Активизация учащихся через игровую деятельность на уроках русского языка
Из опыта работы учителя русского языка. Активизация учащихся через игровую деятельность.
Данный материал предназначен как для учителей, также и для родителей. Подобранные игровые блоки предпочтительны для учащихся младшего и среднего звена. Материал поможет педагогам при изучении русского языка. Цель данной работы при помощи подобранных игр и тренингов развить не только устную, но и письменную речь учащегося.
Задача: использование нетрадиционных, инновационных методов и приемов в совершенствовании учебного процесса
Приобретать знания- храбрость
Преумножить их- мудрость, а умело
Применять - высшее искусство.
Восточная мудрость
Перед учителем национальных школ стоит непростая задача в обучении учащихся русскому языку: среди множества существующих способов обучения необходимо выбрать те, которые наиболее эффективны для нынешнего дня, те, которые помогут нашим учащимся добиться весомых результатов. Традиционные методы обучения стали менее эффективными. Традиционные уроки рассчитаны на учеников среднего уровня, поэтому слабым учащимся обычно недостаточно времени на осмысление предлагаемого материала, а более сильным не хватает сложности и творчества, отвечающих их возможностям. Для того чтобы добиться понимания важности предмета, необходимо совершенствовать учебный процесс, быть в поиске нетрадиционных, инновационных приемов и сочетать их с традиционными формами и методами обучения.
Полилингвальные, с языковым мировоззрением компетентные личности, способные эффективно общаться на государственном, русском, английском языках,- веление времени. Но для достижения всего этого перед педагогом русского языка возникает целый ряд сложностей: отсутствие круга общения, что сказывается на плохом произношении и непонимании собеседника, отсутствие контингента носителей русского языка, отсутствие необходимого окружения.
Из опыта работы обучения и воспитания языковой личности, компетентных носителей языка и речи пришла к выводу: изучение языков в полиэтническом коллективе на основе игровых тренингов облегчает путь получения знаний, помогает полнее видеть картину мира.
Действенным средством активизации учащихся является игровая деятельность.
Мною были переработаны и созданы игровые блоки. К игровым методам работы относятся как ролевые и деловые формы, так и отдельные элементы познавательной игровой деятельности.
Игровые блоки:
-теоретический блок;
-конструированно- схематичический блок;
-ролевой блок;
- занимательный блок;
- фольклорный блок;
- этнокультуроведческий блок или билингвальный;
Успех деятельности учителя, эффективность урока во многом зависят именно от эмоциональной атмосферы в классе. Где нет эмоционального начала, умственная деятельность резко снижается.
В теоретическом блоке мотивы учебной деятельности воспитываются с одной стороны, увлекательным материалом, с другой - материалом серьезным, наилучшие результаты достигаются тогда, когда на уроке серьезное становится увлекательным.
«Лучший переводчик», «На одну букву», «Кто быстрее?», «Одним словом», «Молчанка».
Игра «Молчанка» была разработана мной. Её можно проводить как в начальных, так и в старших классах, усложняя задачу по мере способностей учащихся. Вы указываете на предметы, присутствующие в кабинете, учащиеся называют их и наоборот, вы называете предмет, учащиеся указывают на них. В старших классах задания можно усложнить, попросив учащихся подобрать к каждому слову подходящее по смыслу зависимое слово. При помощи этого тренинга мы создаем условия для познавательной активности учащихся они учатся умению «видеть» структуру слова смысл его морфем.
Конструированно- схематический блок.
Этот блок обеспечит восприятие и первичное запоминание изучаемого материала, развивается аналитическое мышление, познавательная активность, умение действовать самостоятельно, умение работать в нужном темпе.
«Уберите кляксу», «Чудо колесо », «Математический бум», «Чудесные квадраты», «Перекрестки».
«Математический бум». Прочитай слова по горизонтали и данное предложение.
Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеёнку.
Ролевой блок.
Преимущество ролевой игры перед другими коммуникативными упражнениями заключается в том, что она предполагает подражание действительности в ее наиболее существенных чертах, усиление личной сопричастности ко всему происходящему.
«Напутал», «Двумя словами», «Спрятавшееся слово», «Подарок».
«Подарок».
