Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Интерактивные формы обучения на уроках русского языка и литературы

Интерактивные формы обучения в школе
Из опыта работы учителя русского языка и литературы
В статье речь идет об одном из способов модернизации образования на компетентностной основе, а именно – посредством использования в школьном преподавании интерактивных форм обучения. Актуальность поставленной проблемы обусловлена резким снижением познавательного и мотивационного интереса обучающихся к проблемам языковой культуры. Осмысление данной задачи в рамках статьи осуществляется с привлечением в качестве лингводидактического материала круга сложных вопросов лексикологии, вызывающих затруднения у школьников в процессе своего осмысления.
Методика преподавания русского языка в настоящее время отличается своим инновационным характером. Среди популярных сегодня инновационных технологий обучения языку можно назвать такие направления обучения, как проблемное, программированное, компьютерное, концентрированное, модульное, развивающее, дифференцированное, активное, интерактивное, игровое (подробнее: [1]). Неоспорима роль интерактивных технологий в процессе обучения русскому языку в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) второго поколения.
Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка. «Интер – взаимный, акт – действовать. Следовательно, интерактивное обучение - это диалоговое обучение, обучение, погруженное в общение, в ходе которого осуществляется взаимодействие обучающихся между собой и с учителем». Интерактивный урок − это занятие, где ведущая роль отводится развивающим – частично поисковым, поисковым и исследовательским видам деятельности учащихся, когда учитель и ученик выступают равноправными субъектами обучающего процесса. Проблема освоения и использования интерактивных методов и форм обучения отражается в исследованиях А.Е. Авдюковой, Т.Н. Добрыниной, И.Е. Уколовой, Л.Н. Вавиловой, В.К. Дьяченко, Г.Б. Корнетова, А.В. Хуторского и др. Сейчас понятие «интерактивные методы и формы обучения» наполняется новым содержанием, в котором существует несколько приоритетов, включая положения об активном взаимодействии коммуникантов в учебно-образовательной сфере (П.Д. Гаджиева, М.В. Кларин), развитии навыков общения личности (Л.К. Гейхман, Л.В. Зарецкая), учебно-педагогическом сотрудничестве между участниками образовательного процесса (Е.В. Коротаева, А.Ю. Прилепо и др.).
Разнообразие форм обучения, в том числе интерактивных, является одним из важнейших требований к современному уроку. С точки зрения организации интерактивного обучения можно выделить такие формы, как игровые, дискуссионные, групповые, исследовательские, дистанционные [3]
Интерактивные технологии позволяют увеличивать качество знаний, а также применять их на практике [4, с. 97]. Заметим, что важнейшее условие обретения навыка ведения интерактивных занятий для учителя; его личный опыт участия в игре, «мозговом штурме» или дискуссии. Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач: совершенствует коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися; решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность; развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач; обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению (подробнее: [5, с. 24]).
«Интерактивное общение не возникает самопроизвольно, оно требует серьезных усилий по организации определенных условий» [5, с. 17]. Для успешного построения «урока в интерактивной форме» от учителя требуется проявление педагогического мастерства в высшей степени, знание различных методик преподавания и умение совмещать несколько форм обучения при организации учебного занятия. Интерактивный метод построен на более эффективном межсубъектном взаимодействии всех участников педагогического процесса. Следовательно, интерактивная форма обучения − это фундаментальная внешняя структура интерактивного обучения, отображающая все внутреннее содержание ее компонентов (целей, принципов, содержания, методов и средств обучения).
Целью уроков интерактивного типа является эффективное сотрудничество учителя и учеников, а также учеников между собой в процессе обучения, приносящее всем участникам педагогической коммуникации чувство радости и удовлетворения от совместного творческого общения. Интерактивные методы обучения наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве).
Наиболее известными и потенциально эффективными формами интерактивного обучения считаются следующие: творческое задание, работа в малых группах, ролевая игра, мини-лекция, разработка проектов, активные разминки, ПОПС-формула (Позиция ученика – Обоснование – Пример – Следствие), тренинг, информационный блок, кейс-стади. Так, например, при использовании метода творческих заданий на уроках русского языка у школьников повышается познавательная активность и вырабатывается потребность учиться, организация работы в малых группах, позволяет обучающимся иметь возможность сообща решать определенный круг вопросов, чувствуя поддержку каждого члена группы, мотивируя школьника к саморазвитию и навыкам самопозиционирования в ученическом коллективе, в процессе ролевый игры у детей вырабатывается чувство командного духа, умение сосредоточиваться, самостоятельно мыслить, развивается внимание, стремление к познанию. Материал мини-лекций на уроках словесности строго ранжирован (т.