Классный час по этикету для старшеклассников
Практикум по этикету для учащихся старших классов
Цели:
• рассказать об истории возникновения этикета;
• ознакомиться с некоторыми элементами этикета;
• убедить учащихся в том, что правила поведения в обществе необходимы для получения хорошей работы и карьерного роста.
Форма проведения:
Беседа с элементами драматизации.
Подготовка:
1. Подобрать ребят, желающих разыграть сценки.
2. Отработать сценарий, отрепетировать.
3. Придумать элементы костюмов.
4. Подготовить «памятки» правил этикета по данной теме для всех участников.
Вводное слово учителя:
Ребята, недавно я ехала в автобусе, а в последнем ряду сидела группа молодых людей. Они очень громко разговаривали, некрасиво смеялись, грубо шутили. В общем, им было весело, а всем остальным пассажирам неприятно, а мне стало очень грустно и обидно за них. Почему? Да потому, что эти ребята были прилично одеты, очень симпатичные, а вызывали к себе глубокое чувство неприязни. Я подумала, что многие из них считают, что вести себя вызывающе в общественных местах — это своего рода смелость, проявление индивидуальности, отступление от старых шаблонов. Однако чаще эти «личности» ведут себя так там, где их никто не знает, в глубине души понимая, что это и некрасиво и неприлично, но чувство «стадности» подстегивает их на такую браваду.
Глубоко заблуждаются люди, которые думают: «Да я знаю, как себя вести, как быть воспитанным, но сейчас мне это ни к чему, а когда понадобится, то я все смогу сделать так, как надо». Это неверная позиция, так как эти правила необходимо вырабатывать человеку с самого раннего детства, чтобы впоследствии не чувствовать себя неловко в любой обстановке, вести себя корректно, естественно и непринужденно. Правила хорошего тона играют большую роль в жизни каждого человека — и при поступлении на работу, и карьерном росте, и во взаимоотношениях с друзьями, родителями, со своими любимыми.
Мы в нашей беседе сделаем акцент на деловом этикете, знания которого помогут вам в профессиональной деятельности. Давайте обсудим некоторые правила этикета, которые необходимо не только знать, но и уметь с ними жить. Послушайте сообщения, приготовленные вашими одноклассниками.
Часть первая
ИЗ ИСТОРИИ ЭТИКЕТА
1-й ученик: Этика (от греч. ethike) — философская наука, объектом изучения которой является мораль. Слово «этика» является синонимом латинского термина «мораль». По существу, философия как наука берет начало от этики, иными словами, от размышлений древних философов о смысле жизни, о том, что такое зло, добро, какая между ними связь, где «золотая середина».
Термин «этика» был введен древнегреческим ученым Аристотелем (384—322 гг. до н. э.) для обозначения учения о нравственности. Главный его постулат: «Высшее благо — это цель, к которой люди стремятся ради нее самой». Настоящая цель человеческой жизни по Аристотелю, это — блаженство, которое называется деятельностью. Смысл рассуждений Аристотеля сводится к тому, что чувство выполненного долга поднимает настроение, рождает оптимизм, как следствие воодушевляет на другие дела, способствует их реализации,
2-й ученик: Большое влияние на формирование этических норм человечества, особенно на Востоке, оказало учение великого китайского мыслителя Конфуция.
В основе учений Конфуция лежит постулат о том, что отношения людей должны определяться «мудростью, верностью долгу». «Чего не желаешь себе, того не делай другим», — утверждал он. По его мнению, нормы нравственности исходят от неба и носят печать божественного.
Являясь составной частью философии, этика развивалась как теоретическая наука о нравственности, пытаясь найти ответ на вечные философские вопросы о происхождении и сущности морали, смысла добра и зла, а также «золотой середины» между ними.
3-й ученик: Так что же такое мораль? По мнению известного американского философа Эриха Фромма, «истинный предмет науки этики — добродетельный или порочный характер, а не отдельные добродетели или пороки».
С другой стороны, этика связана с конкретными поступками человека в повседневной жизни, и в этом смысле она носит чисто прикладной характер. «Это — прикладная наука искусства жить», — писал Эрих Фромм.
Таким образом, в практическом приложении этика — свод правил, в соответствии с которыми определенная группа или община определяет свое поведение, считает законным или приемлемым в достижении той или иной цели.
