Словесные игры для детей 9-10-11 лет
Интересные игры со словами и буквами для детей
Сквозная буква
Ведущий вместе с игроками договаривается, какую букву считать сквозной, например: л, о или р.
Потом каждый пишет на листке одно под другим слова (имена существительные), состоящие из пяти букв. Во всех словах сквозная буква должна занимать третье место. Например: игра продолжается 3—5 минут; кто подберет наибольшее число слов, тот и выигрывает.
Можно писать слова из семи букв и четвертую букву считать сквозной. При этом условии задача играющих становится более сложной.
балет |
пароход |
патриот |
силос |
газолин |
сторона |
пилот |
воронка |
доброта |
булка |
скворец |
оборона |
шалун |
резонер |
прирост |
галка |
стройка |
антракт |
колба |
находка |
сборник |
вилка |
коробок |
старуха |
полет |
колодец |
сверчок |
телка |
полость |
квартет |
Степень трудности этой игры зависит от того, какая буква является сквозной.
Весь алфавит
Все играющие садятся за стол и берут по листку бумаги. Каждый участник игры пишет по вертикали русский алфавит. Выигрывает тот, кто быстрее других напишет 33 слова из пяти букв с таким условием, чтобы третьи буквы слов составили полный алфавит. Например:
шпала
кабан
завод
загон
задор
поезд и т. д.
Словесный бой
Играют двое, сидя за столом друг против друга. Каждый чертит на бумаге в клетку два игровых поля в виде квадратов размером примерно 10x10 клеток. Между игровыми полями ставится какой-либо предмет так, чтобы он не давал возможности видеть поле соперника (книга, дощечка и т. п.). Каждый участник игры пишет на своем игровом поле одно слово из пяти букв, два — из четырех и три — из трех. Слова располагаются по клеткам вертикально или горизонтально (при этом могут перекрещиваться между собой, если у них есть общая буква).
Каждый играющий по очереди «стреляет» один- два раза (по договоренности), называя место-клетку, где, как он предполагает, написана буква какого-либо слова.
Например: Б-5, В-4 и т. п. Свою «стрельбу» он отмечает на правом игровом поле; если не попал, ставит крестик, чтобы не «стрелять» больше по этим клеткам.
Если нападающий попал в занятую клетку, его противник должен назвать обнаруженную букву. В этом случае у нападавшего еще один ход.
Свое поле
КОНТРОЛЬНОЕ ПОЛЕ ПРОТИВНИКА
Побеждает тот, кто первым разгадает все шесть слов противника.
Телеграмма
Ведущий называет какое-нибудь слово, в котором не должно быть букв и, ы, ь, ъ. Задача каждого играющего — в течение 3—5 минут придумать телеграмму, в которой каждое слово начинается с одной из букв названного слова, т. е. первое слово — с первой буквы, второе — со второй, третье — с третьей и т. д.
Например: ведущий произносит слово каприз, телеграмма может быть, к примеру, такой: «Кактусы Аэрофлотом привезут родственники Ирины. Зина».
Ведущий может усложнить игру, задавая не только слова, но и называя адресата, т. е. кому телеграмма предназначена. Например:
поздравительная (другу, бабушке, родственникам, ветерану труда, молодым рабочим, новоселам ит. д.);
деловая (морякам дальнего плавания, директору школы, главе администрации, начальнику вокзала, директору банно-прачечного комбината и т. д.).
Побеждает игрок, придумавший нестандартный и остроумный текст.
Придумай продолжение
Каждый участник получает листок бумаги с началом текста сказки. Этот текст ведущий готовит заранее. Условие: в течение 10 минут придумать и написать продолжение. Когда истечет отпущенное на задание время, ведущий собирает листки и зачитывает вслух придуманные сказки.
Выигравшим считают того, кто, по общему мнению, справился с заданием наиболее удачно.
Написанные ниже образцы начала сказочных историй помогут ведущему в подготовке к этому игровому соревнованию.
«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич. Позвал однажды царь сыновей и говорит им:
— Дети мои милые! Вы теперь все в возрасте, пора вам и о невестах подумать!
— За кого же нам, батюшка, посвататься?»
«В очень известном и большом городе жил царь- вдовец. У царя была дочь-невеста. Царевна далеко славилась и лицом, и умом, и потому многие весьма хорошие люди желали сосватать ее. Среди этих женихов были князья, воеводы и гости торговые...»
«Жила-была королева, и судил ей так Господь Бог, что детей у нее не было. И она ходила каждое утро в сад и молила Бога, чтоб послал он ей сына или дочь. И вот однажды она услышала голос...»
