Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Дидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду

Игры для детей дошкольников младшей группы ДОУ

Во второй младшей группе при проведении дидактических игр воспитателю необходимо использовать то стремление к самостоятельности, которое довольно ярко проявляется у детей данного возраста. В то же время взрослый, несмотря на потребность ребенка действовать независимо, по-прежнему интересен ему как носитель самой разнообразной информации. Именно взрослый помогает ребенку выделить нужные свойства предметов и явлений, показывает более сложные приемы работы, нацеливает на игровые действия более высокого уровня, ставит перед малышом ряд задач, решение которых достигается при непременном соблюдении правил. Взрослый должен умело направлять самостоятельность детей в нужное русло.

В этом возрасте дети могут справляться с решением игровых задач, поставленных как взрослым, так и самим ребенком. Ценность дидактической игры, по мнению А. И. Сорокиной, заключается в том, что воспитатель не только определяет ее ход, но и прогнозирует некий результат, являющийся своеобразным критерием уровня развития детей. В ходе дидактической игры у ребенка развивается наблюдательность, одно из важнейших качеств, необходимых для достижения успешного результата. Активность ребенка при этом может проявляться в различной моторной деятельности (ощупывание рукой, движение тела, осматривание, слежение глазами и т.п.). При одном и том же игровом замысле игровые действия всегда будут определяться дидактическими задачами, которые ставит воспитатель, от этого же зависит сложность и разнообразие игровых правил. Если воспитатель усложняет задачу (например, задачу упражнения в наблюдательности сочетает с развитием звуковой культуры речи, словарного запаса), то игровые действия обогащаются высказываниями детей.

В данном пособии представлены дидактические игры для детей 3—4 лет, позволяющие им применять имеющиеся знания в новой ситуации, в измененных условиях. В этих играх прослеживается связь с занятиями в рамках «Программы воспитания и обучения в детском саду» и с различными формами игровой деятельности. Применение воспитателем методов и приемов прямого руководства (показа, объяснения, упражнения) в дидактической игре возможно лишь в пределах, не разрушающих саму игру, ее игровой замысел и игровое действие. В некоторых играх сообщение новых знаний входит в ход игры, в других требуются знания, приобретаемые лишь в процессе систематического обучения.

В пособии предлагаются дидактические игры, которые можно использовать на занятиях по различным областям знаний и в разных видах детской деятельности. Каждая область имеет свою специфику и поэтому педагог должен учитывать, что своеобразие той или иной деятельности требует определенного подхода к ней и изучения. В дидактической игре по-разному преломляются различные стороны учебно-воспитательной работы.

Физическое воспитание. Двигательное начало, характерное для занятий физической культурой в детском саду, сближает дидактическую игру с подвижной на основе близости структурных элементов, но ее обучающее начало выступает гораздо сильнее, что вносит в нее мощный познавательный элемент.

Умственное воспитание. Развивающее значение дидактической игры заключается в том, что она способствует становлению самостоятельности в игре. Это удается благодаря большому влиянию данной игры на познавательное развитие ребенка: посредством дидактической игры углубляются познавательные интересы, активизирующие процесс его умственного развития.

Нравственное воспитание. Воспитательное значение дидактической игры состоит в том, что она благотворно влияет на формирование взаимоотношений детей, способствует воспитанию коллективистских качеств. Нравственный потенциал дидактических игр высок еще и потому, что принятые в обществе нормы поведения, образцы человеческих взаимоотношений лучше всего усваиваются не путем нравоучений, а в процессе игрового обучающего взаимодействия педагога и воспитанника.

Трудовое воспитание. В процессе дидактической игры ребенку приходится преодолевать различные затруднения, что способствует воспитанию не только волевых качеств, но и привычки трудиться. Специально организованные игры по формированию положительного отношения к труду способствуют закладке основ нравственности у детей, воспитанию устойчивой нравственной позиции.

Художественно-эстетическое воспитание. Дидактическая игра имеет некоторое сходство с творческой игрой непосредственно в ее игровом начале, но дидактизм игры имеет свои особенности проявления в художественной деятельности. В педагогике искусства существует тенденция: все обучающие цели и задачи должны ставиться в согласии с художественными, а, следовательно, творческими, поэтому на первый план в дидактической игре, используемой в художественной деятельности, выступает художественно-творческий смысл упражнения и игры.

