Развитие творческих способностей младших школьников на внеклассных занятиях по изодеятельности
Из опыта работы воспитателя. Развитие творческих способностей младших школьников на внеклассных занятиях по изодеятельности
Автор: Бестик Ирина Викторовна, воспитатель КГУ «Областная специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с нарушениями слуха», Республика Казахстан, СКО, г. Петропавловск.
Описание: данный материал из опыта работы воспитателя будет полезен учителям и воспитателям начального звена, а так же педагогам дополнительного образования, познакомит педагогов со способами эффективной и целенаправленной работы по развитию творческих способностей младших школьников на внеклассных занятиях по изодеятельности.
Цель: исследование развития творческих способностей младших школьников на внеклассных занятиях по изодеятельности с помощью нетрадиционных техник рисования и декоративно-прикладного творчества.
Задачи:
- обобщить опыт по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста в практической деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования;
- создать оптимальные условия для развития творческих способностей младших школьников на внеклассных занятиях по изодеятельности;
- провести исследование по развитию творческих способностей младших школьников с помощью анкетирования и тестирования по методике Паля Торренса.
Исследователями доказано, что хороший уровень развития интеллекта учащихся в старших классах напрямую связан с развитием их творческих способностей в младшем звене, поэтому развитие творческих способностей учащихся младшего школьного возраста является одной из важнейших педагогических задач обучения и воспитания для педагогов, занимающихся творческой деятельностью.
Для организации более эффективной работы по развитию творческих способностей учащихся младшего школьного возраста и доказательства необходимости работы в этом направлении необходимо определить уровень сформированности творческих способностей в экспериментальной группе.
Для определения уровня развития творческих способностей на начальном этапе учащимся экспериментальной группы были предложены вопросы анкеты. При этом метод анкетирования использовался в сочетании с методом интервью.
Анкета:
1. Любите ли вы рисовать?
2. Нравится ли вам, как вы рисуете?
3. Хотели бы вы научиться рисовать лучше?
4. Нравится ли вам посещать художественные выставки?
5. Нравятся ли вам внеклассные занятия по изодеятельности?
Кроме того, было проведено тестирование учащихся экспериментальной группы по определению уровня развития творческих способностей на основе диагностики креативности. Нами для определения уровня творческих способностей был взят только фактор беглости ответов двух тестов Паля Торренса: «Завершение фигуры» и «Повторяющиеся линии», потому что данный фактор характеризует творческие способности человека.
Данные, полученные на этапе констатации, говорят о необходимости целенаправленного педагогического влияния на процесс развития творческих способностей младших школьников и повышения интереса учащихся к рисованию.
Для развития интереса и творческих способностей детей на своих внеклассных занятиях по изодеятельности мы используем следующие нетрадиционные техники рисования и виды декоративно-прикладного творчества: печатание листьями, метод тычка (пуантилизм), пластилинография, бумагопластика.
Печатание листьями
Одной из интересных и необычных техник рисования для младших школьников является «печатание листьями». Дети любят гулять по осеннему парку и собирать красивые разноцветные листья деревьев, кустарников, растений, с помощью которых потом можно рисовать удивительные картины природы различных времен года. Эту нетрадиционную технику рисования можно отнести к технике штамповки, но она требует от детей большей аккуратности и координации движений.
Эта очень необычная техника рисования обязательно заинтересует детей младшего школьного возраста. К тому же эта деятельность развивает мелкую моторику, фантазию и мышление детей. Дети достаточно хорошо владеют этим методом, даже те, кто плохо рисует красками. На сухой лист наносят одну или несколько красок (лучше гуашь), прижимают лист к бумаге рисунка и получается отпечаток, но предварительно нужно обязательно продумать композицию своего рисунка. Недостающие детали дорисовываются кистью или фломастерами.
Эту нетрадиционную технику рисования мы использовали на внеклассных занятиях по изодеятельности: «Осенний лес», «Аквариум с рыбками», «Ваза с цветами», «Зимний лес».
Метод тычка (пуантилизм)
Другой интересный вариант нетрадиционного рисования, который мы используем на своих внеклассных занятиях по изодеятельности – «метод тычка» (пуантилизм). Для этого метода достаточно взять ватную палочку или жёсткую кисть. Опускаем в краску или гуашь и точными движениями делаем тычки на альбомном листе, просто заполняя части рисунка точками нужного цвета. Палочки или кисть будут оставлять чёткий, яркий отпечаток.
Рисовать в этой технике не обязательно именно ватной палочкой и гуашью. Можно рисовать и фломастерами, и ручками, и цветными маркерами. Как показала практика, детям нравится так рисовать, младшие школьники достаточно хорошо владеют данным способом. С помощью этой техники можно рисовать пушистых животных, густой лес, нарядные цветы, украшать предметы одежды. Такие работы детей всегда радуют учащихся и родителей, потому что выполненные в этой технике работы получаются выразительными и красочными. «Метод тычка» мы использовали на внеклассных занятиях: «Осенние листья», «Цветок», «Цветочное панно», «Рукавички».
