Использование игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
Методическая разработка «Использование игровых технологий - как одно из эффективных средств развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста.Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, при планировании и обсуждении деятельности, наблюдении на прогулке и т.д. зависит успешность ребёнка. Богатая словарным составом речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Формирование правильной речи является одной из актуальных задач дошкольного образования. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. А начинать работу над развитием речи детей надо уже с самых ранних лет.
Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, того, что в нём заложено и проявлено. Благодаря дидактическим играм воспитательно-образовательный процесс проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. Дидактическая игра развивает речь детей, обогащает и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Несмотря на преимущества дидактических игр в развитии речи детей, они не в должной мере применяются в педагогическом процессе дошкольных учреждений.
Речевые игры направлены:
- на развитие речевого дыхания
- на развитие артикуляционной моторики детей
– обогащение активного и пассивного словаря дошкольников;
– развитие слоговой структуры слова, фонематического слуха; – формирование грамматического строя речи;
– закрепление навыков пользования инициативной речью
Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
Для детей 3 лет доступна простая форма диалогической речи (ответы на вопросы), они только начинают овладевать умением связно излагать свои мысли, умением рассказывать о предмете, о себе по вопросам взрослого, по сюжетным картинкам.
В речи детей младшего дошкольного возраста, кроме существительных и глаголов, все чаще встречаются другие части речи: местоимения, наречия, появляются числительные, прилагательные, указывающие на отвлеченные признаки и качества предметов (холодный, горячий, хороший, твердый). Ребенок начинает шире пользоваться предлогами и союзами.
На вопросы взрослых они все чаще отвечают развернутыми фразами, состоящими из 4-х и более слов, в его речи преобладают простые распространенные предложения, но появляются и сложносочиненные и сложноподчиненные. В предложениях используются однородные члены («Тут сидят Таня и Света»), существительные и глаголы во множественном числе. В этом возрасте дети осваивают сравнительную степень прилагательных и наречий, в речи появляются краткие причастия.
Игры с детьми младшего дошкольного возраста
1. Игры на развитие дыхания.
Важно следить, чтобы у детей не надувались щёки, а воздух идёт через губы.
Игры «Сдуй снежинку», «Птички», «Рыбки», «Бабочки» и др. привлекают детей своей красочностью.
Игры«Буря в стакане» или «Шторм в стакане» очень нравятся детям. Все, что нужно для их проведения - это стакан с водой и трубочка для коктейлей.
«Мыльные пузыри» - любимая забава малышей.
Когда ребенок научился правильно дышать, нужно связать медленный выдох с речью. На первых занятиях малыш может петь гласные звуки. Сначала он делает глубокий вдох, а на выдохе напевает: «А-а-а-а» или «У-у-у-у-у». Старайтесь, чтобы на всем протяжении пение шло в одном темпе и тональности. Если ребенок постоянно сбивается то громче, то тише; то выше, то ниже, запишите на диктофон и объясните его ошибки. Не превращайтесь в строгую учительницу, делайте замечания добродушно, с юмором: «Послушай, как ты начал весело и бодро, а закончил совсем тоскливо, похоже, в песенке что-то грустное произошло». Когда звук получится ровный, учите петь с повышением и понижением тона. Начните с небольших слов, повторяя их несколько раз. Показывайте ребенку картинки или игрушечных животных, а он должен на одном выдохе 2-3 раза изобразить, какие звуки они издают: «Гав-гав-гав», «Мяу-мяу-мяу», «Ко-ко-ко». Разыгрывайте сценки, которые малыш будет озвучивать. Идет медведь по лесу «Топ-топ-топ», увидел теремок, постучал «Тук-тук-тук». Напоминайте, что перед тем, как что-то сказать, малыш должен набрать полные легкие воздуха.
«Часы с маятником». Исходное положение: ноги на ширине плеч, поднятые руки сцеплены пальцами над головой. Вдох, на выдохе наклон в сторону и протяжный звук «Бомм». Повторить в другую сторону.
