Классный час «Способности человека», 10 класс
Разработка классного часа для старшеклассников. Тема: «Способности человека»
Цели:
• определить научно-психологическую оценку понятия способности человека;
• сделать акцент на том, что определенными способностями и талантами обладают все люди;
• раскрытые способности необходимо развивать.
Форма проведения:
Информационно-познавательная с элементами игрового состязания.
Подготовка:
1. Найти совместно с учащимися интересный материал по данной теме.
2. Подготовить докладчиков.
3. Отобрать ведущих.
4. Организовать команды для игрового состязания.
5. Скорректировать вопросы и задания для участников игры.
6. Пригласить гостей, выбрать жюри.
7. Продумать призы для награждения победителей.
Часть первая
ИНФОРМАТИВНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ
Учитель: Встречаясь в жизни с различными людьми, наблюдая за ними в работе, сопоставляя их достижения, сравнивая темпы их духовного роста, мы постоянно убеждаемся в том, что люди заметно отличаются друг от друга по своим способностям. Ребята, вы и сами имеете немалый жизненный опыт в этом отношении. Например, каждый примерно оценивает себя в склонности к какому-либо предмету, т.е. выявляется способность к гуманитарным, естественным или математическим дисциплинам. Однако не всегда способности к этим предметам связаны с любовью к ним, одержимым желанием посвятить себя изучению научных проблем в одной из областей вышеперечисленных знаний.
Рассуждения учащихся:
«Что такое способности человека?»
1-й ученик: Способность — природное дарование, склонность к усвоению. (Толковый словарь русского языка. Под ред. проф. Б.М. Волина и проф. Д.Н. Ушакова.)
Наличие у человека определенной способности означает пригодность его к определенной деятельности. Всякая более или менее специфическая деятельность требует от личности те или иные специфические качества. Мы говорим об этих качествах как о способности человека. Способность должна включать в себя различные психические свойства и качества, необходимые в силу характера этой деятельности и требований, которые она предъявляет.
2-й ученик: Люди от рождения наделены различными задатками. Между задатками и способностями очень большая дистанция; между одними и другими — весь путь развития личности. Задатки многозначны; они могут развиваться в различных направлениях.
Задатки — лишь предпосылки развития способностей. Развиваясь на основе задатков, способности являются все же функцией не задатков самих по себе, а развития, в которое задатки входят как исходный момент, как предпосылка. Включаясь в развитие индивида, они сами развиваются, т. е. преобразуются и изменяются.
3-й ученик: Для доказательства наследования способностей обычно указывают на существование семейств, в которых несколько поколений проявляли однородную по своей направленности одаренность. Так, в семье Иоганна Себастьяна Баха в пяти поколениях его предков, братьев и потомков насчитывается не менее 18 значительных музыкальных дарований, из них 11 приходится на его родственников по нисходящей линии, причем в семье было всего 10 мужчин, не обнаруживших музыкальных дарований. Можно также указать на семью Ч. Дарвина, исключительно богатую целым рядом даровитых людей.
1-й ученик: Однако когда из подобных фактов непосредственно заключают о наследовании способностей, относя их исключительно за счет наследственных особенностей организма, то допускают явную ошибку, не учитывая одного обстоятельства: в семье с большим количеством музыкальных дарований музыкальный отец не только передает своим детям определенные гены, но и оказывает влияние на развитие детей.
Также существует множество фактов, когда в простой семье рождались поэты, художники, музыканты, писатели, изобретатели. Исследования ученых показали, что выдающиеся и гениальные люди не образуют какой-то отдельной породы и могут родиться в любой семье любого народа. (Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М.: Искусство, 1991. С. 432).
Примеров талантливых знаменитостей, которые родились в простых крестьянских, бедных, малообразованных семьях, множество. Это М.В. Ломоносов, И.П. Кулибин, С.В. Ильюшин и др.
Из этого следует:
• Наследственность является одним из условий в развитии человека и его способностей.
• Наследственными могут быть не сами психические способности, а лишь органические предпосылки их развития.
• Органические предпосылки развития способностей человека обусловливают, но не предопределяют одаренности человека и возможностей его развития.
2-й ученик: Под врожденными задатками естественно понимать то, что уже имеется к моменту рождения. Под наследственным задатками понимается то, что посредством определенных органических механизмов передается индивиду от его предков. Эти понятия не тожественные ни по форме, ни по существу. Первое понятие описательное: оно констатирует факт; второе — объяснительное: оно вскрывает его источник. Они не совпадают и по содержанию: врожденное не сводится к наследственному и наследственное не сводится к врожденному.
