Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы
Развитие творческих способностей учащихся как средство активизации их познавательной деятельности на уроках литературы
Автор Мирошниченко Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №18 пос. Паркового МО Тихорецкий район Описание работы: представлен опыт работы по созданию сказок, мифов учащимися
В наше время в обществе происходят бурные изменения. Человек вынужден реагировать на них , но часто он бывает к этому не готов. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них отвечать, человек должен активизировать творческий потенциал, обнаружить свою неповторимость, уникальность. Проявление собственной уникальности непосредственно связано с осмыслением своего соответствия жизни.
Проблема, над которой я работаю,- развитие творческих способностей детей как средство активизации познавательной деятельности на уроках литературы.
Творчество может проявляться в разных сферах, и – не только в науке или в искусстве, но и в решении бытовых проблем, производственных задач, в сфере человеческих отношений.
Как показывают исследования гуманистических психологов (А.Маслоу, К.Роджерса, В.Сатир, Э.Фромма и многих других), потребность в самовыражении является основной в человеческой жизни.
Сначала ребенок учится выражать свои чувства . А выражение себя и есть не что иное, как выражение своих чувств, относящихся к какому-либо событию или ситуации.
Переживание чувства и его выражение – разные вещи. Для того чтобы выражение чувства могло стать проявлением собственного «я» человека, оно должно соответствовать ситуации и самому чувству. А именно этого зачастую не происходит. Ребенка учат испытывать в конкретных ситуациях те или иные переживания, что служит основой для конфликта внутри человека, так как общепринятые нормы в области эмоций и переживаний часто не совпадают собственными ощущениями. В результате человек обучается стереотипным реакциям на события , которые не соответствуют его настоящему отношению к происходящему.
В таких условиях, когда человек лишен возможности выразить свое истинное отношение к чему-либо, ни о каком творчестве говорить не приходится. Постоянно подавляя свои эмоции и чувства , человек не может вырасти в творческую личность. А творчество – это счастье, переживание осмысленности своего существования.
ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
Основными критериями креативности являются следующие личностные особенности:
- высокая самооценка;
- открытость новым идеям;
- устойчивость к неопределенности;
- независимость;
- настойчивость;
- умение чувствовать проблему;
- гибкость.
Дети младшего подросткового возраста готовы к овладению средствами самовыражения, потому что ребенок в 10-11 лет обладает определенной самостоятельностью, умеет учиться, у него кардинально меняется самосознание, возникает особый внутренний мир, который становится предметом пристального интереса. Вместе с этим появляется потребность в поддержке и принятии этой индивидуальности со стороны других. Именно в этом возрасте можно начинать работу с жанрами литературы и стилизацией этих жанров. У детей возникает интерес и к своему внутреннему миру, и к средствам его выражения.
Очень важно, чтобы на уроках литературы ребенок, высказывая собственное мнение, не слышал слов: «нет», «неправильно» и других выражений с негативной оценочной лексикой. Он ждет поддержки и понимания со стороны учителя, наставника и окружающих. Да и кто из учителей может с уверенностью заявить о непререкаемости своего мнения и ошибочности чужого, когда подходов к оценке произведения может быть много. Главное, чтобы ученик чувствовал проблему, пытался решить ее , чтобы собственное мнение ребенок мог отстоять, донести до окружающих, поделиться с ними своими чувствами.
На уроках литературы при обсуждении поступка героя, моделируя ситуацию, выясняем, какая проблема возникает, как ведет себя герой , какие шаги предпринимает, кто или что влияет на принятие решения, свойственен ли поступок для данного героя, какой вариант поведения он мог выбрать еще. Необходимо выяснить, как бы поступили ученики на его месте, к чему мог привести их вариант поведения. И мнение ребенка в течение урока может неоднократно меняться, и это не означает отсутствие собственной позиции, а показывает открытость новым идеям, гибкость, желание дойти до самой сути, потому что он слышит на уроке иные решения проблемы.
Для развития креативности необходима системность в проведении уроков творчества : сочинение в форме мифа, сказки - в 5 классе, притчи - в 6 классе, где особое внимание уделяется нравственному поступку героя; былины и басни - в 7 классе, летописи и исторической повести - в 8 классе, самостоятельных произведений - в 9 классе. По мере взросления детей, задачи, стоящие перед ними, усложняются. Работа продолжается и на уроках русского языка, где я даю творческие диктанты, предлагаю составить предложения со словами, начинающимися на одну букву, на определенные буквы в особом порядке; сочинения-миниатюры как на заданную тему, так и на свободную, используя при этом слова с определенным перечнем орфограмм или со словосочетаниями из словарного диктанта.
Часто при подготовке и проведении творческих уроков использую краеведческий материал, что дает возможность познакомить учащихся с историей родного края, воспитать любовь к своей малой родине, способствовать становлению патриотических чувств.
Если полагать, что среда влияет на личность позитивно, то для развития креативности совершенно необходимо подкрепление общей одаренности определенным социальным влиянием и подражанием творческой личности.
На первом этапе развития креативности происходит обучение, поэтому важно дать ребенку образец творческой работы. Первые работы могут быть подражательными. Пусть они пока еще далеки от идеала, очень похожи на образец, но по мере развития творчества детей, они наполняются индивидуальным, личностным содержанием. На этой основе формируется индивидуальный стиль творчества.
Анализ биографий писателей Е. А. Корсунским показал особую роль наставника и подражания на раннем этапе литературных занятий : наличие наставника-68,6%, влияние семьи-40,8%, публикации в ранние годы-55,8%, время и эпоха-18%. Наставниками писателей были школьные учителя литературы, родственники, другие писатели.
Интересны результаты Е.А.Корсунского, полученные в ходе наблюдения за развитием у человека таланта в течение жизни.
