Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. В гости к зиме (экскурсия)
Урок окружающего мира для 2 класса на тему «Зимняя прогулка (экскурсия)»
Цель: провести наблюдения за изменениями в неживой и живой природе зимой.
Планируемые результаты: учащиеся научатся наблюдать за природой, проводить исследования, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.
Ход урока
I. Организационный момент
Сегодня мы отправимся разгадывать лесные загадки зимушки-зимы.
II. Работа по теме экскурсии
Остановка 1. Первая загадка зимушки-зимы
- Ребята, давайте отгадаем загадки зимушки-зимы и определим самые главные ее приметы.
Одеяло белое не руками сделано,
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось. (Снег.)
Не снег, не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней.)
Чист и ясен, как алмаз,
Дорог не бывает,
Он от матери рожден,
Сам ее рождает. (Лед.)
С неба звезды падают,
Лягут на поля.
Пусть под ними скроется
Черная земля.
Много-много звездочек
Тонких, как стекло;
Звездочки холодные,
А земле тепло! (Снежинки.)
— Какие зимние явления природы вы наблюдаете? (Ответы учеников.)
(Учитель читает стихотворение о снеге.)
Снег летает и сверкает
В золотом сиянье дня.
Словно пухом устилает
Все долины и поля...
Все в природе замирает:
И поля, и темный лес,
Снег летает и сверкает,
Тихо падая с небес.
С. Державин
— Рассмотрите снежинку. Правда, она очень красивая? Как звездочка, прилетевшая с неба.
Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль.
Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья. Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлым, потому что между снежинками содержится воздух.
— Кто из вас знает, почему снег хрустит под ногами? (Он хрустит оттого, что под тяжестью нашего тела ломаются звездочки и лучи снежинок.)
Идет зима, растут сугробы, и снежный покров постепенно становится плотным. А тут еще пригревает солнце и ни на минуту не забывает о своей работе ветер. Иногда он налетает с юга и приносит оттепели. А когда после оттепели ударит мороз, то на снегу образуется твердая корочка. Это наст. Давайте раскопаем большой сугроб, чтобы получился отвесный срез, и тогда мы узнаем по чередованию плотных и рыхлых слоев, как часто зимой были снегопады и оттепели.
(Ученики вместе с учителем рассматривают вертикальный срез снега, отмечая, когда было холодно, а когда стояла оттепель.)
Снег может рассказать и о зимней жизни лесных обитателей, только надо научиться читать эту «белую книгу»...
(Ученики рассматривают отпечаток лапы сороки, серой вороны, следы белки.)
Давайте тихо полюбуемся красотой зимнего леса и подумаем, каким должно быть настроение человека, любующегося красотой родной природы. От какого слова происходит слово «любоваться»? Любуются тем, что нравится, что любят... Если вы научитесь видеть красоту родной природы, любоваться ею, она щедро наградит вас своими волшебными силами, поднимет настроение, укрепит здоровье.
Остановка 2. Вторая загадка зимушки-зимы
Покрытое белым пушистым ковром, зеленое царство спит...; Какие уже знакомые нам деревья играют с нами в прятки? Вспомните, осенью на экскурсии мы собирали листья и по ним определяли, какое дерево перед нами. Сейчас листьев нет, и определять, какое же перед нами дерево, придется по цвету коры, силуэту, почкам. А поможет нам в этом атлас-определитель.
— Вот перед нами дерево с белой корой. Какое это дерево? (Береза.)
— Правильно, других деревьев с белой корой нет. Как называется кора березы? (Береста.)
— Теперь подойдем к дереву с черной корой. Такая черная, вся в глубоких трещинах кора у липы и дуба. Как их различить зимой? (Ответы учеников.)
Найдем их в атласе-определителе. Действительно, у дуба ствол мощнее, чем у липы. Но если в лесу липы растут рядом с дубами слишком близко друг от друга, то стволы их очень похожи. Поэтому отличают их не по силуэтам, а по тому, что сохранилось с осени на этих деревьях.
— Прочитаем текст в атласе-определителе на с. 85 и 87. А теперь посмотрим вверх. На каком дереве сохранились сморщенные бурые листья? (На дубе.)
— А на каком дереве листьев нет, но есть малюсенькие плодики с крылышком? (На липе.)
