человеческого жилья. Каково же было их удивление, когда на закате солнца они услышали крик петухов, доносившийся с берега. Может быть, здесь все же имелись поселения? Участники экспедиции обследовали берега, но никаких поселений не нашли. Зато нашли в густых зарослях неизвестных раньше птиц — небольших невзрачных самочек и ярких самцов-петухов. У петухов были длинные черные, отливающие зеленью хвосты, красные гребешки, красновато-золотистые спины и черно-бурые перья на груди. Позже выяснилось: это и есть дикие предки кур. Птиц назвали банкивскими курами (официальное научное название вида — банкивский петух).
Когда-то люди верили в злые силы, злых духов. И были убеждены: с наступлением темноты они приходят на землю, чтобы вредить человеку. А вот петухи своим криком предупреждают людей об этой опасности. Под утро — опять же криком — они прогоняют злые силы. Люди верили в это и потому считали петухов и кур священными птицами.
Священными куры считались в Индии, Персии, Древней Греции, Древнем Риме.
Ценились петухи и за свою драчливость. В некоторых странах Востока были распространены петушиные бои, и хороший боевой петух там стоил очень дорого.
Но не везде и не всегда курам только поклонялись или заставляли их сражаться. И мясо их употребляли в пищу, и яйца, а в Древнем Египте умели выращивать цыплят в специальных инкубаториях и разводили кур в больших количествах.
Выведены специальные породы мясных кур (у них особенно нежное мясо), которые быстро растут и достигают массы до 5 кг (между прочим, дикие предки кур весят 600—900, самое большее 1250 г). Выведены специальные породы так называемых яичных кур — они дают в год 270—280 яиц, а лучшие из несушек — и 300, а рекордсменки — даже 365 яиц в год (дикие — самое большее 30). Сейчас создаются огромные хозяйства, они называются птицефабриками, где цыплят выводят в инкубаторах, выращивают в специальных условиях — чтобы каждый цыпленок поскорее рос и набирал в весе, а курочки начинали быстрее давать яйца.
Фабрики по получению куриных яиц дают государству почти полмиллиарда яиц каждый год. Кур в таком птичнике больше полутора миллионов. А сколько же надо рабочих, чтобы всех их накормить, напоить, убрать за ними, собрать яйца? Представьте себе, не так уж много, потому что людям здесь пришли на помощь разные механизмы и автоматы. Они и корм раздают, и воду наливают в поилки, и яйца собирают, моют их и упаковывают. Конечно, управляют механизмами и автоматами люди, но с их помощью один человек может обслужить 20—40 тыс. кур!
Сам птичник — это несколько многоэтажных зданий. Куры здесь содержатся в особых клетках, расположенных ярусами, в помещениях поддерживаются необходимые температура, влажность, освещенность. В общем, на таких птицефабриках все продумано и устроено так, чтобы куры лучше неслись, а люди, управляя этим хозяйством, поменьше бы уставали.
Верблюд. Человек одомашнил двугорбого верблюда не меньше чем 3 тыс. лет назад. Где именно это произошло — сказать трудно. Но уж, наверное, в тех краях, где водились дикие предки верблюда. Ученые установили, что когда-то дикие двугорбые верблюды были распространены в пустыне Гоби, на территории теперешней Средней Азии, Казахстана. Еще в XVIII в. зоологи не знали, сохранились ли на земле такие животные. Первым ученым, доказавшим, что они существуют, был замечательный русский путешественник Николай Михайлович Пржевальский. Сейчас в пустынях Центральной Азии сохранились триста, может, чуть больше диких двугорбых верблюдов.
Верблюда с двумя горбами называют еще бактрианом. Назван он был так в давние времена потому, что караваны двугорбых верблюдов приходили в Европу из древнего среднеазиатского государства Бактрия.
Одногорбого верблюда называют дромедаром от греческого слова, означающего «быстроходный» (дромедар действительно может пробегать более 20 км в час). Но самое распространенное не научное, а образное название, которое дал человек верблюду, — «корабль пустыни». Пустыня. Ни деревца. Ни кустика. Только волны песка до самого горизонта. И по этим волнам неторопливо, уверенно, словно корабль по морю, движется верблюд.
