Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Урок русского языка в коллежде

Конспект урока русского языка для студентов коллежда
Автор: Пушкарёва Ксения Фёдоровна, преподаватель русского языка и литературы, Учебно-производственный комплекс Петропавловского строительно-экономического колледжа, Казахстан, г. Петропавловск
Описание материала: Предлагаю урок закрепления и комплексного применения знаний на основе обобщения и систематизации изученного. Урок, был проведен в колледже, уровень подготовки студентов очень слабый, соответственно задания разработаны простые.Коллеги, учитывайте, у нас не уроки, а пары по 1.30 минут! На уроке применены средства эмоционального воздействия; методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, репродуктивный метод.
Повторительно-обобщающий урок русского языка.
Повторение синтаксиса и пунктуации сложного предложения.
Тип урока – урок закрепления и комплексного применения знаний на основе обобщения и систематизации изученного.
Цель урока:
повторить синтаксис и пунктуацию сложного предложения, путём структурирования и актуализации знаний с опорой на прошлые знания учащихся
Задачи урока:
за счёт частой смены видов деятельности поддерживать активность учащихся на всех этапах урока, развивать и совершенствовать навык работы по расстановке знаков препинания, воспитывать чувство прекрасного в учениках, интерес и толерантность.
Оборудование: раздаточный материал в виде карточек и таблицы, контрольные тесты
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский
Уровни усвоения знаний, учебной информации:
восприятие, осознание, фиксация информации
усвоение способов применения по образцам
Обратная связь:
визуальная (наблюдение учителя за всеми учениками на уроке)
выборочно-содержательная (опрос отдельных учащихся на этапах повторения, закрепления, решения тестовых заданий)
фронтально-содержательная (беседа со всем классом на этапе уточнения таблицы).
Ход урока
I. Организационный этап (1 минута)
(Приветствие классу, проверяется наличие учебных принадлежностей)
II. Этап целеполагания (1 минута)
Тема нашего сегодняшнего урока - повторение синтаксиса и пунктуации сложного предложения.
Нам предстоит систематизировать и обобщить теоретические сведения по данной теме, отработать навыки постановки знаков препинания.
III. Этап повторения и систематизации изученного (10-12 минут)
(На доске)
СОЮЗЫ - это служебные слова, которые выражают грамматические отношения между членами предложения, частями сложного предложения или отдельными предложениями в тексте.
По синтаксической функции союзы делятся на:
- сочинительные (связывают синтаксически равноправные единицы: однородные члены предложения, простые предложения в составе сложносочиненных предложений).
По значению сочинительные союзы делятся на:
соединительные (выражают отношения перечисления): и, да (в значении и), и...и, тоже, также;
противительные (выражают отношения противопоставления): а, но, однако, же;
разделительные (выражают отношения взаимоисключения): или, или...или, то...то;
пояснительные (выражают отношения пояснения): именно, как то;
присоединительные (выражают отношения присоединения) да и, а также.
подчинительные (связывают синтаксически неравноправные единицы: главную и придаточную части сложноподчиненного предложения, члены простого предложения).
По значению подчинительные союзы делятся на:
временные: когда, как только, пока не;
изъяснительные: как, что, чтобы;
причинные: так как, потому что;
следствия: так что;
уступительные: пускай, хотя, несмотря на то что;
сравнительные: как будто, словно;
целевые: чтобы, для того чтобы;
условные: если, раз.
(Раздаточный материал)
Виды сложного предложения.
Сложное предложение - это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений.

По способу соединения простых предложений: Союзные:
Сложносочинённые - это сложное предложение, части которого связаны между собой сочинительными союзами и сочинительной связью. Эта связь придаёт простым предложениям в составе сложного относительную синтаксическую самостоятельность.
ЕХ: [Родители поехали на юг], а [дети остались с бабушкой].
Сложноподчинённые - это сложное предложение, части которого связаны подчинительными союзами или относительными словами и подчинительной связью. В сложноподчинённых предложениях одно простое предложение (придаточное) зависит от другого (главного). От главного предложения к придаточному можно задать вопрос. Например, Он сказал (что он сказал?), что придёт поздно.
ЕХ: Когда я пришел домой, мама уже спала.
Бессоюзные - это сложные предложения, части которого связаны между собой по смыслу, интонационно и порядком расположения.
ЕХ: Я пришёл домой, мама уже спала, (бессоюзное сложное предложение)
Бессоюзные сложные предложения распадаются на две группы:
Бессоюзные предложения, которые по значению приближаются к сложносочинённым предложениям (сходство из-за наличия между частями и в тех, и в других предложениях сопоставления, пояснения и т.д.):
Ср: [Я пошел домой], а [она - в кино]. - [Я пошел домой], [она - в кино]),
Бессоюзные предложения, которые по своему значению приближаются к сложноподчинённым предложениям (сходство из-за наличия и в тех, и в других предложениях объектных, определительных, обстоятельственных отношений между частями):
Ср: [Я понял], (что она мне не рада). - [Я понял]: [она мне не рада].

