Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Требования у современному уроку по ФГОС

Основные требования ФГОС к современному преподаванию и моделирование занятия (по А.Н. Иоффе)

Подготовку к уроку А.Н. Иоффе предлагает начать с постановки проблемы и определения ожидаемых результатов занятия. Для этого он считает необходимым:

• аргументировать связь между ФГОС и методикой преподавания;

• выделить основные блоки в структуре занятия;

• отличать цель, задачи и ожидаемые результаты занятия;

• привести пример (не менее трех способов) мотивации учащихся в ходе занятия;

• называть характеристики пассивной, активной и интерактивной стратегий преподавания;

• отличать рефлексию от оценивания;

• планировать собственное занятие с учетом инвариантных и вариативных требований к его структуре.

Для решения этих задач, по его мнению, хорошо подходит блочная структура занятия (линейная модель).

I. Вводная часть занятия:

1. Организационный блок.

2. Мотивационный блок.

II. Основная часть занятия:

1. Информационный блок.

2. Аналитический (практический) блок.

III. Заключительная часть занятия:

1. Оценочный блок.

2. Рефлексивный блок.

Положительным в блочной структуре А.Н. Иоффе считает то, что в ней:

• нет жесткой последовательности элементов (наличие логики построения);

• организационный и мотивационный блоки пронизывают все пространство занятия;

• центральные блоки тесно взаимосвязаны друг с другом;

• каждый блок имеет потенциал вариативности (выбор, внесение корректив, дифференцированный подход).

При составлении плана урока Андрей Наумович предлагает обратить особое внимание на:

• конспект или сценарий занятия — последовательность этапов в текстовом формате (вводная часть, основная и итоговая);

• технологическую карту занятия — табличный формат с соотнесением этапа занятия с деятельностью учителя и учеников, результатов работы, форм отчета и контроля;

• интегрированный формат — текстовую и графическую информацию (приложения, ссылки, таблицы и т. д.).

Любой урок он предлагает начинать с организационного блока, который включает:

• краткое описание;

• план;

• целеполагание (цели, задачи, результаты);

• основные понятия (словарь занятия);

• инструкции и пояснения (задания);

• вводные слова (тезисное изложение);

• правила работы (нормы, процедуры, формы);

• ресурсное обеспечение (материалы, оборудование, иллюстрации и т. д.);

• конструирование пространства.

При формулировании целей урока, по его мнению, важно:

• понимание школьниками причинно-следственных связей при изучении вопросов... (вариант — понимание смысла реформ Петра Великого);

• приобретение учащимися опыта логического мышления при решении задач... (вариант — выработка логики при решении квадратных уравнений)',

• развитие самостоятельности учащихся при работе с...;

• воспитание уважения к историческому прошлому страны на примере...;

• формирование речевой культуры школьников через...;

• осознание учащимися важности или роли... (экологической культуры, грамматики и т. д.).

Задачи, которые при этом ставятся, должны:

• отражать процесс работы на каждом этапе занятия;

• иметь комплексный характер (включают систему заданий);

• отвечать на вопрос «что сделать?» и формулироваться через глаголы (объяснить, получить информацию, обобщить, узнать, сравнить, сопоставить, обсудить, приобрести опыт, использовать знания, оценить и т. д.);

• задачи учителя и учащихся сопоставимы, но не одинаковы;

• быть связаны с действиями для достижения целей;

• выстраиваться по последовательности их выполнения или по степени важности.

Ожидаемые (планируемые) учителем результаты:

• должны совпадать с целями и задачами:

• могут разделяться на предметные, метапредметные и личностные;

• соотносятся с компонентами знаний, умений, отношений и ценностных ориентиров;

• включают количественные и качественные показатели;

• имеют конкретный и проверяемый характер;

• формулируются от учащихся («В результате занятия учащиеся смогут...»);

• могут быть сформулированы и обсуждены вместе с учащимися.

Возвращение к планируемым результатам в конце занятия может быть проведено в ходе рефлексии.

В результате проведения занятия учащиеся должны уметь:

• давать определение понятиям (формулировать);

• называть не менее четырех характеристик явления;

• приводить не менее трех примеров по теме (событию);

• назвать не менее трех причин события;

• формулировать аргументы или контраргументы по вопросу;

• формулировать не менее трех вопросов разных видов по теме;

• составлять схему, заполнять сравнительную таблицу;

• раскрывать на примерах (показывать, объяснять);

• воспроизводить информацию;

• занимать определенную позицию или высказывать собственное мнение;

• делать выбор, формировать свое отношение к чему-либо.

Результатом организации занятия должны стать:

• выработка норм и правил взаимодействия;

• установление процедур, определение механизмов и создание комфортного образовательного пространства;

• умение видеть цели и формулировать задачи;

• ориентация в деятельности на ожидаемые результаты;

• планирование своих действий;

• ответственное отношение к деятельности (ответственность перед собой и окружающими);

• умения и навыки самостоятельности в образовании (самопознание и самообразование);

• понимание собственной образовательной траектории и потребностей;

• готовность к саморазвитию и самоопределению.

Очень важной для получения положительного результата на уроке, как отмечено в ФГОС, является мотивация учеников.

Для этого А. Н. Иоффе предлагает:

• рассмотрение ситуации или проведение опыта (с той или иной степенью детализации: реальная или выдуманная);

• использование зрительного образа (рисунок, график, карикатура, символ, фотография и т. д.);

• работа с понятием (смысловой ряд терминов, пропущенные слова, образ понятия, «лишнее» понятие);

• рассмотрение текстов или отрывков (межпредметные связи, определение проблемы, выделение идей, заглавие и т. д.);

• проведение игры (подготовленной или спонтанной);

• обсуждение высказываний (афоризмы, пословицы, мудрые мысли);

• отгадывание загадок и ответы на и проблемные вопросы (для индивидуальной работы или проведения мозгового штурма);

• изучение предметов материальной культуры и быта;

• нестандартное поведение (провокации, оригинальность);

• использование видео- и мультимедийных ресурсов.