Существует нормативная этика, которая лежит в основе профессиональной морали:
• врачебная (клятва Гиппократа),
• научная,
• военная,
• деловая и т.п.
В ходе выработки этой этики люди приходят к принятию определенных ценностей и норм, уточняют, что должен или не должен делать человек, выполняя служебный, профессиональный долг, и какие, в конечном счете, последствия для эволюции человеческой цивилизации имеют те или другие поступки. Особое место в цепи «профессиональных» этик на сегодняшний день принадлежит деловой этике.
4-й ученик: Любая сфера человеческой деятельности базируется на профессиональной компетенции и отношении к делу, т.е. этическом поведении работника. Например,
• Квалификация врача определяется не только уровнем полученных знаний, накопленного опыта, но и степенью его нравственности, умением душевно относиться к пациенту.
• Инженер-строитель, создавая дом, думает не только о рациональном строительстве и технических показателях, но и о том, насколько данное сооружение удобно для будущих жильцов, ибо от результатов его труда будет зависеть психологическая, душевная комфортность обитателей нового дома.
Популярный в мире и у нас в стране социолог Дейл Карнеги считает, что «успехи того или иного человека в его финансовых делах процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и процентов на восемьдесят пять — от его умения общаться с людьми».
Мини-вывод:
Профессиональные навыки и этика необходимы и составляют основу любой профессии.
Часть вторая
ОБ ЭТИКЕ СОВРЕМЕННОГО БИЗНЕСА
1-й ученик: Что касается предпринимательства, то ведущие фирмы США, Японии, Западной Европы тратят миллионы долларов на обучение хорошим манерам, умению общаться с людьми, понимая, что эти колоссальные суммы, в конечном счете, вкладываются в процветание компании, инвестируются в будущее, в успех дела.
2-й ученик: Какова степень потребности этики в бизнесе? В чем особенность деловой морали? Какие границы и критерии определяют нравственный уровень предпринимателя?
3-й ученик: Генри Форд, который придавал нравственной стороне дела существенное значение, отмечал в связи с этим: «Вполне естественно работать в сознании, что счастье и благополучие добываются только честной работой. Человеческие несчастья являются в значительной мере следствием попытки свернуть с этого естественного пути».
4-й ученик: Все крупные компании, корпорации, банки, торговые объединения в обязательном порядке имеют некий устав или кодекс, который определяет этическую основу взаимоотношений между сотрудниками данной организации, а также между ее сотрудниками и внешней средой. Данный документ вырабатывается на основе существующих в конкретной стране основных правовых актов (Конституция страны, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, законы о налогообложении и т.п.).
1-й ученик: В основе устава любой компании (и прежде всего в стране, где исповедуется христианство) лежат прежде всего общечеловеческие нормы, изложенные в Ветхом и Новом Заветах и представляющие собой вечные моральные ценности. Поэтому вне зависимости от религиозных убеждений эти нормы строго соблюдаются законопослушными гражданами. Их нарушение можно рассматривать не только как измену религиозным убеждениям, но и как вступление в конфликт с совестью, что соответственно приводит к психологическому дискомфорту, чревато осуждением со стороны общества.
2-й ученик: В России одним из таких кодексов чести предпринимателя стали принятые в 1912 г. в деловом мире «Семь принципов ведения дел». Они, в частности, предусматривали:
1. Уважать власть. Власть — необходимое условие для эффективного ведения дел. Во всем должен быть порядок. В связи с этим проявляйте уважение к блюстителям порядка в узаконенных эшелонах власти.
2. Быть честным и правдивым. Честность и правдивость — фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах. Российский предприниматель должен быть безупречным носителем добродетелей честности и правдивости.
3. Любить и уважать человека. Любовь и уважение к человеку труда со стороны предпринимателя возрождает ответную любовь и уважение. В таких условиях возникает гармония интересов, что создает атмосферу для развития у людей самых разнообразных способностей, побуждает их проявлять себя во всем блеске.
4. Быть верным своему слову. Деловой человек должен быть верен своему слову. Единожды солгавший, кто тебе поверит? Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе.
5. Быть целеустремленным. Всегда имейте перед собой ясную цель. Предпринимателю такая цель нужна, как воздух. Не отвлекайтесь на другие цели.
