Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Зима»

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Дидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду

Игры для детей дошкольников младшей группы ДОУ

Во второй младшей группе при проведении дидактических игр воспитателю необходимо использовать то стремление к самостоятельности, которое довольно ярко проявляется у детей данного возраста. В то же время взрослый, несмотря на потребность ребенка действовать независимо, по-прежнему интересен ему как носитель самой разнообразной информации. Именно взрослый помогает ребенку выделить нужные свойства предметов и явлений, показывает более сложные приемы работы, нацеливает на игровые действия более высокого уровня, ставит перед малышом ряд задач, решение которых достигается при непременном соблюдении правил. Взрослый должен умело направлять самостоятельность детей в нужное русло.

В этом возрасте дети могут справляться с решением игровых задач, поставленных как взрослым, так и самим ребенком. Ценность дидактической игры, по мнению А. И. Сорокиной, заключается в том, что воспитатель не только определяет ее ход, но и прогнозирует некий результат, являющийся своеобразным критерием уровня развития детей. В ходе дидактической игры у ребенка развивается наблюдательность, одно из важнейших качеств, необходимых для достижения успешного результата. Активность ребенка при этом может проявляться в различной моторной деятельности (ощупывание рукой, движение тела, осматривание, слежение глазами и т.п.). При одном и том же игровом замысле игровые действия всегда будут определяться дидактическими задачами, которые ставит воспитатель, от этого же зависит сложность и разнообразие игровых правил. Если воспитатель усложняет задачу (например, задачу упражнения в наблюдательности сочетает с развитием звуковой культуры речи, словарного запаса), то игровые действия обогащаются высказываниями детей.

В данном пособии представлены дидактические игры для детей 3—4 лет, позволяющие им применять имеющиеся знания в новой ситуации, в измененных условиях. В этих играх прослеживается связь с занятиями в рамках «Программы воспитания и обучения в детском саду» и с различными формами игровой деятельности. Применение воспитателем методов и приемов прямого руководства (показа, объяснения, упражнения) в дидактической игре возможно лишь в пределах, не разрушающих саму игру, ее игровой замысел и игровое действие. В некоторых играх сообщение новых знаний входит в ход игры, в других требуются знания, приобретаемые лишь в процессе систематического обучения.

В пособии предлагаются дидактические игры, которые можно использовать на занятиях по различным областям знаний и в разных видах детской деятельности. Каждая область имеет свою специфику и поэтому педагог должен учитывать, что своеобразие той или иной деятельности требует определенного подхода к ней и изучения. В дидактической игре по-разному преломляются различные стороны учебно-воспитательной работы.

Физическое воспитание. Двигательное начало, характерное для занятий физической культурой в детском саду, сближает дидактическую игру с подвижной на основе близости структурных элементов, но ее обучающее начало выступает гораздо сильнее, что вносит в нее мощный познавательный элемент.

Умственное воспитание. Развивающее значение дидактической игры заключается в том, что она способствует становлению самостоятельности в игре. Это удается благодаря большому влиянию данной игры на познавательное развитие ребенка: посредством дидактической игры углубляются познавательные интересы, активизирующие процесс его умственного развития.

Нравственное воспитание. Воспитательное значение дидактической игры состоит в том, что она благотворно влияет на формирование взаимоотношений детей, способствует воспитанию коллективистских качеств. Нравственный потенциал дидактических игр высок еще и потому, что принятые в обществе нормы поведения, образцы человеческих взаимоотношений лучше всего усваиваются не путем нравоучений, а в процессе игрового обучающего взаимодействия педагога и воспитанника.

Трудовое воспитание. В процессе дидактической игры ребенку приходится преодолевать различные затруднения, что способствует воспитанию не только волевых качеств, но и привычки трудиться. Специально организованные игры по формированию положительного отношения к труду способствуют закладке основ нравственности у детей, воспитанию устойчивой нравственной позиции.

Художественно-эстетическое воспитание. Дидактическая игра имеет некоторое сходство с творческой игрой непосредственно в ее игровом начале, но дидактизм игры имеет свои особенности проявления в художественной деятельности. В педагогике искусства существует тенденция: все обучающие цели и задачи должны ставиться в согласии с художественными, а, следовательно, творческими, поэтому на первый план в дидактической игре, используемой в художественной деятельности, выступает художественно-творческий смысл упражнения и игры.