«Жил-был на свете колдун. Обернулся он нищим и стал по домам ходить, милостыню просить. И хватал он красивых девушек. Никто не знал, куда колдун их уносит, так как с той поры никто их больше нигде не видел. И вот однажды подошел он к дому одного человека, у которого были три красивые дочери...»
«Жил-был когда-то королевич. Захотелось ему поездить по белу свету. Взял он с собой в дорогу только одного верного слугу. Однажды попал королевич в дремучий лес. Стало уже смеркаться, и не мог он нигде найти себе ночлега. Вдруг он увидел...»
«В те времена, когда заговоры еще действовали, был один королевич заколдован злой ведьмой: он должен был сидеть в большой железной печи в лесу. Так провел он в ней долгие-долгие годы, и никто не мог его расколдовать. И вот однажды...»
«Несколько веков назад жил в своем домике у самого храма один монах. Дом был старый и однажды совсем развалился. Тогда пошел монах в храм и стал молить Бога...»
«Жил-был солдат, служил он верой и правдой королю многие годы. Но кончилась война, и солдат, получив много ран, служить больше не мог. Вот и говорит ему король...»
«Вызов» и «отзыв»
Играют двое. На листке бумаги они чертят два столбца и делят каждый из них на одинаковое число клеток (не менее десяти). Тот, кто по жребию начинает игру, делает «вызов», т. е. произносит какое- либо географическое название (города, реки, моря, озера, острова, горы или горного хребта и т. п.) и после этого считает до десяти.
Раньше, чем закончится счет, второй играющий должен сказать «отзыв» —другое географическое название, начинающееся с той же самой буквы. Если играющий не сделает этого вовремя, то его противник ставит в верхней клетке своего листка крестик и повторяет «вызов», говоря название, начинающееся с какой-либо другой буквы. Если же играющий дает «отзыв» своевременно, то право делать «вызов» переходит к нему.
Каждый раз, когда один из участников игры опоздает дать «отзыв» или повторит название, уже сказанное раньше, он теряет право сделать очередной « вызов», а его противник ставит крестик в своем столбике.
Выигрывает тот, у кого раньше все клетки будут заполнены крестиками. В этой игре можно использовать не только географические названия, но и другие темы. Просить называть, к примеру, фамилии писателей, поэтов, ученых, полководцев, исторических деятелей, артистов, композиторов и т. д.
Игру по желанию нетрудно изменить. Например, она может иметь литературное содержание. Тогда «вызов» будет заключаться в том, что играющий называет какой-либо известный роман или повесть. В виде «отзыва» другой играющий должен сказать фамилии или имена героев того произведения, которое названо. Например, один участник игры называет роман «Три мушкетера», другой дает «отзыв» и говорит: «Атос, Портос, Арамис и д'Артаньян» или «Мастер и Маргарита» — «Воланд, Кот Бегемот, Иван Бездомный, Иешуа Га-Ноцри, Понтий Пилат», «Мертвые души» — «Чичиков, Ноздрев, Собакевич, Коробочка», «20 ООО лье подводой» — «капитан Немо, Пьер Аронакс, Консель, Нед Ленд».
Страноведы
Для участия в этой игре требуются знания в области географии, истории, литературы и т. д.
Каждый участник берет по листку бумаги и пишет десять определений. Например:
1. Город.
2. Река.
3. Гора.
4. Животное.
5. Промышленность.
6. Историческое событие.
7. Ученый.
8. Писатель.
9. Деятель искусства.
10. Открытие или изобретение.
За каждое правильное название дается два очка. Допустим, что первой страной в этой игре выбрали Францию. Каждый старается в течение пяти минут написать ответы на эти 10 вопросов. Если название у кого-либо из играющих повторится, то участники получают не два, а по одному очку. Например, у одного играющего получились следующие названия:
1. Марсель.
2. Сена.
3. Альпы.
4. Мул.
5. Виноделие.
6. Ватерлоо.
7. Жак Ив Кусто.
8. Оноре Бальзак.
9. Тулуз Лотрек.
10. Акваланг.
У другого участника свой вариант ответа:
1. Лион.
2. Рона.
3. Монблан.
4. Бобер.
5. Парфюмерия (духи).
6. Парижская коммуна.
7. Ален Бомбар.
8. Жан Батист Люлли.
9. Родэн.
10. Радий.
Эта игра проводится по трем—пяти странам. Можно условиться играть на скорость. Как только один из играющих полностью ответил на все 10 вопросов, все перестают писать. Ведущий собирает листки и подсчитывает результаты. Кто сумел набрать больше очков, тот и выиграл.
