Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Классный час в 10, 11 классе

Сценарий классного часа

Разработка внеклассного мероприятия для старшеклассников.

Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся старших классов

Классный час для школьников 10, 11 классов: В преддверии мира

Цели классного часа: воспитание культуры мира; повышение уровня знаний по морально-этическим проблемам.

Задачи классного часа: раскрыть значение терпимости и взаимопонимания; дать возможность учащимся определить свой уровень эмпатии (способности сопереживать); способствовать развитию умения вести дискуссию; провести практическое занятие; подвести учащихся к мысли о необходимости проведения занятий для овладения навыками эмпатии; развивать творческие способности (написание текста песни).

Подготовительная работа: аргументировать актуальность темы (беседа с учащимися); определить круг обсуждаемых вопросов; подготовить помещение для встречи; порекомендовать литературу для подготовки; пригласить психолога, наметить вопрос для выступления; подготовить и распечатать тесты; подготовить материалы для стенда, оформить стенд; подготовить текст песни, распечатать.

Участники: учитель, учащиеся, психолог.

Форма проведения: круглый стол.

Эпиграфы:

«Прививайте грядущим поколениям чувство альтруизма, открытости и уважения к другим, солидарности и сопричастности на основе духа незыблемости своей собственной самобытности и способности к признанию множественности человеческого существования в различных культурных и социальных контекстах» (Федерико Майор).

«Терпение - вот лучшее умение» (пословица).

Ход классного часа

Ведущий. На земле складывается глобальное сообщество. Оно существует и проявляет себя во всем своем многообразии. Народы и страны мира все больше уделяют внимания решению вопросов по обеспечению мира посредством соблюдения прав человека и демократических процедур. Одной из самых серьезных проблем, которые представляют опасность для прав человека, демократии и мира, является проблема нетерпимости. Мировое сообщество во всем своем многообразии выступает на борьбу с этой проблемой.

Когда десятилетия холодной войны ушли в прошлое, у мира затеплилась надежда на то, что начнется новая эпоха, которая будет способствовать решению столь важных для человечества проблем. Однако...

Ученик 1. Однако, несмотря на осознание всех разрушительных последствий, которые принесли народам и странам результаты холодной войны, взрыв региональных конфликтов и вражда между народами разрушили эти надежды довольно скоро. Дали знать о себе застарелые конфликты, религиозные и этнические. Мир и согласие так и не наступили.

Ведущая. Примирение, урегулирование споров, мирное сосуществование - эти вопросы всегда решались непросто. Человеческое общество рассматривает их как одни из самых трудных.

Ученик 2. Думаю, что в данном случае образование, процесс социального просвещения выступают в поддержку мира. Мы знаем, что усиление миграции, рост числа беженцев и мигрантов обострили многие отрицательные процессы во всем мировом сообществе.

Классы школ стали своеобразными мини-сообществами, в которых и закладываются основы межкультурного взаимопонимания (приводит примеры из жизни своего класса).

Ведущий. Учиться межкультурному взаимопониманию - значит учиться, прежде всего, терпимости. И не только учиться, а следовать ей на практике, то есть в своей повседневной жизни. Что же представляет собой терпимость в своей простейшей форме?

Ученик 1. Право каждого человека на уважение его личности и самобытности - вот к чему сводится понятие терпимости. Терпимость была признана одним из главных компонентов, условий для мира между нациями. Всемирный порядок, основанный на мире между народами, был закреплен во Всеобщей декларации прав человека.

Межгрупповая рознь разжигается нетерпимостью. Все это связано с вопросом о праве народа на самостоятельное определение своей политической, социальной и экономической жизни. К сожалению, возникающие разногласия слишком часто решаются путем насильственных действий, что приводит к нарушению норм демократии и прав человека.

Ведущая. Основу культуры мира составляют четыре ценности: демократия, мирное сосуществование, соблюдение прав человека и терпимость. Культуру мира необходимо изучать и ей надо учиться. Первоначальным звеном в этом процессе является воспитание человека в духе терпимости. Какой вклад может внести сообщество и каждый из нас в этот процесс?

Ученик 1. Недели, декады мероприятий, посвященных жизни, деятельности, культуре различных групп и сообществ, вносят большой вклад в дело взаимопонимания и воспитания терпимости. В последнее время мы все чаще слышим, что целый год объявляется годом определенного государства, его народа и культуры в России и других странах. Всевозможные религиозные организации способствуют процессу взаимопонимания, разрабатывая и претворяя в жизнь специальные программы, посвященные религиозной терпимости. Вот и у нас в школе люди, которые имеют достаточный опыт и знания по вопросам нетерпимости, а также те, кто работает в области прав человека, достаточно часто проявляют желание поделиться с нами своими мыслями и предпринятыми лично ими усилиями.

