Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Воспитание нравственности

Методическая разработка внеклассного мероприятия для старшеклассников.

Сценарий классного часа: Разум ума и сердца

Цель классного часа: воспитание нравственности.

Задачи классного часа: побудить учащихся к самостоятельной работе ума и сердца в вопросах морали; способствовать формированию нравственных качеств личности, духовному и нравственному росту; развивать умения выступления перед аудиторией; развивать творческие способности.

Подготовительная работа:

• подбор и рекомендации по работе с литературой;

• консультации для выступающих;

• подготовка и распечатка анкеты, карточек с заданиями по решению нравственных ситуаций;

• приглашение гостей (учащиеся, учителя, родители);

• оформление помещения;

• организация интерактивного голосования.

Участники: учащиеся класса, учителя, родители учащихся, старшеклассники.

Форма работы: ток-шоу.

Ход мероприятия

Нравственность - это разум сердца.

Г. Гейне

Ведущая. Основная проблема нравственности заключается в обретении личностью целостности, единства мотивов и поступков, воли и действия, слова и дела, мысли и поведения, рассудка и чувства. Генрих Гейне утверждал, что если бы мир раскололся, то трещина прошла бы через сердце поэта. Если говорить о расколе нравственности, то здесь трещина пролегает между сердцем и разумом.

В жизни человека, а значит и в нем самом, борется множество противоречий. Поэтому духовная целостность его мира распадается. В человеке постоянно ведут свою борьбу разум и сердце. Именно нравственность связывает и примиряет их, снабжая разум сердцем, а сердце разумом.

Еще легендарный мудрец царь Соломон говорил, что желал бы иметь превыше всего «сердце, чтобы различать, что добро и что зло». Как вы представляете себе это сочетание разума и сердца?

Учащиеся:

- Разум - это всегда что-то расчетливое и холодное. А от слова «сердце» веет теплом.

- Мне кажется, что сердце обладает каким-то особенным, своим собственным разумом, который часто уму неподвластен.

- Человек осознает пределы своего ума, а вот пределы человеческого сердца, по-моему, безграничны. Где-то в глубине человеческого сердца может храниться такое, о чем ты и сам не подозреваешь.

- Когда человек совершает безнравственные поступки, когда он жесток, никто не говорит, что у него злой ум. Говорят, что у него «злое сердце». Думаю, что у такого человека ум и сердце находятся в завидном единении, к сожалению, безнравственном.

- Русский мыслитель и публицист П.Я. Чаадаев писал, что в чувстве гораздо больше разума, чем в разуме чувств.

- Все то, что нам говорится, все то, что направлено на наш ум, не так действенно как то, что сказано (важно еще, как сказано) с целью затронуть наше сердце. Это воздействие и становится двигателем нравственных поступков человека.

- Если разум сердца не участвует в твоих мыслях, то результат твоего поступка может не устроить не только тех, на кого он направлен, но даже и тебя самого. Потому что даже человеку невысокого уровня нравственности свойственно анализировать свои поступки, хотя бы изредка подключая к этому процессу сердце. Именно сердце помогает стать близким, понятным и приятным для других людей. То, что рождается в сердце, обретает затем мысли в вашем уме и помогает превратиться в соответствующий поступок.

Ведущая. Значит, нравственность проходит через наше сердце. Что же такое нравственность?

Учащиеся:

- Употребляя термин «нравственность», мы обычно говорим об определенных характерных чертах морали. Уже упоминалось о том, что в жизни человека и его поведении много противоречивого. Эту противоречивость мы видим, прежде всего, в борьбе личного и общественного, желаемого и должного, чувственного и рационального.

- Стремление к нравственности, к выполнению морального долга должно стать одним из самых важных человеческих усилий. Именно этим сильна личность. От уровня стремлений и усилий личности зависит, если можно так сказать, качество ее жизненного существования.

Ведущая. Конфуций, китайский мудрец, утверждал, что человеку все остальное становится ясным тогда, когда он поймет, в чем заключается истинная нравственность.

Учащийся. Думаю, что ясным все может стать. Но не всегда такая ясность ведет нас к тем поступкам, которые могут быть названы поистине нравственными. Ясность - это еще не подлинное осознание. К тому же в любом человеке происходит постоянная борьба нравственных и безнравственных сил. В ней сталкиваются добро и зло, честь и бесчестие, жалость и беспощадность, жестокость, справедливость и несправедливость.

Ведущая. Да, нравственные и безнравственные силы проникают во все сферы нашей жизни. И именно разум сердца стоит на страже того, чтобы победу одержало нравственное начало.

Учащиеся:

- Наши личные жизненные потребности часто спорят с сердцем, заставляя нравственность отойти на задний план. Происходит конфликт желаний в тебе самом или в отношениях с другими людьми.

- Иногда нравственность называют наукой о соглашениях. Для чего людям такая наука? Чтобы избежать того, что может сделать их несчастными.

- Познание добра - вот нравственность моя.

Уметь его творить, желать творить и делать.

Живи и радуйся, не причиняя зла,

Ты - человек, и докажи все это делом.

- Способность мыслить - вот достоинство твое.