Основные правила выполнения гимнастики
Заниматься артикуляционной гимнастикой можно и в 2, и в 4 года. Начинать занятия можно уже с 8 месяцев. До 5 лет она работает как вспомогательная гимнастика для развития речи, а в 5 — 6 лет с ее помощью можно наладить уже возникшие недостатки звукопроизношения. Залог эффективности гимнастики — в ее регулярности. Выполнять упражнения желательно каждый день, в среднем по 6 минут. Начинают с 2 — 3 минут в день, постепенно доводя в более старшем возрасте до 10 минут на одно занятие
Проводить занятие с малышом лучше в веселой игровой форме, когда он расслаблен и в хорошем настроении. Большинство упражнений это учитывают и представляют собой комплексы из интересных стихов, показывания различных гримас.
Поскольку у малыша еще нет тех или иных навыков создания правильного положения языка, необходимо первое время выполнять упражнения перед зеркалом. Мама показывает ребенку, как должен “вести” себя язык, произнося тот или иной звук, а малыш повторяет, глядя на свой язычок в зеркале. Тогда он изначально правильно ставит язык в нужное положение: за зубами, к небу, высунув кончик когда нужно.
2. Упражнения для артикуляционной гимнастики
Предлагаем ряд упражнений, которые рекомендованы детскими логопедами для развития звукопроизношения и развития речи ребенка.
“Окошко”. Скажите ребенку, что его ротик — это окно. Когда вы говорите “жарко”, “окошко” должно широко открыться, когда “холодно” — закрыться. Чередовать несколько раз.
“Лопатка”. Расслабить язык, чтобы он в широком положении свободно лежал на нижней губе.
“Почистим зубы”. Растянуть губы в улыбке, затем широко открыть ротик. Представить, что язык — это зубная щетка. Кончиком язычка “вычистить” с внутренней стороны нижние и верхние зубки.
“Трубадур”. Вытягивать губы вперед, сложив их в “дудочку”.
“Хронометр”. Улыбнуться, широко раскрыть рот. Представить, что язык — это стрелка часов. Поднять его вверх и водить от одного уголка рта к другому.
“Я маляр”. Представить, что кончик языка — это кисть. Гладить им небо, представляя, что красите потолок.
“Ем орехи”. Закрыть рот, кончиком языка упираться поочередно в щечки изнутри, чтобы снаружи выглядело, будто во рту круглые орехи.
3. Пальчиковые игры
«Избушка на лужочке»
Цель: Активизировать движения пальцев рук.
Избушка на лужочке,
(Делаем «домик» из обеих рук, соединяя их подушечками пальцев и основаниями ладоней.)
Двери на замочке. (Соединяем пальцы в замок)
Ключик быстро подберём (Выполняем вращение большими пальцами обеих рук)
И избушку отопрём. (один вокруг другого, не размыкая замка.)
Отряхнём ладошки,
(Размыкаем пальцы, расслабляем ладони и лёгкими движениями встряхиваем их)
Отдохнём немножко.
«Вымыли мы ручки»
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
Вымыли мы ручки,
(Имитируем мытьё рук, наклоняемся и растираем руками щиколотки)
Вымыли мы ножки,
Поиграли в ладушки, (Хлопаем в ладоши)
Ладушки – ладошки!
Во дворе цыплятам
(Пальцами, собранными в щепоть, как будто крошим хлеб)
Накрошили крошек,
Поиграли снова (Хлопаем в ладоши)
В ладушки – ладошки
«Пальчики здороваются»
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
Кончиком большого пальца правой руки поочерёдно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.
Я здороваюсь везде –
Дома и на улице.
Даже «здравствуй!» говорю
Я соседней курице.
«Встали пальчики»
Цель: Активизировать движения пальцев рук.
Поочерёдно пригибатьпальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затембольшимпальцемкасаться всех остальных – «будить». Одновременно свосклицанием «Ура!» кулачок разжимать, широко расставивпальцы в стороны.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать.
