Требования к современному уроку по ФГОС
Основные требования ФГОС к современному преподаванию и моделирование занятия (по А.Н. Иоффе)
Подготовку к уроку А.Н. Иоффе предлагает начать с постановки проблемы и определения ожидаемых результатов занятия. Для этого он считает необходимым:
• аргументировать связь между ФГОС и методикой преподавания;
• выделить основные блоки в структуре занятия;
• отличать цель, задачи и ожидаемые результаты занятия;
• привести пример (не менее трех способов) мотивации учащихся в ходе занятия;
• называть характеристики пассивной, активной и интерактивной стратегий преподавания;
• отличать рефлексию от оценивания;
• планировать собственное занятие с учетом инвариантных и вариативных требований к его структуре.
Для решения этих задач, по его мнению, хорошо подходит блочная структура занятия (линейная модель).
I. Вводная часть занятия:
1. Организационный блок.
2. Мотивационный блок.
II. Основная часть занятия:
1. Информационный блок.
2. Аналитический (практический) блок.
III. Заключительная часть занятия:
1. Оценочный блок.
2. Рефлексивный блок.
Положительным в блочной структуре А.Н. Иоффе считает то, что в ней:
• нет жесткой последовательности элементов (наличие логики построения);
• организационный и мотивационный блоки пронизывают все пространство занятия;
• центральные блоки тесно взаимосвязаны друг с другом;
• каждый блок имеет потенциал вариативности (выбор, внесение корректив, дифференцированный подход).
При составлении плана урока Андрей Наумович предлагает обратить особое внимание на:
• конспект или сценарий занятия — последовательность этапов в текстовом формате (вводная часть, основная и итоговая);
• технологическую карту занятия — табличный формат с соотнесением этапа занятия с деятельностью учителя и учеников, результатов работы, форм отчета и контроля;
• интегрированный формат — текстовую и графическую информацию (приложения, ссылки, таблицы и т. д.).
Любой урок он предлагает начинать с организационного блока, который включает:
• краткое описание;
• план;
• целеполагание (цели, задачи, результаты);
• основные понятия (словарь занятия);
• инструкции и пояснения (задания);
• вводные слова (тезисное изложение);
• правила работы (нормы, процедуры, формы);
• ресурсное обеспечение (материалы, оборудование, иллюстрации и т. д.);
• конструирование пространства.
При формулировании целей урока, по его мнению, важно:
• понимание школьниками причинно-следственных связей при изучении вопросов... (вариант — понимание смысла реформ Петра Великого);
• приобретение учащимися опыта логического мышления при решении задач... (вариант — выработка логики при решении квадратных уравнений)',
• развитие самостоятельности учащихся при работе с...;
• воспитание уважения к историческому прошлому страны на примере...;
• формирование речевой культуры школьников через...;
• осознание учащимися важности или роли... (экологической культуры, грамматики и т. д.).
Задачи, которые при этом ставятся, должны:
• отражать процесс работы на каждом этапе занятия;
• иметь комплексный характер (включают систему заданий);
• отвечать на вопрос «что сделать?» и формулироваться через глаголы (объяснить, получить информацию, обобщить, узнать, сравнить, сопоставить, обсудить, приобрести опыт, использовать знания, оценить и т. д.);
• задачи учителя и учащихся сопоставимы, но не одинаковы;
• быть связаны с действиями для достижения целей;
• выстраиваться по последовательности их выполнения или по степени важности.
Ожидаемые (планируемые) учителем результаты:
• должны совпадать с целями и задачами:
• могут разделяться на предметные, метапредметные и личностные;
• соотносятся с компонентами знаний, умений, отношений и ценностных ориентиров;
• включают количественные и качественные показатели;
• имеют конкретный и проверяемый характер;
• формулируются от учащихся («В результате занятия учащиеся смогут...»);
• могут быть сформулированы и обсуждены вместе с учащимися.
Возвращение к планируемым результатам в конце занятия может быть проведено в ходе рефлексии.
В результате проведения занятия учащиеся должны уметь:
• давать определение понятиям (формулировать);
• называть не менее четырех характеристик явления;
• приводить не менее трех примеров по теме (событию);
• назвать не менее трех причин события;
• формулировать аргументы или контраргументы по вопросу;
• формулировать не менее трех вопросов разных видов по теме;
• составлять схему, заполнять сравнительную таблицу;
• раскрывать на примерах (показывать, объяснять);
• воспроизводить информацию;
• занимать определенную позицию или высказывать собственное мнение;
• делать выбор, формировать свое отношение к чему-либо.
Результатом организации занятия должны стать:
• выработка норм и правил взаимодействия;
• установление процедур, определение механизмов и создание комфортного образовательного пространства;
• умение видеть цели и формулировать задачи;
• ориентация в деятельности на ожидаемые результаты;
• планирование своих действий;
• ответственное отношение к деятельности (ответственность перед собой и окружающими);
• умения и навыки самостоятельности в образовании (самопознание и самообразование);
• понимание собственной образовательной траектории и потребностей;
• готовность к саморазвитию и самоопределению.
Очень важной для получения положительного результата на уроке, как отмечено в ФГОС, является мотивация учеников.
Для этого А. Н. Иоффе предлагает:
• рассмотрение ситуации или проведение опыта (с той или иной степенью детализации: реальная или выдуманная);
• использование зрительного образа (рисунок, график, карикатура, символ, фотография и т. д.);
• работа с понятием (смысловой ряд терминов, пропущенные слова, образ понятия, «лишнее» понятие);
• рассмотрение текстов или отрывков (межпредметные связи, определение проблемы, выделение идей, заглавие и т. д.);
• проведение игры (подготовленной или спонтанной);
• обсуждение высказываний (афоризмы, пословицы, мудрые мысли);
• отгадывание загадок и ответы на и проблемные вопросы (для индивидуальной работы или проведения мозгового штурма);
• изучение предметов материальной культуры и быта;
• нестандартное поведение (провокации, оригинальность);
• использование видео- и мультимедийных ресурсов.
