Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Педагогическая поддержка в развитии творческих способностей учащихся в ДПИ

Развитие творческих способностей школьников на занятиях в ДПИ
Педагогическая поддержка в развитии творческих способностей учащихся в ДПИ
(Из опыта работы)
Автор: Плотникова Антонина Владимировна, педагог дополнительного образования, МБУ ДО "ЦРТДиЮ" город Березовский Кемеровской области.
Материал адресован педагогам дополнительного образования.
Одной из актуальных проблем современности является потребность, не зависимо от сферы деятельности, в специалистах, способных творчески мыслить, искать нестандартные пути решения различных проблем, умеющих изобретать и выдвигать новые идеи.
В связи с этим, огромную важность приобретают вопросы воспитания такого рода личности. Творчество имеет большое значение для личностного развития человека в пору его детства, поэтому необходимо создание оптимальных условий для организации детского творчества с раннего возраста.
Система дополнительного образования, как никакая другая, предоставляет условия для организации детского творчества и, следовательно, для развития творческого потенциала детей. Здесь каждый ребенок может найти дело по душе, и по интересу. Какой бы направленности не были студии или объединения, работа их отталкивается от интереса к делу, развивает трудолюбие, без которого невозможно достичь результата, вместе с тем раскрывает и творческий потенциал ребенка.
Работая педагогом дополнительного образования и являясь руководителем творческого объединения «Художественная мастерская» стараюсь в процессе обучения познакомить детей как можно с большим количеством различных видов техник: бумагопластика, работа с тканью, декупаж, вязание спицами и крючком, плетение макраме и фриволите, лепка, работа с природным и бросовым материалом. Такое разнообразие позволяет сделать процесс обучения интересным и динамичным. Важно показать и рассказать детям, как с помощью несложных приемов можно изготовить замечательные вещи. Главное – желание, терпение, трудолюбие. Чтобы эффективно использовать технологию педагогической поддержки тщательно изучила теорию проблемы и механизм реализации. Кроме этого, регулярно пополняю свой педагогический арсенал различными приемами и методами педагогической поддержки, учусь их применять. Среди них: педагогическое наблюдение; размышления в парах и малых группах; «Ты-высказывание» и «Я-высказывание»; активное слушание (невербальная эмоциональная поддержка); проговаривание и т.п.
В ходе реализации программы выработаны интересные приемы мотивации к развитию детского творчества, стимулирования и поддержки интереса детей в процессе работы (изготовление сувениров и подарков для родных и близких; изготовление изделий на продажу на ярмарках; участие в международных и всероссийских конкурсах и фестивалях, где учащиеся занимают призовые места).
Успех ребенка во многом зависит от умения нас - педагогов организовать занятия. Нельзя ребенку отказывать, если он хочет чему-либо обучиться, надо уважать его личность, так как от природы все дети психологически разные, неповторимые. Задача педагога не только выявить творческие способности обучающихся детей, но и развивать их, подобрав индивидуальный подход к каждому ребенку, поддержать одаренных и талантливых детей, а также детей отстающих.
Очень помогает то, что в системе дополнительного образования мы общаемся с детьми неформально, часто ведем беседы на самые разные темы, которые волнуют детей. Они учатся решать различные, возникающие в процессе труда проблемы, творчески подходить к своему делу, вкладывая в свой труд душу. Очень важно создать эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечить его духовное развитие. Необходимо предоставить возможность каждому ребенку пережить радость творчества, испытать счастье и гордость за результаты своего труда.
Для того, чтобы занятия вызывали положительные эмоции, прикладывается много такта и терпения, умения понять ребенка, вовремя его поддержать, помочь, отметить его успехи.
Просмотр и анализ детских работ в конце занятий – очень важный этап для творческого развития ребенка и здесь необходимо тактично подойти к оценке вложенного труда каждого учащегося. Кого-то нужно похвалить, а кого-то поддержать за его неудачу, тем самым вызвать у него стремление выполнить следующую работу намного лучше.
Есть проблема, которую необходимо решать – в объединение дети приходят с разными уровнями подготовленности. Нам приходиться создавать атмосферу для успешного приспособления к условиям работы в творческом объединении. Учащиеся адаптируются, учатся быстро схватывать теоретический материал и применять на практике. В соответствии с возрастными особенностями детей присутствует соревновательный характер деятельности, что стимулирует к поиску изюминок в изготовлении изделий и экспонатов. Они принимают участие во Всероссийских и Международных конкурсах, выставках и фестивалях, где имеют положительные результаты, что подтверждают дипломы и грамоты. Сравнительный анализ участия показал, что у детей есть заинтересованность принимать участие в конкурсах (2012год–36 человек, 2014 – 53 человека) и иметь хорошие результаты.
В нашем творческом коллективе существует атмосфера взаимопонимания, взаимной поддержки, где никто не боится высказать личное мнение, каждый имеет право на заблуждения и ошибки. При этом учащиеся осознают, что любой его поступок затрагивает интересы окружающих и, следовательно, нет места вседозволенности. Творчество возникает тогда, когда сняты определенные барьеры (внешние и внутренние), и то, что «звенит и светится» внутри человека, свободно, как песня, выходит во внешний мир.
Резюмируя предшествующие рассуждения, можно сказать, что очень важно поддержать и направить ребенка на потребность мыслить, узнавать, постигать, изумляться. Создание красоты требует огромных усилий, напряжения ума и сердца. Все это дает возможность выбора, поиска, проявления ребенком своей индивидуальности, своих интересов. Только интерес позволяет ребенку заниматься каким-то делом достаточно долго, не утомляясь при этом.
Таким образом, занятия по декоративно – прикладному искусству являются стартовой площадкой для формирования творчества учащихся, помогают детям реализовать свои задуманные творческие проекты с помощью педагога. Постепенно из маленького человека вырастает творческая личность, способная созидать.
В заключении, хочется отметить, что правильно организованная педагогическая поддержка творческих способностей учащихся приводит к рождению личностей, так необходимых нашему обществу, а именно способных творчески мыслить, искать нестандартные пути решения различных проблем.
Литература
1. Львова, Г.А. Развитие трудолюбия на занятиях по декоративно - прикладному творчеству [Текст]/Г.А.Львова//Дополнительное образование и воспитание.- 2009. - №2.– С.6-12.
2. Майорова, Н.Г. Воспитание творческой личности [Текст]/Н.Г.Майорова//
Дополнительное образование и воспитание.- 2009.- №11. – С.3-8.
3. Слободчиков, В.И. Психология человека [Текст]/ В.И.Слободчиков,
Е.И.Исаев//. - М., 1995.- 353с.
4.Материалы сайтов интернета

