Наши конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Времена года. УМК «Перспектива»

Урок окружающего мира для 2 класса на тему «Времена года»
Цель: сформировать представления о причине смены времен года.
Планируемые результаты: учащиеся научатся с помощью схемы объяснять причины смены времен года, понимать условность начала перечисления времен года при неизменности их следования друг за другом в годовом круге, называть важнейшие сезонные явления природы как признаки того или иного времени года, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, тестовые задания на карточках для индивидуального опроса, куклы Мальчик и Девочка, игрушка-крестушка, глобус, фонарик.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания
2. Индивидуальные задания. Тест

1. Какой месяц начинает год?
а) январь +
б) июнь
в) февраль
2. Какой месяц в году последний?
а) ноябрь
б) декабрь +
в) январь
3. Какого осеннего месяца не хватает: октябрь, сентябрь?
а) август
б) ноябрь +
в) декабрь
4. Какой месяц не является зимним?
а) ноябрь +
б) декабрь
в) февраль
3. Фронтальный опрос
— Что такое месяц?
— Сколько в году суток? А в високосном году?
— Назовите фазы Луны.
— Расскажите, какую картинку вы нарисовали к сказочному объяснению изменений облика Луны.
(Далее учащиеся отвечают на вопросы в рубрике «Вспомним» на с. 28 учебника. Учитель от имени куклы Мальчика задает вопросы. Ученики от имени куклы Девочки отвечают на них.)
III. Самоопределение к деятельности
— А теперь проверим вашу наблюдательность. Чем отличается годовой круг на с. 28 учебника от круга, изображенного на с. 26? (Цветом.)
— Почему годовой круг художник сделал разноцветным? (Художник с помощью четырех разных цветов объединил в четыре группы по три месяца все двенадцать месяцев, из которых состоит год.)
— Почему он подобрал именно такие, а не иные цвета, которые последовательно и плавно сменяют друг друга? (Выбор цвета для каждой группы определяется тем, какой именно цвет в природе больше всего привлекает внимание человека в течение месяцев той или иной группы.)
— Сколько основных цветов мы можем выделить на этой схеме? (4 — зеленый, красный, желтый, синий.)
Четыре группы месяцев, которые художник на схеме выделил разными цветами, называются временами года. Сегодня на уроке мы будем говорить о временах года.
— Какие цвета характерны для каждого времени года? (Ответы учеников.)
IV. Работа по теме урока
1. Беседа

Времена года. Весной после долгой зимы нас больше всего радует появление молодой зелени. Летом цветут красочные цветы, появляются яркие плоды, поэтому лето издавна зовут красным. Осенью природа поражает нас золотым цветом увядающих листьев, зимой умиротворяет отливающая холодной синевой белизна чистого снега.
— Давайте представим, что мы гуляем в тех местах, которые изображены на фотографиях на с. 28 учебника. Опишите ваши впечатления от мысленной прогулки. (Ответы учеников.)
— Посмотрите на игрушку-крестушку на с. 28. Что общего у нее с кругом и что она может символизировать? (Ответы учеников.)
— Отгадайте загадку.
В саду царском стоит дерево райское:
На одном боку цветы расцветают,
На другом — плоды созревают,
На третьем — листы опадают,
На четвертом — сучья подсыхают.
(Учитель вместе с учениками обсуждает отгадки: год; времена года (весна, лето, осень, зима); «сучья подсыхают» оттого, что зимой сильный мороз вымораживает влагу из деревьев.)
— Почему художник изобразил год в виде годового круга? (У круга нет ни начала, ни конца. Времена года тоже сменяют друг друга последовательно, т. е. за весной идет лето, потом осень, затем зима, и все начинается сначала.)
— Давайте предположим, что у огромного земного шара и сутки огромные, длиною в год. Тогда на какое время суток была бы похожа весна? (На утро.)
— А осень? (На вечер.)
— Какие еще времена года и суток мы не назвали? Какие две пары мы можем составить из этих отрезков времени? (Лето — полдень; зима — ночь.)
— Как вы думаете, отчего сменяются времена года? (Ответы учеников.)
В старину люди придумывали очень красивые, поэтичные объяснения этому явлению. Вот, например, как сказочно рассказывает о приходе весны загадка:
Прилетела павушка,
Села на пригорышке,
Распустила перышки
Для зеленой травушки.
— Вот и вы пофантазируйте — придумайте свое сказочное объяснение смене времен года. (Ответы учеников.)
А вот как наука объясняет это явление. Смена дня и ночи объясняется вращением Земли вокруг своей оси. А смена времен года связана с движением Земли вокруг Солнца.
На глобусе видно, что земная ось расположена наклонно. Именно такое положение занимает Земля в космосе. Из-за наклона земной оси наша планета, двигаясь по своей орбите, как бы подставляет Солнцу то северную часть, то южную. Поэтому и происходит смена времен года. Когда северная часть Земли получает от Солнца больше света и тепла, там лето, а в южной части в это время зима. И наоборот. Переход между летом и зимой постепенный, поэтому на годовом круге есть осень и весна.
(Учитель подтверждает научное объяснение смены времен года показом модели этого процесса на глобусе, освещаемом фонариком: смена времен года связана с движением Земли вокруг Солнца и наклоном земной оси.)
— Рассмотрите схему в учебнике на с. 29. Расскажите, как происходит смена дня и ночи.
— Обратите внимание, что в зонах Северного и Южного полюсов в связи с наклоном земной оси лето — это действительно длинный день без ночи, а зима — длинная ночь без дня. Поэтому лето и зиму на полюсах можно так и назвать — полярный день и полярная ночь.
— А теперь мы познакомимся с новым понятием — явления природы. Что означает слово «явление»? (Когда что-то показывается, появляется, становится видным.)
Явления природы. Все изменения, происходящие в природе, называются явлениями природы (или природными явлениями). Вращение Земли, ее движение по орбите, смена дня и ночи, смена времен года — это примеры природных явлений.
(Учитель записывает термин на доске.)
— Приведите примеры явлений природы. (Дождь, снегопад, цветение растений...)
Времена года еще называют сезонами. Поэтому явления природы, связанные со сменой времен года, называются сезонными.
2. Работа по учебнику
С. 30
— Рассмотрите рисунки на с. 30. Представьте, что мы отправились в чудесное путешествие по временам года. С помощью рисунков расскажите, какие сезонные явления можно наблюдать весной, летом, осенью, зимой.
Игра «Времена года»
(Учитель делит учеников на 4 группы.)
— Придумайте и разыграйте сценки из жизни природы в разные времена года.
(Ученики могут разыграть сценки из жизни растений, животных, людей.)
V. Физкультминутка
Наклоняемся с хлопком
И с хлопком потом встаем.
Вниз и вверх, вниз и вверх,
Ну-ка, хлопни громче всех!
(Наклониться, хлопнуть в ладоши, выпрямиться, хлопнуть в ладоши над головой.)
На одной ноге мы скачем,
Как упругий звонкий мячик.
На другой поскачем тоже,
Очень долго прыгать можем.
(Прыжки на одной ноге.)
Головой вращаем плавно,
Смотрим влево, смотрим вправо.
(Повороты головы вправо и влево.)
Еще пройдемся мы немного
(Ходьба на месте.)
И вернемся вновь к уроку.
(Сесть на место.)
VI. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради

Задание 1 (с: 20)
— Прочитайте и выполните задание.
— Объясните свой выбор.
Задание 2 (с. 20)
(Выполняется с последующей взаимопроверкой.)
Задание 4 (с. 21)
Ответ: явления природы - это все изменения, происходящие в природе.
Задание 5 (с. 21)
(Выполняется с последующей проверкой.)
VII. Рефлексия
— Закончите предложения.
• Земля кажется неподвижной, но...
1) смена дня и ночи происходит из-за вращения Земли вокруг Солнца
2) смена дня и ночи происходит из-за вращения Земли вокруг своей оси +
3) смена дня и ночи происходит из-за вращения Солнца вокруг Земли
• Полный оборот вокруг своей оси Земля совершает за...
1) сутки +
2) месяц
3) год
— Какое утверждение верно? Поставьте знаки «+» и «—».
1. Земля постоянно вращается вокруг своей оси и одновременно движется вокруг Солнца. Из-за этого происходит смена времен года. (+.)
2. Из-за наклона оси наша планета, двигаясь вокруг Солнца, как бы подставляет ему то северную свою часть, то южную. Поэтому и происходит смена времен года. (+.)
3. Земная ось расположена наклонно. Вращаясь только вокруг нее, Земля совершает свой бег по годовому кругу, поэтому происходит смена времен года. (—.)
— Сколько времен года вы знаете? 2? 4? 6?
(Затем учащиеся выполняют задание рубрики «Подумаем!» на с. 31 учебника.)
VIII. Подведение итогов урока
— Кукла Девочка будет задавать вопросы, кукла Мальчик - i отвечать на них.
(Учитель передает кукол желающим.)
— С чем связана смена времен года? (С движением Земли вокруг Солнца и наклоном земной оси.)
— Дождь, иней, заморозки, отлет птиц — примеры явлений природы какого времени года?
Сделаем вывод. Итак, весна, лето, осень, зима — это четыре времени года (четыре сезона). Их смена объясняется движением Земли вокруг Солнца и наклоном земной оси. Все изменения, происходящие в природе, называются явлениями природы. Явления, связанные со сменой времен года, называются сезонными.
Домашнее задание
1. Прочитать текст в учебнике (с. 28—31), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с. 31).
2. Выполнить задание 3 (с. 21) в рабочей тетради.

Рекомендуем посмотреть:

Урок - беседа по окружающему миру во 2 классе с презентацией. Покормите птиц зимой Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Время. УМК «Перспектива» Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Красные дни календаря. УМК «Перспектива» Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Осенние месяцы. УМК «Перспектива»

Похожие статьи:

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Шестиногие и восьминогие. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Как разные животные готовятся к зиме. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Осенний труд. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Зимние месяцы. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Звездное небо зимой. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Время. УМК «Перспектива» | Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Красные дни календаря. УМК «Перспектива»
Опубликовано: 1702 дня назад (26 апреля 2020)
Просмотров: 5905
+3
Голосов: 3
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!