Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Шестиногие и восьминогие. УМК «Перспектива»

Урок окружающего мира для 2 класса на тему «Шестиногие и восьминогие»

Цель: продолжить знакомство с насекомыми.

Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять, чем отличаются насекомые от паукообразных; познакомятся с этапами развития бабочки и стрекозы.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, книга «Великан на поляне» (Плешаков А.А. и соавт.), аудиозапись музыкальной заставки к передаче «В мире животных» (муз. П. Мориа), тестовые задания на карточках для индивидуального опроса, фотографии животных (шмель, пчела, стрекоза, жужелица, муравей, кузнечик, паук, жук-олень, бабочка-медведица, жук сосновый слоник, стрекоза муравьиный лев), рисунок-схема фаз развития насекомых.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания

2. Индивидуальные задания

— Подчеркните названия несъедобных грибов.

Сыроежка, валуй, сморчок, мухомор, бледная поганка, груздь, подосиновик, белый, подберезовик.

— Нарисуйте схему строения гриба.

— Запишите ответы на вопросы.

• У этих грибов шляпки бывают и красными, и желтыми, и бурыми, и лиловыми. (Сыроежки.)

• Какой гриб называют царем грибов? (Белый.)

• Какими грибами лечатся лоси? (Мухоморами.)

• Какие грибы растут дружными семейками на пнях? (Опята.)

• Какой гриб появляется после дождя и выглядит как простой белый шарик? (Дождевик.)

• У этих грибов на месте среза появляются капельки оранжевого сока, которые пахнут смолой. (Рыжик.)

Игра «Третий лишний»

— Объясните, почему гриб «лишний».

• Груздь, рыжик, сморчок. (Сморчок — весенний гриб, растет в лиственных лесах. Груздь и рыжик растут в хвойных лесах, появляются в конце лета.)

• Масленок, опята, поганка. (Поганка — ядовитый гриб.)

• Подберезовик, подосиновик, белый гриб. (Подосиновик, так как у него красная шляпка. Или белый, так как он на срезе не чернеет.)

3. Фронтальный опрос

— Из каких частей состоит гриб?

— Для чего нужны грибы лесу?

— Назовите съедобные и несъедобные грибы.

III. Самоопределение к деятельности

(Звучит аудиозапись музыкальной заставки к передаче «В мире животных».)

— Как вы думаете, о ком мы будем говорить на уроке? (О животных.)

Сегодня на уроке мы будем говорить о некоторых животных.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа

(Учащиеся отвечают на вопросы в рубрике «Вспомним» на с. 90 учебника.)

— Какие группы входят в царство животных? (Насекомые, птицы, рыбы и звери.)

— Какой опознавательный признак отличает насекомых от других групп животных? (6 ног.)

— Каких насекомых вы знаете?

2. Работа по учебнику

С. 90-91

— Рассмотрите насекомых на иллюстрации.

— Прочитайте названия бабочек.

— Каких еще бабочек вы знаете? (Ответы учеников.)

— Прочитайте названия жуков.

— Каких еще жуков вы знаете? (Ответы учеников.)

— Какие еще насекомые нарисованы? (Шмель, пчела, стрекоза, жужелица, муравьи, кузнечик.)

— А теперь давайте пофантазируем. Представьте себе, что мы хотим открыть свой собственный зоопарк. Можно ли устроить такой зоопарк, чтобы он весь — со слонами, носорогами, оленями, медведями — уместился на столе? (Ответы учеников.)

Конечно, можно, так как в этом зоопарке будут жить насекомые.

Жук-олень — разветвленные усы-рога.

Бабочка-медведица — ее личинка покрыта мохнатыми коричневыми волосками, словно шерстью.

Жук сосновый слоник — сильно вытянутая голова его напоминает хоботок.

Стрекоза муравьиный лев — личинка его устраивает засаду в специально вырытой ямке и ждет, когда туда упадет муравей.

(Учитель показывает фотографии насекомых, о которых рассказывает.)

— Назовите общие особенности строения насекомых. {6 ног; три части тела: голова, грудь, брюшко; крылья и ноги прикрепляются к груди; развиваются из яиц.)

— Куда исчезают насекомые осенью? (Ответы учеников.)

— Почему это происходит? (Ответы учеников.)

Летом повсюду очень много насекомых. Осенью одни из них умирают, а другие прячутся на зиму в почву, в трещинки на коре деревьев, под опавшие листья. Там насекомые впадают в оцепенение. Это значит, что они становятся неподвижными и могут даже показаться мертвыми. Исчезновение насекомых осенью связано с похолоданием и недостатком корма.

— Отгадайте загадку.

Кто трижды рождается? (Бабочка.)

С. 92

— Расскажите о превращениях бабочки-махаона.

(Учитель записывает на доске.)

Яйца  ➙ личинка (гусеница) ➙ куколка ➙ взрослая бабочка.

— Расскажите о превращениях стрекозы.

Яйца  ➙ личинка (гусеница) ➙ взрослая стрекоза.

— Сравните эти превращения. Что в них общего, а что различно? (У стрекоз не бывает куколок. Их личинки сразу превращаются во взрослых насекомых.)

— Проверим наши предположения на «Страничках Умного Совенка» (с. 125).