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики – «Ура!»
В детский сад идти пора!
4. Игры на развитие общих речевых навыков
Игра «Вьюга»
Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания, активизация мышц губ. Оборудование: сюжетная картинка «Вьюга».
Ход игры
Педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга. Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу воспитателя «Вьюга начинается» тихо говорят: у-у-у..., по сигналу «Сильная вьюга» громко говорят: у-у-у по сигналу «Вьюга кончается» говорят тише; по сигналу «Вьюга кончилась» замолкают. Желательно, чтобы дети меняли силу голоса за один выдох вверх - дети говорят громче, плавное движение руки вниз – дети говорят тише.
Игра «Волшебное зеркало»
Цель игры: развитие ритмичной, выразительной речи и координации движений.
Оборудование: специального оборудования не требуется
Ход игры
Дети стоят в кругу или сидят на стульчиках. Водящий подходит к одному из ребят и говорит: Ну-ка, зеркальце, смотри! Все нам верно повтори! Встану я перед тобой, Повторяй-ка все за мной! Водящий произносит любую фразу, сопровождая ее какими- либо движениями. Тот, к кому он обратился, должен точно повторить и фразу, и движение. Если ребенок допустил ошибку, он выбывает из игры. Новым водящим становится тот, кто все выполнит без ошибок. Педагог следит за правильностью дыхательных пауз и фразовой речи детей.
Игра «Повтори за мной»
Цель игры: овладение умением подражать, проявлять выразительность речи и мимики.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры
В эту игру можно играть как вдвоем, так и разбившись на пары. Взрослый изображает поочередно сначала веселого, потом грустного, сердитого и удивленного человека, при этом произнося с определенной интонацией «ах-ах-ах», «ай-ай-ай», «о-го-го», «ох-ох-ох», «ой-ой-ой» и выражая эмоции мимикой. Задача ребенка — догадаться какое настроение передает взрослый, а потом попробовать повторить слова с той же интонацией.
Игра «Уложи куклу спать»
Цель игры: развитие плавности голоса ребенка.
Оборудование: коляска и кукла.
Ход игры
Ребенок стоит рядом с коляской и держит на руках куклу. Взрослый объясняет малышу: «Кукла устала, плачет и хочет спать. Покачай её немного. Но сначала посмотри, как это нужно делать». После этих слов взрослый берет куклу на руки и напевает: « А-а-а!».а уже затем эти действия выполняет ребёнок.
5. Игры на развитие речевого и фонематического слуха
Игра «Кто так говорит?»
Цель игры: овладение умением отличать животных по голосам и подражать им.
Оборудование: мяч.
Ход игры
В игре может участвовать 4–5 человек. Дети встают полукругом, в центре которого становится воспитатель с мячом в руках. Он бросает мяч кому-нибудь из детей и называет любое животное. Ребенок должен поймать мяч, вспомнить, как «разговаривает» названное животное, и изобразить его. Эту же игру можно проводить и по-другому: воспитатель бросает мяч ребенку и говорит: «Покажи, как гавкает собака (или мяукает кошка)».
Игра «Угадай, кто тебя позвал»
Цель игры: овладение умением узнавать другого человека по голосу.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры
В игре должны принимать участие не менее 3 детей. Один из них становится в центре и закрывает глаза. Воспитатель (взрослый) указывает на кого-то из остальных и просит, не называя своего имени, позвать стоящего в центре. Ребенку нужно угадать, кто его позвал. Если он угадывает, то встает в круг, а тот, кого угадали, – в центр.
Игра «Хлопай на счет «пять»
Цель игры: овладение умением считать до 5 и выполнять действия по просьбе взрослого.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры
В игру можно играть как вдвоем, так и группой. Ребенок садится напротив взрослого, который говорит, что сейчас он начнет считать до 5 и как только произнесет «пять», малышу нужно один раз хлопнуть в ладоши. Он должен вместе со взрослым считать от 1 до 5, приближая ладони друг к другу, но не хлопая.