Е. И. Тихеева писала о том, что дидактические игры нельзя рассматривать с точки зрения ценности одной лишь дидактической цели; эти игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности.

Картотека игр с песком для дошкольниковМладшая группа Песочная игротека объединяет игры, направленные на общую релаксацию, снятие гиперактивности, формирование усидчивости и терпения, на повышение концентрации внимания, развитие логики, мышления и речи. Эти игры стабилизируют эмоциональное состояние детей, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительностью и мелкой моторикой рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что важно для развития речи, произвольн...

Игры Марии Монтессори для детей дошкольников1. Цветовые табличкиЦель: развитие визуального восприятия с помощью подбора парных цветных карточек. Задачи: научить ребенка объединять предметы по определенному признаку (по цвету); визуально различать интенсивность цветов; развивать восприятие цветового многообразия окружающей среды, способствовать эстетическому развитию. Дидактический материал: набор карточек 8 цветов, каждый представлен на 4 парах табличек в разных оттенках от темного до светлого (...

Дидактическая игра для младших дошкольников

Дидактическая игра для младших дошкольников "Цифры из конструктора мегаблокс"Данный материал поможет в увлекательной форме развить элементарные математические представления дошкольников, закрепить знания цифр от 1 до 10. Материал может быть полезен воспитателям, родителям, педагогам дополнительного образования, учителям-дефектологам Цель:различение графических образов цифр 1-10 Задачи -Развивать зрительное и тактильное восприятие - Учить детей дифференцировать цифры от 1 до 10 - Закрепить счетны...

Дидактическая игра для младших дошкольников

Дидактическая игра для младших дошкольников "Подарки"Описание: Данная игра предназначена для закрепления и обобщения знаний о геометрических фигурах у детей младшего дошкольного возраста. Цель:систематизация знаний о пройденных геометрических фигурах( круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, квадрат, овал, сердце) Задачи: - Учить детей дифференцировать формы предметов, правильно называть - Развивать умение соотносить форму и предметы, похожие по форме - Закрепить представления об основных гео...

Дидактические игры для ознакомления детей младшего дошкольного возраста с растительным миром природы.Игры для ознакомления детей с овощами и фруктами.Вершки и корешки Первый вариант. Дидактическая задача. Составить целое из частей. Игровые действия. Поиски своей пары. Правила. Искать свой «вершок» или «корешок» можно только по сигналу. С одним и тем же ребенком вставать в пару все время нельзя, надо искать и другую пару. Ход игры. Во время прогулки после уборки урожая на огороде воспитатель дели...

Игры и развлечения в ДОУ для детей 2 младшей группыЦель: многократно использовать накопленный материал в течении учебного года, по необходимости корректируя его. Задачи: - совместная деятельность воспитателя с ребёнком; - непосредственно образовательная деятельность; - развлечения, досуги. ***СентябрьПонедельник Игры на знакомство «Шляпа для знакомства» Реквизит: забавная шляпа, кепка или другой головной убор. Воспитатель примеряет эту шляпу каждому ребёнку и просит его представиться, т. е. н...

Конспект сюжетно-ролевой игры по профориентации в младшей группе ДОУ «Наши поварята»Игра с игрушечными кухнями благоприятно влияет на раннее развитие ребенка, стимулирует развитие логического мышления, мелкой моторики. В процессе игры прекрасно развивается фантазия и воображение малыша. Кухня – одна из любимых игр девочек дошкольного и младшего школьного возраста. Ее обязательное условие – участие нескольких человек, ведь какой интерес готовить для себя и себя же угощать? Манипуляции с тарелк...

Дидактические игры на развитие формирования звукового анализа для детей 3-5 лет

Дидактические игры на развитие формирования звукового анализа для детей средней - старшей группы ДОКЗвуковая культура речи является составной частью речевой культуры, формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха. Игры на развитие формирования звукового анализа помогают ребенку сделать первые шаги в осознании звуковой структуры слова. В настоящее время я работаю с детьми 3-5 лет и вот решила изготовить для занятий по развитию речи дидактические игры. Картинки для игр я взял...