6. Служение двум господам противоестественно. В стремлении достичь заветной цели не переходите грань дозволенного.
7. Никакая цель не может затмить моральные ценности.
3-й ученик: На Западе выработке профессионального кодекса чести предпринимателя уделяют давно и много внимания. Один из них появился в 1913 г. Руководство фирмы «J.S. Реnnу» предложил своим сотрудникам «Кодекс», который содержал семь принципов ведения дела. Их суть: «Оценивая методы и политику области бизнеса, вспомните известную мудрость — согласуется ли это с понятием правды и справедливости».
Американская корпорация IBM, формулируя принципы поведения своих сотрудников, исходит из того, что люди, а не деньги или имущество, являются главным достоянием компании. Проявляя уважение и заботясь о своих сотрудниках, администрация вместе с тем требует от них беспрекословного выполнения своих обязанностей. Они базируются на следующем:
1. Каждый человек заслуживает уважения.
2. Каждый покупатель имеет право на самое лучшее обслуживание.
3. Добиваться совершенства во всем.
4- й ученик: Всем известна продукция кондитерского объединения ОАО «Сладко». Фирма четко разработала декларацию основных принципов й правил корпоративного поведения и этики ведения бизнеса.
В основе декларации лежит
• честность и порядочность, соответствие высоким требованиям этических, моральных и правовых норм поведения;
• забота о деловой репутации общества являются одними из основных принципов деятельности общества и каждого работника общества.
Часть третья
ВНУТРЕННЯЯ КУЛЬТУРА — ГАРАНТ УДАЧНОГО БИЗНЕСА!
Сценка «Интервью с президентом крупной фирмы»
Действующие лица:
- Президент фирмы — Илья Петрович
- Журналист
Журналист: Здравствуйте, Илья Петрович. Разрешите задать Вам несколько вопросов, которые интересуют будущих молодых бизнесменов.
Президент: С удовольствием отвечу, так как очень уважаю молодых специалистов, которые, несмотря на небольшой жизненный опыт, быстро поднимаются в профессиональном плане и делают большие успехи в карьере.
Журналист: Скажите, зависит ли успех в работе от культуры человека?
Президент: Для меня само понятие культуры, внутренней культуры, предполагает наличие таких качеств, как воспитанность и внутренняя порядочность. Где бы человек ни находился — на приеме у посла или за рулем автомобиля — его внутренняя суть видна как на ладони. И если он имеет четкий внутренний кодекс чести, то удача сама пойдет ему в руки. Я, например, предпочитаю иметь дело с честными и чистыми людьми. И на работу принимаю, прежде всего оценивая нравственные качества человека. Для меня это не менее важно, чем его профессионализм.
Журналист: Вы считаете, что внутренняя культура неизбежно будет влиять на деловые отношения? А как же этика бизнеса?
Президент: Конечно, для людей образованных и имеющих представление об этике бизнеса их знания становятся серьезным фактором, влияющим на поведение в деловых отношениях. Но, понимаете, даже ведя дела по всем правилам игры, в критической ситуации, при форс-мажоре, когда на карту поставлена репутация руководителя или, что еще хуже, доброе имя фирмы, надо выбирать не правила, а внутренний закон порядочности. Если этого в человеке нет, то никакие знания его не оправдают. Такой подход я приветствую во всем.
Журналист: Илья Петрович, что еще для вас включает понятие «этичность бизнеса»?
Президент: Прежде всего синтез существующих норм, всевозможных правил ведения дел и внутренней культуры, порядочности. Недавно в одной из книг я вычитал «Семь принципов ведения дел в России», выработанные российскими предпринимателями еще в 1912 г., которые сейчас и процитирую:
будь честен;
уважай человека труда;
уважай право частной собственности;
будь целеустремленным; будь верен своему слову;
живи по средствам;
работай на благо страны.
И вы знаете, мне по душе ход мыслей русских купцов дореволюционной России. И я стараюсь следовать этим принципам.
Основной критерий, по которому я оцениваю всех — от деловых партнеров до близких друзей, — это честность. Начинается она, конечно, с самого себя. Главное — быть честным, и прежде всего с самим собой. Я всю жизнь считал, что надо следовать внутренним законам порядочности. А честным надо быть даже в мелочах, не говоря уже о бизнесе.