Значение врожденных задатков для разных способностей различно. Значение их относительно рельефно выступает в таких способностях, как музыкальные, существенной предпосылкой которых является тонкий слух, т. е. качество, зависящее от свойств периферического (слухового) и центрального нервного аппарата, но это именно задатки для развития музыкальных способностей, предпосылки их развития, а не сами музыкальные способности.
Музыкальные способности в подлинном смысле слова — это свойства и данные, необходимые для занятия музыкальной деятельностью, т. е. исполнения музыки, сочинения музыки (композиции) или полноценного художественного восприятия ее.
Музыкальные способности в этом смысле слова являются не врожденными свойствами организма, а результатом развития личности; врожденные задатки являются лишь необходимыми предпосылками, они зависят от всего пути развития личности. Развитие музыкальных способностей композитора может зависеть от того, найдет ли он творческие замыслы, сюжеты, адекватные его техническим средствам, и технические средства, адекватные его замыслам, и т. п.
3-й ученик: Не подлежит сомнению, что люди очень значительно разнятся не только по врожденным задаткам, но и по своим способностям — как по их степени, так и по их характеру. Эти различия в способностях — продукт не врожденных задатков самих по себе, а всего хода развития личности.
Способность развивается на основе различных психофизических функций и психических процессов. Она — сложное синтетическое образование, которое вырабатывается лишь в процессе определенной деятельности.
При развитии способностей в процессе деятельности существенную роль играет своеобразная диалектика между способностями и умениями. Способности и умения, совершенно очевидно, не тождественны, но они все же теснейшим образом связаны друг с другом. Притом связь эта взаимная.
ВЫВОД:
1-й ученик: Таким образом, способность — это сложная синтетическая особенность личности, которая определяет ее пригодность к деятельности. Более или менее специфические качества, которые требуются для определенной деятельности, лишь в деятельности и через посредство ее могут сформироваться на базе тех или иных задатков.
2-й ученик: Деятельность человека— это, говоря конкретно, трудовая деятельность, посредством которой человек в процессе исторического развития, изменяя природу, создает материальную и духовную культуру.
3-й ученик: Все специальные способности человека — это в конце концов различные проявления, стороны общей его способности к освоению достижений человеческой культуры и ее дальнейшему продвижению.
Часть вторая
ЗНАТНЫЕ ГОСТИ
Учитель: Ребята, я хочу представить вам наших гостей. Это мистер Интеллект, мадам Логика и миссис Фантазия. Прошу поприветствовать их.
В аудиторию входят, гости. Мистер Интеллект — в строгом черном костюме, миссис Логика в костюме с контрастными сочетаниями, мисс Фантазия — одета в экстравагантное платье. Гости приветствуют присутствующих.
Мистер Интеллект: Дорогие друзья, мы решили не отказываться от столь лестного приглашения, так как считаем, что в обсуждаемой вами теме «Способности человека» наше присутствие не только уместно, но и чрезвычайно необходимо. Разрешите представиться, мое имя — Интеллект, происходит от латинского слова intellectus — понимание, понятие. И означает — ум, рассудок, мыслительная способность у человека. С древних времен в человеке ценились знания. Древние философы, созерцая, познавали мир, пытались оставить свои мудрые изречения, рассуждения, которые не лишены значимости и в наш суперинтеллектуальный век.
Миссис Логика: Мое имя — Логика (от греч. Logos — слово, разум). Логика— это наука об общих законах развития объективного мира и познания, разумность, правильность умозаключений, внутренняя закономерность.
В древности говорили, что знание обитает в головах, наполненных мыслями других людей, мудрость — в умах, внимательных к своим Собственным мыслям.
В Древней Индии считали, что «мудрость не есть ум», т.е. мудрость не умничает в отличие от ума, который очень и очень любит мудрствовать. Существует старая притча: «Как мало я знаю», — удрученно заметил один мудрый старик во время беседы с юношей. Молодой человек удивился, считая невозможным такое уверение при столь очевидных познаниях. И тогда старец начертил посохом на песке два круга: один — знания юноши, а другой, больший, — свои знания. «Периферия каждого круга, — пояснил старец, — принадлежит не только знанию, но и тому, что еще нам неведомо. Согласись, что больше непостигнутого знает тот, у кого круг поболее». Вот почему знание о незнании — всегда признак совершенного ума и глубокой мудрости. Как вы поняли логику моего выступления?
Мисс Фантазия: Мое имя Фантазия (от греч. phantasia — воображение). Оно означает творческое воображение, мечтательность. Фантазия — это выдумка, нечто невероятное, неправдоподобное, это прихоть и причуда.
Испанский философ Бальтасар Грасиан Моралес говорил, что в отличие от рассудка ум не довольствуется одной только истиной, он требует красоты.
О. Уайльд писал: «Красота — один из видов Гения, она еще выше Гения, ибо не требует понимания». «Красота — это своего рода гениальность, даже больше, чем гениальность, ибо в объяснении не нуждается».
