Дидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду
Игры для детей дошкольников младшей группы ДОУ
Во второй младшей группе при проведении дидактических игр воспитателю необходимо использовать то стремление к самостоятельности, которое довольно ярко проявляется у детей данного возраста. В то же время взрослый, несмотря на потребность ребенка действовать независимо, по-прежнему интересен ему как носитель самой разнообразной информации. Именно взрослый помогает ребенку выделить нужные свойства предметов и явлений, показывает более сложные приемы работы, нацеливает на игровые действия более высокого уровня, ставит перед малышом ряд задач, решение которых достигается при непременном соблюдении правил. Взрослый должен умело направлять самостоятельность детей в нужное русло.
В этом возрасте дети могут справляться с решением игровых задач, поставленных как взрослым, так и самим ребенком. Ценность дидактической игры, по мнению А. И. Сорокиной, заключается в том, что воспитатель не только определяет ее ход, но и прогнозирует некий результат, являющийся своеобразным критерием уровня развития детей. В ходе дидактической игры у ребенка развивается наблюдательность, одно из важнейших качеств, необходимых для достижения успешного результата. Активность ребенка при этом может проявляться в различной моторной деятельности (ощупывание рукой, движение тела, осматривание, слежение глазами и т.п.). При одном и том же игровом замысле игровые действия всегда будут определяться дидактическими задачами, которые ставит воспитатель, от этого же зависит сложность и разнообразие игровых правил. Если воспитатель усложняет задачу (например, задачу упражнения в наблюдательности сочетает с развитием звуковой культуры речи, словарного запаса), то игровые действия обогащаются высказываниями детей.
В данном пособии представлены дидактические игры для детей 3—4 лет, позволяющие им применять имеющиеся знания в новой ситуации, в измененных условиях. В этих играх прослеживается связь с занятиями в рамках «Программы воспитания и обучения в детском саду» и с различными формами игровой деятельности. Применение воспитателем методов и приемов прямого руководства (показа, объяснения, упражнения) в дидактической игре возможно лишь в пределах, не разрушающих саму игру, ее игровой замысел и игровое действие. В некоторых играх сообщение новых знаний входит в ход игры, в других требуются знания, приобретаемые лишь в процессе систематического обучения.
В пособии предлагаются дидактические игры, которые можно использовать на занятиях по различным областям знаний и в разных видах детской деятельности. Каждая область имеет свою специфику и поэтому педагог должен учитывать, что своеобразие той или иной деятельности требует определенного подхода к ней и изучения. В дидактической игре по-разному преломляются различные стороны учебно-воспитательной работы.
Физическое воспитание. Двигательное начало, характерное для занятий физической культурой в детском саду, сближает дидактическую игру с подвижной на основе близости структурных элементов, но ее обучающее начало выступает гораздо сильнее, что вносит в нее мощный познавательный элемент.
Умственное воспитание. Развивающее значение дидактической игры заключается в том, что она способствует становлению самостоятельности в игре. Это удается благодаря большому влиянию данной игры на познавательное развитие ребенка: посредством дидактической игры углубляются познавательные интересы, активизирующие процесс его умственного развития.
Нравственное воспитание. Воспитательное значение дидактической игры состоит в том, что она благотворно влияет на формирование взаимоотношений детей, способствует воспитанию коллективистских качеств. Нравственный потенциал дидактических игр высок еще и потому, что принятые в обществе нормы поведения, образцы человеческих взаимоотношений лучше всего усваиваются не путем нравоучений, а в процессе игрового обучающего взаимодействия педагога и воспитанника.
Трудовое воспитание. В процессе дидактической игры ребенку приходится преодолевать различные затруднения, что способствует воспитанию не только волевых качеств, но и привычки трудиться. Специально организованные игры по формированию положительного отношения к труду способствуют закладке основ нравственности у детей, воспитанию устойчивой нравственной позиции.
