Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Шестиногие и восьминогие. УМК «Перспектива»
Урок окружающего мира для 2 класса на тему «Шестиногие и восьминогие»
Цель: продолжить знакомство с насекомыми.
Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять, чем отличаются насекомые от паукообразных; познакомятся с этапами развития бабочки и стрекозы.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, книга «Великан на поляне» (Плешаков А.А. и соавт.), аудиозапись музыкальной заставки к передаче «В мире животных» (муз. П. Мориа), тестовые задания на карточках для индивидуального опроса, фотографии животных (шмель, пчела, стрекоза, жужелица, муравей, кузнечик, паук, жук-олень, бабочка-медведица, жук сосновый слоник, стрекоза муравьиный лев), рисунок-схема фаз развития насекомых.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания
2. Индивидуальные задания
— Подчеркните названия несъедобных грибов.
Сыроежка, валуй, сморчок, мухомор, бледная поганка, груздь, подосиновик, белый, подберезовик.
— Нарисуйте схему строения гриба.
— Запишите ответы на вопросы.
• У этих грибов шляпки бывают и красными, и желтыми, и бурыми, и лиловыми. (Сыроежки.)
• Какой гриб называют царем грибов? (Белый.)
• Какими грибами лечатся лоси? (Мухоморами.)
• Какие грибы растут дружными семейками на пнях? (Опята.)
• Какой гриб появляется после дождя и выглядит как простой белый шарик? (Дождевик.)
• У этих грибов на месте среза появляются капельки оранжевого сока, которые пахнут смолой. (Рыжик.)
Игра «Третий лишний»
— Объясните, почему гриб «лишний».
• Груздь, рыжик, сморчок. (Сморчок — весенний гриб, растет в лиственных лесах. Груздь и рыжик растут в хвойных лесах, появляются в конце лета.)
• Масленок, опята, поганка. (Поганка — ядовитый гриб.)
• Подберезовик, подосиновик, белый гриб. (Подосиновик, так как у него красная шляпка. Или белый, так как он на срезе не чернеет.)
3. Фронтальный опрос
— Из каких частей состоит гриб?
— Для чего нужны грибы лесу?
— Назовите съедобные и несъедобные грибы.
III. Самоопределение к деятельности
(Звучит аудиозапись музыкальной заставки к передаче «В мире животных».)
— Как вы думаете, о ком мы будем говорить на уроке? (О животных.)
Сегодня на уроке мы будем говорить о некоторых животных.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа
(Учащиеся отвечают на вопросы в рубрике «Вспомним» на с. 90 учебника.)
— Какие группы входят в царство животных? (Насекомые, птицы, рыбы и звери.)
— Какой опознавательный признак отличает насекомых от других групп животных? (6 ног.)
— Каких насекомых вы знаете?
2. Работа по учебнику
С. 90-91
— Рассмотрите насекомых на иллюстрации.
— Прочитайте названия бабочек.
— Каких еще бабочек вы знаете? (Ответы учеников.)
— Прочитайте названия жуков.
— Каких еще жуков вы знаете? (Ответы учеников.)
— Какие еще насекомые нарисованы? (Шмель, пчела, стрекоза, жужелица, муравьи, кузнечик.)
— А теперь давайте пофантазируем. Представьте себе, что мы хотим открыть свой собственный зоопарк. Можно ли устроить такой зоопарк, чтобы он весь — со слонами, носорогами, оленями, медведями — уместился на столе? (Ответы учеников.)
Конечно, можно, так как в этом зоопарке будут жить насекомые.
Жук-олень — разветвленные усы-рога.
Бабочка-медведица — ее личинка покрыта мохнатыми коричневыми волосками, словно шерстью.
Жук сосновый слоник — сильно вытянутая голова его напоминает хоботок.
Стрекоза муравьиный лев — личинка его устраивает засаду в специально вырытой ямке и ждет, когда туда упадет муравей.
(Учитель показывает фотографии насекомых, о которых рассказывает.)
— Назовите общие особенности строения насекомых. {6 ног; три части тела: голова, грудь, брюшко; крылья и ноги прикрепляются к груди; развиваются из яиц.)
— Куда исчезают насекомые осенью? (Ответы учеников.)
— Почему это происходит? (Ответы учеников.)
Летом повсюду очень много насекомых. Осенью одни из них умирают, а другие прячутся на зиму в почву, в трещинки на коре деревьев, под опавшие листья. Там насекомые впадают в оцепенение. Это значит, что они становятся неподвижными и могут даже показаться мертвыми. Исчезновение насекомых осенью связано с похолоданием и недостатком корма.
— Отгадайте загадку.
Кто трижды рождается? (Бабочка.)
С. 92
— Расскажите о превращениях бабочки-махаона.
(Учитель записывает на доске.)
Яйца ➙ личинка (гусеница) ➙ куколка ➙ взрослая бабочка.
— Расскажите о превращениях стрекозы.
Яйца ➙ личинка (гусеница) ➙ взрослая стрекоза.
— Сравните эти превращения. Что в них общего, а что различно? (У стрекоз не бывает куколок. Их личинки сразу превращаются во взрослых насекомых.)
— Проверим наши предположения на «Страничках Умного Совенка» (с. 125).
— Сделайте вывод. Сколько фаз развития проходит бабочка? стрекоза?