Взгляни горе в лицо — тупа вершина,
А сбоку погляди — она остра.
Иди навстречу — и гора все выше,
Или назад — и ниже все гора...
О нет, она свой облик не меняет,
Гора одна и та же — в этом суть,
А превращенья от того зависят,
С какого места на нее взглянуть.
Су Дун-по, китайский, поэт
Знаменитому философу и литературоведу М.М. Бахтину принадлежат слова: «Без своих вопросов нельзя творчески понять ничего другого и чуждого».
В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир — в зерне песка,
В единой горсти — бесконечность,
И небо -— в чашечке цветка.
Уильям Блейк, английский поэт и художник
Быть может, эти электроны —
Миры, где пять материков,
Искусства, знанья, войны, троны
И память сорока веков!
Еще, быть может, каждый атом —
Вселенная, где сто планет,
Там все, что здесь в объеме сжатом,
Но также то, чего здесь нет.
В.Я. Брюсов, русский поэт, писатель
И связь всеобщую вещей
Открыв, легко мы подытожим:
Когда касаемся цветка,
Звезду далекую тревожим!
Джеймс Томсон, английский поэт
Гости: Ребята, желаем вам учиться познавать себя, стараться анализировать и чаще смотреть на себя со стороны, неустанно идти по пути самосовершенствования.
Часть третья
ИГРОВОЕ СОСТЯЗАНИЕ «ПРОВЕРЬ СВОИ СПОСОБНОСТИ»
Учитель: Ребята, давайте поблагодарим за прекрасные выступления наших гостей. Вы теперь хорошо с ними знакомы, а с годами станете еще более дружны — и с великолепным мистером Интеллектом, незаурядной миссис Логикой и с очаровательной мисс Фантазией, которые поведут вас по жизненным дорогам поисков и раздумий.
Учитель: Ребята, вместе с нашими гостями, думаю, вы справитесь с предложенными заданиями, испытав радость в поисках решений, и возможности «познать самих себя». Итак, начинаем игровое состязание «Проверь свои способности».
I тур. «Формирование команды»
Для данного конкурса необходимо заранее написать на отдельных листочках по буквам (разными цветами) название команд, например, «ЗНАТОКИ», «ЭРУДИТЫ», «ЭКСПЕРТЫ». Эти карточки перетасовать.
Ведущие Мистер Интеллект, Миссис Логика и мисс Фантазия произвольно раздают карточки с буквами игрокам. Задача игроков найти по цвету свои команды. Составить название. Построиться так, чтобы можно было прочесть слово.
Выигрывает та команда, которая проделает эти задания быстрее.
II тур. «Решение тестов»
Варианты тестов, взяты из сборника Г. Ю. Айзенка.
1. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.
РУКА (…..) ГРОЗДЬ
2. Решите .анаграммы и исключите лишнее слово.
ААЛТЕРК
КОЖАЛ
ДМОНЧЕА
ШКААЧ
3. Продолжите ряд чисел.
18 10 6 4 ?
4. Вставьте пропущенное слово.
БАГОР (РОСА) ТЕСАК
ГАРАЖ (....) ТАБАК
5. Решите анаграммы и исключите лишнее слово.
НИАВД
СЕОТТ
СЛОТ
ЛЕКСОР
Классные часы в выпускных классах
6. Выберите нужную фигуру из пронумерованных.
7. Вставьте недостающую букву.
Щ Ц Т П Л ?
8. Вставьте пропущенное число.
9. Вставьте пропущенное слово.
ФЛЯГ (АЛЬТ) ЖЕСТЬ
КОСЯК (....) МИРАЖ
10. Решите анаграммы и исключите лишнее слово.
ЖААРБ
ТЯХА
НУССК
КОДАЛ
11. Вставьте пропущенные буквы.
12. Исключите лишнее слово.
АБРИКОС БАГОР ВЕДРО ЛЮБОВЬ ГОРДОСТЬ
13. Вставьте недостающие буквы.
14. Вставьте недостающие буквы.
15. Вставьте слово, которое означало бы то же самое, что и слова, стоящие вне скобок.
ЛЕС (...) ХИМИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТТ
16. Вставьте недостающее число.
1 8 16 25 ?
17. Найдите общее окончание всех перечисленных слов.
18. Найдите общее начало для трех следующих слов:
19. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.
Г (. . .) ОЖА
20. Найдите общее окончание для следующих слов.
Ответы к II туру «Решение тестов»:
1. Кисть.
2. Чемодан (все остальные слова обозначают посуду: тарелка, ложка, чашка).
4. Цифра 3. Каждое число получается, если к предыдущему прибавить 2 и результат разделить на 2 (4+2 = 6; 6:2 = 3).