Дидактическая игра

Дидактическая игра «Украсим ёлочку» для детей младшего дошкольного возраста.Автор: Галкина Наталия Михайловна, воспитатель МБДОУ детский сад №2 Г. Кинешма Ивановской области. Описание игры. Дидактическая игра »Украсим ёлочку» представлена в виде сенсорного коврика в форме ёлочки. Игрой можно пользоваться за столом, на полу и на мольберте. Можно использовать как с подгуппой детей, так и индивидуально. Так же дидактический коврик »Ёлочка» может украшать интерьер группы, отражать времена года и по...

Игры для развития мелкой моторикиРазвитие мелкой моторики очень важно для полноценного развития мозга. Благодаря действиям и играм на развитие мелкой моторики ребёнок развивает координацию движений, учится управлять своим телом, концентрировать внимание на предметах. 1. Мешочки с крупами. Надо сделать несколько небольших мешочков из плотной ткани. В них насыпаем разные крупы: гречку, горох, фасоль, пшено. Главное, чтобы мешочек не порвался. Под присмотром взрослого даётся такой мешочек малышу....

Сюжетно-ролевая игра "Больница" для детского сада. Младшая группа Автор: Алимова Людмила Вячеславовна Описание: данный конспект рекомендован воспитателям, педагогам дополнительного образования. Назначение: Конспект для проведения открытых занятий в детском саду. Цель: 1. Познакомить детей с профессией врача-стоматолога. 2. В игровой форме закрепить с детьми 3-4 лет знания о правилах гигиены полости рта. Задачи: 1. Учить детей распределять роли между собой, брать на себя ответственность за выбра...

Новогодние задания по ФЭМП для детей 3-5 лет

Набор заданий по математике для дошкольников на новогоднюю тему "Елки"Описание: Скоро Новый Год, а значит самое время наряжать елки. Данный комплект заданий поможет закрепить элементарные математические представления у детей дошкольного возраста. Материал может быть полезен воспитателям, учителям- дефектологам, родителям. Цель: формирование элементарных математических представлений у младших дошкольников и дошкольников с трудностями в обучении(зпр) Задачи: - Закрепить счетные навыки( счет и пер...

Упражнение-игра со снежками для дошкольников 3-4 лет

Упражнение – игра со снежками для детей 3-4 лет в детском саду. Автор: Крючкова Светлана Николаевна, музыкальный руководитель МДОУ Детский сад №127 "Северная сказка" г. Петрозаводск Описание материала: материал рассчитан на детей 3-4 лет (младшая группа), может быть полезен музыкальным руководителям и воспитателям. Упражнение можно включить в новогоднее развлечение, любое занятие с детьми на зимнюю тематику как фрагмент. Цель: создание радостного настроения у детей Задачи: -доставить детям р...

Игровое пособие для детей дошкольного возраста

Игровое пособие «Репка» для детей младшего и среднего дошкольного возраста.Цель игры: Упражнять в употреблении предлогов. Развивать связную речь. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Развивать зрительное восприятие и память. Число участников игры: 1,2 или небольшая группа. Ход игры: существует множество вариантов игровых заданий. Например: 1. Ребенок самостоятельно рассказывает сказку и добавляет последовательно героев сказки (закручивает крышки с изображением героев) или с помощью взрослого....

Квест-игра

Квест-игра для младших дошкольников в ДОУ «Найди клад»Подготовила: воспитатель Моисеенко Марина Евгеньевна. Описание: Поиск клада - одна из любимейших игр детей, которая способствует сплочению коллектива. Игра продолжается до тех пор, пока шаг за шагом участники не доберутся до клада. Задания предназначены для детей младшего дошкольного возраста. Цель: физическая и психологическая разрядка детей, получение положительных эмоций. Задачи: 1. Развивать у детей умение ориентироваться на местности п...

Похожие статьи:

Игры на развитие навыков классифицирования для детей 2-3 лет

Игры с песком в младшей группе

Игры на развитие артикуляционного аппарата для детей 2-3 лет

Игры на обучение счету с детьми 3-4 лет

Игры по рисованию для дошкольников 3-5 лет

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!