Из опыта работы учителя русского языка
Методические рекомендации по формированию орфографической зоркости у учащихся с помощью современных методов и приёмов
Автор: Хватова Юлия Сергеевна, учитель русского языка и литературы Одоевской средней школы Шарьинского района Костромской области.Описание материала: предлагаю материал по формированию орфографической зоркости учащихся 5-7 классов
Орфография – раздел языкознания, который изучает и разрабатывает систему правил, обеспечивающих единообразие написания. Термин «орфография» обозначает также сами правила, устанавливающие единообразие способов передачи речи на письме.
Целью изучения орфографии в школе является формирование орфографической грамотности. В школе формируется относительная орфографическая грамотность – умение применять изученные в школьном курсе русского языка правила и безошибочно писать словарные слова, включенные в школьный учебник. Помимо относительной грамотности, выделяют абсолютную грамотность – умение пользоваться всеми правилами орфографии и писать безошибочно любые словарные слова.
Формирование орфографических навыков – сложный и длительный процесс, поэтому в школьном курсе русского языка орфографии отводится значительное место.
Для достижения основной цели формирования относительной орфографической грамотности в средней школе необходимо реализовать следующие частные цели:
1)познакомить школьников с основными орфографическими понятиями;
2)на основе этих понятий сформировать у них орфографические умения;
3)научить писать слова с непроверяемыми орфограммами;
4)сформировать у учащихся потребность и умение пользоваться орфографическим словарём;
5)создать необходимые условия (предпосылки) обучения школьников орфографии.
Формирование грамотного письма начинается и закладывается в начальной школе. Это одна из ведущих проблем в курсе русского языка.
Лингвисты, психологи и методисты подчёркивают зависимость результатов обучения орфографии от умения учащихся находить в словах «опасные» места.
«Опасное» место – это место в слове, где может быть допущена ошибка.
Окончив начальную школу, большинство учащихся не овладевают навыками грамотного письма. Поэтому проблема формирования орфографической зоркости является актуальной и в средних классах. Сейчас на уроках русского языка используются традиционные методы обучения орфографии, но нужны и современные, которые заинтересуют учащихся, будут развивать их познавательный интерес. В связи перехода в этом году всех школ на новый уровень образования (ФГОС), мы решили предложить несколько методов и приёмов изучения и закрепления знаний по орфографии, которые, как мы считаем, будут эффективными для достижения поставленной задачи.
Что такое орфографическая зоркость?
Учащимся 5 класса предлагаем лингвистический рассказ о «тихой» охоте.
Зорким бывает и ум. Для того чтобы грамотно писать, нужно иметь не только зоркий глаз, но и зоркий ум. Он помогает глазу увидеть трудные места в словах. Про тех, кто видит в слове трудные места, говорят, что у них есть орфографическая зоркость. В чём-то эти люди похожи… на настоящих грибников.
Давайте вспомним, как собирают грибы. «Грибная удачливость» у всех разная. Одни возвращаются из леса с корзинками, донышки которых едва покрыты грибами, у других корзины полны и оттягивают руки. Эта «грибная удачливость» зависит от того, как люди собирают грибы. Одни ходят по лесу и ждут, когда грибы попадутся им на глаза. На их пути немалое количество грибов останется незамеченным. другие старательно осматривают каждый метр земли. Они тоже соберут немного грибов, так как потратят напрасно немалую часть времени. А третьи? Третьи знают, где любят расти грибы. И они находят их легко и быстро. «Грибное счастье» им улыбается.
Тем, кто хочет писать грамотно, нужно знать «грибные места» для ошибок. Место, где может быть ошибка, мы называем «опасным». Чтобы его увидеть нужно понимать, почему оно возникает. Для этого надо изучить тайны морфем.
Как показывает опыт, на уроках можно использовать различные методы и приёмы обучения грамотности учащихся – это таблицы, алгоритмы, кластеры, кейсовый метод, лингвистические игры и задачи, весёлые стихи-правила, синквейны и многое другое.
Одним из важных приёмов формирования орфографической зоркости считаем подробную работу над ошибками, которые учащиеся допускают в творческих и контрольных работах, домашних упражнениях. В начале учебного года предлагаем учащимся завести тетради для работы над ошибками (оформление тетради см. табл.1,2). После каждой письменной работы заполняем данную тетрадь, выполняя работу над ошибками.
При изучении словарных слов и на этапе обобщения знаний рекомендуем использовать приём синквейн. В чём смысл этого методического приёма? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определённым правилам. Правила написания синквейна таковы:
а) на первой строчке записывается одно слово-существительное. Это и есть тема синквейна.
б) на второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
в) на третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
г) на четвёртой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составление предложения в контексте темы.
д) на пятой строчке слово-синоним или своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.
Учащиеся 6 класса с удовольствием работают над составлением синквейна. Приведём пример синквейна на тему «Чередующаяся гласная в корне и словарные слова», составленного учащимися:
Заря
Алая багряная
Горит разгорается догорает
Начало нового дня
Зорька.
На уроках обобщения и закрепления знаний эффективным является использование кейсового метода.
Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями.