С одной буквы
Эта игра — разновидность игры «Страноведы». Каждый участник, вооружившись карандашом и листком бумаги, под диктовку ведущего записывает следующие определения:
Писатель (поэт или драматург) —
Художник —
Композитор —
Город —
Река —
Цветок —
Роман (или повесть ) —
Рыба —
Птица —
Животное —
Насекомое —
Растение —
Пословица —
Строка стихотворения —
После этого ведущий называет букву (например, п), и каждый играющий должен заполнить столбик: написать фамилию писателя, художника, композитора, название города, реки, цветка, романа и т. д. на п. Например:
Пришвин
Пикассо
Пахмутова
Париж
Печора
Подснежник
Похождения Чичикова, или Мертвые души
Пескарь
Павлин
Панда
Паук
Пальма
Правда в огне не горит и в воде не тонет.
Послушайте! Ведь если звезды зажигают — значит это кому-нибудь нужно?
Выигрывает тот, кто первым справится с задачей. Ведущий называет другую букву — игра продолжается.
Смотри в корень!
Все играющие садятся за стол и берут по листку бумаги с карандашом. Ведущий объясняет, что основная часть слова без приставок и суффиксов называется корнем. Например, корнем слова извозчик является воз. Далее ведущий называет какой-нибудь один корень, а задача всех участников написать наибольшее количество слов с этим корнем.
Например, взят корень ход; участники игры записывают его, и состязание начинается. Быстро пишутся слова: вход, заход, ледоход, подход, приход, выход, пароход, восход, вездеход, расход и т. д., пока минутная стрелка на часах не отсчитала определенное время, например пять минут. Теперь записи прекращены. Один из играющих читает записанные слова, остальные вычеркивают повторяющиеся слова. У каждого останутся только те, которых нет у других. У кого окажется больше слов, тот и выигрывает.
Превращение слов
Участники игры получают по листку бумаги и пишут на них слово коза. Ведущий может предложить играющим, изменяя в каждом следующем слове одну букву, попытаться решить задачу с четырьмя превращениями козы: в волка, в барса, в лису и в лань (см. рисунок). Самые увлеченные могут превратить еще рожь в муку, реку — в море, тесто — в булку и ночь — в день
Побеждает в игре тот участник, который скорее всех превратит первое слово в последнее, заполнив между ними пустые горизонтальные ряды клеток.
Знакомая песня
Под диктовку ведущего участники игры записывают несколько слов из хорошо известной всем песни. Нужно постараться угадать, из какой песни они взяты. Хитрость заключается в том, что ведущий произносит слова в именительном падеже, а не в том, в котором они встречаются в песне.
Например: трава, огуречик, зелененький, сидел, кузнечик. (Слова взяты из «Песенки про кузнечика» из мультфильма «Приключения Незнайки»: «В траве сидел кузнечик — совсем, как огуречик, совсем, как огуречик, зелененький он был».)
После того, как кто-нибудь даст правильный ответ, ведущий называет слова из другой песни. Ниже приводятся несколько примеров.
1. Яблоко, луна, закат, белый, красный.
(«Мимо белого яблока луны, мимо красного
яблока заката». Из мультфильма «Трям — здравствуй».)
2. Минута, вдаль, уплывать, встреча, медленно, жди.
(«Медленно минуты уплывают вдаль, встречи с ними ты уже не жди». Из мультфильма «Чебурашка».)
3. Помощь, я, гениальный, сыщик, мне, не нужна.
(«Я — Гениальный сыщик! Мне помощь не нужна!» Из мультфильма «По следам бременских музыкантов».)
4. Снегурочка, дела, милая, расскажи.
(«Расскажи, Снегурочка, как дела?» Из мультфильма «Ну, погоди».)
5. Шпага, звон, бокал, детство, слух.
(«Шпаги звон, как звон бокала, с детства мне ласкает слух». Из художественного фильма «Достояние республики».)
6. Круг, небо, рисунок, мальчишка, солнечный.
(«Солнечный круг, небо вокруг — это рисунок
7. Осень, дождливый, день, город, олень, серый.
(«Осенью в дождливый, серый день проскакал по городу олень». Из кинофильма «Ох уж эта Настя».)
8. Затылок, беда, голова, чешу, опилки.
(« Если я чешу в затылке — не беда. В голове моей опилки, да, да, да». Из мультфильма «Винни-Пух».)
9. Улыбка, небо, радуга, день, проснется, светлей.
