Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Классный час по этикету «Поведение за столом», 10 – 11 класс

Методическая разработка классного часа по этикету для старшеклассников

Тема «Поведение за столом»

Форма проведения: чайная церемония.

Цель:

• помочь учащимся класса лучше узнать друг друга и познакомить их с родителями некоторых одноклассников;

• организовать совместную творческую деятельность групп учащихся и их родителей;

• расширить знания учащихся об истории чая, о правилах этикета и о культуре общения за чайным столом;

• выявить актерские и кулинарные таланты учащихся.

Подготовка

Весь класс делится на команды. Шесть команд по четыре человека — это команды игроков. Они получают домашнее задание по сервировке чайного стола и приготовлению сладких блюд, по подготовке краткого сообщения об истории чая и подбору пословиц, поговорок о чае. Две другие команды, состоящие из трех человек каждая, играют роли «эталонов этикета» ц «клоунов». Членами жюри становятся родители учащихся, играющих роли «эталонов этикета».

Игра-чаепитие проводится в помещении столовой. По ходу игры на экран или на стену с помощью проектора демонстрируется изображение чайного куста и картина Б.М. Кустодиева «Купчиха за чаем», звучат песни «У самовара я и моя Маша» в исполнении Л. Утесова и «Чашка чая» в исполнении ансамбля «Веселые ребята».

Содержание классного часа

Учитель: Ребята, сегодня мы примем участие в небольшой чайной церемонии. Вы уже сервировали столы, и сейчас члены нашего уважаемого жюри оценят ваше творчество.

Позвольте представить вам тех, кто будет сегодня судить ваше участие в конкурсе. Знакомьтесь: Ольга Ивановна — мама Кати Кругловой, Тамара Петровна — мама Максима Толстого и Александр Георгиевич — папа Лены Петровой. Катя, Максим и Лена не участвуют в сегодняшних конкурсах, поэтому мы можем надеяться на непредвзятое и объективное судейство. Максимальная оценка конкурса «Сервировка стола» — 5 баллов. Слово предоставляется Ольге Ивановне.

Ольга Николаевна: Дорогие ребята, по условиям конкурса вам предлагалось накрыть чайный стол полотняной скатертью, расставить на нем десертные тарелки, чайные чашки, блюдца, чайники, сахарницы и разложить десертные ложки, ножи, вилки и салфетки, украсить стол небольшой икебаной. Давайте сначала подойдем к столу жюри и посмотрим, как правильно сервируется чайный стол. Скатерть и салфетки могут быть любых цветов, но они должны сочетаться друг с другом и с чайным сервизом.

Для каждого гостя ставят десертную тарелку. Справа от нее кладут десертную ложку или нож, слева — десертную вилку рожками вверх. Салфетки кладут на десертные тарелки. Чайную чашку ставят на блюдце ручкой влево, а чайную ложку кладут справа. При этом чашку с блюдцем размещают на столе справа от десертной тарелки. Чайник и сахарницу ставят в центре стола и в сахарницу кладут специальную ложку.

А теперь, пожалуйста, садитесь за свои столы и послушайте оценки жюри.

Все рассаживаются. Учитель садится за стол жюри. Жюри оглашает оценки конкурса сервировки стола, особенно отличая тонкий эстетический вкус его участников.

На отдельном столе располагаются электрические самовары или чайники, конфеты, варенья, пироги, пирожные, печенье и фрукты. Кроме столов учащихся- конкурсантов, сервируются еще два стола. За одним из них сидят две барышни и один кавалер, а за другим — три клоуна. Барышни и кавалер во время чаепития демонстрируют правила хорошего тона, а клоуны, перевирая хорошие манеры, карикатурно демонстрируют, как не надо вести себя за столом.

Учитель: А сейчас мы переходим к следующему конкурсу — «Заварка чая». Максимальная оценка этого конкурса — 3 балла. Вода в наших самоварах уже закипает, и хозяйки столов могут приступать к действиям. Слово предоставляется Александру Георгиевичу.

Александр Георгиевич: Ребята, я расскажу о некоторых правилах заварки чая:

• заваривать чай следует водой, как только она начнет закипать;

• фарфоровый чайник для заварки сначала споласкивают кипятком, а затем, засыпав в него чай, заливают кипятком на 2/3 и закрывают крышкой;

• черный чай настаивают 3—5 минут, зеленый — 5—8 минут, а затем доливают кипяток;

• если при заварке образовалась пена, значит, чай заварен правильно;

• если вы любите добавлять в чай настои трав, то одновременно в отдельном чайнике заварите эти травы и дайте им настояться 7—10 минут;

• самым вкусным будет чай первого настоя.