А.Н. Иоффе предлагает хорошо зарекомендовавшие себя в педагогической практике последних лет способы получения и передачи информации.
Лекция - монолог, рассказ (но не следует пересказывать учебник).
Беседа — развернутые ответы на вопросы, рассуждения, пресс-конференции и т. д.
Работа с документом — индивидуальное чтение, анализ или групповое обсуждение, постановка вопросов и поиск ответов, выделение главного, формулирование выводов и т. д.
Обмен опытом (социальным и другим), в том числе и через проведение исследования.
Интернет-коммуникация — работа с электронной почтой, поисковыми сайтами, общение по скайпу, проведение видеоконференций, вебинаров.
Моделирование информации — представление данных в виде таблицы, графика, схемы, диаграммы, символических рисунков.
Видеосюжет — показ документального фильма, отрывка из художественного фильма, учебного фильма и т. д.
Наблюдение — экскурсия, посещение музея, фотоотчет ит. д.
При подготовке к уроку с использованием электронных презентаций А.Н. Иоффе рекомендует:
• отказаться от дублирования лекции (избегать перегрузки текстом);
• концентрировать внимание (избегать перенасыщенности анимацией);
• использовать доступный для восприятия материал (оптимальный шрифт 24, разное структурирование информации, ограниченное число слайдов — до 12 на занятие);
• соблюдать принципы иллюстративности и информационности (наличие изображений и содержательность);
• использовать разные формы представления информации (текст, таблицы, схемы, диаграммы, графики и т. д.);
• излагать материал последовательно и основательно (отказаться от беглого перелистывания слайдов);
• использовать спокойный фон слайда, ограничить использование анимации (опасность размывания внимания).
Результатом информирования на занятии для учеников, по мнению А.Н. Иоффе, должно стать:
• использование важных понятий и терминологии, событий, явлений и характеристик, связанных с учебной программой;
• получение (поиск) информации из разных источников и разными способами.
• отделение значимого от второстепенного, объективного от субъективного (фактов от мнений), правдивой информации от ложной;
• перевод информации из текстового формата в наглядно-символическую форму (таблицы, графики, схемы, диаграммы, карты и т. д.);
• коммуникация и сотрудничество в процессе взаимодействия по получению информации (с разными типами источников информации);
• широкий взгляд на обсуждаемые вопросы (видение разных позиций и теорий, подходов и мнений).
Аналитический (практический) блок
• Различные способы анализа информации (выстраивание причинно-следственных связей, выделение главного, рейтингование, оценивание, формулирование вопросов и т. д.).
• Обобщение.
• Обсуждение.
• Сравнение.
• Синтез.
• Выбор (отбор).
• Творчество (деятельность по созданию нового продукта: учебного, социального, творческого, исследовательского).
Результаты анализа и переработки информации
• Использование знаний в практическом применении (решение задач, выполнение лабораторных работ, анализ ситуаций и проблем и т. д.).
• Коммуникация и сотрудничество в процессе взаимодействия.
• Аргументирование собственной позиции.
• Уважение других точек зрения и позиций (толерантное отношение к различиям).
• Эффективное (целесообразное) использование имеющихся образовательных ресурсов.
• Сочетание индивидуальной и коллективной работы в образовательном процессе.
• Проектная деятельность.
• Владение основами методов и приемов исследовательской работы (проведения исследования).
Оценочный блок
• Оценка (формализованная — отметка, неформальная — поддержка или критика).
• Самооценка.
• Взаимооценивание.
• Экспертиза.
Общие принципы оценивания
• Индивидуальность (дифференцированность).
• Объективность (критериальность).
• Открытость (понятность процедуры, обсуждаемость).
• Результативность (целеполагание, ориентация на важные результаты).
• Конкретность (отказ от обобщений: «как всегда...», «никто не знает...» и т. д.).
• Тактичность (вежливость, деликатность).
• Мотивационная функция (оценка должна мотивировать учащихся).
Результаты оценивания на занятии
• Доброжелательность оценок.
• Конструктивность оценки (предложения по изменениям).
• Уважение человеческого достоинства и личностных особенностей.
• Развивающий и дифференцированный характер оценки (опора на индивидуальные достижения).
• Умение опираться на сформулированные и открытые для всех критерии оценивания (договоренность о критериях).
• Признание других точек зрения и позиций (толерантное отношение к различиям).
• Отделение оценивания результатов деятельности от оценок личности.
• Использование различных форм оценивания (в том числе самооценки и взаимооценивания).
Рефлексивный блок
• Отношение к произошедшему.
• Выделение трудностей.
• Присвоение опыта.
Результаты проведения рефлексии
• Соотнесение полученных результатов с поставленными целями, задачами и ожиданиями.
• Анализ норм и правил, внесение корректив и дополнений.
• Отделение значимого от второстепенного.
• Понимание собственной образовательной траектории и потребностей.
• Осознание своей идентичности.
• Видение путей для саморазвития и самоопределения.
• Уважение других точек зрения и позиций (толерантное отношение к различиям).
• Понимание ответственности за свои поступки (ответственность перед собой и окружающими).
• Признание ценностей, выработка собственных ценностных ориентиров и смысловых установок.
Таким разнообразием подходов к самоанализу уроков обусловлено и наличие многочисленных схем анализа урока, в которые творчески работающие педагоги вносят разнообразные изменения в соответствии с поставленными целями и задачами.
Нет комментариев. Ваш будет первым!