Художественно-эстетическое воспитание. Дидактическая игра имеет некоторое сходство с творческой игрой непосредственно в ее игровом начале, но дидактизм игры имеет свои особенности проявления в художественной деятельности. В педагогике искусства существует тенденция: все обучающие цели и задачи должны ставиться в согласии с художественными, а, следовательно, творческими, поэтому на первый план в дидактической игре, используемой в художественной деятельности, выступает художественно-творческий смысл упражнения и игры.
Е. И. Тихеева писала о том, что дидактические игры нельзя рассматривать с точки зрения ценности одной лишь дидактической цели; эти игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности.
Учим дошкольников правильно говоритьВоспитание правильной и чистой речи у ребенка — одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку. Необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели родной речью, говорили правильно и красиво. В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если речь его несовершенна. Однако постепенно расширяется круг связей ребенка с окружащим миром, и очень важно, чтобы его хорошо понимали и товарищи, и взрослые. Следоват... |
Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики для детей дошкольного возрастаВ дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой ручной моторики. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так, на основе проведенных медико-психологических опытов и обследования большого количества детей была выявлена сл... |
Задания и игры для детей 3-4 лет в домашних условияхУважаемые взрослые! Эти игры предназначены для занятий с детьми трёхлетнего возраста. Выполняя задания, малыши не только смогут развить свои интеллектуальные способности, но и весело и с пользой провести своё время, общаясь с родителями. Для того чтобы развитие вашего ребёнка было всесторонним и гармоничным, необходимо охватить все области знаний, доступных ребёнку в этом возрасте. Важно заниматься с ребёнком последовательно, от простого к бол... |
Развивающие задания и игры для младших дошкольников. Развитие речиЗадание №1 Назови животных и их детёнышей. Задание №2 Кто что делает? Подбери каждому животному его действие. Задание №3 Назови слова ласково. Задание №4 Посмотри на картинки и скажи, для чего нужны эти предметы. Задание №5 Послушай потешки. О чём в них говорится? Какие потешки ты ещё знаешь? Петушок, петушок, Золотой гребешок, Маслена головушка, Шёлкова бородушка, Что ты рано встаёшь, Что ты громко поёшь, Детям спат... |
Экспериментирование осенью, младшая группаУзнаем, какая водаЦель: Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес. Игровой материал: Три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая; вторая с чистой водой, залитой под крышкой, т. е. полная; третья – с окрашенной жидким красителем (фиточай) водой и с добавлением араматизатором (ванильным сахаром); стаканчики для детей. Ход игры Взрослый показывает три закрытые емкости и предлагает уг... |
Потешки - умывалочки для малышейПотешки деткам очень нравятся. Малыши с удовольствием их слушают и запоминают. * * * Водичку в ручки наберу, Умоюсь рано поутру. С водичкой легче мне проснуться И солнышку вновь улыбнуться! Перед тем, как спать ложиться, Нужно нам с тобой умыться. Моем глазки, бровки, носик, Чтобы сон пришел к нам в гости. * * * Мойся, мыло, не ленись, Не выскальзывай, не злись! Ты зачем опять упало? Буду мыть тебя сначала! * * * Чтоб микробов не бояться, Нужно часто умываться. ... |
Игры на развитие внимания у детей младшего дошкольного возрастаВ младшем дошкольном возрасте внимание у детей еще недостаточно устойчиво, им сложно на чем-то концентрироваться, особенно если есть отвлекающие факторы. Задача взрослого – подобрать такой материал для игр, который был бы интересен малышу, и он мог бы сосредоточиться на нем хотя бы на 5-7 минут. «Дорисуй картинку» Заранее нарисуйте на листе бумаги предметы, у которых недостает деталей. Например, машинку без колес, кошку без хвоста и... |