е. имеет этапы реализации, рефлексии, оценки), выстроен по принципу научности, соответствует возрастным особенностям обучающихся и обеспечивает практическую направленность изученного материала, и в этом его плюсы. Метод проектов способствует развитию не только познавательных, творческих навыков учащихся, но и умению самостоятельно конструировать свои знания, свободно ориентироваться в информационном пространстве, способствует развитию связей между теоретической и практической стороной предмета. Активные «пятиминутки» способствуют мотивации обучающихся к изучению школьных предметов, укрепляют метапредметные связи (русский и английский язык), развивает языковую интуицию школьника, его наблюдательность, умение сравнивать и обобщать, позволяют комплексно и систематически осуществлять работу по формированию лингвистических умений. В свою очередь, ПОПС-формула способствует развитию не только аналитических способностей у учащихся, но и умения рассуждать, самостоятельно находить подтверждения своим предположениям, аргументировать собственную точку зрения. Благодаря тренинговому методу каждый обучающийся может с легкостью и удовольствием увидеть и осознать свои плюсы и минусы, достижения и поражения. В процессе тренинга учащиеся приобретают новый опыт, который основывается на уже имеющихся знаниях. Технология блочно-модульного обучения позволяет школьникам реализовать себя в ходе урока, все знания, полученные при этом, выстраиваются в четкую систему понятий и представлений. Обучающиеся получают навыки отбора и анализа информации. Данная технология основывается на возрастные и личностные особенности обучающихся и состоит из нескольких модулей, что позволяет учителю выбирать разные формы организации при каждом модуле.
Перечни сложных для осмысления вопросов можно выделить, обращаясь ко всем уровням языковой системы. Материалом рассмотрения в данной статье выступают трудные вопросы лексикологии – «наиболее сложные для восприятия, понимания и усвоения школьниками или недостаточно освещенные в существующих учебниках и учебных пособиях понятия, связанные с квалификацией того или иного языкового явления в контексте системно-структурных связей внутри лексики как подуровня языковой системы» [6, с. 3].
Для школьников (особенно пятиклассников) многие лексические понятия сложны, так как лексикология, как и любая наука (математика, химия, черчение и т.д.), во многом абстрактна. А некоторые лексические понятия учащимся порой просто невозможно осознать. На основе собственного опыта преподавания можно сказать, что существуют трудности в изучении лексических единиц русского языка. Так, трудными считаются темы, связанные с изучением лексического значения слова, работой со словарями, вопросами классификация языковых явлений (например, дифференциацией омонимов и смежных с ними слов, омонимов и многозначных слов, а также архаизмов и историзмов).
Используя интерактивные формы и методы, учитель в процессе освоения учебного материала гарантирует разнообразие не только мыслительной, но и практической деятельности обучающихся. «По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащихся: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для инициативы».
Используя интерактивные формы и методы, учитель в процессе освоения учебного материала гарантирует разнообразие не только мыслительной, но и практической деятельности обучающихся. Так, применяя интерактивные технологии в процессе изучения темы «Лексическое значение слова» обучающиеся приобретут предметные компетенции (осознании функции слова в языке, понятия «словарный состав», «лексическое значение слова», «толковый словарь», «словарная статья»; знание основных приемов толкования лексического значения слова; знать понятие «грамматическое значение слова», умение пользоваться толковым словарем (находить словарные статьи, извлекать из них нужную информацию, толковать лексическое значение слова, используя различные приемы, разграничивать лексическое и грамматическое значения слова).
Наряду с предметными, обучающиеся смогут приобрести и метапредметные компетенции: регулятивные, включая умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; познавательные, связанные с навыками построения сообщений в устной и письменной форме; коммуникативные, состоящие в способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Такой объем компетенций получают обучающиеся в ходе изучения остальных тем, входящих в «круг трудных вопросов лексикологии», если учитель-словесник использует интерактивные технологии.
Интерактивы позволяют сформировать у школьника круг необходимых компетенций, предусмотренных ФГОС, основой которых является обогащение лексикона (словарного запаса) обучающихся. При этом формирование компетентностей происходит на разных уровнях, что позволяет усовершенствовать не только предметные и метапредметные компетенции, но и показывает личностный рост каждого обучающегося. Бесспорно, реализация данных позиций возможна лишь при синхронном выполнении выше обозначенных задач, как для обучающихся, так и для педагогов. На современном уроке учитель уже не преподносит готовую научную информацию, а организует деятельность таким образом, чтобы обучающиеся, самостоятельно приобретали и получали знания по учебному предмету, развивая при этом необходимые учебные действия.