Учитель: Спасибо Александру Георгиевичу за интересную и полезную информацию. А сейчас, ребята, пока настаивается чай, давайте перейдем к нашему сладкому «шведскому столу» и наполним наши десертные тарелки. Обратите внимание на таблички, стоящие у каждого блюда. На них указаны названия кулинарных шедевров, имена их создателей и номера команд (номера столиков). Юные кулинары с их кулинарными произведениями являются участниками нашего следующего конкурса — «Сладкий стол». А максимальная оценка этого конкурса — 8 баллов.

Ребята наполняют тарелки и рассаживаются за столы. Хозяйки столов разливают чай.

Учитель: Желаю всем приятного аппетита, а членам жюри приятной дегустации напитков и сладких блюд.

Все угощяются и пьют чай.

Звучит песня «У самовара я и моя Маша» в исполнении Л. Утесова.

Об истории чая

Учитель: Ребята, мы продолжаем чаевничать, но давайте попробуем совместить полезное с приятным и проведем конкурс «История чая». Сейчас мы послушаем рассказы о чае и о традициях чаепития на Руси, а члены жюри оценят эти истории по 8-балльной шкале. Итак, слово предоставляется участникам конкурса.

Докладчик от столика №1: По воле жребия нам выпал вопрос о рождении чая. Родиной этого прекрасного напитка является Китай. Существует легенда, что однажды, за много веков до нашей эры, когда служанка кипятила в саду воду для китайского императора, в сосуд с водой упало несколько листьев с чайного куста. При этом вода вдруг потемнела и от нее стал исходить тонкий и приятный аромат. Раствор попробовали и восхитились его ни на что не похожим терпким вкусом. Так и вошел чай в мировую культуру.

Докладчик от столика №2: С тех давних пор культура заваривания чая постоянно развивалась. А в Китае и Японии были даже разработаны специальные чайные церемонии. Представьте себе тенистый парк, в котором расположен небольшой затейливый чайный павильон. Там юная красавица, одетая в кимоно, в чашке, напоминающей пиалу, с помощью специальной кисточки как бы взбивает свежезаваренную чайную пыль. Делает она это медленно и без суеты, а гости чайного домика в это время отдыхают и настраиваются на философский лад. Затем юная красавица разливает чай в крошечные чайные чашечки и подает их гостям. И вот уже участники чайной церемонии наслаждаются этим удивительным напитком и ведут неторопливые беседы о вечном.

Докладчик от столика №3: Сегодня чай выращивают на пяти континентах. Чай — многолетний вечнозеленый кустарник, произрастающий в районах с влажным субтропическим климатом. Собирают только молодые побеги чая — верхние листочки куста. В свежих листьях чая витамина С в 4 раза больше, чем в лимоне, а в зеленом чае — в 10 раз больше, чем в черном. Чай — это целая аптека. В нем содержится и кофеин, повышающий работоспособность человека, и эфирные масла, сообщающие чаю тонкий аромат, и дубильные вещества, придающие чаю терпкость, вкус и цвет. Среди лечебных растений чай занимает одно из самых почетных мест. Он повышает умственную активность, устраняет усталость и улучшает пищеварение.

Докладчик от столика №4: В России чай появился в конце первой половины XII в. А прислал его в подарок русскому царю Михаилу Федоровичу монгольский хан. Долгое время этот напиток считался редким и был доступен только очень важным особам. И лишь в XVIII—XIX вв. чай стал доступным дворянам, мещанам и купцам. Но пили его поначалу лишь в исключительных случаях. Поэтому и возникло выражение «чайком побаловаться». А воду для чая кипятили в специальных сосудах с трубою и жаровней внутри — самоварах.

Докладчик от столика №5: Почти до середины XIX в. чай не был доступен для бедняков и в связи с этим даже появились такие шуточные стихи:

Раз прислал мне барин чаю и велел его сварить,

А я отроду не знаю, как же этот чай варить.

Взял тогда, налил водички, всыпал чай

я весь в горшок,

И приправил луку, перцу, да петрушки корешок.

Разлил варево по плошкам,

хорошенько размешал,

Остудил его немножко, на господский стол подал.