Квест-игра по сенсорике «Сокровища пиратов» для детей 3-4 летХод занятияВоспитатель (капитан): «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Капитан Зоркий глаз! И сегодня мы отправляемся на поиски пиратского клада! Вы готовы помочь мне отыскать настоящий клад? Я возьму с собой в плаванье только самых умных, смелых, отважных моряков, среди вас есть такие? Сейчас мы это проверим! Играем в игру «Капитан говорит…». Капитан: «Сейчас мы проверим, кто из вас быстрый и сообразительный! Я даю вам команду, а вы вып... |
Методическая разработка «Использование игровых технологий - как одно из эффективных средств развития речи детей младшего дошкольного возраста»Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, при планировании и обсуждении деятельности, наблюдении на прогулке и т.д. зависит успешность ребёнка. Богатая словарным составом речь – важнейшее условие всесторон... |
Речевая игра для детей младшего дошкольного возраста «Что приготовить?»Автор: Капитонова Ольга Фёдоровна, воспитатель МБДОУ №1 «Ручеёк» ГО «Жатай» Республика Саха (Якутия) Разрешите представить вашему вниманию речевую игру, для детей младшего дошкольного возраста. Данную игру, рекомендую воспитателям, преподавателям дополнительного образования, методистам дошкольного образования и родителям. Цель: Развитие речевого общения. Задачи: 1. Расширение и активизация словарного запаса детей на основе ... |
Пальчиковая гимнастика для младших дошкольников ДОУ. КартотекаПальчиковую гимнастику для детей 3 - 4 лет в детском саду необходимо выполнять ежедневно. Длительность занятий составляет около 5 минут. Следите, чтобы ребенок не отвлекались на другие действия, но помните, что нельзя принуждать их к выполнению упражнений. Это ведь игра! Поэтому она должна проходить в веселой непринужденной обстановке. Проведение пальчиковой гимнастики основывается на желании ребенка подражать взрослым. Он вниматель... |
Квест – игра «По следам Деда Мороза» для второй младшей группыЦель: создание праздничного настроения. Задачи: - развивать внимание, память, быстроту реакции; - Развивать ориентировку в пространстве; - развивать мыслительные операции ( анализ, синтез, сравнение); Оборудование: Новогодняя ёлочка, письмо Деда Мороза,сундучок с подарками, снежинки, снеговик, записки с загадками и заданиями, разрезные картинки «Солнышко» (3-4 экземпляра для собирания по подгруппам), шарики пластмассовые основных цве... |
Дидактическая игра по развитию речи для дошкольников "Звуковые дорожки"Цели: Автоматизировать изолированный звук, формировать звуковую культуру речи. Задачи: • совершенствовать мелкую моторику и координацию движений кистей и пальцев рук, целенаправленность действий под контролем зрительных анализаторов • формировать тактильные ощущения пальцев рук • упражнять в четком, многократном произнесении «трудных» звуков • развивать усидчивость и концентрацию внимания Описание: Пособие предназначено для р... |
Картотека пальчиковых игр по лексическим темамТема: «Все о детском саде. Моя группа. Мои друзья. Игрушки»«ДЕТСКИЙ САД» (пальчиковая гимнастика). Детский сад, детский сад, Он всегда ребятам рад. (хлопки на каждое слово) Буду в садике играть (показ жеста «ку-ку» - спрятаться) И конструктор собирать, (пальцы кистей соприкасаются) И игрушки за собой убирать. (руки движутся вправо-влево) Буду бойко танцевать (приседание) И лепить, и рисовать, (имитировать лепку, рисование) Буду песни каждый день нап... |
Дидактическая игра по экологии "Времена года" для детей от 3-х летПояснительная записка к дидактической игре по экологии «Времена года» Актуальность В настоящее время большинство родителей и детей заняты просмотром телевизоров, играми на планшетах и компьютерах. К большому сожалению, с каждым годом все больше теряется связь человека и природы. Люди реже посещают лес, поля, луга, реже наблюдают явления, изменения в природе. А ведь ребенку нужно дать возможность вдохнуть запах цветов, поймать на л... |
Похожие статьи:
Игры на обучение счету с детьми 3-4 лет
Игры с песком в младшей группе
Игры по рисованию для дошкольников 3-5 лет
Игры на развитие навыков классифицирования для детей 2-3 лет
Игры на развитие артикуляционного аппарата для детей 2-3 лет
Нет комментариев. Ваш будет первым!