Игры со словами для начальной школы, 3-4 класс
Игры со словами для школьников
Игры со словами замечательны тем, что не требуют никакого оборудования, уместны в любой обстановке и интересны детям любого возраста. Подобные игры развивают фантазию и память, учат концентрировать внимание; они подходят как для условий поездки, так и для детского праздника (когда нужна передышка между активными играми).
Прилагательные
В начале игры последний в ряду ребёнок загадывает слово и лишь говорит, женского оно или мужского рода, но слово не называет. Например, задумано слово «валенок». Остальные игроки придумывают по одному прилагательному. Например, 1-й игрок говорит: «деревянный», 2-й игрок — «потрясающий», 3-й — «мужественный» и т. д. А последний игрок говорит задуманное слово — «валенок». В итоге получится: «деревянный, потрясающий, мужественный валенок». Игра проводится в быстром темпе. Затем слово загадывает следующий из игроков, а тот, кто был последним, становится первым и говорит первое прилагательное и т. д. по кругу, пока все не придумают по слову.
Чтение мыслей
Главные участники этой игры — «волшебник» и его помощник, который умеет читать мысли (ясновидящий). Фокус с чтением мыслей довольно прост: предмет, который «отгадает» «волшебник», будет назван, предположим, за предметом черного цвета. Вот пример этой игры.
«Ясновидящий» закрывает глаза, в то время как «волшебник» молча показывает другим заданный предмет. Когда «ясновидящий» открывает глаза, «волшебник» задает ему такие вопросы:
«Это соль?»
«Ясновидящий» отвечает: «Нет».
«Это салфетка?» — «Нет».
«Может быть, это перец?» — «Нет».
«Это кетчуп?»
Тут помощник говорит «Да», потому что кетчуп следует за черным предметом — перцем.
Расследование
Количество участников: 4 - 8 человек + ведущий. Большее количество неудобно, т. к. люди не слышат вопросов друг друга. В зависимости от возраста и степени подготовленности участников задаются ситуации разной сложности. Роль ведущего исполняет один из игроков с условием, что только он знает ситуацию полностью.
Цель игры — реконструировать и описать ситуацию, некоторые обстоятельства которой задал ведущий. Ведущий заканчивает игру словами: «Да, все именно так и было!»
Для контроля ведущего можно попросить написать всю ситуацию письменно перед началом игры и после игры сверить написанное с расследованием.
Ход игры
Ведущий сообщает игрокам некоторые сведения о ситуации. Например: «Лора спросила у Артура: «Ты меня любишь?» — «Да», — ответил Артур, и Лора умерла». Чтобы узнать, что же произошло, игроки задают ведущему вопросы, на которые он может ответить лишь словами: «ДА», «НЕТ», «НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ». Выяснив в ходе длительного расследования, что ДА — несчастная Лора любила своего Артура, что НЕТ — он вовсе не хотел ее погубить, но, к несчастью, ДА — они работали воздушными акробатами в цирке... игроки полностью реконструируют ход событий. Игра замечательная, она с успехом может заменить вечерние посиделки со «страшилками» — обычно всем участникам интересно расследовать.
Вот примеры загадочных историй, которые я помню с детства:
1. Человек вернулся с работы, сел за стол пообедать, но вдруг закричал от ужаса. Затем он подумал, залез под стол и совершенно успокоился. Что произошло? Ответ: этот человек был цирковым карликом. Пока он был на работе, кто-то решил подшутить над ним и подпилил ножки у его стула и стола. Карлик решил, что он вырос и теперь потеряет работу. Но потом он залез под стол, увидел опилки и понял, что произошло.
2. Артур спросил у Лоры: «Ты меня любишь?» Лора молчала. «Ты меня любишь?» — опять спросил Артур, но Лора снова промолчала, и Артур умер от тоски. Что произошло? Ответ: на сей раз Лора оказалась рыбой! Она любила Артура, но не умела говорить.
Викторина «Любимые герои сказок»
1. Кто такой Буратино?
2. Как зовут итальянского Буратино?
3. В какой сказке К. Чуковского были «глупые газели»?
4. У какой игрушки большие ушки?
5. Кто говорил: «Где моя большая ложка»?
6. Кого разбудил королевич Елисей?
7. Что купила Муха-Цокотуха на денежку?
8. Как ехали зайчики в сказке К. Чуковского?
9. Почему «волки от испуга скушали друг друга»?
10. Кого трудно тащить из болота?
11. Как звали сестру Кая?
12. К кому прилетал Карлсон?
13. Как звали Пеппи?
14. Почему от Федоры убежала посуда?
15. Как называл себя Мойдодыр?
16. Какое дерево придумал Чуковский?
17. Какое яичко разбила мышка?
18. Кто тянул репку?
19. Куда шла Красная Шапочка?
20. Как звали пантеру из сказки о Маугли?
21. Где живет Санта-Клаус?
22. Какую сказку называют «зимней»?
23. Какие башмачки были у Золушки на балу?