Журналист: Господин президент, а каково ваше отношение к современному деловому этикету?
Президент: Современный этикет многообразен. В Америке, например, если подать женщине руку, чтобы помочь ей выйти из машины, открыть перед ней дверь, это может быть расценено как сексуальное домогательство. В России, к счастью, все пока не так. Мне нравятся любые правила, при помощи которых наши отношения становятся красивее. Можно подавать женщине руку при выходе из машины, разговаривать вполголоса, не мусорить на улице!.. Помните, у Станиславского: если у тебя плохое настроение — улыбнись себе.
В бизнесе — так же. Трудно идут переговоры — проявите добрую волю, «выкурив трубку мира», и все пойдет на лад. Я за то, чтобы в нашей жизни все имело привлекательные формы, душевное, искреннее и красивое содержание.
Журналист: Благодарю вас за содержательную беседу.
Часть четвертая
«НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ»
Шуточная сценка «Воспитание»
(по рассказу Г. Остера «Зарядка для хвоста»)
Примечание. Эту нравоучительную веселую историю с удовольствием воспринимают ребята в любом возрасте. Сценку можно поставить в виде кукольного представления. Натяните плотное покрывало в углу аудитории. Найдите игрушки Удава, Слоненка, Попугая и Обезьянки.
Действующие лица:
Бабушка Удава
Удав
Слоненок
Попугай
Обезьянка
Ведущий
Ведущий: Бабушка Удава приехала в гости к своему внуку и его друзьям.
Бабушка: Знаете, что сейчас я займусь вашим воспитанием.
Попугай: Простите, но мы сегодня уже завтракали.
Удав: Особенно я.
Бабушка: Я говорю не о питании, а о воспитании!
Мартышка: А воспитание, это что?
Бабушка: Это много чего, в двух словах не скажешь. Мартышка, если я сейчас сорву и дам тебе банан, что ты сделаешь?
Мартышка: Спелый банан?
Бабушка: Очень спелый.
Мартышка: Съем.
Бабушка неодобрительно качает головой.
Мартышка: Сначала скажу «спасибо», а потом съем!
Бабушка: Ну что ж, ты поступишь, как вежливая мартышка. Но вежливость — это еще не воспитание. Хорошо воспитанная мартышка сначала предложит банан товарищу!
Мартышка (испуганно): А вдруг он возьмет?!
Удав: Действительно, бабушка. Он же может его взять!
Попугай: Непременно возьмет.
Слоненок: Никакой товарищ от банана не откажется, если, конечно, он умный товарищ.
Мартышка: Нет! Воспитанной быть неинтересно!
Бабушка (бабушка протягивает мартышке спелый сочный банан): А ты попробуй!
Мартышка (растерянно): Что пробовать? Банан? Или быть воспитанной?
Мартышка: Большое спасибо.
Ведущий: Мартышка уже открыла рот, чтобы съесть банан, но вдруг заметила, что на нее очень внимательно смотрит Слоненок. Вернее, не на нее, а на банан. Мартышка смутилась.
Мартышка: Слоненок, ты ведь не очень любишь бананы? Ты ведь, наверное, их почти не любишь, правда?
Слоненок: Нет, почему же? Я их довольно сильно люблю.
Мартышка (расстроенным, упавшим голосом): Да? Ну, тогда — на.
Ведущий: И Мартышка отдала Слоненку свой банан.
Слоненок: Спасибо.
Ведущий: Слоненок стал очищать банан от кожуры. Попугай подошел к Слоненку и стал смотреть, как Слоненок это делает. Слоненок вздохнул и положил перед Попугаем очищенный банан.
Слоненок: Бери. Это тебе!
Попугай: Благодарю.
Ведущий: Попугай взял банан и понес его Удаву.
Попугай: Удав, прими от меня этот прекрасный спелый банан!
Удав: Я принимаю его от тебя с глубокой благодарностью.
Ведущий: Удав взял банан и протянул его Мартышке. Сначала Мартышка очень удивилась, а потом еще сильнее обрадовалась. Она подпрыгнула и закричала.
Мартышка: Я поняла! Поняла! Воспитанной быть очень интересно! Просто замечательно! Ты что-нибудь кому-нибудь предложишь, тебе кто-нибудь что-нибудь предложат! Красота!