Е. И. Тихеева писала о том, что дидактические игры нельзя рассматривать с точки зрения ценности одной лишь дидактической цели; эти игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности.

Речевая игра для детей младшего дошкольного возраста «Что приготовить?»Автор: Капитонова Ольга Фёдоровна, воспитатель МБДОУ №1 «Ручеёк» ГО «Жатай» Республика Саха (Якутия) Разрешите представить вашему вниманию речевую игру, для детей младшего дошкольного возраста. Данную игру, рекомендую воспитателям, преподавателям дополнительного образования, методистам дошкольного образования и родителям. Цель: Развитие речевого общения. Задачи: 1. Расширение и активизация словарного запаса детей на основе ...

Пальчиковая гимнастика для младших дошкольников ДОУ. КартотекаПальчиковую гимнастику для детей 3 - 4 лет в детском саду необходимо выполнять ежедневно. Длительность занятий составляет около 5 минут. Следите, чтобы ребенок не отвлекались на другие действия, но помните, что нельзя принуждать их к выполнению упражнений. Это ведь игра! Поэтому она должна проходить в веселой непринужденной обстановке. Проведение пальчиковой гимнастики основывается на желании ребенка подражать взрослым. Он вниматель...

Квест – игра «По следам Деда Мороза» для второй младшей группыЦель: создание праздничного настроения. Задачи: - развивать внимание, память, быстроту реакции; - Развивать ориентировку в пространстве; - развивать мыслительные операции ( анализ, синтез, сравнение); Оборудование: Новогодняя ёлочка, письмо Деда Мороза,сундучок с подарками, снежинки, снеговик, записки с загадками и заданиями, разрезные картинки «Солнышко» (3-4 экземпляра для собирания по подгруппам), шарики пластмассовые основных цве...

Дидактическая игра по развитию речи для дошкольников

Дидактическая игра по развитию речи для дошкольников "Звуковые дорожки"Цели: Автоматизировать изолированный звук, формировать звуковую культуру речи. Задачи: • совершенствовать мелкую моторику и координацию движений кистей и пальцев рук, целенаправленность действий под контролем зрительных анализаторов • формировать тактильные ощущения пальцев рук • упражнять в четком, многократном произнесении «трудных» звуков • развивать усидчивость и концентрацию внимания Описание: Пособие предназначено для р...

Картотека пальчиковых игр по лексическим темамТема: «Все о детском саде. Моя группа. Мои друзья. Игрушки»«ДЕТСКИЙ САД» (пальчиковая гимнастика). Детский сад, детский сад, Он всегда ребятам рад. (хлопки на каждое слово) Буду в садике играть (показ жеста «ку-ку» - спрятаться) И конструктор собирать, (пальцы кистей соприкасаются) И игрушки за собой убирать. (руки движутся вправо-влево) Буду бойко танцевать (приседание) И лепить, и рисовать, (имитировать лепку, рисование) Буду песни каждый день нап...

Дидактическая игра по экологии "Времена года" для детей от 3-х летПояснительная записка к дидактической игре по экологии «Времена года» Актуальность В настоящее время большинство родителей и детей заняты просмотром телевизоров, играми на планшетах и компьютерах. К большому сожалению, с каждым годом все больше теряется связь человека и природы. Люди реже посещают лес, поля, луга, реже наблюдают явления, изменения в природе. А ведь ребенку нужно дать возможность вдохнуть запах цветов, поймать на л...

Новогодние геометрические игры для младших дошкольников

Новогодние геометрические игры для младших дошкольниковДанный материал поможет в увлекательной форме закрепить знания о геометрических фигурах, развить элементарные математические представления дошкольников, закрепить знания названий цветов и счетные навыки. Материал может быть полезен воспитателям, родителям, педагогам дополнительного образования, учителям-дефектологам Цель:закрепление знаний о фигурах квадрат, круг, треугольник Задачи - Развивать зрительное восприятие - Учить детей дифференцир...