24. В какой стране побывала Алиса?
25. Как звали «ясного сокола»?
26. Круглый, румяный и умный — кто это такой?
27. Кто рассыпал белые камешки, чтобы найти дорогу домой?
28. Какая лягушка корону надела?
29. У какой бабы костяная нога?
30. Кто рос «не по дням, а по часам»?
Ответы:
1. Герой сказки «Золотой ключик» А. Толстого.
2. Пиноккио.
3. «Телефон».
4. У слона, у Чебурашки.
5. Медведь в сказке «Три медведя».
6. Спящую царевну.
7. Самовар.
8. В трамвайчике.
9. Увидели таракана.
10. Бегемота.
11. Герда.
12. К Малышу.
13. Пеппи-Длинный Чулок.
14. Она ее не мыла.
15. «Умывальников начальник и мочалок командир».
16. Чудо-дерево.
17. Золотое.
18. Дед, баба, внучка, Жучка, кошка, мышка.
19. К бабушке.
20. Багира.
21. В Лапландии.
22. «Морозко».
23. Хрустальные.
24. В Стране Чудес.
25. Финист.
26. Колобок.
27. Мальчик-с-пальчик.
28. Царевна-лягушка.
29. У Бабы Яги.
30. Младенец в бочке из сказки о царе Салтане.
Ассоциации
Любой игрок тихонько, на ухо, так, чтобы никто не слышал, называет водящему имя одного из игроков. Водящий должен громко описать этого человека, называя ассоциирующиеся с ним предметы. Называются по порядку: цвет, дерево, предмет мебели, часть одежды, цветок, элемент столового прибора, бытовая техника и животное. Остальные играющие должны отгадать имя описываемого. Если не удается, то водящий называет имя литературного героя, похожего на описываемого. Когда имя отгадано, угадывающий водит, а угаданный дает ему новое имя. Если же водящий не справился с заданием, то ему дают новое имя.
Знакомые все лица
Водящий выходит из помещения, оставшиеся, посовещавшись, загадывают какого-нибудь общеизвестного литературного героя. Вернувшись, водящий задает каждому по одному вопросу, причем строит его так, чтобы ответом было только «да» или «нет». Пусть водящий не торопится объявлять свою догадку: допустив ошибку, он лишается права задавать дальнейшие вопросы, поэтому даже выяснив, что задуманный литературный герой — женщина, принадлежащая к купеческому сословию, романтическая натура, страстно любившая и доведенная до гибели окружающей средой, пусть он спросит на всякий случай, не бросилась ли она в Волгу, и только после этого смело говорит: Катерина!
Двадцать вопросов
Этот вариант хорошо известной игры состоит в том, что все вопросы относятся к выдающейся личности. Кто-то говорит: «Я знаменитый человек. Угадай, кто». Другие участники игры задают наводящие вопросы, чтобы определить, кто он, причем ответами могут быть только «да» и «нет».
Например, вы не можете спросить: «В каком кинофильме вас показывали в прошлом году?» По правилам только так: «Вас показывали по телевидению в прошлом году?», «Это было смешно?», «Это было серьезно?» и т. д.
По традиции можно задавать только двадцать вопросов, чтобы угадать, о ком идет речь, но можно продолжить игру. Для этого «известная личность» должна дать вам три подсказки, и вы задаете еще десять вопросов.
Цвета
Ведущий предлагает всем играющим по очереди назвать пять предметов одного цвета (синего, желтого, красного и т. д.). Так он переберет разные цвета. Тот, кто не сможет за одну минуту припомнить пять предметов названного цвета, выходит из игры. Повторять уже названные предметы не разрешается.
Найди лишний предмет
Три предмета в каждом ряду можно объединить общим названием. Каким? Зачеркни лишний предмет.
Что я такое?
1. Что я такое? Тут не нужен маг,
подумай, и ответ тотчас родится.
Я состою из вороха бумаг
и той крупы, что к плову пригодится.
2. Я восток и я же яма,
а все вместе — суша я.
Не боюсь я океана, и по нраву мне моря.
3. Скакун я с пышной гривою
и вол с мохнатой шерстью,
родом из Тибета.
А вместе все — напиток.
Каждый стол гордится мной
в любом краю планеты.
4. Я автотележка и карта в игре,
а вместе — убор головной,
который хорош, если дождь
на дворе, и греет холодной зимой.
5. Я и бор, и английский Коля,
ну а вместе — хранитель я
не картин, не озер, не поля —
легких нашей Земли, друзья!
6. Я ресторанчик и сухая ветвь,
а вместе все — зверек с полезным жиром.
Умею быстро бегать я, заметь,
и насекомых поедаю живо.
Ответы
1. Кипарис
2. Остров
3. Коньяк
4. Картуз
5. Лесник
6. Барсук
Похожие статьи:
Игры обманки для детей в лагере
Игры со словами для школьников 5-9 классов
Игры с буквами и словами, 1-2 класс распечатать задания
Нет комментариев. Ваш будет первым!