(«От улыбки хмурый день светлей, от улыбки в небе радуга проснется». Из мультфильма «Крошка Енот».)
10. Водяной, подружки, пиявки, лягушки, поговорил.
(«Я Водяной, я Водяной, поговорил бы кто со мной! А то мои подружки — пиявки да лягушки». Из мультфильма «Летучий корабль».)
Слова для этой игры-задачи можно брать не только из песен, но и из стихов.
Например:
1. Буря, мгла, снежные, небо, вихри.
(«Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя». Стихотворение А. Пушкина «Зимний вечер».)
2. Гроза, май, гром, весенний, первый, люблю.
(«Люблю грозу в начале мая, когда весенний первый гром...» Стихотворение Ф. Тютчева «Весенняя гроза».)
3. Вечера, рестораны, воздух, дик, глух, горячий.
(« По вечерам над ресторанами горячий воздух дик и глух». Стихотворение А. Блока «Незнакомка».)
4. Лист, лето, иней, пистолет, застрелиться.
(«Вянет лист, проходит лето, иней серебрится.
Юнкер Шмидт из пистолета хочет застрелиться». Сочинение Козьмы Пруткова «Из Гейне».)
5. Девушки, вечерок, крещенский, гадали.
(«Раз в крещенский вечерок девушки гадали».
Баллада В. Жуковского «Светлана».)
6. Радость, работа, поля, стол, станок.
(«Великая радость — работа в полях, за станком, за столом». Стихотворение В. Брюсова «Работа».)
7. Ананасы, шампанское, вкусно, остро, искристо, удивительно.
(«Ананасы в шампанском? Удивительно вкусно, искристо и остро?» Стихотворение И. Северянина «Увертюра».)
8. Три, окно, вечерок, девицы, пряли, поздно.
(«Три девицы под окном пряли поздно вечерком». А. Пушкин «Сказка о царе Салтане».)
Ведущий должен помнить, что нужно брать для игры только те слова из песен и стихов, которые широко известны всем.
Побеждает игрок, давший больше всех правильных ответов.
Афоризмы
Ведущий раздает игрокам листки бумаги, где записаны высказывания кого-либо из великих людей, но не закончены. Каждый из участников игры должен дописать фразу. Затем ведущий зачитывает авторский вариант афоризма. Побеждает тот, кто сумел наиболее точно, по смыслу и содержанию, выразить мысль великого человека. Например:
1. У того, кто ничего не делает, всегда... (...много помощников). Л. Н. Толстой.
2. Трудное надо сделать привычным, привычное — легким, а легкое —... (...приятным). К. С. Станиславский.
3. Разум дан человеку для того, чтобы он разумно жил, а не для того только... (...чтобы он видел, что неразумно живет). В. Г. Белинский.
4. Основа всякой мудрости есть... (...терпение ). Платон.
5. Искусство быть скучным состоит в том, чтобы... (...говорить все). Вольтер.
6. Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу... (...у кого ты украл эту книгу). И. Ильф.
7. Чтение делает человека знающим, а беседа и привычка записывать —... (...находчивым; ...точным ). Фрэнсис Бэкон.
8. Кто не родился поэтом, тот... (...никогда им не станет). В. Я. Брюсов.
9. Больше всего люди интересуются тем... (...что их совершенно не касается). Бернард Шоу.
10. Жизнь наша в старости — изношенный... (...халат: и совестно носить его, и жаль оставить). П. А. Вяземский.
11. Самый мудрый человек тот... (...которого больше всего раздражает потеря времени). Данте.
12. Человек — все равно что кирпич... (...обжигаясь, он становится твердым). Бернард Шоу.
13. Если у тебя не будет дурных мыслей... (...не будет и дурных поступков). Конфуций.
14. Уж сколько раз твердили миру... (...что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок). И. А. Крылов.
Из трех слов — четвертое
Ведущий диктует 15 слов, объединенных в пять групп, все играющие должны записать эти слова:
1. Кино, ель, гурт.
2. Рея, спор, сиг.
3. Рота, ария, лоб.
4. Омар, паз, плот.
5. Ром, сок, серп.
Задача: из букв, входящих в слова каждой группы, надо составить четвертое слово — имя существительное единственного числа; все буквы данной группы слов должны быть использованы. Для облегчения решения ведущий подсказывает игрокам значения образуемых в группах слов.
1. Геометрическая фигура.
2. Ряд чисел, составленных в определенной зависимости.
3. Помещение для производства опытов.
4. Основная составная часть клетки животного и растительного организма.
5. Машина для сжатия газов и паров.