Виды придаточных предложений:
Определительные: Относятся к члену предложения, который выражен именем существительным или субстантивированным словом, отвечает на вопросы который? какой? и присоединяется при помощи союзных слов который, чей, какой, когда, где, куда и т.д.): ЕХ: С улицы, (которая была полна народу), доносился чей-то крик.
То место, (где мы отдыхали), очень красивое.
Изъяснительные:
(или дополнительные)
Отвечают на вопросы косвенных падежей, относятся к такому члену главного предложения, чей смысл надо разъяснить или дополнить, без придаточных изъяснительных такие сложные предложения были бы незаконченными и непонятными.
ЕХ: [Бабушка попросила], [чтобы я купил лекарства];
Времени:
В них указывается на действие, соотносительное по времени с действием в главном предложений, отвечают на вопросы когда? как долго? с какого времени? и т.д.
ЕХ: (Когда я вернулся домой), [сестра уже делала уроки];
Места:
Указывают на место, где происходит действие, о котором говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзных слов где, куда, откуда и отвечают на вопросы где? куда? откуда? и т.д.
ЕХ: [Через столько лет он вернулся туда], (где провёл свою юность).
Образа действия: Указывают на образ или способ выполнения действия, о котором говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению с помощью союзов как, что и т.д. и отвечают на вопросы как? каким образом?.
ЕХ: [Надо было всё сделать таким образом], (чтобы мама ничего не узнала);
Меры и степени: Указывают на степень качества, о котором говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзов что, насколько и т.д. и отвечают на вопросы на сколько? до какой степени?.
ЕХ: [Солнце светило так ярко], (что мне пришлось зажмуриться).
Причины: Указывают на причину того, о чём говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзов потому что, из-за того что, благодаря тому что и т.д. и отвечают на вопросы почему? отчего? по какой причине?.
ЕХ: [Я не пошёл вчера в школу], (так как было очень холодно).
Цели: Указывают на цель того, о чём говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзов чтобы, для того чтобы и тд. и отвечают на вопросы зачем? для чего?.
Условные:
Указывают на условие, при котором совершается действие, описанное в главном предложении, к главному предложению присоединяются при помощи союзов если, когда, коли и т.д. и отвечают на вопрос при каком условии?
ЕХ: [Я тебе там эту книгу], (если ты пообещаешь вернуть ев через неделю);
Сравнительные:
Поясняют то, о чём говорится в главном предложении путем сравнения, к главному предложению присоединяются при помощи союзов как, будто, как будто и т.д.
ЕХ: [Мы втроём начали беседовать], (как будто век были знакомы).
Уступительные: Указывают на условия, вопреки которым совершается действие, о котором говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзов хотя, несмотря на то что и т.д.
ЕХ: (Хотя он был еще очень юным), [он рассуждал очень разумно].
Следствия: Указывают на следствие, которое вытекает из главного предложения, присоединяются при помощи союза так что.
ЕХ: [Уже поздно], (так что пойдем домой).
Присоединительные: Поясняют то, о чём говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзных слов что, где, когда и т.д. ЕХ: [Её не было дома], (что бывало нечасто).
IV. Этап закрепления полученных знаний (8-10 минут)
А) Работа в парах.
Проговаривание друг другу содержания таблицы «Виды сложного предложения.» - желательно на память. Слабых учащихся слушает учитель.
Обязательное условие – приведение своих примеров ко всем названным случаям.
Б) Фронтальная работа с классом – по цепочке комментируются виды придаточных предложений.
Раздаточный материал - карточка с упражнением (см. ниже) на каждую парту. Ученики, претендующие на «4» и «5», работают с закрытой таблицей, претендующие на оценку «3» - с открытой таблицей.
1. Вошедши в зал, Чичиков должен был на минуту
зажмурить глаза, потому что блеск от свечей,
ламп и дамских платьев был страшный. 1.Придаточное причины.Потому что.
2. Если лето дождливо, то роскошная растительность
степи сохраняет свою свежесть до начала июля и достигает
великолепных размеров. 2. Придаточное условия.Если.
3. Как ни было легко косить мокрую и
слабую траву, но трудно было спускаться
и подниматься по крутым косогорам оврага. 3.Придаточное уступки.Как + частица НИ.
4. Хотя было еще рано, но ворота оказались запертыми. 4. Придаточное уступки. Хотя.
5. Мать остановила его вопрос движением
руки и продолжала так, точно она сидела
перед лицом самой справедливости. 5. Придаточное сравнения. Точно.
6. Трава была так густа и сочна, так ярко,
сказочно-прелестно зелена и так
нежно розовела от зари, как это видят люди
и звери только в раннем детстве. 6. Придаточное сравнения. Как.
7. Впереди виднелась белая пелена, будто река вышла из берегов. 7. Придаточное сравнения. Будто.
8. По безмолвно прыгавшим губам его было понятно, какие избранные поучения читал он нарушителям тишины.
8. Придаточное изъяснительное. Какие.
9. Он дождался той минуты, когда
по железному мосту медленно прокатил
шедший с севера экспресс.
9. Придаточное определительное. Когда.
10. Он был так бледен, что всегда казался плохо выбритым.
10. Придаточное меры и степени. Что.
11. Он еще продолжал ощущать радость, когда входил в дом, полный русских игрушек. 11. Придаточное времени. Когда.
12. Смотри с печальною усладой, как в свет зари вползает дым. 12. Придаточное изъяснительное. Как.
Укажите виды придаточных предложений. Выделите союзы и союзные слова.
1. Вошедши в зал, Чичиков должен был на минуту зажмурить глаза, потому что блеск от свечей, ламп и дамских платьев был страшный.
2. Если лето дождливо, то роскошная растительность степи сохраняет свою свежесть до начала июля и достигает великолепных размеров.
3. Как ни было легко косить мокрую и слабую траву, но трудно было спускаться и подниматься по крутым косогорам оврага.
4. Хотя было еще рано, но ворота оказались запертыми.
5. Мать остановила его вопрос движением руки и продолжала так, точно она сидела перед лицом самой справедливости.
6. Трава была так густа и сочна, так ярко, сказочно-прелестно зелена и так нежно розовела от зари, как это видят люди и звери только в раннем детстве.
7. Впереди виднелась белая пелена, будто река вышла из берегов.
8. По безмолвно прыгавшим губам его было понятно, какие избранные поучения читал
он нарушителям тишины.
9. Он дождался той минуты, когда по железному мосту медленно прокатил шедший с севера экспресс.
10. Он был так бледен, что всегда казался плохо выбритым.
11. Он еще продолжал ощущать радость, когда входил в дом, полный русских игрушек.
12. Смотри с печальною усладой, как в свет зари вползает дым.