Мысли - существенны, а не пространство, время.

Достойно мыслить постарайся, чтоб житье

Не превратилось бы в безнравственное бремя.

Ведущая. Нравственность в вопросах личного и общественного, а отсюда и проявлений добра и зла действительно сохраняет свою актуальность многие века. Вопрос нравственности актуален и для такой сферы человеческой жизни, как политика. Французский мыслитель и писатель Ж.Ж. Руссо писал: «Общество нужно изучать по людям и людей по обществу: кто захочет изучать отдельно политику и мораль, тот ничего не поймет ни в той, ни в другой».

Учащиеся:

- Отделение политической науки от нравственной действительно ошибочно, потому что «все, что является нравственным злом, является злом и в политике». Хорошая политика не может отличаться от здравой нравственности.

- Мне нравится мысль о том, что человек может брать в свои руки власть только после того, когда он сам научился повиноваться. А древнегреческий мудрец и ученый Пифагор сравнивал власть в руках бесчестного человека с мечом в руках безумного.

- Чтобы повелевать людьми, надо научиться повелевать собой. А это и означает прислушиваться к разуму своего сердца. Иначе что можно принести тем, кем ты управляешь? Ведь управление предусматривает усовершенствование людей и условий их жизни. Если ты не сумел сделать это по отношению к себе, то как ты сможешь сделать это в отношении других людей? Настоящие люди служат государству и людям своей совестью, которая находится в ладу с разумом сердца.

Ведущая. Коль скоро мы заговорили о совести, то следует заметить, что и в этом случае уместно говорить о ее нравственном начале. Как вы считаете, что больше способствует исправлению мира: законы или совесть?

Учащиеся:

- Законы, наказание... Общество не может обойтись без этих средств самозащиты против нарушений и нарушителей. Иначе будут подвергнуты опасности сами условия его существования. Другое дело, что все то, что отражено в законах, не может воссоздать моральную силу. Поэтому закон и жестокость используются обществом в тех случаях, когда другие меры не воспринимаются или не помогают.

- Тот, кого от безнравственного поступка удерживает закон, способен все-таки совершить что-то противоречащее морали хотя бы втайне от всех. Тот же, кому свойственна сила убеждения, будет выполнять свой долг с чувством незапятнанной совести. Такому человеку не свойственны даже тайные преступные деяния.

- А я подумала о том, что фактически в законах отражены человеческие пороки. И насколько было бы лучше жить если бы люди жили по законам добрых нравов. Ведь для справедливого человека его нравственные качества вполне заменяют все законы.

- И однако же законы защищают нас не только от других людей, но зачастую и от самих себя. Потому что у каждого свой уровень совести. У одних она просыпается от малейшего шороха, у других спит достаточно крепко даже в ненастную погоду. Поэтому разумное сочетание того и другого (закона и совести) не помешает каждому из нас.

Ведущая. Художник, как говорил Лев Толстой, не столько сострадает людям, сколько наблюдает их страдания, чтобы потом воспроизвести их в своем произведении. А его цель - то воздействие, которое произведет художественное произведение. Говорят, что искусство смягчает нравы. Как вы считаете, так ли это? I

Учащиеся:

- Я бы сказал, что нравы тех, кто воспринимает это искусство. Некоторые же из нас могут плакать над тем шедевром-вымыслом, который так талантливо изобразил художник, писатель, поэт и т. д., а на подлинные человеческие страдания будут смотреть достаточно равнодушно. Говорят, что в годы Великой Отечественной войны фашисты-каратели спасали кошек и с умилением слушали сентиментальные музыкальные произведения. А после всего этого отправлялись совершать карательные операции.

- И все-таки чувства человеческие очищаются, когда они соприкасаются с красотою высшей, красотою идеала. Настоящая поэзия и искусство необходимы людям особенно в те времена, когда наблюдается быстрый рост материальных благ. И он опережает человеческие способности воспринимать эти блага согласно законам души, т. е. законам нравственности. М. Пришвин (русский писатель-эссеист) писал, что поэзия обращает красоту в добро.

Ведущая. Нравственные начала пронизывают и все формы общественной и природной жизни на земле. В том числе и труд. Труд, который является не только источником нашего богатства, но и условием человеческой жизни вообще. К.Д. Ушинский (русский педагог) писал: «только внутренняя, духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности, и счастья».

Учащиеся:

- Важен не просто труд, а еще и то, как этот труд выполняется.

- Для того чтобы человек ощутил в себе чувство человеческого достоинства, ему необходим труд свободный, творческий, избранный им не только для того, чтобы прокормиться, но и для удовольствия, ощущения значимости своего труда для себя и других. Плодотворность труда приносит человеку огромное удовольствие.

- Труд для многих становится не только средством наслаждения, но и сохранения здоровья.

- Труд помогает человеку избавиться от многих бед, в том числе от нужды, от скуки и праздности, которые в свою очередь порождают множество пороков.

- Мне кажется, что по отношению к труду можно оценивать отношение одного человека к другому.

Страницы: 1 2
Комментарии (1)
Юлия Григорьевна Лейком # 26 ноября 2015 в 12:29 0
Очень интересный классный час.