Бабушка: Хм! Когда я говорила о воспитании, я не совсем это имела в виду. Но в общем ты, Мартышка, права. Если никому ничего ни для кого не жалко — это действительно красота.
Ведущий: Ребята, эта шуточная сценка затрагивает очень важные и жизненные вопросы. Как вы считаете, какого человека можно считать вежливым, воспитанным, благопристойным?
1-й ученик: Вежливый человек — это соблюдающий правила приличия, учтивый, обходительный.
2-й ученик: Это человек, получивший хорошее воспитание, умеющий себя вести в обществе.
3-й ученик: Современный этикет наследует обычаи и традиции поведения всех народов. «Уважение к минувшему, вот черта, отличающая образованность от дикости», — писал А.С. Пушкин.
Ведущий: Послушайте выдержки из книги «Правила светской жизни и этикета», которая была издана в 1889 г., однако высказанные правила не потеряли значимости и в наше время.
4-й ученик: «Самое слово благовоспитанный или хорошо воспитанный показывает, что приличные манеры есть нечто приобретаемое, прививающееся к человеку воспитанием.
Вежливость — одна из главных внешних привлекательностей характера. Она служит украшением действий, и очень часто самые обыкновенные услуги приобретают привлекательность вследствие того изящества, с каким предлагаются. Это счастливый образ действий, украшающий жизнь в мельчайших ее подробностях и способствующий сделать ее в целом приятной и веселой».
Некоторые советы по этикету
Ведущий: В современном обществе в повседневной жизни, и особенно в официальной обстановке, большое значение приобретают элементарные знания этикета.
Большое значение имеет внешний вид человека. Одежда должна быть опрятной. Важно, чтобы все было чистым, подшитым, застегнутым, выутюженным. Обувь должна быть всегда начищена, даже в дождливую погоду.
Как правильно сидеть мужчине
• Когда мужчина сидит, закинув, нога на ногу, он должен следить, чтобы выше носка не была видна голая нога.
• Сидя нога на ногу, не следует раскачивать ногой, обнимать колено руками.
• Никогда не следует сидеть развалившись в кресле, на диване, откидывать голову на подушки.
• Не следует раскачиваться на стуле; сидеть на краешке стула, дивана, кресла.
• Нельзя покачивать коленями во время разговора.
• Сидя на стуле, в кресле, на диване, не следует раздвигать колени.
Как правильно сидеть женщине
• Женщина, садясь, не поднимает платье или пальто.
• Она может закинуть нога на ногу, сидя на стуле, но не должна делать этого, сидя в низком кресле или на диване.
• Сидя на диване, ноги следует держать вместе, т.е. колени прижать друг к другу, обе голени наклонить в одну сторону. При этом можно одну ступню заложить за другую.
• Садясь в машину, женщина не «шагает» в нее, а лишь присев на краешке сиденья, втягивает вовнутрь ноги; выходя из машины, наоборот, следует подниматься с сиденья, уже опершись ногами на асфальт.
Как контролировать неожиданные рефлексы
Всякие рефлекторные действия обязательно следует контролировать.
• Зевать в обществе недопустимо. Но если вдруг возникло желание зевнуть, прикройте рот рукой.
• При покашливании следует слегка повернуть голову в сторону и прикрыть рот рукой, при резком кашле обязательно приложить ко рту платок.
• Сморкаться надо тихонько, слегка «дунув» в платок.
• Не следует шмыгать носом.
• Потребность чихнуть следует по возможности подавлять, слегка сжав переносицу с двух сторон, или поднося в момент чихания к носу платок. Если такую потребность предотвратить нельзя — отвернитесь.
• Икота — неприятное и довольно изнуряющее явление. Если икота начинается — немедленно предпринимайте следующие меры: крепко зажмите нос и мелкими глотками пейте воду, не вдыхая при этом воздуха.
Как не привлекать внимания окружающих
• Руки старайтесь держать в покое, не теребите галстук, пуговицы партнера.
• На выставках не стремитесь прикоснуться к произведениям искусства и другим экспонатам.
• Женщине не следует «играть» своим кольцом, ожерельем, замочком сумочки, не накручивать на палец прядь волос.
• Не играйте зажигалкой или ключом, это может раздражать партнера.
• Не заплетайте в косички скатерти, оставьте в покое чашку, столовые приборы.
