Классный час в 10, 11 классе
22. Когда я бываю в кино, меня иногда удивляет, как много людей вокруг вздыхает и плачет.
23. Чужой смех не заражает меня.
24. Когда я принимаю решения, чувства других людей, как правило, на меня не влияют.
25. Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем-то угнетены.
26. Мне тяжело видеть, что люди легко расстраиваются по пустякам.
27. Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдания животных.
28. По-моему, глупо переживать о том, что происходит в книге или фильме.
29. Я огорчаюсь, когда вижу беспомощных, старых людей.
30. Чужие слезы вызывают у меня скорее раздражение, чем сочувствие.
31. Я очень переживаю, когда смотрю фильм.
32. Я замечаю, что могу оставаться равнодушным к любому волнению вокруг.
33. Маленькие дети иногда плачут без всяких очевидных причин. Ключ. Ответ «да» приписывается суждениям с номерами 1,5,7,8,9,10,12,14,16,17,18,19,25,26,27, 29,31; ответ «нет» приписывается суждениям с номерами 2, 3, 4, 6, 11, 13, 15, 20, 21, 22, 23, 24, 28, 30, 32, 33. Бланк ответов
№ п/п |
«да» +3+2+1 |
«нет» - 1-2-3 |
1 |
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
4 |
|
|
5 |
|
|
6 |
|
|
7 |
|
|
8 |
|
|
9 |
|
|
10 |
|
|
11 |
|
|
12 |
|
|
13 |
|
|
14 |
|
|
15 |
|
|
16 |
|
|
17 |
|
|
№ п/п |
«да» +3+2+1 |
«нет» - 1-2-3 |
18 |
|
|
19 |
|
|
20 |
|
|
21 |
|
|
22 |
|
|
23 |
|
|
24 |
|
|
25 |
|
|
26 |
|
|
27 |
|
|
28 |
|
|
29 |
|
|
30 |
|
|
31 |
|
|
32 |
|
|
33 |
|
|
Психолог. Некоторые люди наделены талантом эмпатии от природы. Однако любой человек способен усвоить способы понимания внутреннего мира другого человека. Каждому следует учиться выражать свое понимание другого человека, его культуры, его стремлений, души, ценностей. Именно такое понимание научит нас терпимости, снимет агрессивность. Одним из основателей гуманистической психотерапии является Карл Роджерс. Им созданы программы специальных тренингов. Учитесь искренне сопереживать и понимать, и зла в нашей жизни станет меньше.
Ведущая. Необходимо знать и помнить, что процесс эмпа- тии по своему содержанию является не только эмоциональным, но и интеллектуальным. Значит, чем более развитым интеллектом обладает личность, тем больше надежды на то, что эта личность сможет сопереживать, проявлять терпение и понимание и мирно взаимодействовать с другими, непохожими на нее людьми. А как личностное свойство, эмпатия имеет биосоциальную природу, поэтому в известной мере поддается целенаправленному формированию. В связи с этим уместно говорить и о самоисправлении в процессе формирования личности. Этот процесс начинается с самоисправления поступков, изменения конкретных форм своего поведения. Зарождаясь в поступках, явление самоисправления способствует установлению связей между поступками и качествами человека.
Но, к сожалению, на поступки людей, кроме негативного воздействия сцен насилия в средствах массовой информации, оказывает влияние также идеология ненависти, вовлекающая молодежь во всевозможные движения против иммигрантов и представителей иной культуры и религии. Определенные круги, включая криминальные, стремятся разжигать рознь, используя результаты в своих целях (вплоть до политических). Появилась новая популяция неофашистов, например те же ультраправые скинхеды, которые именуют себя «патриотами». В этой среде вопрос о терпимости и взаимопонимании не стоит. Идеология ненависти порождает нетерпимость и насилие.
Возрастает необходимость нравственного воспитания. Сила и прагматизм, лишенные морали, не должны перевешивать чашу весов. Развитие интеллекта, этическое воспитание, самосовершенствование личности, приобретение навыков самоисправления и самоконтроля будут способствовать тому, что личность сможет сделать моральный выбор в отношении личных и социальных проблем.
(Участники обсуждают случаи отчужденного отношения среди представителей молодежи (если имеют место таковые в школе), говорят о важности владения методами ведения дискуссии, о том, какие усилия предпринимают школа, государство для оказания помощи молодежи в приобретении необходимых качеств для решения своих проблем.)
Ведущая. Даже в тех странах, где конфликт решается насильственным путем, всегда находятся люди, которые призывают к терпимости и мирному решению всех проблем. Что вы знаете об этих предпринимаемых усилиях?
Ученики:
- Часто нетерпимость порождает обычное невежество. Это касается и межрелигиозного взаимопонимания. Поэтому в ряде стран поднимается вопрос о необходимости изучения различных религий.
- В Намибии среди целей воспитания в духе терпимости, которые выдвигаются перед преподавателями и учащимися, есть следующие: умения понимать ценность природы и заботиться о ней; уважение к труду старших поколений, то есть к собственной истории; способность понимать и уважать окружающее сообщество и различные образы жизни.