Многие сотни лет служат верблюды человеку, и сейчас в некоторых случаях люди не могут обойтись без них. Что это за случаи? Конечно же, переходы через пустыню. Нет ни одного другого животного, которое смогло бы заменить здесь верблюда. Даже не всякая машина пройдет по пескам. А верблюд может. Повинуясь хозяину, шагает он день за днем под палящим солнцем.
Ни травинки, ни колючки не попадется ему иногда на пути за все время перехода. И ничего — верблюд выдерживает, потому что запас пищи он носит с собой. В горбах у него много жира. За счет его и пополняет свои силы верблюд.
Ни ручейка, ни лужи, ни колодца не встретит караван. Не беда. И без воды обходиться подолгу приспособился верблюд. Но уж зато как придет караван, например, в оазис, тут верблюд все наверстает — несколько ведер воды, не отрываясь, выпьет и поест вдоволь. Отдохнет и снова готов отправляться в путь.
Днем в пустыне солнце палит нестерпимо, но верблюду это не страшно. Плотная и тонкая шерсть спасает его от перегрева, она же выручает животное и по ночам, когда в пустыне становится очень холодно.
В летний день песок пустыни раскален так, что до него невозможно дотронуться. Но верблюд подготовлен и к этому. На подошвах у него толстые мозоли, благодаря которым он может шагать по горячему песку, не обжигаясь. А если надо опуститься на колени, чтобы хозяин смог забраться к нему на спину, — пожалуйста, и это он может, потому что на теле у него в определенных местах тоже толстые, предохраняющие от ожогов мозоли. Ложась, верблюд касается раскаленного песка только ими.
У верблюда все необычно, все вызывает удивление. И его размеренная походка, позволяющая экономно расходовать силы. И способность питаться сухим колючим кустарником, усаженным шипами иногда 7-сантиметровой длины. Верблюду они не страшны, потому что во рту у него, на языке, на небе, на деснах, есть особые твердые бугры-мозоли. И выносливость: в самых жесточайших условиях пустыни верблюды могут проходить в день по нескольку десятков километров, неся на себе груз массой 150—250 кг (а самые выносливые — и до 400 кг). И так могут идти неделю, две... Правда, останавливаясь для отдыха. Нет, все-таки Удивительное это животное — верблюд!
И бактрианы, и дромедары всегда были нужны людям. Нужны и сейчас. Потому что до сих пор на земле есть места, куда человек может проникнуть только с их помощью. И еще потому, что они кормят и одевают людей.
Очень вкусно и питательно верблюжье молоко. Обычно от верблюдицы можно получить до 2000 л в год. Но есть специально выведенная молочная порода дромедаров — арваны. Верблюдицы этой породы дают и до 4000 л.
А кто не слышал о знаменитой верблюжьей шерсти! В год с одного бактриана можно настричь ее 6, а с верблюдов некоторых пород, например калмыцкой, — 13 кг. Из верблюжьей шерсти делают одеяла, войлок, ткани для верхней одежды, а из пуха изготовляют тонкие теплые легкие ткани.
Давний и преданный друг многих народов, верблюд и теперь продолжает верно служить человеку. И хоть давно бегут по дорогам автомобили, мчатся поезда, летают самолеты, верблюды продолжают существовать, шагают по земле, высоко подняв голову, будто понимают, как они еще нужны людям.
Осел. Почему-то так повелось, что слово «осел» стало чуть ли не бранным. Можно часто услышать: «ленивый как осел», «упрямый как осел». А ведь все эти сравнения несправедливы — ослы и не упрямы, и не ленивы. Они добросовестно, верой и правдой служат людям примерно шесть тысяч лет.
Люди одомашнили ослов и стали использовать для верховой езды и перевозки грузов еще до того, как одомашнили лошадь.
Приручить диких ослов было нелегко — в этом сомневаться не приходится. Животные они чуткие, пугливые, осторожные, недоверчивые. Подойти к табуну близко почти невозможно. Малейшая опасность — и по сигналу вожака табун уносится прочь. И уж если люди взялись за такое сложное дело, как одомашнивание ослов, наверное, есть у этих животных какие-то важные качества, которые привлекли внимание человека. В первую очередь надо, пожалуй, назвать выносливость, силу, неприхотливость ослов, их способность переносить суровые условия жизни.
Ослы перевозили людей и тяжести, перетаскивали поклажу через пустыни и горы. На ослах пахали, их использовали при молотьбе. Можно привести очень много примеров того, как ослы облегчали людям труд.