В этом психологическом тренинге учащиеся должны суметь ассоциативно объяснить изображенный рисунок на картинке, в то время как другие учащиеся должны угадать, о каком предмете идет речь. Тренинг развивает логическое и творческое мышление, воспитывает познавательный интерес к языку, развивает культуру восприятия коммуникативных действий партнера по общению. Например: зонт. Ученик должен продемонстрировать как и в какое время года используется данный предмет, при затруднении ученик дает более весомую подсказку.
Занимательный блок. Применение следующих необычных заданий вызывает у учащихся удивление в начале их выполнения, радость в процессе работы, удовольствие при виде ее результатов, пробуждая интерес не только к изучаемым вопросам, но и к русскому языку как учебному предмету.
«Игра деда Буквоеда», «Собери урожай», «Подари букет», «Замкнутый круг», «Пирамида», «Чемпион среди имен», «Превращение», «Лесенка слов» и т.д.
«Замкнутый круг». Ученику дается одно слово, он должен придумать новые слова на последний слог первого слова. Цепочку слов надо продолжить до десяти слов. Например: ручка- капуста- тарелка – калитка- косуля- лягушка- караван- ванна – набат- батрак. Этот вид тренинга развивает навыки правописания, закрепляет почерк, обогащает словарный запас учащихся.
«Пирамида».
Групповая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства, поскольку она предлагает участие группы учащихся, которые должны слаженно взаимодействовать, помогать друг другу.
Учащиеся делятся на команды, перед ними рисунки пирамид. Пирамиды разделены на секторы. В верхнем секторе задается буква. Задача учащихся заполнить секторы словами, начинающимися с этой буквы. Второй сектор из двух букв, третий из трех и т.д.
Этот тренинг улучшает навыки правописания, развивает коммуникативные способности, развивает речевую и мыслительную деятельность.
Фольклорный блок.
В этом блоке активизируется познавательная деятельность учащихся, развиваются интеллектуальные способности, творческое мышление. «Парад пословиц», «Спор знаков препинаний», «Я дружу с чистоговоркой», «Смешарики в стране Сказок», «Стишки и четверостишия».
Неотъемлемой частью языковой культуры являются детские стишки и четверостишия. После ознакомления определенным учебным материалом, учащимся предлагается на закрепление написать стишок с новыми словами. Но даже такие легкие задания вызывают затруднения у наших учащихся. Работа с таким материалом расширяет языковую и культурную картину мира школьников, они быстрее постигают лексические конструкции, фразеологические обороты.
Например: Тема урока «Глагол»
Слова действия перед вами
Не соскучишься ты с нами
Будем мы играть, плясать,
Прыгать, бегать и скакать,
Думать, мыслить и писать.
Ты глаголы подсчитай
А не знаешь вылетай.
«Я дружу с чистоговоркой». Интересна игра для начальных классов. По условиям игры нужно придумать фразы c приведенными звукосочетаниями. Игру можно проводить при изучении фонетики со всеми согласными звуками. Например:
Ра-ра- ра -начинается игра.
Ро - ро - ро - на полу стоит ведро.
Билингвальный блок. Изучение другого языка в современных условиях должно рассматриваться как знакомство с иной культурой иным менталитетом. Такой подход целесообразен и в изучении родного языка, так как подразумевает сознательное, ценностное отношение к родному языку, предполагает знакомство с фактами из истории языка, учет контактов родного языка с другими языками, анализ современных тенденций его развития.
В наш век, век технологии, современный человек должен владеть тремя языками обязательно и для того, чтобы определить нужно ли нам знание трех языков используйте метод дискуссионной карты.
Нужно ли нам знание трех языков?
ДА НЕТ ВЫВОДЫ
(1 группа) (2 группа) (3 группа «Наблюдатель»)
«Лучший переводчик», «Чудесные квадраты», «Метаграммы», «Заполни клетку» «Выпишите буквы».
«Лучший переводчик»
Учащимся предлагаются фразеологизмы на родном языке, которым необходимо подобрать аналоги на русском языке.
Рекомендуем посмотреть:
Интерактивные формы обучения на уроках русского языка и литературы Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы Из опыта работы учителя русского языка Развитие монологической речи у школьниковПохожие статьи:
Опубликовано: 3228 дней назад (21 января 2016)
Просмотров: 2231
Рубрика: Научные и исследовательские работы
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!