В) ЦИФРОВОЙ ДИКТАНТ
Верно ли утверждение, что:
1) Сложное предложение - это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений. (2)
2) Союз однако—подчинительный? (1)
3) По способу соединения простых предложений сложные предложения бывают: союзные и бессоюзные. (2)
4) Присоединительные союзы (выражают отношения присоединения) да и, а также. (2)
5) Сложноподчинённые - это сложное предложение, части которого связаны сочинительными союзами или относительными словами и подчинительной связью. (1)
6) Бессоюзные - это сложные предложения, части которого связаны между собой по смыслу, интонационно и порядком расположения. (2)
ЕСЛИ СОГЛАСНЫ – «2» ЕСЛИ НЕТ – «1»
Проверьте ответ: 212-212
Г) Тестовые задания по 5 вопросов.
1) Что такое сложное предложение?
А) это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений.+
Б) это предложения, состоящие из одного простого предложений.
В) это сложное словосочетание
Г) это предложение, состоящие из сложных словосочетаний.
Д) это простое предложение, осложненное однородными членами предложения.
2) Назовите противительные союзы:
А) или, или...или, то...то
Б) и, да (в значении и), и...и, тоже, также
В) именно, как то
Г) как, что, чтобы
Д) а, но, однако, же+
3) Назовите подчинительные союзы следствия:
А) так как, потому что
Б) если, раз
В) да и, а также
Г) так что+
Д) как, что, чтобы
4) Назовите сложное предложение, части которого связаны между собой сочинительными союзами и сочинительной связью.
А) сложноподчиненное
Б) сложносочиненное+
В) бессоюзное
Г) простое
Д) номинативное
5) Назовите сложное предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами и подчинительной связью.
А) сложноподчиненное+
Б) сложносочиненное
В) бессоюзное
Г) простое
Д) номинативное