Ослы и кормили людей: мясо этих животных употребляли в пищу, а стада дойных ослиц снабжали людей молоком.
Те, кто пользуется помощью ослов, знают, что эти животные могут нести груз, весящий столько же, сколько весят они сами. (Их часто именно так и нагружают, не задумываясь, легко ли это животным.) Люди знают, что, если в пути оборвалась тропа, потерялась дорога, осел обязательно разыщет ее или сам найдет новую дорогу. Причем приведет до нужного места кратчайшим путем. Во время перехода осел сам позаботится о своем пропитании — где ухватит чертополох, где ветку колючего кустарника. И сжует все это с превеликим удовольствием.
Так заслужил ли осел прозвище ленивого, упрямого, злого? Ну а если он заупрямится иногда — не хочет идти, нести поклажу, не двигается с места, несмотря на все понукания и даже побои хозяина, так ведь этому есть объяснение. И очень простое. Ослы, несмотря на всю свою выносливость, тоже устают. Им тоже нужны и передышки, и отдых, и ласковые слова для поддержания сил. Люди должны это помнить и уважать ослов за их добросовестную службу. Тем более что ослы очень преданны своим хозяевам.
Пчела. Пчела — тоже домашнее животное. Она так и называется — пчела медоносная домашняя.
Когда человек приручил пчелу, мы не знаем. Но мед он оценил очень давно. Мед диких пчел собирали еще первобытные люди. По-видимому, в первый раз они отведали его случайно, разыскивая все, что годилось в пищу. Но мед очень вкусный, поэтому, попробовав однажды, человек уже не упускал случая полакомиться медом.
Шло время. И люди стали специально разыскивать пчелиные гнезда и добывать мед и воск. Позже они сообразили, что продуктов этих можно получать больше, если нарочно выдалбливать в лесных деревьях дупла, в которых поселялись бы новые пчелиные семьи. Дупло или дуплистое дерево раньше называли бортью. Поэтому людей, которые устраивали для диких пчел искусственные дупла, способствовали расселению пчел и потом добывали мед и воск, называли бортниками. А такой способ пчеловодства — бортевым или бортничеством. На смену бортничеству пришло колодное пчеловодство — люди догадались, что можно не самим ходить к пчелам в лес, а поселить пчел рядом с собой, и начали содержать пчелиные семьи у своего жилья в выдолбленных деревянных колодах. Когда наступала пора сбора меда, пчел уничтожали, колоду разбивали и забирали все, что наработали трудолюбивые насекомые. Это, конечно, был варварский способ, и не случайно такое пчеловодство называют иногда разбойничьим.
Но вот в начале XIX в. наш соотечественник Петр Иванович Прокопович изобрел разборный улей с вынимающимися рамками. А примерно 50 лет спустя чешский пчеловод Грушка изобрел медогонку. Эти два события совершенно изменили и отношение к пчелам, и все пчеловодство. Появилась возможность не уничтожать каждый раз пчелиные семьи, а, наоборот, разводить их в больших количествах и в больших же количествах получать мед и все продукты пчеловодства. Вот, пожалуй, с этого времени пчела и стала по-настоящему домашним животным.
Пчела дает нам многое. Первое, что подсказывает память, — мед. Вспомните, какое это удовольствие — ложка ароматного янтарного сладкого меда. Между прочим, ученые подсчитали, что четыреста пчел должны как следует потрудиться от утренней зари до вечерней, чтобы изготовить одну чайную ложечку меда: двести должны собирать цветочную пыльцу и нектар и еще двести принять их и переработать.
Мед не только вкусен. Он очень полезен и к тому же еще хорошее лекарство от многих болезней.
Все продукты, которые производят пчелы, полезны человеку. Пчелы кормят свою матку особым веществом. Оно называется маточкиным молочком. Оказалось, что оно обладает целебными свойствами, и теперь его используют в медицине. Пчелы обмазывают стенки ульев и заделывают щели специальным клейким смолистым веществом — прополисом. Прополис — тоже ценнейшее лекарственное средство. Даже пчелиный яд, и тот обладает лечебным действием. Но это все только одна сторона деятельности пчел, которая приносит пользу человеку. А есть и другая, не менее важная — опыление растений.