В качестве конкретной реальной ситуации могут выступать тексты с допущенными ошибками, учащиеся должны эти ошибки найти и исправить, объяснив правописание данных орфограмм. Пример задания для 5 класса.
Найдите в тексте ошибкоопасные места, объясните.
На горной дороге.
Мы ехали по горной дороге. В одном месте мы увидели маленькое тихое озерко.
Шофёр остановил машину. Тут мы и заметили в воде страшных зверей. Самих зверей почти не было видно. Только огромные ноздри да круглые глаза лежали на воде.
Шофёр свистнул. Озерко пошло кругами. Над водой поднялись огромные головы с острыми прямыми рогами. Потом показались толстые шеи, широкие, сильные ноги. Это были рабочие быки – буйволы. Они наелись сочной травы на горной лужайке. А в озере спрятались от сильной жары.
(По А. Некрасову)
Учащимся 7 класса при повторении пройденного в 5-6 классах предлагаем такой вариант: запишите текст в соответствии с действующими в русском языке правилами орфографии и пунктуации.
Степинь
Многалет прослужыла штатныя Иденица бизидин ава замичянея инужнажы была как та атмететь иё зослуги! Па этаму Иденицу ришыли вазвисти фстепинь.
С ночяло вазвили вафтарую степинь. Думоли этеми аграничется, - наапять Иденица служет прележьна азамичянее ходьбыадно!
Вазвили Иденицу фтретю степинь. Иапять неаднаво замичянея. Вазвили фчитвортую. Неаднаво замичянея! Падумыть толька.
Вазвили фпятыю степинь фшыстую фдисятаю фсотую Нет замичяней.
Долико пашла Иденица Типерь ана Иденица фтысичьнай степине.
Ашто изминилась атэтава? Не чиво ровном щётом. Вить Иденица фтысичьнай степине тажы Иденица.
И натысичьнаю долю нибольшы!
(Ф. Кривин)
Очень интересен учащимся и мозговой штурм.
Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности. Различают индивидуальные и коллективные мозговые атаки. В мозговом штурме участвует коллектив и ведущий (учитель). Перед самим сеансом мозгового штурма ведущий производит четкую постановку задачи, подлежащей решению. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои ответы, направленные на решение поставленной задачи.
Данная работа применима на всех этапах усвоения материала: повторение изученного ранее, закрепление изученного, обобщение, проверка усвоения изученного материала.
Задача состоит в том, кто быстрее из учащихся ответит на заданный вопрос. Вы спросите, в чём различие данной работы от известного нам теста? Различие в том, что ученики на слух и быстроту мышления должны правильно выбрать ответ из предложенных вариантов. Данный пример для учащихся 7 класса на повторение изученных ранее тем.
Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
1) сверкающих
2) золотом
3) зелёного
4) расстилалась
В каком слове правописание приставки определяется тем, что после неё следует звонкий согласный?
1) расставлены
2) разбивались
3) вниз
4) отражали
В каком слове правописание суффикса является исключением из правила?
1) бесчисленные
2) зеленого
3) стеклянная
4) длинных
В каком ряду в обоих словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) зв..зда, оч..ровательный
2) выб..рать, с..лдат
3) т..лант, д..бро
4) с..дьмой, р..сток
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых НЕ со словом пишется слитно?
Не(1)добрый человек не(2)знает покоя, но винить не(3)кого: не(4)надо желать зла другим.
1) 1, 4
2) 1, 3, 4
3) 1, 2, 3, 4
4) 1, 3 [11]
Учащимся 6 класса в начале учебного года предлагаем такое задание: запишите словарные слова.
Арена, балкон, баскетбол, восклицательный, впереди, вскоре, костюм, лиловый, маршрут, матч, пианино, платформа, повествовательный, посетить, почерк, правильный, расчет, расчетливый, ремень, республика, рюкзак, салют, слева, соревноваться, состязаться, спартакиада, стремиться, телевизор, телефон, тренер, тренироваться, фиолетовый, фотоаппарат, футбол, хоккей, чернила, чехол, шоколад, шоссе.
На последних уроках изучения раздела «Имя существительное», «Лексикология», и т.д. целесообразно использовать кластер.
Прием «кластер» («гроздь») подразумевает выделение смысловых единиц темы и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. «Грозди» - графический прием систематизации материала.
Учащимся нужно вспомнить все орфографические правила из д раздела «Имя существительное» и привести на них примеры. Вот что получилось у одного из учащихся:
Данная работа даёт учителю отследить усвоение учебного материала учениками и понимание изученных тем.
Также на протяжении всего учебного года учащиеся выполняют неизменяемое домашнее задание – списывание с готового текста. Что очень способствует запоминанию правильного написания слов. При чём рекомендуем дать учащимся возможность самим выбрать текст для списывания.
Все эти приемы и методы помогают учащимся в формировании их орфографической зоркости.
Приложение
Рекомендуем посмотреть:
Урок русского языка в коллежде Конспект урока русского языка в 9 классе Урок русского языка для учащихся 9 класса I вида Конспект урока игры по русскому языку в 5 классе
Автор: Юлия Сергеевна Хватова
Опубликовано: 3312 дней назад (9 октября 2015)
Просмотров: 6146
Рубрика: Методика по русскому
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!