5. ЖАБА:
• первая буква пропущенного слова — это последняя буква предшествующего слова;
• вторая буква пропущенного слова — это четвертая буква предшествующего слова;
• третья буква пропущенного слова — это третья буква последующего слова;
• четвертая буква пропущенного слова — это четвертая буква последующего слова.
6. Фигура под номером 6. Круг, треугольник и квадрат могут быть как внешней, так и внутренней фигурой и могут быть черного цвета, белого и заштрихованными. Каждый из этих признаков встречается лишь один раз в ряду или в колонке.
7. Буква «И». Буквы расположены в обратном алфавитном порядке поочередно через две на третью и через три на четвертую.
8. Число 54. Чисел в левой половине круга втрое больше, чем чисел в правой половине круга.
9. КОЖА:
• первая буква пропущенного слова — это последняя буква предшествующего слова;
• вторая буква пропущенного слова — это вторая буква предшествующего слова;
• третья буква пропущенного слова — это пятая буква последующего слова;
• четвертая буква пропущенного слова — это четвертая буква последующего слова.
10. СКУНС. Остальные слова обозначают типы судов: баржа, яхта, лодка.
11. Буквы идут в алфавитном порядке, через две на третью — вначале от числителя к знаменателю, а затем к следующему числителю, опять к знаменателю и т. д.
12. ЛЮБОВЬ. Остальные слова идут в алфавитном порядке — А, Б, В, Г, а слово ЛЮБОВЬ выпадает из этого ряда.
13. С и О. Слово МОСТОВАЯ, читается против часовой стрелки.
14. М и И. Слово СОМНЕНИЕ, читается против часовой стрелки.
15. БОР.
16. К каждому предыдущему числу надо прибавить соответственно 7, 8, 9, 10, чтобы получить следующее число.
17. ЕЛЬ.
18. ЧЕРНО.
19. РОГ.
20. ОМ.
Примечание. Несмотря на внешнюю простоту, некоторые вопросы тестов достаточно сложные и требуют времени на осмысли- ванне. Прежде чем использовать вопросы тестирования, учителю необходимо просмотреть их самому и отобрать наиболее приемлемые для игры и для конкретного контингента класса.
III тур. Вопросы с подвохом
1. Профессор ложится спать в 8 часов вечера, а будильник ставит на 9 часов утра. Сколько будет спать профессор?
2. У Мамеда 10 овец. Все, кроме 9, издохли. Сколько осталось овец?
3. Вы — пилот самолета, летящего из Гаваны в Москву с двумя посадками в Алжире. Сколько лет пилоту?
4. Обычно месяц заканчивается 30-м или 31 числом. В каком месяце есть 28 число?
5. Один поезд идет из Москвы в Петербург, а другой — Петербурга в Москву. Вышли они одновременно, но скорость первого поезда в три раза больше скорости второго. Какой поезд будет дальше от Москвы в момент их встречи?
6. Отец с сыном попали в катастрофу. Отец скончался в госпитале. К сыну в палату заходит хирург и говорит, показывая на него: «Это мой сын». Могут ли эти слова быть правдой?
7. Палку нужно распилить на 12 частей. Сколько потребуется распилок?
8. На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?
9. В каком количестве взял Ной зверей в свой ковчег?
10. Врач прописал больному три укола через каждые полчаса. Сколько потребуется времени, чтобы сделать все уколы?
11. Сколько цифр 9 в ряду чисел от 1 до 100?
12. Кирпич весит 1 килограмм плюс еще полкирпича. Сколько весит кирпич?
13. Под каким кустом сидит заяц во время дождя?
14. Горело 7 свечей, три погасло. Сколько свечей осталось?
Ответы:
1. Один час. Будильник не разбирает, где утро, а где вечер.
2. Девять.
3. Вы — пилот. Пилоту столько лет, сколько вам.
4. Во всех месяцах есть 28 число.
5. Одинаково. В момент встречи они находятся в одной точке.
6. Да, если хирург мать мальчика.
7. 11 распилов.
8. 50 пальцев.
9. Каждой твари — по паре.
10. 1 час.
11. 20.
12. 2 килограмма.
13. Под мокрым.
14. Три свечи, которые погасли, так как остальные сгорели.
Итоги конкурса оцениваются в баллах, и выигрыш присуждается команде, ответившей правильно и быстрее на вопросы.
Заключение.
Учитель благодарит ребят за активное участие в игровом состязании. Участники игры награждаются призами и памятными медалями: «Самому Смышленому», «Супер-Интеллектуалу», «Генератору идей», «Великому Организатору».
Похожие статьи:
Классный час по этикету для старшеклассников
Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Воспитание нравственности
Нет комментариев. Ваш будет первым!