Конспект НОД по ознакомлению старших дошкольников с творчеством поэтессы Благининой
Конспект НОД по ознакомлению старших дошкольников и младших школьников с творчеством поэтессы-землячки Благининой Е.А.
Годы жизни Благиной: 1903 - 1989 гг.Автор: старший воспитатель ДОУ № 14 Платонова В.Г.
Программные задачи:
1. Познакомить детей с творчеством поэтессы, уроженки Мценского края, Елены Александровны Благининой.
2. Развивать поэтический слух детей; активизировать словарь: поэтесса;
учить понимать смысл просторечных слов: мрет, пары, уморилась,
кожушок, щеголь.
3. Развивать художественно-эстетические чувства детей через рассматривание картины, восприятие музыки, рисование осеннего листа.
4. Воспитывать у детей чувство гордости за родной край, взрастивший
многих знаменитых людей.
Материал: портрет поэтессы Е.А.Благининой, картины осени, аудиокассета мелодии П.И.Чайковского «Осень», картина В.Васнецова «Аленушка».
Предварительная работа: заучивание стихотворений Е. Благининой
Ход деятельности
Сегодня, ребята, я хочу вас познакомить с известной поэтессой, которая писала стихи для детей. Это Елена Александровна Благинина (показываю портрет).
• Где же родилась поэтесса Елена Александровна Благинина?
В семье курского железнодорожника Александра Александровича Благинина было девять детей – правда, не всем из них суждено было стать взрослыми. Бабушка ее, Юлия Герасимовна, была неграмотной, но знала много стихов и сказок и частенько рассказывала их своим многочисленным внукам. И уже повзрослев, Елена Александровна написала стихотворение, обращенное к великому Пушкину, в котором упоминала свою бабушку:
… Тебя, как песню, наизусть певала
Неграмотная бабушка моя…
• Что вы запомнили о семье Елены Александровны?
В доме Благининых часто звучали песни – петь не только любили, но и умели. В обычае были домашние спектакли, всевозможные маленькие сюрпризы для детей. Вот как Елена Александровна рассказала об этом писателю Владимиру Приходько:
«В домашнем театре инсценировали стихи, песни, сказки. Вечера, в которые устраивались представления, были особенно торжественны и любимы. Убогая обстановка преображалась словно по мановению волшебника». Вот, послушайте, стихотворение из творчества Е.А.Благининой.
1 ребенок.
…Половичок линючий – речка,
А печка – пышный царский дом…
От страха мрет в груди сердечко,
Пылает голова огнем.
2 ребенок.
Меня затягивает илом,
Заносит медленно песком,
А ты зовешь таким унылым,
Срывающимся голоском:
- Сестрица моя, Аленушка!
Палач коварной ведьмой нанят,
Костры трещат на берегу.
3 ребенок
А камень ко дну тянет, тянет
Так, что дохнуть я не могу.
- Ой, братец мой, Иванушка!
Мы продолжать не в силах действа
И плачем громко – в три ручья –
От вероломства, от злодейства,
От горькой сказки бытия.
Так Елена Александровна повествует о домашнем спектакле в стихотворении «Сказка».
• О какой сказке идет речь в этом стихотворении?
Посмотрите на картину, которую написал художник В.М.Васнецов.

Именно для домашнего театра начала она писать свои первые стихи, сказки и пьесы. А было юному драматургу (сочинителю пьес) целых… восемь лет.
• Как вы думаете, почему Елена выбрала такую профессию – «поэтесса»?
Уже потом, став взрослой, Елена Благинина училась сначала в Курском педагогическом, а затем – в Московском высшем литературно-художественном институте. В тридцатые годы в журнале для детей «Мурзилка» появились ее первые детские стихи, переводы.
Елена Александровна писала стихи о природе, о детях, о труде, о Родине, о защите ее от врага.
• Кто из вас знает, и сможет прочесть нам хотя бы одно стихотворение Благининой? (Дети читают стихи)
Вот видите, сколько прекрасных стихотворений вы знаете.
Поэтесса много писала о природе. Сборник стихов «Осень» открывался поэтической зарисовкой осени. Вот предутренние часы:
Если встанешь на заре –
Крыши в сером серебре,
Длинно тень ложится,
Долго лист кружится.
(«Осень»)
(Воспитатель, дети читают стихотворения на фоне музыки П.И.Чайковского и выставленных картин об осени). [/b]