- Некоторые страны, разрабатывая программы по вопросам воспитания в духе терпимости, изучают представления молодых людей по всей стране о насилии и мире, об обществе, которое отличалось бы большими миролюбием и терпимостью.
- Многие страны с целью решения проблем сосуществования различных культур поощряют контакты между юными представителями культур, что и помогает молодым людям понять различия между ними и воспринимать друг друга в свете полезных взаимоотношений.
- Межкультурное взаимопонимание достигается путем организации культурных фестивалей всех видов. Общение представителей разных наций способствует взаимообогащению культур и укреплению мира между народами.
(Участники проводят обсуждение по следующим вопросам:
• В какой мере, с вашей точки зрения, организация школьного процесса (в вашей школе и вообще) содействует укреплению терпимости в отношениях между молодежью?
• Какого рода деятельность, на ваш взгляд, могла бы способствовать обеспечению соответствующего климата для распространения воспитания в духе терпимости?)
Ученики:
- Сама школа является той своеобразной учебной лабораторией, которая предоставляет возможность для участия в жизни более широких сообществ на местном, национальном и глобальном уровнях.
- Фактором межкультурного обучения является изучение иностранных языков. Именно это предоставляет большие возможности для изучения другой культуры всесторонне, понятия и принятия ее.
- Ценности и опыт других народов дают нам возможность изучить литературные произведения. Пусть даже они и изучаются в переводе.
- При изучении исторических дисциплин следует уделять большое внимание не только конфликтным ситуациям и войнам, но и предпринимаемым конкретным мерам по улаживанию конфликтов, сотрудничеству, налаживанию мирных отношений.
- Изучение материалов Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка и других документов, отражающих международные нормы по правам человека и защите его прав, оказывает большую помощь в вопросах воспитания в духе терпимости.
- При изучении естественно-научных дисциплин, обретая научные знания, мы учимся тому, как сделать правильный этический выбор при использовании этих знаний. Мы учимся этике и ответственности за свои поступки. Ведь, например, последствия использования тех же знаний по физике не всегда могут быть высокоморальными. Примером тому могут служить разработки оружия массового поражения. Вот почему так важно в будущем сделать правильный этический выбор.
- Математика, которую иногда называют статистикой справедливости, дает нам возможность сопоставить данные о том, какая часть мировых расходов идет на вооружение, а значит используется на конфликты в мире и насилие, а какая - на социальные нужды населения Земли. И такие цифры заставляют задуматься о справедливости и по-иному посмотреть на происходящее в мире.
- Искусство - самое яркое средство выражения человеческих ценностей. Именно благодаря познанию искусства народов планеты (и представителей разных национальностей, населяющих нашу страну) мы познаем ценности других куль- тур, учимся понимать и принимать и разнообразие культур, и тех, кто это разнообразие представляет.
- Наше государство гарантирует соблюдение прав ребенка в Российской Федерации. В статьях Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ предусмотрены меры по защите прав и законных интересов ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания. Защищены также права и законные интересы ребенка при формировании социальной инфраструктуры для детей.
Предпринимаются меры по защите от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред здоровью, нравственному и духовному развитию (можно зачитать отдельные пункты статей).
Делаются выводы:
• Развитие процесса терпимости и взаимопонимания между народами, которое достигается путем встреч и договоренностей на различных уровнях, путем проведения международных олимпиад, соревнований и фестивалей, мы можем назвать преддверием мира, к которому стремится подавляющее большинство людей Земли.
• Терпимость и взаимопонимание - необходимое условие выживания человечества.
• Каждый может внести свой вклад в процесс распространения терпимости и взаимопонимания по всему мировому сообществу.
Принимается решение:
1. Принять активное участие в проведении школьного фестиваля искусств «Вместе - дружная семья».
2. Провести тренинги по овладению навыками эмпатии.
(В заключение участники исполняют песню (на мелодию песни из репертуара Валерии «Мы вместе»).)
1. Годы идут, люди живут,
Солнце слепит, бушуют ветры.
Мира они никак не найдут,
И между людьми километры.
В жизни есть грусть, радость, и пусть.
Будет так пусть, менять не берусь.
Только б цвела в мире Земля.
Земля - это все, что есть у меня.
Припев:
Даже если, люди, мы не вместе,
Все равно мы рядом,
В мире жить нам надо,
Нам вместе, нам вместе, нам вместе.
2. Жизни полет - только вперед,
Но нам не забыть войны вчерашней.
Верить и ждать, терпенья искать,
Сделать другим день настоящий.
Люди, мы - к вам, вашим сердцам,
К вашим умам, словам и делам:
Только б Земли свет не погас,
Мир и Земля, люди, для нас!
Припев.
Похожие статьи:
Классный час 10, 11 класс. Суд над граффити
Классный час по этикету для старшеклассников
Классный час «Способности человека», 10 класс
Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Воспитание нравственности
Нет комментариев. Ваш будет первым!