Интегрированный урок в начальной школе по ФГОС, 4 класс. Конспект
Конспект интегрированного урока для 4 класса. Тема: «В чем красота русской осени». Литературное чтение, русский язык, музыка
Цели: - показать роль прилагательных в художественном восприятии текста,
- развивать умение точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи,
- формировать навыки правописания падежных окончаний, систематизировать собранный к высказыванию материал,
- продолжить формирование навыков самоконтроля, совершенствовать навыки чтения, прививать любовь к природе.

Рабочий материал (запись на доске):
Небо - серое, низкое, голубое, прозрачное.
Листья - разноцветные, золотистые, шуршащие.
Ветер - порывистый, холодный, легкий, свежий.
Воздух - свежий, обжигающий, бодрит.
Дождь - мелкий, моросящий, частый.
Ход урока
Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный.
И. Бунич
I. Организационный момент.
- Улыбнемся друг другу. Располагайтесь удобно, начинаем урок.
II. Целевая установка. Сообщение темы урока.
Слово учителя.
- Отгадайте загадку и попытайтесь определить, о чем мы будем говорить на уроке. (Открыть запись на доске после того, как дети назовут отгадку.)
Прошла по лугам, по лесам и полям.
Припасы она заготовила нам.
Упрятала их в погреба, в закрома.
Сказала: «За мною нагрянет зима». (Осень.)
III. Наблюдение за ролью прилагательных в тексте.
Слово учителя.
- Да, дети, мы поговорим об осени. И понаблюдаем за очень важной ролью прилагательных в описании природы. Эта часть речи не только обозначает признаки предметов. Благодаря именам прилагательным наша речь становится богаче, эмоциональнее, ярче. Вам предстоит написать сочинение-описание «В чем красота золотой осени». Чтобы успешно справиться с работой, необходимо подготовиться.
- Откройте тетради и запишите сегодняшнюю дату.
- Прочтите предложения, записанные на доске:
На дворе стоит осень. Льют дожди. Подули ветры. Тропинки в лесу укрыл ковер из листьев. Ветер срывает листья с деревьев.
- Удачные ли предложения записаны на доске?
- Слова какой части речи необходимо добавить, чтобы получилось описание?
- Составьте и запишите текст. Работать будем в парах. Постарайтесь, чтобы определения у вас не повторялись. Можете использовать рабочие материалы к сочинению.
- Какой текст получился у вас? Зачитайте. (2-3 пары.)
- У кого интереснее и почему?
Вывод. Благодаря именам прилагательным возможны различные варианты предложений.
- Ребята, вспомните: какую синтаксическую роль выполняют имена прилагательные в предложении?
- Запишите предложения и разберите по членам предложения и по частям речи (работа учащихся у доски)
Русский лес осенью сияет яркими красками.
С берез падают легкие золотые листья.
Осень красива.

- Прочитайте предложения еще раз.
- Можно ли сказать, что это текст? Докажите.
IV. Работа над содержанием стихотворения Б. Л. Пастернака «Золотая осень».
Богатство и разнообразие прилагательных помогли писателям-пейзажистам создать яркие поэтические картины природы. Мастерство Б. Пастернака, чутко воспринимающего красоту, завораживает читателя. И в стихотворении «Золотая осень» поэт делится своими впечатлениями. (Иллюстрация.) Я бы хотела, чтобы вы вспомнили о личных впечатлениях об осени и отразили их в своих сочинениях.
Чтение стихотворения «Золотая осень» учителем (с. 62 учебника).
- Понравилось ли вам это стихотворение?
Словарная работа.
- Как вы понимаете слова и выражения: чертог, флигель, каталог, «зари вишневый клей», «сокровищ каталог»?
- О чем рассказал Пастернак в своем произведении?
- Что так сильно поразило поэта?
- А у вас было такое ощущение?
Физкультминутка
Выборочное чтение.
- Прочитайте, как изменились деревья с наступлением осени.
- Как преобразился этот уголок природы, описанный поэтом? Прочитайте.
- Какую словесную картину можно нарисовать?
- Как вы думаете, нравится ли Пастернаку осень?
- Найдите и прочитайте имена прилагательные, которые употребил поэт для описания осени?
Беседа о золотой осени.
- Золотая осень воспета в народных песнях, в музыке русских композиторов. Живописцы изображают картины родной природы, осенние пейзажи. Мы любим осень. Нигде в мире нет такой осени, как у нас, в России. В песнях, былинах, сказках осень названа золотой.
- Давайте вспомним поэтические зарисовки, содержащиеся в стихах великих поэтов, воспевающих прелесть осеннего пейзажа. (Учитель читает отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Осень».)
- Я знаю, что ребята нашего класса пытаются писать стихи. Предоставим им слово.
- Какие еще замечательные слова об осени вы выписали?
- Какой частью речи они являются?
- На что вы должны будете обратить внимание при написании сочинения?
Прослушивание и обсуждение пьесы П. И. Чайковского «Октябрь».
- Прослушайте запись и попытайтесь назвать автора и произведение. (Прослушивание пьесы П. И. Чайковского «Октябрь».)
- Какие картины предстали перед вами во время прослушивания пьесы?
V. Работа над текстом сочинения.
Слово учителя.
- Закройте глаза и попытайтесь представить себе картину золотой осени.
- Запишите тему сочинения.
- Перед нами стоит задача - описать красоту русской осени. О чем вы должны написать в своем сочинении?
Что можно сказать:
а) об осени;
б) о небе;
в) о листьях;
г) о ветре, о воздухе, о дожде?
- Что вам нравится в ясную погоду?
- Чем удивила вас осень в пасмурную, ветреную погоду?
- Из каких частей должно состоять сочинение? (1. Вступление. 2. Основная часть. 3. Заключение.)
- О чем вы напишете в 1-й части? Как можно ее назвать?
- О чем вы напишете во 2-й части? Как ее озаглавить?
- Сочинение нельзя оборвать на полуслове, как дом нельзя оставить без крыши. Как можно закончить сочинение?
Физкульминутка
- Основную мысль сочинения можно выразить эпиграфом. (Зачитать.) Обратите внимание на место и запись эпиграфа.
- Я вам рекомендую свой план, но вы его можете изменить.
План
1. Наступление осени.
2. Осенняя фантазия:
а) Небо.
б) Ковер земли.
в) Деревья осенью.
3. За что я люблю осень.
VI. Итог урока.
Слово учителя.
- Так в чем же красота золотой осени? Прочтите сочинение.
- Слова какой части речи помогли Пастернаку и вам выразить эту красоту?
- Завтра мы подведем итоги написания ваших сочинений.
Распределим роли следующим образом:
1-й ряд - редакторы журналов, отбирают работы для печати.
2-й ряд - писатели, представляют свои работы.
3-й ряд - критики, высказывают свое мнение о работе писателей.
Рекомендуем посмотреть:




Похожие статьи:
КВН по русскому языку, 4 класс
Олимпиады по русскому языку, 4 класс
Урок русского языка, 4 класс. Обобщение знаний о частях речи
Урок русского языка, 4 класс. Склонение имен существительных
Конспект урока русского языка «Местоимение», 4 класс. Школа России
![]() |
Опубликовано: 3 дня назад (22 марта 2025)
Просмотров: 208
Рубрика: Конспекты уроков в начальной школе
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!