Пластилинография
Пластилинография - это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных) изображений на горизонтальной поверхности. «Пластилин» - это материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла, а «графия» обозначает создание, изображение. Рисование пластилином - замечательный по своим возможностям вид нетрадиционной изобразительной деятельности. Он позволяет ребенку освоить объем, сделать картинку рельефной и за счет этого более выразительной и живой. Регулярная работа с пластилином позволяет младшим школьникам создавать более сложные композиции с помощью разнообразных и комплексных приёмов. На своих внеклассных занятиях по изодеятельности мы используем разные виды пластилинографии: прямая, витражная, контурная и модульная пластилинографии.
Эту нетрадиционную технику рисования пластилином мы использовали на внеклассных занятиях при подготовке к Новому году для изготовления ёлочных игрушек: «Дед Мороз» и «Снегурочка» к школьному конкурсу, использовали и при изготовлении новогодних подарков для родителей «Дед Мороз с елочкой» и «Снегирь на ветке».
Мы никогда не выбрасываем старый смешанный пластилин, так как его можно использовать для создания объемных картин. Отдельные части работы заполняются пластилином для придания объема, затем покрываются зубной пастой и после высыхания покрываются гуашью или красками. Такие работы получаются более яркими и красочными. Такой нетрадиционный способ работы мы использовали на занятиях «Цветок», «Ваза».
Бумагопластика
Бумагопластика — это изготовление объемных предметов из бумаги. Существуют самые различные виды бумагопластики: оригами, торцевание, квиллинг, работа с гофрированной бумагой и многие другие. Все эти виды бумагопластики широко используются воспитателями на внеклассных занятиях по изодеятельности. При работе с бумагой у детей развивает глазомер, совершенствуется мелкая моторика рук, концентрируется внимания, развиваются творческие способности. На своих занятиях мы чаще используем такие виды бумагопластики, как объемная аппликация, торцевание, айрис фолдинг, квиллинг, оригами, скрапбукинг, коллаж.
Объемная аппликация – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. Этот вид деятельности близок любому ребенку, поэтому в своей работе мы чаще используем этот вид бумагопластики. Данную технику работы мы использовали при изготовлении поздравительных открыток к праздникам: ко Дню учителя, к Международному женскому дню, ко Дню Победы. Так же к этим праздникам на внеклассных занятиях мы изготавливаем подарки для мам учащихся и педагогов.
Использовали технику объемной аппликации мы и на внеклассных занятиях, посвященных весенней тематике: «Венок дружбы», «Весёлые воронята», «Весна пришла», «Птица».
Не менее интересными получаются работы младших школьников в других видах бумагопластики: торцевание, айрис фолдинг, квиллинг, оригами, скрапбукинг, коллаж. В прошлом учебном году были проведены следующие внеклассные занятия по изодеятельности с использованием различных видов декоративно-прикладного творчества: в технике «Айрис фолдинг» - «Поздравительная открытка ко Дню учителя», «Новогодняя елка», в технике «Квиллинг» - «Ветка рябины», «Насекомые», «Цветок», в технике «Оригами» - «Снежная елка», «Дед Мороз», «Собака и кошка», в технике «Торцевания» - «Бабочка», «Одуванчик», «Овечка», в технике «Скрапбукинг» - «Поздравительная открытка». В технике «Коллаж» мы украсили спальни к праздникам (Новый год, Наурыз мейрамы), выполнив основные элементы декора на внеклассном занятии, сделали коллаж по ПДД в рамках месячника безопасности дорожного движения и к декаде по экологии «Я – хозяин на планете».
Использование этих видов бумагопластики на внеклассных занятиях по изодеятельности так же способствует повышению интереса к художественной деятельности и развитию творческих способностей младших школьников.
После формирующего эксперимента нами было проведено повторное анкетирование и тестирование учащихся. В конце учебного года детям были снова предложены вопросы анкеты, и была проведена повторная диагностика уровня креативности по методике П. Торренса.
Данные повторного анкетирования показали, что после внеклассных занятий по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник рисования и материалов для творчества, а так же использование различных видов декоративно-прикладного творчества заметно выросло количество положительных ответов и снизилось количество отрицательных.
Было проведено и повторное тестирование, с целью проследить динамику развития творческих способностей учащихся на основе диагностики уровня креативности по П. Торренсу.
Целенаправленная и системная работа по развитию творческих способностей младших школьников на внеклассных занятиях по изодеятельсти с использованием нетрадиционных техник рисования и разнообразных видов декоративно-прикладного творчества обеспечивает положительные результаты.
