Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Классный час в 10, 11 классе

Для многих народов религиозные и культурные символы и сооружения исполнены большого смысла. Их осквернение воспринимается как осквернение веры, осмеяние и унижение самобытности и самого народа.

Физическое и численное превосходство одного народа над другим проявляется иногда в такой форме нетерпимости, как запугивание. Унижение человека, лишение его собственности или определенного положения в обществе тоже явление достаточно частое.

С запугиванием очень тесно граничит изгнание, при котором происходит насильственное или официальное выдворение людей. Им запрещают селиться на определенных территориях.

Иногда происходит социальное отторжение, когда людей лишают любой возможности удовлетворять свои элементарные потребности. Их могут также лишить участия в конкретных мероприятиях или участия в жизни общества вообще (ограничения в правах и свободах или полное лишение их).

При сегрегации происходит принудительное разделение людей различных рас, религий и даже полов. Мы уже говорили об этом в связи с обсуждением апартеида.

А проводимые правительствами некоторых стран репрессии насильственно лишают людей всякой возможности реализовать свои права человека.

Ведущий. К сожалению, с некоторыми из подобных проявлений приходится сталкиваться и нам. Различные формы нетерпимости встречаются даже среди младших ребят. И мы хорошо знаем, как и чем оканчивается такое противостояние. Если у младших это может вылиться в драку, то у старших - это уже погромы и преследования, запугивание и даже уничтожение (примеры и факты из СМИ).

(Можно подготовить информационный стенд (фотографии, статьи, вырезки из журналов и газет).

Ведущий или подготовленный участник проводит практическое занятие:

• проводит обзор состояния ситуации в мире по проблеме нетерпимости;

• на большой карте мира цветными флажками отмечает районы этнических, языковых конфликтов, религиозных конфликтов, расовых конфликтов и репрессий;

• говорит о случаях проявления насилия в отношении женщин или об их притеснении, эксплуатации детей, недостойном обращении с ними.

Можно разобрать несколько примеров, уделив внимание сути конфликта, проявлению форм нетерпимости, причинам возникновения данного конфликта, перспективам его разрешения.)

Ведущий. Признаки терпимости, дающие нам всем надежду на сближение народов, взаимопонимание и мирное сосуществование, должны быть узнаваемы.

Ученик. Если в связи с этим вопросом говорить о языке, то в средствах массовой информации и образовании должен использоваться язык национальных меньшинств, проживающих в данном государстве. Совершенно обратное происходит, к сожалению, в некоторых государствах (приводит примеры Латвии, Украины).

Равный доступ к социальным благам и деятельности в государственном секторе, политической жизни, в вопросах экономики и образования тоже должен быть обеспечен для представителей разных национальностей и религий, мужчин и женщин. Должно существовать взаимное уважение всех членов общества.

Не должно ущемляться положение коренного населения. Все культуры имеют право развиваться и следовать своим сложившимся веками традициям.

Если не ущемлены права и возможности других членов общества, то каждый человек имеет право исповедовать свою религию. А основой жизни общества должен стать всеобщий диалог, который приведет к совместному решению общих проблем, мирному разрешению возникающих противоречий.

Ведущий (предлагает далее обсудить вопросы):

- назовите примеры проявления терпимости в вашей школе (что еще может этому способствовать, какие шаги предпринял ваш класс в этом вопросе, ваше личное участие и т. д.);

- приведите примеры нетерпимости, с которой пришлось столкнуться конкретно вам (вы - потерпевший или тот, кто улаживал конфликт, ваша реакция, реакция жертвы, были ли другие выходы из данной ситуации и т. д.);

- как вы считаете, какие меры можно предпринять для уменьшения нетерпимости в вашем классе или школе?

Ученики:

- Терпимость должна стать высокоценимым состоянием как целым обществом, так и отдельными его членами.

- Проявления нетерпимости, которые приводят к нарушению прав человека, должны строго осуждаться и пресекаться.

- Препятствие полноправному участию женщин в жизни общества является дискриминацией по признаку пола.

- Одна раса не может превосходить другую. Пропаганда обратного, отрицание прав человека являются расизмом.

- Культура и язык народа - его достояние. Здесь не может быть различий в уровне ценности.

- Антисемитизму не должно быть места в нашей жизни.

- Одна нация не может превосходить другую. Каждая из них имеет свои заслуги, достижения и т. д.

- Государство должно терпеть инакомыслие и плюрализм своих граждан.

- Мысль о том, что «чужаки» в обществе лишние, неприязнь к ним и их культуре есть не что иное, как ксенофобия.

- Неприемлемо покорение одного народа другим с целью контроля и использования его богатств и ресурсов.

- Использование чужого времени и труда должно справедливо вознаграждаться.

- Уважение к вере другого народа необходимо. Нельзя насаждать свои обряды и веру.

Ведущий. В русском языке слова «толерантность» и «терпимость» имеют одинаковое значение: способность, умение терпеть, выносить что-нибудь чужое, мириться с чужим (мнение, характер и т. п.), соглашаться с существованием чего-то или кого-то, быть снисходительным к чему-то или кому-то.

