Развитие монологической речи у школьников
Развитие связной речи – одна из главных задач уроков русского языка. Школьная программа основными видами работ по развитию называет изложение и сочинение. Чтобы понимать и полноценно воспроизводить текст, ученик должен достаточно свободно осуществлять элементарные мыслительные операции анализа и синтеза, контролировать собственные способы мышления и уметь сосредотачиваться на выполнении конкретного задания. Это умеют далеко не все школьники даже в старших классах, и именно систематическая работа над образной монологической речью в дальнейшем способствует написанию правильно построенного текста.
В настоящее время текст является основной дидактической единицей на уроке русского языка. Поэтому на уроках русского языка в школе необходимо вести целенаправленную работу над текстами различных типов и стилей, необходимо уделить внимание их созданию, всему этому, несомненно, способствует развитие образной монологической речи. Обычно ребята составляют текст без знания теории, стихийно постигая закономерности его построения. Между тем в основе всех текстов как в якутском, так и в русском языке лежат универсальные правила их построения.
Развивать устную речь учащихся - значит способствовать тому, чтобы она была более логичной, точной, выразительной и образной. Обладая образной монологической речью, учащиеся могут давать развернутые ответы на вопросы школьной программы; аргументировано и логично излагать свои собственные суждения; воспроизводить содержание текстов из учебников, художественных произведений, что формирует коммуникативную компетенцию учащихся. Обучение образной монологической речи – чрезвычайно сложное дело.
Развитие монологической речи учащихся – актуальная проблема в современном обществе, т.к. связная речь является необходимым условием успешного обучения ребенка в школе. Проблема обучения монологической речи при изучении русского языка и литературы является одной из самых актуальных проблем в методике обучения языку вообще.
Умение говорить так важно на уроках сегодня еще и потому, что большинство заданий по разным предметам предполагает тестовую подготовку, в которой учащиеся проявляют самостоятельность, а это ведет к тому, что ребенок разучивается говорить и во взрослую жизнь входит человеком, хорошо владеющим компьютером, но не словом. Это основная проблема учителей-словесников.
Одной из ключевых компетентностей является коммуникативная - это готовность получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге, в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей.
Исходя из актуальности, нами было поставлена следующая цель исследования: создание системы приёмов для работы над образной монологической речью учащихся как средство развития коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.
Объект исследования: развитие образной монологической речи учащихся.
Предмет исследования: образная монологическая речь учащихся как средство развития коммуникативной компетенции.
Гипотеза исследования: развитие образной монологической речи учащихся как средство развития коммуникативной компетенции осуществляется успешнее при условии, если процесс обучения на уроках русского языка и литературы будет строиться на основе системы приемов, которые предполагают учет индивидуальных, социальных и психологических особенностей учащихся.
В ходе работы нами решались следующие задачи:
1. Проанализировать специальную педагогическую литературу по данной проблеме;
2. Выявить методы, формы работы по развитию образной монологической речи у детей на уроках русского языка и литературы;
3. Создать систему приёмов и внедрять в обучение;
4. Провести и проанализировать опытно – экспериментальную работу по проблеме исследования.
Теоретической основой послужили работы Ш.А. Амонашвили, Э.В. Ильенко, Е.В. Бондаревской, В.В. Серикова, И.С. Якиманской, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, Л.И. Анциферова, Д.И. Фельдштейна, Б.Д. Эльконина, Н.А. Алексеева, М.В. Кларина, А.С. Макаренко, В.С. Мухина, Т.А. Фотекова, Алдакаева Н.Г., Жинкин Н.И., Занков Л.В., Ладыженская Т.А., Львов М.Р.
База исследования: Тумульская ООШ.
Структура исследования: работа состоит из введения; двух глав; заключения; списка использованной литературы.
В настоящее время текст является основной дидактической единицей на уроке русского языка. Поэтому на уроках русского языка в школе необходимо вести целенаправленную работу над текстами различных типов и стилей, необходимо уделить внимание их созданию, всему этому, несомненно, способствует развитие образной монологической речи. Обычно ребята составляют текст без знания теории, стихийно постигая закономерности его построения. Между тем в основе всех текстов как в якутском, так и в русском языке лежат универсальные правила их построения.
Развивать устную речь учащихся - значит способствовать тому, чтобы она была более логичной, точной, выразительной и образной. Обладая образной монологической речью, учащиеся могут давать развернутые ответы на вопросы школьной программы; аргументировано и логично излагать свои собственные суждения; воспроизводить содержание текстов из учебников, художественных произведений, что формирует коммуникативную компетенцию учащихся. Обучение образной монологической речи – чрезвычайно сложное дело.
Развитие монологической речи учащихся – актуальная проблема в современном обществе, т.к. связная речь является необходимым условием успешного обучения ребенка в школе. Проблема обучения монологической речи при изучении русского языка и литературы является одной из самых актуальных проблем в методике обучения языку вообще.
Умение говорить так важно на уроках сегодня еще и потому, что большинство заданий по разным предметам предполагает тестовую подготовку, в которой учащиеся проявляют самостоятельность, а это ведет к тому, что ребенок разучивается говорить и во взрослую жизнь входит человеком, хорошо владеющим компьютером, но не словом. Это основная проблема учителей-словесников.
Одной из ключевых компетентностей является коммуникативная - это готовность получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге, в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей.
Исходя из актуальности, нами было поставлена следующая цель исследования: создание системы приёмов для работы над образной монологической речью учащихся как средство развития коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.
Объект исследования: развитие образной монологической речи учащихся.
Предмет исследования: образная монологическая речь учащихся как средство развития коммуникативной компетенции.
Гипотеза исследования: развитие образной монологической речи учащихся как средство развития коммуникативной компетенции осуществляется успешнее при условии, если процесс обучения на уроках русского языка и литературы будет строиться на основе системы приемов, которые предполагают учет индивидуальных, социальных и психологических особенностей учащихся.
В ходе работы нами решались следующие задачи:
1. Проанализировать специальную педагогическую литературу по данной проблеме;
2. Выявить методы, формы работы по развитию образной монологической речи у детей на уроках русского языка и литературы;
3. Создать систему приёмов и внедрять в обучение;
4. Провести и проанализировать опытно – экспериментальную работу по проблеме исследования.
Теоретической основой послужили работы Ш.А. Амонашвили, Э.В. Ильенко, Е.В. Бондаревской, В.В. Серикова, И.С. Якиманской, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, Л.И. Анциферова, Д.И. Фельдштейна, Б.Д. Эльконина, Н.А. Алексеева, М.В. Кларина, А.С. Макаренко, В.С. Мухина, Т.А. Фотекова, Алдакаева Н.Г., Жинкин Н.И., Занков Л.В., Ладыженская Т.А., Львов М.Р.
База исследования: Тумульская ООШ.
Структура исследования: работа состоит из введения; двух глав; заключения; списка использованной литературы.
Рекомендуем посмотреть:
Интерактивные формы обучения на уроках русского языка и литературы Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы Из опыта работы учителя русского языка Активизация учащихся через игровую деятельность на уроках русского языка
Автор: Виталина Жановна Максимова
Опубликовано: 3160 дней назад (29 апреля 2016)
Просмотров: 4223
Рубрика: Без рубрики
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (1)
|