— Посмотрите на рисунок на с. 90—91. Кто «лишний» на рисунке? (Паук.)
— Объясните почему. (У насекомых 6 ног, у паука — 8.)
На опушке леса от ветки к ветке протянулись тонкие шелковистые нити. Здесь раскинул свои сети паук. У него есть верная примета: пятнышки на спине складываются в рисунок, похожий на крест. Это паук-крестовик, вернее паучиха. Паук размером поменьше, он скрывается где-нибудь поблизости на нижней стороне листа. Он к паутине не приближается — паучиха может его съесть.
У пауков на брюшке есть маленькие бугорки - паутинные бородавки, каждая с несколькими отверстиями. Из них выделяется жидкость, застывающая на воздухе в виде нити. Эти нити служат разным целям.
Некоторые виды пауков ткут коконы — «пеленки» для откладываемых яиц. А когда выводятся паучата, паутина становится гнездом, в котором поселяются малыши.
Иногда нить служит лестницей для спуска и подъема. Или «самолетом»: ветер подхватывает паутину с паучком и переносит в другое место.
Паучьи нити бывают очень прочными. Жители Южной Америки сооружают из ветвей раму, маскируют листьями и оставляют на ночь в лесу. К утру в раме бывает готова сеть, такая надежная, что ею можно ловить рыбу. И немудрено: ее соткал гигантский мохнатый паук, достигающий 10 см в длину.
Иногда паутина может показаться брошенной: на ней никого нет. На самом деле паук притаился где-нибудь поблизости и ждет. Он сразу узнает, когда в сеть попадает добыча. Об этом сообщает ему дрожание сигнальной нити, которая тянется от паутины к месту его засады. Приняв «сигнал», паук тотчас устремляется к добыче. Вырваться из сетей ей не удастся: нити смазаны клейким веществом.
Кроме ловчих сетей, у пауков есть еще оружие: сильные челюсти. Они заканчиваются коготком с отверстием, через которое выделяется яд из особой железы. Яд домового паука или крестовика способен убить муху. Гораздо более ядовит тарантул. А самый ядовитый из наших пауков — житель сухих степей и полупустынь каракурт. Его можно узнать по красным пятнышкам на черном брюшке. Этот паук невелик: до 2 см в длину. Укус его может быть смертелен для лошади или верблюда, опасен он и для человека.
Все пауки питаются насекомыми, часто вредными. Уничтожая их, пауки приносят пользу человеку.
На зиму пауки забираются в укромные места и впадают в оцепенение.
(Далее работа ведется по вопросам в рубрике «Обсудим» на с. 93 учебника.)
V. Физкультминутка
Спал цветок и вдруг проснулся,
(Повороты корпуса вправо, влево.)
Больше спать не захотел,
(Наклоны вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся.
(Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел,
(Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружится, вьется.
(Покружиться.)
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа с атласом-определителем
Часто говорят: черный, как жук. И правда - жуки нередко бывают черными. Но конечно, далеко не все. Есть и красные, и синие, и голубые, и зеленые, и желтые, и даже серебряные и золотые. Есть жуки огромные, до 15 см в длину, а есть крошечные, которых можно разглядеть только через увеличительное стекло. Жуков можно встретить всюду - в любой части света, в любой географической зоне — в горах и пустынях, в тайге и воде. Их очень много - только в нашей стране их насчитывается около 25 тыс. видов. А вообще на Земле больше четверти миллиона видов жуков!
Жуки отличаются друг от друга не только величиной и окраской, но и образом жизни, поведением. Кроме того, одни жуки — хищники, другие питаются растениями, третьи поедают мертвых животных.
— С помощью атласа-определителя приведите примеры крупных жуков, мелких жуков и жуков средних размеров. Назовите жуков, которых вы встречали в природе.
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
Задание 1 (с. 54)
(Выполняется с последующей взаимопроверкой.)
Задание 2 (с. 55)
(Выполняется с последующей взаимопроверкой.)
Ответ: а) яйцо, личинка (гусеница), взрослая стрекоза; б) яйцо, личинка (гусеница), куколка, взрослая бабочка.
Задание 3 (с. 55)
Ответ: нарисованы насекомые и паук; паук — не насекомое. (Далее работа проводится по вопросам в рубрике «Подумаем!» на с. 93 учебника.)
VII. Рефлексия
- Что вам показалось наиболее интересным на уроке?
VIII. Подведение итогов урока
— Почему осенью исчезают насекомые?
— Почему паук не относится к насекомым?
— Что происходит с пауками осенью?
— Почему не надо ловить насекомых?
Сделаем вывод. Итак, шестиногими мы называем насекомых, а восьминогими - пауков. Постепенное исчезновение насекомых - одно из осенних явлений в живой природе.
Домашнее задание
1. Прочитать текст в учебнике (с. 90—93), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с. 93).
2. Выполнить задание 4 (с. 55) в рабочей тетради.
Похожие статьи:
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Как разные животные готовятся к зиме. УМК «Перспектива»
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Зимний труд. УМК «Перспектива»
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Звездное небо зимой. УМК «Перспектива»
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. В гости к зиме (экскурсия)
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Осенний труд. УМК «Перспектива»
Нет комментариев. Ваш будет первым!