Это позволяет сделать выводы о том, что такие внеклассные занятия по изодеятельности повышают интерес младших школьников к художественной деятельности, развивают мелкую моторику, усидчивость, творческое воображение и фантазию у детей, способствуют развитию индивидуальных способностей детей.
Положительным результатом своей работы считаю участие и победы детей в творческих конкурсах, в выставках декоративно-прикладного искусства различного уровня. В новом учебном году 3 учащихся стали посещать художественный лицей и один раз в неделю весь класс занимается декоративно-прикладным творчеством в ГККП «Станция юных натуралистов».
Достижения детей за 2014-2015 учебный год.
В рамках школы-интерната:
• Выставка поделок «Дары осени» (I место)
• Выставка поделок «Дары осени» (грамота за активное участие)
• Конкурс рисунков «Мое счастливое детство» (II место)
• Конкурс «Новогодний праздник» (благодарность за активное участие)
• Конкурс «Новогоднее украшение спальни» (I место)
• Конкурс «Новогодняя елочная игрушка» (Тулегенов Н. «Новогоднее панно «Снегирь» II место)
• Конкурс «Открытка на 8 марта» (I место)
• Конкурс «Лучшее украшение спальни к празднику Наурыз» (сертификат победителя)
На областном уровне:
• Областной конкурс, посвященный Международному Дню птиц (поощрительная грамота за оригинальную работу)
На международном уровне:
• Участие во Всероссийском творческом конкурсе «Краски осени» на Международном детском развивающем портале «Кладовая развлечений» (сертификат за активное участие)
• Участие во Всероссийском творческом конкурсе «Бумажная симфония» на сайте ped- kopilka.ru «Учебно-методический кабинет» (сертификат за активное участие)
• Участие во Всероссийском творческом конкурсе «Новогодняя кладовая 2015» на Международном детском развивающем портале «Кладовая развлечений» (сертификат за активное участие, диплом III степени)
• Участие во Всероссийском творческом конкурсе «Зимний калейдоскоп 2015» на Международном образовательном портале «Кладовая развлечений» (сертификат за активное участие)
• Участие в Международном творческом конкурсе «Весенний марафон 2015» на Международном образовательном портале «Кладовая развлечений» (сертификат за активное участие, диплом III степени)
• Участие в Международном творческом конкурсе «Весенняя капель» на Международном образовательном сайте «Учебно-методический кабинет» (сертификат за активное участие, диплом III степени)
• Участие в Международном дистанционном конкурсе «Наша Великая Победа!» (сертификат за активное участие, диплом I степени)
• Участие в 5 Международном творческом конкурсе «Мастерилкино» на сайте Международных творческих конкурсов «Мастерилкино» (диплом I место, диплом II место, диплом II место, диплом III место)
• Участие в Международном творческом конкурсе для детей и педагогов «Парад цветов» на международном интернет-портале «ПроКонкурсы. ру» (диплом I место, диплом I место, диплом лауреата I степени)
• Участие в Международном интернет-конкурсе «Мир цветов таинственный и нежный», организованного Центром психолого-педагогических технологий «Со-Творение» (диплом победителя)
• Участие в Международном интернет-конкурсе «Родина моя… Какая она?», организованного Центром психолого-педагогических технологий «Со-Творение» (диплом лауреата I степени)
• Участие в Международном рукодельном интернет-конкурсе «Природные поделки» на Общеобразовательном портале «Мастерклассы.ру» (сертификат участника)
Опыт представляю следующими материалами:
• система работы;
• открытые занятия для членов методического объединения воспитателей и для коллег со станции юных натуралистов (2015 г);
• публикации методических разработок внеклассных занятий по изодеятельности на международных образовательных сайтах (2014 - 2015 гг.);
• участие во Всероссийских и Международных творческих конкурсах для педагогов и детей на международных образовательных сайтах (2014-2015 гг.);
• методические разработки внеклассных занятий по изодеятельности для методического кабинета;
• разработка тематического планирования воспитательной работы по эстетическому воспитанию для подготовительного и 1-4 классов.
Презентация на тему: Развитие творческих способностей младших школьников на внеклассных занятиях по изодеятельности
Рекомендуем посмотреть:
Экспериментирование в детском саду Инклюзивное обучение в детском саду посредством игры Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы Педагогическая поддержка в развитии творческих способностей учащихся в ДПИУчастник №131 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 сентября по 15 декабря 2015 года
← Интеллектуальная игра по математике для 5 класса с презентацией | Интеллектуальная викторина с ответами и презентацией для 5 класса по теме: Ветер →
Автор: Ирина Викторовна Бестик
Опубликовано: 3312 дней назад (1 декабря 2015)
Просмотров: 14011
Рубрика: Без рубрики
|
+12↑ Голосов: 12 |
Комментарии (7)
|
|
|
|
|
|
|
||
|