В качестве примера обратимся к рассмотрению урока-интерактива по русскому языку, посвященному обобщению знаний учащихся по теме «Слова, отслужившие свой срок» (Историзмы и архаизмы в языке). Образовательные задачи урока (умение находить в тексте устаревшие слова, целесообразно и коммуникативно оправданно употреблять устаревшие слова в современном их значении в речи, различать историзмы и архаизмы, эффективно привлекать словари и пр.) решаются в данном случае с привлечением таких интерактивных технологий, как работа в малых группах и использование творческого задания. Метод творческого задания в рамках данного урока позволяет активизировать познавательную активность обучающихся, способствует развитию потребностей учиться у пятиклассников. Технология работы в малых группах позволяет сообща решать круг поставленных проблем, развивает умение работать в группе, нести ответственность не только за собственную деятельность, но и за работу всей группы.
Общая структура уроков-интерактивов с использованием метода творческого задания и работы в группе может быть представлена таким образом: целеполагание, проблемная ситуация, коллективное обсуждение решения проблем в малых группах, презентация решений каждой группы, их корректировка оппонентами и оценка педагогом. Например, когда речь идет о разграничении архаизмов и историзмов в процессе обсуждения проблемной ситуации, заданной в начале урока, обучающиеся понимают разницу между современными словами и устаревшими, вспоминают определение устаревших слов и их классификации. Самостоятельно выполняя задание по группам, пятиклассники активно принимают участие в обсуждении. Они высказывают собственное мнение, оценивают частоту использования устаревших слов в поэтическом произведении, создают алгоритм деятельности при решении проблемы, распознают объекты и их понятия, строят рассуждения и обобщают полученную информацию. Школьники способны сформулировать собственное мнение и позицию, задать вопросы, построить понятные для партнера высказывания, проявить активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Презентуя решения проблемы, «спикеры» каждой группы аргументировано представляют итоговую точку зрения по проблеме; оценивают значение устаревших слов для восприятия поэтической речи. После высказываний каждой группы подводится общий итог и делается вывод о том, что устаревшая лексика является необходимым элементом в большинстве художественных текстов, особенно связанных с осмыслением исторической тематики. Весьма эффективным видится здесь обращение к анализу конкретного произведения. Например, в тексте «Дубровского» встречается значительное количество лексических единиц, принадлежащих с точки зрения современного употребления пассивному запасу языка. В то время как в эпоху А.С. Пушкина эти слова были в активном употреблении, их применение в тексте считалось уместным и даже необходимым. Именно с помощью устаревших слов автор достигает в своем произведении эффекта исторической достоверности изображаемого [7].
Таким образом, интерактивные технологии можно определить как наиболее продуктивные в практике современного школьного преподавания русского языка. Основными технологиями интерактивного обучения являются творческое задание, работа в малых группах, ролевая игра, мини-лекция, разработка проектов, активные разминки, ПОПС-формула (Позиция ученика-Обоснование-Пример-Следствие), тренинг, блочно-модульные формы организации урока. Каждая технология из перечисленных выше преследует определенные цели. Так, например, цель применения творческих заданий в процессе урока способствует не только повышению активности и самостоятельности обучающихся, совершенствованию полученных знаний, но и осуществлению творческого подхода к решению конкретных вопросов, способствуют развитию речи обучающихся. Эффективный процесс усвоения знаний на уроках-интерактивах происходит не за счет давления извне (от педагогов и родителей), а за счет внутренней мотивации обучающихся к самостоятельному пополнению собственного багажа знаний.
При использовании интерактивных технологий на уроках русского языка при изучении раздела «Трудные вопросы лексикологии» происходит формирование не только метапредметных, предметных, но личностных компетенций, что позволяет в полной мере реализовать технологии развивающего обучения, основной базой которого, согласно ФГОС, является обогащения словарного состава школьников.
Список литературы
1. Задорожная Н.В., Мелекесова В.Д. Современные педагогические технологии: сборник материалов для педагогов. Челябинск: Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я.П. Осадчего, 2012. 93 с.
4. Шишминцева А.П., Суртаева Ю.Н. Интерактивные технологии в процессе обучения в школе //
Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 9 (87). С. 97-98.
5. Ермолаева М.Г. Интерактивные методики в современном образовательном процессе. М.: Просвещение, 2014. 42 с.
6. Трофимова У.М. Трудные вопросы лексикологии: материалы для самостоятельной работы студентов-филологов. Бийск: Изд-во НИЦ БПГУ, 2003. 68 с.
7. Чигинцева В.В. Слова, отслужившие свой срок. URL:

Рекомендуем посмотреть:

Приём Кластер в начальной школе Восприятие информации. Типы Облачные технологии в деятельности педагога Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы

Похожие статьи:

Требования к современному уроку по ФГОС

Опубликовано: 3524 дня назад (30 марта 2015)
Просмотров: 12114
+2
Голосов: 2
Комментарии (1)
Нурсулу Кадырбековна Шарипова # 31 марта 2015 в 13:36 0
Виктория Викторовна статья хорошая, но вы забыли написать автора после темы цели задачи и для какой аудитория, −- что означают эти символы. вы не обижайтесь на меня просто с получением сертификата могу возникнуть проблемы, у меня тоже так было в начале, но свой голос я вам оставлю, удачи во всех начинаниях