— Сделайте вывод. Сколько фаз развития проходит бабочка? стрекоза?

— Посмотрите на рисунок на с. 90—91. Кто «лишний» на рисунке? (Паук.)

— Объясните почему. (У насекомых 6 ног, у паука — 8.)

На опушке леса от ветки к ветке протянулись тонкие шелковистые нити. Здесь раскинул свои сети паук. У него есть верная примета: пятнышки на спине складываются в рисунок, похожий на крест. Это паук-крестовик, вернее паучиха. Паук размером поменьше, он скрывается где-нибудь поблизости на нижней стороне листа. Он к паутине не приближается — паучиха может его съесть.

У пауков на брюшке есть маленькие бугорки - паутинные бородавки, каждая с несколькими отверстиями. Из них выделяется жидкость, застывающая на воздухе в виде нити. Эти нити служат разным целям.

Некоторые виды пауков ткут коконы — «пеленки» для откладываемых яиц. А когда выводятся паучата, паутина становится гнездом, в котором поселяются малыши.

Иногда нить служит лестницей для спуска и подъема. Или «самолетом»: ветер подхватывает паутину с паучком и переносит в другое место.

Паучьи нити бывают очень прочными. Жители Южной Америки сооружают из ветвей раму, маскируют листьями и оставляют на ночь в лесу. К утру в раме бывает готова сеть, такая надежная, что ею можно ловить рыбу. И немудрено: ее соткал гигантский мохнатый паук, достигающий 10 см в длину.

Иногда паутина может показаться брошенной: на ней никого нет. На самом деле паук притаился где-нибудь поблизости и ждет. Он сразу узнает, когда в сеть попадает добыча. Об этом сообщает ему дрожание сигнальной нити, которая тянется от паутины к месту его засады. Приняв «сигнал», паук тотчас устремляется к добыче. Вырваться из сетей ей не удастся: нити смазаны клейким веществом.

Кроме ловчих сетей, у пауков есть еще оружие: сильные челюсти. Они заканчиваются коготком с отверстием, через которое выделяется яд из особой железы. Яд домового паука или крестовика способен убить муху. Гораздо более ядовит тарантул. А самый ядовитый из наших пауков — житель сухих степей и полупустынь каракурт. Его можно узнать по красным пятнышкам на черном брюшке. Этот паук невелик: до 2 см в длину. Укус его может быть смертелен для лошади или верблюда, опасен он и для человека.

Все пауки питаются насекомыми, часто вредными. Уничтожая их, пауки приносят пользу человеку.

На зиму пауки забираются в укромные места и впадают в оцепенение.

(Далее работа ведется по вопросам в рубрике «Обсудим» на с. 93 учебника.)

V. Физкультминутка

Спал цветок и вдруг проснулся,

(Повороты корпуса вправо, влево.)

Больше спать не захотел,

(Наклоны вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся.

(Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел,

(Руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружится, вьется.

(Покружиться.)

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа с атласом-определителем

Часто говорят: черный, как жук. И правда - жуки нередко бывают черными. Но конечно, далеко не все. Есть и красные, и синие, и голубые, и зеленые, и желтые, и даже серебряные и золотые. Есть жуки огромные, до 15 см в длину, а есть крошечные, которых можно разглядеть только через увеличительное стекло. Жуков можно встретить всюду - в любой части света, в любой географической зоне — в горах и пустынях, в тайге и воде. Их очень много - только в нашей стране их насчитывается около 25 тыс. видов. А вообще на Земле больше четверти миллиона видов жуков!

Жуки отличаются друг от друга не только величиной и окраской, но и образом жизни, поведением. Кроме того, одни жуки — хищники, другие питаются растениями, третьи поедают мертвых животных.

— С помощью атласа-определителя приведите примеры крупных жуков, мелких жуков и жуков средних размеров. Назовите жуков, которых вы встречали в природе.

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

Задание 1 (с. 54)

(Выполняется с последующей взаимопроверкой.)

Задание 2 (с. 55)

(Выполняется с последующей взаимопроверкой.)

Ответ: а) яйцо, личинка (гусеница), взрослая стрекоза; б) яйцо, личинка (гусеница), куколка, взрослая бабочка.

Задание 3 (с. 55)

Ответ: нарисованы насекомые и паук; паук — не насекомое. (Далее работа проводится по вопросам в рубрике «Подумаем!» на с. 93 учебника.)

VII. Рефлексия

- Что вам показалось наиболее интересным на уроке?

VIII. Подведение итогов урока

— Почему осенью исчезают насекомые?

— Почему паук не относится к насекомым?

— Что происходит с пауками осенью?

— Почему не надо ловить насекомых?

Сделаем вывод. Итак, шестиногими мы называем насекомых, а восьминогими - пауков. Постепенное исчезновение насекомых - одно из осенних явлений в живой природе.

Домашнее задание

1. Прочитать текст в учебнике (с. 90—93), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с. 93).

2. Выполнить задание 4 (с. 55) в рабочей тетради.

Похожие статьи:

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Осенний труд. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Как разные животные готовятся к зиме. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Звездное небо зимой. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Зимний труд. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. В гости к зиме (экскурсия)

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!