Рекомендуем посмотреть:

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы Развитие творческих способностей младших школьников на внеклассных занятиях по изодеятельности
Мастер - класс "Ваза - салфетка" трансформер своими руками пошагово с фото | Выжигание по ткани. Мастер-класс для начинающих
Опубликовано: 3185 дней назад (13 февраля 2016)
Просмотров: 3629
+6
Голосов: 6
Комментарии (5)
Елена Юрьевна Деришева # 15 февраля 2016 в 06:52 +2
Антонина Владимировна примите голос. Успехов в работе.
Антонина Владимировна Плотникова # 15 февраля 2016 в 17:43 +2
Елена Юрьевна, большое спасибо!
Альбина Анатольевна Печникова # 15 марта 2016 в 19:35 +4
Хорошая работа,Антонина Владимировна!Бесспорно,ваш опыт работы многим пригодится! Беру себе в закладки тоже! Спасибо большое! +2 v
Тамара Александровна Новичкова # 16 марта 2016 в 20:24 +2
Антонина Юрьевна, здравствуйте! Ваша публикация для меня большая находка. С интересом прочитала весь материал от начала до конца. Мне, как педагогу дополнительного образования, эта тема очень близка. Ваш опыт работы достойно описан и чувствуется, что в вашем творческом объединении «Художественная мастерская» ведётся большая работа с детьми. Вы развиваете творческие способности детей, помогаете им реализовать свои возможности. Спасибо, вам, за публикацию и с вашего позволения взять на заметку. +1
Евдокия Ивановна Киселева # 27 марта 2016 в 18:14 +1
Добрый вечер! Зашла к Вам на страничку и прочла материала. Хочу отметить, что он очень актуален, поучительный и я думаю, многим будет в помощь. Спасибо огромное! Принимайте голос!