Может быть, вы замечали, что иногда выбирается пчела из цветка вся перепачканная чем-то желтым. Это к ее мохнатой спине, лапкам пристала цветочная пыльца. Найдет такая пчела другой цветок и, пока будет старательно его обрабатывать, оставит на нем принесенную пыльцу, даже не понимая, какое важное дело сделала. Ведь многие цветущие растения не дают плодов и семян, если на них не попадет пыльца с другого родственного растения. Некоторым растениям заполучить нужную пыльцу помогает ветер. Некоторым — насекомые. Так вот из всех насекомых- опылителей пчела, посещающая в день множество разных растений, приносит, пожалуй, самую большую пользу. В нашей стране выращивается более 100 сельскохозяйственных культур, которые не дадут урожай, если их не опылят пчелы.
Об этой пользе пчел люди узнали сравнительно недавно. Но, узнав, стали намеренно использовать их для опыления — во время цветения садов, лугов и полей сюда специально вывозят ульи с пчелиными семьями. Подсчитано, что доход от урожая, полученного в результате опыления с помощью пчел, в десять раз больше, чем доход от меда, который собирают эти же пчелы. Пчела — великая труженица, верный и добрый помощник человека.
— Перечислите, какие работы люди выполняют при уходе за домашними животными осенью. (Заготавливают корм, утепляют помещения для зимовки скота, уносят ульи в зимовники.)
4. Работа по учебнику
С. 108-109
— Прочитайте текст.
(Учитель читает приговорку, дети передают волшебный клубочек.)
— Какие работы выполняют в доме? (Ответы учеников.)
— Какие работы выполняют на улице? (Ответы учеников.)
— Люди какой профессии помогают нам в утеплении домов? (Сантехники.)
— Отгадайте загадку.
Разгребает снег лопатой,
Подметает двор метлой.
Догадались вы, ребята,
Кто следит за чистотой? (Дворник.)
— Что делают дворники? (Ответы учеников.)
Во многих городах нашей страны стоят памятники дворникам как дань уважения людей мастерам-профессионалам.
V. Физкультминутка
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки:
Раз-два, раз-два.
(Ходьба с высоко поднятыми коленями.)
По камешкам, по камешкам,
По камешкам, по камешкам,
Шагают наши ножки:
Раз-два, раз-два.
(Имитация ходьбы по камешкам.)
Устали наши ножки,
Устали наши ножки:
Раз-два, раз-два.
(Присесть на корточки.)
А вот наш дом,
В нем мы живем.
(Сложить ладони, поднять руки над головой.)
VI. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради
Задание 1 (с. 62)
(Выполняется с последующей взаимопроверкой.)
VII. Рефлексия
(Учащиеся работают по вопросу в рубрике «Подумаем!» нас. 109 учебника.)
— Установите соответствия. Соедините линиями слова и выражения каждого столбика.
Утепление помещений для людей и животных
Созрели зерновые
Похолодало Перекопка почвы в огородах
Листопад Уборка урожая
Созрели фрукты и овощи Домашних животных не выгоняют на пастбища
Заморозки
Высохли и почернели травы Переноска ульев в зимовники
Уборка листьев
Ответ: созрели зерновые — уборка урожая; похолодало — утепление помещений для людей и животных, переноска ульев в зимовники; листопад — уборка листьев; созрели фрукты и овощи - уборка урожая; заморозки — перекопка почвы в огородах; высохли и почернели травы — домашних животных не выгоняют на пастбища.
VIII. Подведение итогов урока
— О каких осенних работах вы узнали на уроке?
Сделаем вывод. Итак, осенью убирают урожай, ухаживают за домашними животными. Накануне зимних холодов люди заботятся о порядке в своих домах, городах и селах.
Домашнее задание
1. Прочитать текст в учебнике (с. 106—109), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с. 109).
2. Выполнить задание 2 (с. 62) в рабочей тетради.
3. Учитель может запланировать общую работу на уроке технологии по изготовлению куклы-многоручки.
Похожие статьи:
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Как разные животные готовятся к зиме. УМК «Перспектива»
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. В гости к зиме (экскурсия)
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Звездное небо зимой. УМК «Перспектива»
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Зимний труд. УМК «Перспектива»
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Шестиногие и восьминогие. УМК «Перспектива»
Нет комментариев. Ваш будет первым!