Уважать право быть другим, «иным», не нанести вреда другому человеку. Уважать человеческое достоинство и гражданские свободы - вот главная задача терпимости. Иначе человечество будет обречено на самоуничтожение.

Незнание друг друга, культурное невежество, экономические стрессы, быстрое изменение обществ, проблемы, возникающие в вопросе нехватки жизненных благ, предрассудки, религиозная нетерпимость - все накладывает свой отрицательный отпечаток на человеческие взаимоотношения. Насилие в средствах массовой информации усугубляет положение и отрицательно сказывается на социальном микроклимате. Дети уже не просто перестают пугаться сцен насилия, а используют их как пример для подражания в своей жизни. Особенно в возникающих конфликтных ситуациях.

Психолог. Терпимость является социально-психологической чертой человека. Она не только смягчает противоречия, но и дает надежду на то, что отношения могут улучшаться. Терпимость становится все более значимой в нашей жизни. Она помогает в общении представителей разных стран и народов, с ее помощью укрепляется мир на земле.

Терпимость как свойство личности рассматривается при анализе индивидуально-психологического уровня ее развития. На проявление терпимости могут влиять разные черты человеческого характера. Говоря о характере человека, психологи все больше уделяют внимания такому феномену, как эмпатия. Это связано со многими жизненными задачами. Например, с управлением психологическим климатом в коллективе и коррекцией всевозможного рода взаимоотношений. Эмпатию связывают с эмоциональной чувствительностью, с осознанием уникальной неповторимости другого человека, умением сопереживать, с терпимостью к другим людям. Эмпатия - это не только восприятие субъектом сигналов о состоянии другого человека, но и актуализация доминирующей личностной потребности в благополучии другого.

(Психолог предлагает принять участие в эксперименте - продиа- гностировать степень выраженности эмоциональной эмпатии. Для этого она использует методику общих эмпатийных тенденций А. Меграбьяна и Н. Эпштейна.

Опросник состоит из 33 суждений закрытого типа. Их формулировка не дает возможности отвечающему догадаться, какую реальную информацию извлекает экспериментатор из его ответов.

Обработка результатов состоит в подсчете баллов с помощью ключа (ответ, совпадающий с ключом, оценивается в один балл, отсутствие ответа рассматривается как несовпадение с ключом). По каждому из суждений испытуемый высказывает свое согласие («да») или несогласие («нет»).

Общий показатель степени выраженности эмоциональной эмпатии определяется суммой всех ответов и располагается в диапазоне от О до 33 баллов. При анализе данных количество совпадений с ключом в пределах 28-33 баллов оценивается как высокий уровень эмоциональной эмпатии, в пределах 21-27 баллов - как средний, в пределах 14-20 баллов - как низкий.)

Опросник

Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений, которые касаются вашего отношения к самому себе, другим людям, к миру в целом. Помните, что ответов правильных, неправильных, хороших или плохих быть не может. Свободно выражайте свое мнение по каждому утверждению и отвечайте следующим образом. Если ваш ответ положителен (вы согласны), то в соответствующей строке бланка ответов ставьте «+», если же ваш ответ отрицателен (вы не согласны) - поставьте знак «-».

Следите за тем, чтобы номер утверждения, с которым вы соглашаетесь или не соглашаетесь, и номер строки, куда вы записываете ответ, совпадали. Имейте в виду, что утверждения краткие и не могут содержать подробностей. Поэтому представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями, отвечайте быстро. Возможно, на некоторые вопросы вам будет трудно ответить, тогда постарайтесь дать ответ, который вы считаете предпочтительным.

1. Меня огорчает, когда я вижу, что кто-то чувствует себя одиноко в чужой компании.

2. Люди преувеличивают восприимчивость животных и их способность чувствовать.

3. Мне неприятно, когда люди открыто проявляют свои чувства.

4. Меня раздражает, что несчастные люди всегда себя жалеют.

5. Я начинаю нервничать, если кто-нибудь рядом со мной нервничает.

6. Я считаю, что плакать от счастья глупо.

7. Я принимаю близко к сердцу проблемы своих друзей.

8. Песни о любви иногда очень трогают меня.

9. Я очень волнуюсь, если должен сообщить людям неприятные для них новости.

10. Люди, окружающие меня, сильно влияют на мое настроение.

11. Малознакомые люди обычно кажутся мне холодными и неэмоциональными.

12. Я бы предпочел профессию, связанную с общением людей.

13. Я не слишком расстраиваюсь, если мой друг действует необдуманно.

14. Я люблю наблюдать, как люди принимают подарки.

15. Одинокие люди часто недоброжелательны.

16. Я расстраиваюсь, когда вижу плачущего человека.

17. Слушая некоторые песни, я чувствую себя счастливым.

18. Когда я читаю какой-нибудь роман, я так переживаю, как будто все это происходит на самом деле.

19. Я очень сержусь, когда при мне с кем-нибудь плохо обращаются.

20. Я могу оставаться спокойным, даже если все вокруг меня волнуются.

21. Если мой друг начинает обсуждать со мной свои проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.

Страницы: 1 2 3
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!