Если выйдешь поутру –
Галки стынут на ветру,
Вьются над парами
Вслед за тракторами.
(«Осень»)
• Как вы думаете, что это за «пары», о которых пишет поэтесса? («Вьются над парами…»)
А вот и полдень:
Разгуляется денек –
В полдень сядешь на пенек,
Смотришь – на припеке
Прыгают сороки.
(«Осень»)
Конец стихотворения – своеобразное его обрамление:
Если выйдешь ввечеру –
Галки стынут на ветру,
Долго тень ложится,
Долго лист кружится.
(«Осень»)
• Дети выполняют зарисовки «Осенний лист» (отпечатка листа)

Дождик, дождик, не дожди,
Не дожди ты, подожди,
Выйди, выйди, солнышко,
Золотое донышко!
Физкультминутка «Солнышко и дождик»
На слова "светит солнышко", дети шагают, машут руками. На слова "дождик", присаживаются и прикрывают голову руками.

Стихотворение «Улетают, улетели» - тонкий, светлый рассказ об уходящем лете, о птицах, улетающих в теплые края:
Ребенок
Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели,
улетели журавли.

Ребенок
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
улетели и грачи.

В стихотворении «Уморилась» Е. Благинина рассказывает об одном дне в жизни ребенка. Но сколько поэзии, сколько красоты, казалось бы, в обычных картинах природы, нарисованных поэтессой: девочка видела, «как растут травинки», слышала, «как в пруду квакала лягушка, а где-то в саду «плакала кукушка» и т.д.
• Чтение стихотворения «Уморилась» воспитателем
А как поразил ее воображение муравей:
Я видала муравья
Под тяжелой ношей…
Я такому силачу
Два часа дивилась…
Большое, глубокое знание языка отличает этот поэтический рассказ Е. Благининой. Девочка не утомилась, говорит поэтесса, а … (как?) «уморилась», солнце в стихотворении «желтым косяком улеглось на лавке», «я такому силачу два часа дивилась» и т.д.
Стихи о детях, о счастливом детстве занимают большое место в жизни поэтессы.
Ощущением тепла, детского безмятежного счастья пронизано стихотворение «Посидим в тишине».
Вы его уже знаете.
Девочке многого бы хотелось: поиграть, спеть песенку, подвигаться, но «мама спит, и я молчу». Даже солнечный золотой луч и тот понял состояние девочки:
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
- Ничего,- шепнул он будто, -
Посидим и в тишине!..
Естественно проводятся в стихах Е.Благининой мысли о личном примере родителей. В стихотворении «Полюбуйтесь-ка, игрушки!» героиня говорит своим куклам:
Я, как мама, не люблю
В доме беспорядка:
Одеяло застелю
Ровненько и гладко.
В ряде стихотворений Елена Александровна показывает, как важен личный пример родителей и близких в формировании таких качеств ребенка, как трудолюбие, уважение к старшим и т.д.
Показателен в этом отношении ее сборник стихов «Не мешайте мне трудиться»: девочка шьет «малышу-голышу» новую одежду, стараясь во всем подражать маме («Голышок-малышок»):
Голышу-малышу
Сшила понемножку,
Малышу-голышу
Новую одежку.
Алую рубашку,
Синие штаны.
Видишь, по кармашку
С каждой стороны.
Сшила желтый кожушок… (Объяснить значение слова)
Ай да щеголь малышок – (Объяснить значение слова)
Голышок!
• Как вы понимаете слово «кожушок», а «щеголь»? Что оно означает?
Лучшие произведения Е. Благининой выдержали испытание временем, завоевали огромную популярность у читателей.
Подведение итога занятия
• Итак, сегодня мы познакомились с творчеством какой поэтессы?
• Что вам очень понравилось на сегодняшнем занятии? Почему вам это понравилось?
• Хотели бы вы заучить еще какие-нибудь стихотворения Елены Александровны Благининой?
Рекомендуем посмотреть:




Похожие статьи:
Конспект занятия для старших дошкольников по теме: Транспорт
Развивающее занятие в старшей группе ДОУ
Занятие по рисованию в старшей группе
Конспект НОД в старшей логопедической группе по теме «Строительство»
← Мастер-класс для педагогов, слушателей курсов. Технология триз в детском саду | Спортивный праздник в подготовительной группе детского сада. Сценарий →
![]() |
+16↑ Голосов: 16 |
Комментарии (25)
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|