Гости с барином плевались, сам он ажно озверел,

И, отправив на конюшню, меня выпороть велел.

Долго думал, удивлялся, чем же мог не угодить?

А потом-то догадался, что забыл я посолить.

Докладчик от столика №6: Во второй половине XIX в. чай в России становится напитком, доступным всем. Очень полюбили русские люди пить чай из самовара. Пили по 10 чашек, а самовары делали ведерными. Топили самовары дубом, березой и еловыми шишками. От этого чай получался еще ароматнее. Пили русские люди вприкуску и внакладку, а бедный люд вприглядку.

На экран проецируется картина Б. Кустодиева «Купчиха за чаем».

Вот так, оттопырив в сторону мизинчик, пили дородные русские купчихи чай из блюдечек. Пили истово и с величавым достоинством.

Учитель: Спасибо всем за очень интересные сообщения. Надеюсь, члены жюри сумеют оценить их по достоинству. А сейчас давайте подведем итоги конкурсов «Заваривание чая» и «Сладкий стол».

Жюри оглашает итоги конкурсов, отмечая особенно понравившиеся напитки и сладкие блюда.

Учащиеся по рекомендации членов жюри дегустируют лучший чай и лучшее сладкое блюдо.

Жюри подводит итоги конкурса «История чая», оглашает затем общий счет.

Конкурс пословиц и поговорок

Учитель: Мы поздравляем победителей и переходим к последнему конкурсу — конкурсу пословиц и поговорок. Сейчас команды одна за другой по очереди будут нам рассказывать по одной пословице или поговорке о чае. За каждую пословицу или поговорку жюри будет присуждать командам по баллу. Начнет конкурс команда столика № 6, затем выступят столики № 5, 4, 3, 2 и 1, а затем опять команда столика № 6 и т. д. Те команды, которые не смогут вовремя вспомнить подходящую пословицу или поговорку, выбывают из игры, а остальные продолжают соревнование. Итак, слово предоставляется команде столика № 6.

Команды по очереди проговаривают пословицы и поговорки о чае. Например:

• Чай не пить — на свете не жить.

• В хорошей посуде и чай вкуснее.

• Каждое лекарство от своей болезни, а чай — лекарство от тьмы болезней.

• С самоваром-буяном чай важнее и беседа веселее.

• Чай у нас китайский, а сахарок хозяйский.

• Чай пить — долго жить.

• За чаем не скучаем — по шесть чашек выпиваем.

• Пей чай, не вдавайся в печаль.

• Где есть чай, там и под елью рай.

• Не ленись, а отличай, где солома, а где чай.

• Чай пьешь — до ста лет проживешь.

• С чая лиха не бывает.

• Чай не пьешь, где силы берешь?

• Чай пить — не дрова рубить и т. д.

Учитель: А завершить этот конкурс мне хочется старинной присказкой:

У Москвы — один зарок,

Кроме всякой пищи:

Утром — чай, в обед — чаек,

Вечером чаище.

Жюри подводит итоги конкурса, оглашает общий счет и вручает команде-победительнице почетный приз — пачку листового цейлонского чая.

Учитель: Ребята, надеюсь вы приятно провели время, узнали кое-что новое, вкусно поели и побаловались чайком. А наши начинающие кулинары обменялись рецептами и скоро опять порадуют нас новыми произведениями искусства. Спасибо большое всем участникам нашей игры и их родителям. Спасибо нашим уважаемым членам жюри. Спасибо «эталонам этикета»: барышням Кате и Лене и их достойному кавалеру Максиму. Спасибо нашим милым клоунам, помогавшим нам усвоить и запомнить правила этикета.

А теперь, когда вы научились достойно вести себя за чайным столом, можно переходить к главному — к задушевному общению. Ведь когда вас приглашают на чай — вас приглашают поговорить и посоветоваться. Так уж устроен русский человек, что все доверительные разговоры он привык вести за чашкой чая. Как сказал Антуан де Сент-Экзюпери, «самая большая роскошь на свете — это роскошь человеческого общения».

Звучит песня «Чашка чая» в исполнении ансамбля «Веселые ребята».

Похожие статьи:

Классный час «Телефонный этикет», 10 класс

Классный час «Воспитанный человек. Какой он?», 5 класс

Классный час «Что такое этикет», 9 класс

Классный час «Речевой этикет», 9 класс

Этическая беседа, 7 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!