Творческие способности проявляются, как правило, рано- в пять лет. Дети начинают неожиданно для себя и других сочинять стихи, сказки.
Подражание творческим образцам как этап перехода от наивного творчества к творчеству «взрослому» наступает в 8-15 лет, и в произведениях юных авторов пропадают творческие элементы ( новизна, оригинальность ). Но к 16-17 годам творческие элементы появляются вновь после продления фазы первичного подражания.
Н.М.Гнатко доказал, что подражателями остаются те, кто подражает плохо. Для того, чтобы выйти на уровень творческих достижений, нужно, чтобы творчество стало личностным актом, чтобы потенциальный творец вжился в образ другого творца (образец), и это принятие другой личности в качестве образца является необходимым условием преодоления подражания и выхода на путь самостоятельного творчества.
И шахматисты, и ученые, и композиторы, и поэты идут той же дорогой. Не обязательно учитель-образец должен превосходить ученика в чем-то. Так, Ю.Айхенвальд писал о Николае Гумилеве: «На ранних стихах его легко заметить влияние Брюсова, но свойственные последнему провалы и безвкусие уверенно обошел талантливый ученик».
Правда, не все имеют мужество написать, как Жуковский Пушкину: «Победителю ученику от побежденного учителя».
Условием перехода от подражания к самостоятельному творчеству является личностная идентификация с другим человеком – образцом творческого поведения.
Важным условием развития творческого мышления является формирование у учеников мотива достижения успеха . Ситуация успеха на данном этапе определяется в основном психологическими аспектами особенностей ребенка. Я в своей практике пришла к выводу, что за творческую работу в любом случае ученик должен получить положительную оценку, пусть она и не соответствует общепринятым нормам. Всем известен пример из кинофильма «Доживем до понедельника», где ученик за сочинение в одно предложение, но очевидно нестандартное, получает отрицательную оценку. Это вызывает гнев и непонимание со стороны ребенка, его нежелание больше писать работу, в которую нужно вложить душу. А если оценка работы будет адекватной, в таком случае у детей появится желание выполнять работы творческого характера.
В работе по развитию творческих способностей, повышению мотивации учебной деятельности, я использую индивидуальные особенности детей.
Школьные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие головного мозга, игнорируя , по крайней мере, половину возможностей ребенка. Профессор Трауготт говорил: «Надо предостеречь школу от левополушарного обучения . Это воспитывает людей, не способных к реальным действиям в реальной ситуации».
Для детей, у которых больше развито правое полушарие мозга, мотивы, побуждающие изучать школьные предметы , связаны со становлением личности, со стремлением к самопознанию, с желанием разобраться во взаимоотношениях людей, осознать свое положение в мире. Для них характерна ориентация на высокую оценку и похвалу. Большой интерес вызывает у школьников эстетическая сторона предметов. Для левополушарных детей характерны познавательные мотивы. Социальным мотивом является возможность продолжения образования. Учащимся необходима высокая оценка их знаний. Педагог имеет установку на поиск ошибок, ученик – как можно меньше их сделать. Это приводит к формированию исполнительского стиля у ребенка. Учитель оценивает грамотность, аккуратность, правильность. А ученик надеется, что оценят не только итог, но и его усилия.
Развитие творческих способностей позволяет соединить познавательный и социальный мотивы, использовать их для повышения познавательной активности.
Последовательность работы, направленной на развитие креативности, может быть следующей ( на примере создания мифа)
1 Даю задание найти как можно больше мифов, как зарубежных, так славянских и местных.
2 Чтение в качестве образца наиболее интересных .
3 Выяснение особенностей построения, лексики, стиля .
4 Поиск интересного для ученика географического названия (приоритетны объекты родного края)
5 Обдумывание причины названия ( поиск перевода, поиск предполагаемого этимологического корня слов).
6 Обдумывание сюжета ( можно в виде картинок или иллюстраций )
7 Написание сочинения в форме мифа.
Чтобы творить, нужно усвоить способы творчества, выйти на новый уровень овладения культурой и устремиться самостоятельно дальше. Для творчества необходимы личные познавательные усилия детей.
Во избежание кризиса креативности необходимо предоставлять ребенку возможность быть познающим и действующим человеком, существом, противостоящим внешнему миру, т.е. субъектом собственной деятельности, и развивать его индивидуальный познавательный опыт.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Гильбух Ю.З. Умственно одаренный ребенок. Киев, 1993
Дружинин В.Н. Деятельность, подражание, творчество. // «Школьный психолог» № 14 2001, с. 6-7
2 Дружинин В.Н., Хазратова Н.В. Экспериментальное исследование формирующего влияния среды на креативность // Психологический журнал, 1994. т. 15 №4 с. 83-98
3 Кулемзина А.В. Детская одаренность: психолого-педагогическое исследование. Томск, 1999
4 Кульневич С.В., ЛакоценинаТ.П. Совсем необычный урок. ТЦ «Учитель», 2001
5 Зайцев И., Максимов И. Легенды и были Черноморья. Краснодар, 1975
6 Лейтес Н.С. Умственные способности. М., «Педагогика». 1971
7 Семенов И.Н. Возрастные особенности одаренных детей. // Инновационная деятельность в образовании. 1994 №1 с. 54-64
8 Чучмай Г.Т. Тайна географических названий. Краснодар, «Кубанский учебник». 2000
Рекомендуем посмотреть:
Интерактивные формы обучения на уроках русского языка и литературы Из опыта работы учителя русского языка Развитие творческих способностей младших школьников на внеклассных занятиях по изодеятельности Педагогическая поддержка в развитии творческих способностей учащихся в ДПИ
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!