Мне запомнились приведенные примеры по оказанию конкретной помощи жертвам нетерпимости. Я считаю, что такие примеры учат нас не разглагольствовать на темы взаимопонимания и терпимости, а воспитывают в нас людей.

Ученик 2. Да, конечно, лучше делать что-то конкретное, чем просто говорить. Но и разговор тоже необходим. Ведь одни из нас не всегда понимают, в чем дело, другие просто не задумываются над такими вопросами. Вот я и считаю, что не только на уроках, но и на классных часах, на других мероприятиях нам было бы интересно обсудить многие из вопросов, касающихся взаимопонимания, прав человека, терпимости, мира и культуры мира. Предлагаю обсудить темы: каким бы могло быть наше общество, если бы в нем царила культура мира? Какой вам видится взаимосвязь между терпимостью и миром? Насколько взаимосвязаны права человека и демократия? Насколько ваше сообщество и вы сами обеспокоены проблемой нетерпимости? Существует ли взаимосвязь между вашей личной обеспокоенностью проблемой взаимопонимания и терпимости и обеспечением мира во всем мире? Изучение этих вопросов помогло бы многое прояснить, полагаю, не только в наших умах, но и в сердцах.

Ведущий. Постановка вопросов в твоих темах действительно интересна. Их вполне можно рекомендовать для внеклассных занятий, бесед и диспутов.

Надо заметить, что терпимость - это не самоцель. Это средство для построения тех отношений, которые позволят человечеству избегать насилия, принуждения, помо1ут развивать культуру мира и обеспечить мирное сосуществование.

Но нетерпимость пока еще достаточно прочно засела в умах и сердцах людей. Определенная группа людей, ее система убеждений и ее образ жизни ставятся выше всех остальных.

Ученик 1. Нетерпимость начинает проявляться в пренебрежительном отношении к другим людям. Получая дальнейшее свое развитие, она может стать довольно изощренной, приобретая формы апартеида или геноцида.

Апартеид в переводе с латинского означает «раздельное проживание». Это политическая жестокая расовая дискриминация и сегрегация (политика принудительного отделения какой-либо группы населения).

Геноцид в переводе с латинского означает «убивать». Это действия, совершаемые с целью уничтожения - полностью или частично - целых групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам. Современное международное право рассматривает геноцид как международное преступление.

Ценность человеческой личности, признание и уважение человеческого достоинства - все это отрицается. Подобные проявления являются симптомами социально опасной болезни под названием «насилие». Это своеобразная патология в общественных отношениях. Как и всякую другую болезнь, эту лечить непросто. Поэтому так важны профилактические меры по ее предотвращению и распространению. Такой мерой является воспитание в духе мира, соблюдения прав человека, взаимопонимания и терпимости.

Ведущий. Еще важнее распознать первые симптомы этой социальной болезни и правильно прореагировать. Я хочу привести пример правильного, грамотного отношения к данному вопросу одного из наших старших учеников. Слепо копируя отношение некоторых взрослых, не до конца осознавая последствия своего поступка, один из младших школьников допустил хамство, оскорбительные выражения по отношению к ученику другой национальности. Свидетель этого случая, один из наших старшеклассников, постарался объяснить школьнику все последствия такого поступка, заставил его задуматься о своем поведении, чем и оказал значительную помощь в осознании вопроса и воспитании младшего. К тому же он не прошел мимо, не остался равнодушным к проявлению нетерпимости.

Ученик 1. Чтобы не проходить мимо и правильно реагировать на признаки нетерпимости, надо, прежде всего, хорошо их изучить. Это, конечно, и то хамство, о котором мы только что говорили. Оскорбительная, пренебрежительная и высокомерная лексика по отношению к людям другой культуры, нации, расы - явление не столь редкое. Иногда в таких случаях просто отрицается право людей на пользование своим языком.

Иногда нетерпимость проявляется в отрицательной характеристике, которая дается, как правило, всей группе представителей определенной национальности.

Формы поведения, определенные свойства или особенности народа могут стать предметом насмешек. А цель - привлечь внимание как можно большего количества людей, чтобы обидеть как можно больнее, оскорбить человеческое достоинство.

Иногда предубежденное мнение о целом народе составляется на основе отрицательных стереотипов. А следовало бы учитывать реальные факты или поступки отдельного лица (возможно, группы лиц), но никак не целого народа.

Случается, что вина за отдельные социальные проблемы перекладывается на какую-то группу людей. В этом случае начинается так называемая охота на ведьм.

Ученик 2. Проявлением нетерпимости является и дискриминация. Человеческое предубеждение может лишить определенные слои населения социальных благ, сделать для них закрытым решение вопросов общества.

Поведению под названием остракизм характерно игнорирование существования других людей. С ними не общаются, не признают их культуру и их самих.

И хорошо всем известное проявление нетерпимости - преследования. Здесь все поведение направлено на запугивание, унижение других людей, на выживание их из группы, организации, государства.

Страницы: 1 2 3
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!