6. Игры на расширение словарного запаса
Игра «Что это такое?»
Цель игры: пополнение словарного запаса ребенка словами, которые обозначают предметы, их признаки и действия.
Оборудование: игрушки и различные предметы, знакомые ребенку, картинки, на которых изображены действия с предметами.
Ход игры
В эту игру можно играть вдвоем или группой. Взрослый показывает ребенку разные игрушки и предметы и задает вопросы: кто это или что это? В ответ ребенок должен назвать предмет. Потом взрослый показывает ребенку картинки и опять задает вопросы: кто это или что это? Что он (она) делает? Какого это цвета?
Игра «Разложи правильно»
Цель игры: овладение умением сравнивать.
Оборудование: картинки из лото, известные ребенку, например: игрушки, посуда, мебель, одежда и т. п.
Ход игры
Взрослый показывает и называет маленькую карточку с изображением, если она подходит ребенку он берет ее себе. Игра ведется до тех пор, пока не закроются карты. Ход игры. Игру можно проводить как соревнование. В таком случае, выбираются двое детей: мальчик и девочка. Девочке нужно выбирать картинки с мужской одеждой, а мальчику – с женской.
Игра «Животные»
Цель игры: овладение умением различать диких и домашних животных.
Оборудование: карточки, на которых изображены животные, две картинки большего размера с изображениями леса и дома.
Ход игры
Взрослый раскладывает карточки перед ребенком и просит отложить картинки с домашними животными к картинке с домом, а диких — к картинке с лесом. В эту игру можно играть и с группой детей.
Игра «Ответь на вопрос»
Цель игры: пополнение словарного запаса ребенка новыми существительными на темы «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Деревья» и т. д.
Оборудование: мяч.
Ход игры
Взрослый и ребенок становятся друг к другу лицом и выбирают любую тему. Затем взрослый бросает ребенку мяч и задает вопрос, например: Что растет в саду? Кто живет в лесу? и т. д. Ребенок должен поймать мяч и ответить на вопрос.
Игра «Угадай по описанию»
Цель игры: развитие наблюдательности, овладение умением ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры
Взрослый описывает сидящего перед ним ребенка, называя детали его одежды и внешнего вида, например: «Это девочка, на ней юбка и кофточка. Волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней».
7. Игры на развитие слоговой структуры слова
Игра «Повтори по порядку»
Цель игры: овладение умением запоминать и повторять звуки в той последовательности, в которой он их услышал.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры
Взрослый называет ребенку в определенной последовательности 2–3 гласных звука, например, [у-и-а] или [а-о-у]. Задача ребенка заключается в том, чтобы запомнить в каком порядке произносились звуки и повторить их.
Игра «Повтори по слогам»
Цель игры: овладение умением проговаривать слова по слогам.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры
Взрослый называет ребенку слова, которые он знает и звуки в которых произносит правильно. Малыш должен повторить названные слова, соблюдая при этом деление на слоги. Например, ок-но (2 слога), кош-ка (2 слога), дом (1 слог) и т. д.
Игра «Оркестр»
Цель игры: развитие речевого внимания, фонематического слуха и голосового аппарата.
Оборудование: на каждого ребенка и воспитателя по большему и маленькому кружку; искусственный или живой цветок
Ход игры
Воспитатель рассказывает детям, что в оркестре много музыкантов, которые играют на разных инструментах. А мы будем играть только на больших и маленьких барабанах. Каждому ребенку дают по маленькому и большому кругу; на доске такие же кружки. Воспитатель. Когда ударишь по большому барабану, то стучит: «Там-тамтатам»; по маленькому – «Тям-тям-тятям (Дети повторяют звукосочетания 2– 3 раза.)
Играем на больших барабанах (показывает на большой кружок, дети поднимают такой же кружок и вместе с питателем поют соответствующую песенку). Играем на маленьких барабанах (показывает на маленький кружок, дети поднимают свои кружки и поют друг песенку). Затем воспитатель (произвольно) показывает на кружки, дети, поднимая их, поют нужные песенки.