А.Н. Иоффе предлагает хорошо зарекомендовавшие себя в педагогической практике последних лет способы получения и передачи информации.

Лекция - монолог, рассказ (но не следует пересказывать учебник).

Беседа — развернутые ответы на вопросы, рассуждения, пресс-конференции и т. д.

Работа с документом — индивидуальное чтение, анализ или групповое обсуждение, постановка вопросов и поиск ответов, выделение главного, формулирование выводов и т. д.

Обмен опытом (социальным и другим), в том числе и через проведение исследования.

Интернет-коммуникация — работа с электронной почтой, поисковыми сайтами, общение по скайпу, проведение видеоконференций, вебинаров.

Моделирование информации — представление данных в виде таблицы, графика, схемы, диаграммы, символических рисунков.

Видеосюжет — показ документального фильма, отрывка из художественного фильма, учебного фильма и т. д.

Наблюдение — экскурсия, посещение музея, фотоотчет ит. д.

При подготовке к уроку с использованием электронных презентаций А.Н. Иоффе рекомендует:

• отказаться от дублирования лекции (избегать перегрузки текстом);

• концентрировать внимание (избегать перенасыщенности анимацией);

• использовать доступный для восприятия материал (оптимальный шрифт 24, разное структурирование информации, ограниченное число слайдов — до 12 на занятие);

• соблюдать принципы иллюстративности и информационности (наличие изображений и содержательность);

• использовать разные формы представления информации (текст, таблицы, схемы, диаграммы, графики и т. д.);

• излагать материал последовательно и основательно (отказаться от беглого перелистывания слайдов);

• использовать спокойный фон слайда, ограничить использование анимации (опасность размывания внимания).

Результатом информирования на занятии для учеников, по мнению А.Н. Иоффе, должно стать:

• использование важных понятий и терминологии, событий, явлений и характеристик, связанных с учебной программой;

• получение (поиск) информации из разных источников и разными способами.

• отделение значимого от второстепенного, объективного от субъективного (фактов от мнений), правдивой информации от ложной;

• перевод информации из текстового формата в наглядно-символическую форму (таблицы, графики, схемы, диаграммы, карты и т. д.);

• коммуникация и сотрудничество в процессе взаимодействия по получению информации (с разными типами источников информации);

• широкий взгляд на обсуждаемые вопросы (видение разных позиций и теорий, подходов и мнений).

Аналитический (практический) блок

• Различные способы анализа информации (выстраивание причинно-следственных связей, выделение главного, рейтингование, оценивание, формулирование вопросов и т. д.).

• Обобщение.

• Обсуждение.

• Сравнение.

• Синтез.

• Выбор (отбор).

• Творчество (деятельность по созданию нового продукта: учебного, социального, творческого, исследовательского).

Результаты анализа и переработки информации

• Использование знаний в практическом применении (решение задач, выполнение лабораторных работ, анализ ситуаций и проблем и т. д.).

• Коммуникация и сотрудничество в процессе взаимодействия.

• Аргументирование собственной позиции.

• Уважение других точек зрения и позиций (толерантное отношение к различиям).

• Эффективное (целесообразное) использование имеющихся образовательных ресурсов.

• Сочетание индивидуальной и коллективной работы в образовательном процессе.

• Проектная деятельность.

• Владение основами методов и приемов исследовательской работы (проведения исследования).

Оценочный блок

• Оценка (формализованная — отметка, неформальная — поддержка или критика).

• Самооценка.

• Взаимооценивание.

• Экспертиза.

Общие принципы оценивания

• Индивидуальность (дифференцированность).

• Объективность (критериальность).

• Открытость (понятность процедуры, обсуждаемость).

• Результативность (целеполагание, ориентация на важные результаты).

• Конкретность (отказ от обобщений: «как всегда...», «никто не знает...» и т. д.).

• Тактичность (вежливость, деликатность).

• Мотивационная функция (оценка должна мотивировать учащихся).

Результаты оценивания на занятии

• Доброжелательность оценок.

• Конструктивность оценки (предложения по изменениям).

• Уважение человеческого достоинства и личностных особенностей.

• Развивающий и дифференцированный характер оценки (опора на индивидуальные достижения).

• Умение опираться на сформулированные и открытые для всех критерии оценивания (договоренность о критериях).

• Признание других точек зрения и позиций (толерантное отношение к различиям).

• Отделение оценивания результатов деятельности от оценок личности.

• Использование различных форм оценивания (в том числе самооценки и взаимооценивания).

Рефлексивный блок

• Отношение к произошедшему.

• Выделение трудностей.

• Присвоение опыта.

Результаты проведения рефлексии

• Соотнесение полученных результатов с поставленными целями, задачами и ожиданиями.

• Анализ норм и правил, внесение корректив и дополнений.

• Отделение значимого от второстепенного.

• Понимание собственной образовательной траектории и потребностей.

• Осознание своей идентичности.

• Видение путей для саморазвития и самоопределения.

• Уважение других точек зрения и позиций (толерантное отношение к различиям).

• Понимание ответственности за свои поступки (ответственность перед собой и окружающими).

• Признание ценностей, выработка собственных ценностных ориентиров и смысловых установок.

Таким разнообразием подходов к самоанализу уроков обусловлено и наличие многочисленных схем анализа урока, в которые творчески работающие педагоги вносят разнообразные изменения в соответствии с поставленными целями и задачами.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!