Д) Упражнение по пунктуации.
Раздаточный материал – правило – упражнение.
V. Этап контроля знаний (5-7 минут)
Выполнение контрольного упражнения.
Выделите в тексте предложения: а) сложносочиненные; б) сложноподчиненные;
в) бессоюзные сложные.
Выделите в тексте предложения: а) сложносочиненные; б) сложноподчиненные;
в) бессоюзные сложные.

Ничто не смогло бы одолеть этого гула и грохота – ни рев, ни вой, ни крик! – а он одолел.
Облачком висит водяная пыль, а в пыли изогнулась радуга.
Незнакомая, крупная, бархатно-черная птица перелетала с одного скатанного валуна на другой.
Только вблизи я разглядел, что цвет ее темно-синий.
Я вижу, как срываются в воду камни.
Я вижу, как, распевая, широко разевают клювики горные овсянка и чечевица.
Все тонет в обвальном гуле воды, в котором соединились и вой горного ветра, и рев бури, и громыхание грома.
В неистовом грохотании он слышался так же ясно, как звонкая песенка зяблика слышится в тихое утро.
Тогда же я отыскал и гнездо на каменной стене у воды: оно угадывалось в темной щели.
Кричу сам – ничего не слышно!
Вот наклонилась, развернула веером хвост – хвост вспыхнул синим огнем...
Спина моя затекла, холодно, бока сдавили углы камней, по ногам, втиснутым в щели, ползают противные черные слизи.
Но я не свожу с птицы глаз: доведется ли еще когда увидеть ее...
Выделите в тексте предложения: а) сложносочиненные; б) сложноподчиненные;
в) бессоюзные сложные.
Ничто не смогло бы одолеть этого гула и грохота – ни рев, ни вой, ни крик! – а он одолел.
Облачком висит водяная пыль, а в пыли изогнулась радуга.
Незнакомая, крупная, бархатно-черная птица перелетала с одного скатанного валуна на другой.
Только вблизи я разглядел, что цвет ее темно-синий.
Я вижу, как срываются в воду камни.
Я вижу, как, распевая, широко разевают клювики горные овсянка и чечевица.
Все тонет в обвальном гуле воды, в котором соединились и вой горного ветра, и рев бури, и громыхание грома.
В неистовом грохотании он слышался так же ясно, как звонкая песенка зяблика слышится в тихое утро.
Тогда же я отыскал и гнездо на каменной стене у воды: оно угадывалось в темной щели.
Кричу сам – ничего не слышно!
Вот наклонилась, развернула веером хвост – хвост вспыхнул синим огнем...
Спина моя затекла, холодно, бока сдавили углы камней, по ногам, втиснутым в щели, ползают противные черные слизи.
Но я не свожу с птицы глаз: доведется ли еще когда увидеть ее...
VII. Домашнее задание (1 минута)
Правила наизусть (таблицы).
VIII. Подведение итогов занятия (2 минуты)
Что дал вам сегодняшний урок? Удивились ли вы сегодня чему-то?

Использованная литература
Д.Э.Розенталь. Справочник по синтаксису и пунктуации. – Любое издание.
Пособие для подготовки к централизованному тестированию по РЯ.- Ростов на Дону: Феникс, 2002.
Малюшкин А.Б., Иконницкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку:10-11 классы. – Москва, ТЦ «Сфера», 2005.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 9 классе Урок русского языка для учащихся 9 класса I вида Конспект урока игры по русскому языку в 5 классе Конспект урока русского языка для 6 класса. Словосочетание. Предложение
Шоу «Поле чудес», для студентов колледжа. Сценарий
Опубликовано: 3660 дней назад (14 ноября 2014)
Просмотров: 7158
Рубрика: Конкурс
+2
Голосов: 2
Комментарии (2)
Надежда Николаевна Пермякова # 16 ноября 2014 в 00:17 0
Интересный урок закрепления и комплексного применения знаний на основе обобщения и систематизации изученного. Умница! ГОЛОС!
Валентина Петровна Чурепкина # 28 декабря 2014 в 16:54 0
Интересный по содержанию урок. Хорошо оформленная работа. С наступающим Новым годом! Примите мой голос!!! v