Игра «Часы»
Цель игры: развитие речевого внимания и артикуляционного аппарата.
Оборудование: круг, разделенный по диагонали на несколько частей.
Ход игры
Воспитатель. У меня волшебные часы (показывает круг, разделенный на части). Они могут говорить (раскачивает руками из стороны в сторону, держа круг перед детьми): «Ут-ро. Ут-ро» (дети повторяют). Что вы делаете утром? (Ответы детей.) Умывайтесь (имитируют умывание). Часы говорят: «День-день» (раскачивает руками на каждое слово). Что они вам сказали? Что вы делаете днем? (Ответы детей.) Ешьте (имитируют). Слушайте, что скажут часы: «Ве-чер, ве-чер» (дети произносят слово целиком). Что вы делаете вечером? Мы смотрим телевизор (обводит рукой комнату, дети следят за рукой). Часы говорят: «Ночь-ночь» (дети повторяют слово). Что вы делаете ночью? (Ответы детей.) Спите (дети имитируют сон). Часы говорят: «До сви-да-ния». (Дети прощаются с часами.)
8. Игры на формирование грамматического строя речи
Игра «Назови предметы»
Цель игры: овладение умением согласовывать прилагательные с существительными.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры
Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей. Игроки договариваются называть предметы одного цвета или размера, которые находятся вокруг, но не рядом. Предметы нужно называть вместе с их признаком, например, желтый цветок, зеленый мяч и т. д.
Игра «Какого это цвета»
Цель игры: овладение умением различать цвета, оттенки; согласовывать существительные и прилагательные.
Оборудование: карточки с изображением знакомых ребенку предметов и квадратиков (кружочков) разных цветов, которые соответствуют количеству предметов.
Ход игры
Картинки или квадратики взрослый распределяет между собой и ребенком поровну. После чего он называет предмет, а малыш находит квадратик подходящего цвета и вместе с взрослым проговаривает словосочетания, например, красная ягода, зеленый лист, синий мяч и т. д.
Игра «Кто что делает»
Цель игры: овладение умением правильно использовать в речи глаголы 3 лица, единственного числа, настоящего времени.
Оборудование: мяч.
Ход игры
В игру можно играть как вдвоем, так и с группой детей. Игроки становятся в круг, взрослый, находящийся в его центре, бросает мяч любому ребенку и называет животное или имя. Ребенок, который поймал мяч, называет действие, которое соответствует животному или имени. Например: кошка – мяукает; собака – гавкает; Петя – играет; Света – рисует и т. п.
III Выводы
К концу учебного года существенно обогатился словарный запас детей, сформировалась грамматическая структура речи.
Дети научились слушать и понимать небольшие рассказы, народные песенки, сказки, авторские художественные произведения без наглядного сопровождения.
Дети старше З лет могут при помощи взрослого участвовать в драматизации отрывков из хорошо знакомых сказок или стихотворений.
Дети научились самостоятельно рассматривать картинки и рисунки в книге, а также соотносить их с содержанием.
Большинство детей группы овладело речью на хорошем уровне как средством общения.
Список используемой литературы
1. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада / Под ред. Л. А. Венгера. - М.: Просвещение, 1988. - 144 с.
2. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.
3. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
4. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В.Запорожца. - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144с.
5. Лурия А.Р. Речь и интеллект в развитии ребенка. - М., 1997.
Рекомендуем посмотреть:
Речевая игра для детей младшей группы "Что приготовить?" Подвижные игры для развития речи у детей 3-4 лет← Конспект занятия по финансовой грамотности для детей подготовительной группы с презентацией | Открытка для папы на 23 февраля своими руками пошагово с фото. Средняя группа →
Автор: Светлана Рубеновна Гаспарян
Опубликовано: 737 дней назад (15 ноября 2022)
Просмотров: 2002
Рубрика: Без рубрики
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (2)
|
|
||
|