Картотека игр с песком для дошкольниковМладшая группа Песочная игротека объединяет игры, направленные на общую релаксацию, снятие гиперактивности, формирование усидчивости и терпения, на повышение концентрации внимания, развитие логики, мышления и речи. Эти игры стабилизируют эмоциональное состояние детей, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительностью и мелкой моторикой рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что важно для развития речи, произвольн...

Игры Марии Монтессори для детей дошкольников1. Цветовые табличкиЦель: развитие визуального восприятия с помощью подбора парных цветных карточек. Задачи: научить ребенка объединять предметы по определенному признаку (по цвету); визуально различать интенсивность цветов; развивать восприятие цветового многообразия окружающей среды, способствовать эстетическому развитию. Дидактический материал: набор карточек 8 цветов, каждый представлен на 4 парах табличек в разных оттенках от темного до светлого (...

Дидактическая игра для младших дошкольников

Дидактическая игра для младших дошкольников "Цифры из конструктора мегаблокс"Данный материал поможет в увлекательной форме развить элементарные математические представления дошкольников, закрепить знания цифр от 1 до 10. Материал может быть полезен воспитателям, родителям, педагогам дополнительного образования, учителям-дефектологам Цель:различение графических образов цифр 1-10 Задачи -Развивать зрительное и тактильное восприятие - Учить детей дифференцировать цифры от 1 до 10 - Закрепить счетны...

Дидактическая игра для младших дошкольников

Дидактическая игра для младших дошкольников "Подарки"Описание: Данная игра предназначена для закрепления и обобщения знаний о геометрических фигурах у детей младшего дошкольного возраста. Цель:систематизация знаний о пройденных геометрических фигурах( круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, квадрат, овал, сердце) Задачи: - Учить детей дифференцировать формы предметов, правильно называть - Развивать умение соотносить форму и предметы, похожие по форме - Закрепить представления об основных гео...

Дидактические игры для ознакомления детей младшего дошкольного возраста с растительным миром природы.Игры для ознакомления детей с овощами и фруктами.Вершки и корешки Первый вариант. Дидактическая задача. Составить целое из частей. Игровые действия. Поиски своей пары. Правила. Искать свой «вершок» или «корешок» можно только по сигналу. С одним и тем же ребенком вставать в пару все время нельзя, надо искать и другую пару. Ход игры. Во время прогулки после уборки урожая на огороде воспитатель дели...

Игры и развлечения в ДОУ для детей 2 младшей группыЦель: многократно использовать накопленный материал в течении учебного года, по необходимости корректируя его. Задачи: - совместная деятельность воспитателя с ребёнком; - непосредственно образовательная деятельность; - развлечения, досуги. ***СентябрьПонедельник Игры на знакомство «Шляпа для знакомства» Реквизит: забавная шляпа, кепка или другой головной убор. Воспитатель примеряет эту шляпу каждому ребёнку и просит его представиться, т. е. н...

Конспект сюжетно-ролевой игры по профориентации в младшей группе ДОУ «Наши поварята»Игра с игрушечными кухнями благоприятно влияет на раннее развитие ребенка, стимулирует развитие логического мышления, мелкой моторики. В процессе игры прекрасно развивается фантазия и воображение малыша. Кухня – одна из любимых игр девочек дошкольного и младшего школьного возраста. Ее обязательное условие – участие нескольких человек, ведь какой интерес готовить для себя и себя же угощать? Манипуляции с тарелк...

Дидактические игры на развитие формирования звукового анализа для детей 3-5 лет

Дидактические игры на развитие формирования звукового анализа для детей средней - старшей группы ДОКЗвуковая культура речи является составной частью речевой культуры, формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха. Игры на развитие формирования звукового анализа помогают ребенку сделать первые шаги в осознании звуковой структуры слова. В настоящее время я работаю с детьми 3-5 лет и вот решила изготовить для занятий по развитию речи дидактические игры. Картинки для игр я взял...

Похожие статьи:

Игры с песком в младшей группе

Игры на развитие навыков классифицирования для детей 2-3 лет

Игры на обучение счету с детьми 3-4 лет

Игры на развитие артикуляционного аппарата для детей 2-3 лет

Игры по рисованию для дошкольников 3-5 лет

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!