Ответ. 1. Треугольник. 2. Прогрессия. 3. Лаборатория. 4. Протоплазма. 5. Компрессор.
Фокус
Это словесная задача-шутка. Ведущий предлагает нескольким игрокам вписать в квадрат (см. рисунок) слово фокус в каждую из 25 клеток по одной букве, при этом слово фокус должно быть вписано всего лишь пять раз так, чтобы в результате это слово можно было прочесть семь раз. Как это сделать?
Ответ. Слово фокус следует вписать в каждый горизонтальный ряд.
Если при этом посмотреть по диагонали с верхнего левого угла вниз, обнаружится еще одно такое же слово.
Седьмое слово фокус можно увидеть, посмотрев с нижнего левого угла также по диагонали, но снизу вверх.
Словосочетания
Существует много общеизвестных словосочетаний и названий, в которые входит какое-нибудь собственное имя, например: пирамида Хеопса, Эйфелева башня.
Ведущий предлагает участникам по данному образцу подобрать к каждому из столбцов слева имя собственное из столбцов справа, чтобы получить общеизвестное выражение.
1. Азбука. |
1. Аладдин. |
2. Бочка. |
2. Ньютон. |
3. Спираль. |
3. Гейгер. |
4. Вал. |
4. Живаго. |
5. Гиперболид. |
5. Дамокл. |
6. Тормоз. |
6. Лукулл. |
7. Бином. |
7. Гордий. |
8. Конь. |
8. Морзе. |
9. Лампа. |
9. Фигаро. |
10. Меч. |
10. Гекльберри Финн. |
11. Нить. |
11. Архимед. |
12. Осел. |
12. Клим Самгин. |
13. Пята. |
13. Ариадна. |
14. Глазки. |
14. Буридан. |
15. Счетчик. |
15. Монте-Кристо. |
16. Пир. |
16. Диоген. |
17. Узел. |
17. Ахиллес. |
18. Победа. |
18. Кардан. |
19. Эффект. |
19. Доктор Моро. |
20. Башня. |
20. Эратосфен. |
21. Свеча. |
21. Инженер Гарин. |
22. Решето. |
22. Дюплер. |
23. Пустота. |
23. Глаубер. |
24. Палочка. |
24. Яблочков. |
25. Соль. |
25. Торричелли. |
26. Капли. |
26. Марракот. |
27. Бездна. |
27. Царь Соломон. |
28. Голова. |
28. Профессор Доуэль. |
29. Копи. |
29. Шерлок Холмс. |
30. Сыщик. |
30. Датский король. |
31. Остров. |
31. Эйфель. |
32. Граф. |
32. Кох. |
33. Женитьба. |
33. Троя. |
34. Приключения. |
34. Вестингауз. |
35. Жизнь. |
35. Анюта. |
36. Доктор. |
36. Пирр. |
37. Братья. |
37. Дориан Грей. |
38. Страна чудес. |
38. Дон-Кихот Ламанчский |
39. Рыцарь печального образа. |
39. Алиса. |
40. Портрет. |
40. Карамазовы; Гримм. |
41. Великий комбинатор. |
41. Пифагор. |
42. Слово. |
42. Петр Первый. |
43. Голубь мира. |
43. Уолт Дисней. |
44. Комиссар. |
44. Нобель. |
45. Теория относительности. |
45. Геракл. |
46. Двенадцать подвигов. |
46. Остап Бендер. |
47. Премия. |
47. Эйнштейн. |
48. Диснейленд. |
48. Мегрэ. |
49. Медный всадник. |
49. Полк Игорев. |
50. Теорема. |
50. Пабло Пикассо. |
Выигрывает тот, кто быстрее других справится с заданием.
Ответ: 1—8, 2—16, 3—11, 4—18, 5—21, 6—34, 7—2, 8—33, 9—1, 10—5, 11—13, 12—14, 13—17, 14—35, 15—3, 16—6, 17—7, 18—36, 19—22, 20—31, 21—24, 22—20, 23—25, 24—32, 25—23, 26—30, 27—26, 28—28, 29—27, 30—29, 31—19, 32—15, 33—9, 34—10, 35—12, 36—4, 37—40, 38—39, 39—38, 40—37, 41—46, 42—49, 43—50, 44—48, 45—47, 46—45, 47—44, 48—43, 49—42, 50—41.
Похожие статьи:
Игры со словами для школьников 5-9 классов
Игры обманки для детей в лагере
Игры с буквами и словами, 1-2 класс распечатать задания
Нет комментариев. Ваш будет первым!