• Невежливо поворачиваться спиной к собеседнику, а также к кому-либо другому, стоящему поблизости.
• Не подобает в обществе почесываться, в том числе ерошить волосы на затылке, стараясь сосредоточиться.
• Нехорошо «стрелять» суставами пальцев или щелкать ими.
• Разговаривая, старайтесь не пожимать плечами.
• Не стоит заканчивать свое высказывание взрывом смеха.
• Невежливо, а потому некрасиво, показывать пальцем, особенно на человека.
• Не принято разрезать страницы журнала или книги расческой.
• Не надо смачивать палец слюной, листая страницы.
• Не используйте ноготь пальца в качестве зубочистки.
• Нельзя чистить ботинки о штанину брюк.
• Невежливо часто поглядывать на часы при разговоре с посетителем, с гостем, с женщиной, во время торжественного заседания, за столом президиума.
• Не стоит подтягивать брюки, а женщинам через платье — чулки.
• Никогда не хлопайте дверью!
Что надо знать, чтоб джентльменом стать
Джентльмен по-английски означает «мягкий человек». В более широком смысле, джентльмен — человек с приличными манерами, знающий правила поведения, воспитанный и вежливый. Это прежде всего человек, который знает, чего не следует делать.
Итак, нельзя:
• Класть носовой платок на стул, диван и, в особенности, на стол.
• Слишком громко откашливаться.
• Стричь ногти в присутствии других.
• Класть локти на стол.
• Опираться о стены и мебель.
• Шаркать ногами.
• Качаться на стуле.
• Широко расставлять ноги.
• Ковырять пальцем в носу или ушах.
• Небрежно разваливаться в кресле.
• Раскланиваться с кем-либо или разговаривать с сигаретой во рту.
• Держать руки сложенными на животе.
• Слишком сильно размахивать руками при ходьбе.
• Носить грязное белье.
• Носить нестриженные волосы и бороду.
• Иметь грязные нечищенные и слишком длинные ногти.
• Быть небритым.
• Носить слишком много колец на пальцах.
• Держать руки в карманах.
• Душиться сильными духами.
• Класть перчатки на стол.
• Зевать во время разговора, в особенности не прикрыв рта рукой или платком.
• Первым протягивать руку даме или мужчине, старшему по возрасту.
• Пристально смотреть на людей.
• Шептаться и говорить на ухо.
• Говорить о своих болезнях.
• Неумеренно смеяться.
• Задавать интимные вопросы.
• Спрашивать кого-либо о цене, например, сколько стоит ваше платье? Сколько уплачено за мебель?
• Прерывать кого-либо во время разговора.
• В присутствии посторонних делать друг другу знаки.
• Смотреть без позволения чужую работу и читать чужие письма.
За столом нельзя:
• Во время еды дуть на жидкость, чтобы охладить ее.
• Стучать ножами или вилками по тарелке.
• Есть суп с конца ложки.
• Опираться локтями о стол.
• Играть хлебом.
• Пить из блюдечка.
• Крошить печенье в кофе или чай.
• Откусывать от большого куска хлеба.
• Жестикулировать ножом или вилкой.
• Щелкать орехи зубами.
• Громко жевать или чавкать.
• Разговаривать с пищей во рту.
• Ковырять в зубах во время еды.
• Брать своей ложкой или вилкой из общего блюда.
Заключение:
Все перечисленное, на первый взгляд, вроде бы не очень- то и важно. Но дело не в том, в какой руке вы держите нож и вилку, а в отношении к себе, и в уважении к окружающим. Помните, «Манеры не пустяки; они плод благородной души и честного ума» (Теннисон).
Мы пришли к выводу, что:
• хорошим манерам нужно учиться;
• не стесняться их применять в жизни;
• не оставлять их про запас, думая: «Когда надо я смогу быть воспитанным...»
• чтобы быть воспитанным человеком, необходимо работать над собой.
Ведущий: Закончить наши этические советы мы хотим стихотворением Н.А. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»:
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.
А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Ведущая: У всякого человека бывает два воспитания: одно, которое ему дают другие, и другое, более важное, которое он дает себе сам. Желаем вам успехов на поприще самовоспитания!
Похожие статьи:
Классный час «Что такое этикет», 9 класс
Классный час по этикету «Поведение за столом», 10 – 11 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!