— Зимой трудно отличить американский клен от ясеня. Рассмотрим на с. 84 атласа-определителя силуэты этих деревьев.
— Как можно отличить эти деревья по силуэту? (Ствол американского клена изогнут, будто того и гляди упадет, а у ясеня ствол прямой.)
— По каким еще признакам можно различить зимой американский клен и ясень? (По форме плодиков. У клена плодики спаренные и крылышки полупрозрачные. У ясеня плодик без пары и крылышко непрозрачное, похоже на язычок.)
— Прочитаем об этом на с. 85 атласа-определителя.
III. Физкультминутка
(Учитель проводит несколько подвижных игр.)
IV. Продолжение работы по теме экскурсии
Остановка 3. Третья загадка зимушки-зимы
— А теперь подойдем к хвойным деревьям и подышим их запахом. Это очень полезно. Какие хвойные деревья вы знаете? Как отличить ель от сосны?
(Ученики отвечают, а затем рассматривают иллюстрации на с. 82 атласа-определителя и читают текст на с. 83. Если в лесу или в парке растут кедровые сосны (кедры сибирские) и пихты, то учитель предлагает детям найти их.)
— А это что за дерево? Хвои нет, а весь снег вокруг него усеян маленькими шишечками. (Правильно, это лиственница.)
Осенью мы видели, как ее хвоя желтеет и опадает.
— А теперь подойдем к можжевельнику. В отличие от других хвойных это кустарник, а не дерево. У него тоже маленькие иголки, как у ели, но более колючие. Посмотрите в атласе-определителе, есть ли у можжевельника шишки. Таких шишек, как у ели или сосны, нет, но на некоторых веточках бывают синеватые ягодки, которые называются шишкоягодами. Это любимый корм лесных птиц, особенно глухарей и тетеревов.
Остановка 4. Четвертая загадка зимушки-зимы
— А все ли растения спят под белым снежным одеялом? Давайте-ка аккуратно раскопаем лопаткой снег и посмотрим.
Оказывается, под снегом есть зеленые растения: земляника, копытень, осока, живучка ползучая, пастушья сумка. И это далеко не полный список травянистых растений нашей полосы, которые зимуют под снегом зелеными. К группе морозоустойчивых растений относится и озимая рожь, которую сеют под зиму.
Под снежным покровом продолжается и жизнь некоторых животных. Глубоко в земле, в своих коридорах, в поисках личинок и червей бродит не засыпающий на зиму крот. Под покрывалом снега прячутся лесные мыши.
— Кто такие братья наши меньшие и как мы можем им помочь зимой? (Ответы учеников.)
— Сейчас как раз самое время послушать звуки зимнего леса... Прислушаемся: а так ли тихо в лесу? Все ли спят?
Можно долго идти и не услышать ни одного голоса, а потом на опушке встретить целую стаю синиц. Будут слышны тихие, неясные писки, и вдруг вырвется громкое «хеее» — это синица- гаичка, непременный член смешанных синичьих стай. Если рядом держится поползень, то время от времени он будет подавать звучное «теть... теть... теть». А из темных еловых крон может доноситься звон стеклянных колокольчиков. Это корольки — самые мелкие птички нашей страны.
— Многие зимующие птицы не доживают до весны из-за голода. Ребята, если мы будем подкармливать их зимой, спасем им жизнь. Развесьте кормушки, которые вы сделали дома и насыпьте в них корм для птиц.
Остановка 5. Прощание с зимним лесом
— Поблагодарим лес за ту красоту и радость, которыми он щедро поделился с нами. Какое у вас сейчас настроение? Какой отметкой вы бы его оценили?
V. Подведение итогов экскурсии
Это отметка, которую поставил нам очень мудрый учитель — окружающая нас родная природа за урок любви к своей Родине! Не забывайте, что настроением возвращается к вам ваше же отношение ко всему, что вас окружает. Будьте добрыми!
Домашнее задание
Выполнить задание 2 (с. 32) в рабочей тетради.
Похожие статьи:
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Зимний труд. УМК «Перспектива»
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Осенний труд. УМК «Перспектива»
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Как разные животные готовятся к зиме. УМК «Перспектива»
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Звездное небо зимой. УМК «Перспектива»
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Шестиногие и восьминогие. УМК «Перспектива»
Нет комментариев. Ваш будет первым!