Мастер-класс для педагогов, слушателей курсов. Технология триз в детском саду
Мастер-класс для педагогов, слушателей курсов "Использование ТРИЗовской технологии в экологическом воспитании дошкольников"
Старший воспитатель МБДОУ детского сада № 14 г. МценскаХод мастер-класса
Современный ребенок дошкольного возраста погружен в большой информационный поток телепередач, книг, мультфильмов, телеигр на природоведческую тематику, однако все это не дает целостного представления детям о процессах, явлениях живой и неживой природы.С этой целью нами был значительно углублен раздел «Ознакомление с природой» .
В экологическом воспитании мы используем тризовскую педагогическую технологию.
Природоведческий цикл, углубленный программой А.М.Страунинг
• развивает познавательный интерес у детей к окружающей природе и человеку, как ее части
• обогащает и активизирует словарь детей за счет доступных физико-биологических понятий и терминов
• развивает диалектическое мышление, способность к анализу, синтезу, формирует умение делать выводы, обобщения, помогает находить причины и следствия явлений; дает возможность детям отстаивать свою точку зрения в процессе знакомства с природными явлениями
• воспитывает бережное отношение к природе, любознательность, экологическую культуру ребенка.
Причем знакомство с законами диалектики в дошкольном возрасте
чрезвычайно важно, так как их осознание, умение применять на практике является основой для понимания связей между объектами, явлениями, событиями, фактами не только природного, но и общественного характера, с которыми будет в дальнейшем встречаться ребенок.
1. Осознание того, что в любом факте, объекте, явлении природы есть как отрицательные, так и положительные стороны (закон борьбы и единства противоположностей).
Вы согласны со мной или нет?
Возможна дискуссия
• Просмотр видеозаписи игры «Маятник»
Как вы считаете, на ваш взгляд эффективна ли данная деятельность в развитии дошкольников? Почему вы так считаете?
Да, это формирует основы философии ребенка, вселяет уверенность в своих силах, снимает испуг перед сложными ситуациями.
• Игра с воспитателями, слушателями курсов.
Вот перед вами «паучок». Это один из вариантов тризовской игры «Хорошо – плохо». Сейчас вы сами поупражняетесь в поиске противоречивых качеств, признаков, особенностей живого объекта.
Например: много зайцев-это хорошо или плохо?
Хорошо
• Хищники могут питаться ими
Плохо Погрызут много деревьев
• Хорошо, что в лесу будет много животных, лес не будет казаться пустым
Плохо Погубят посевы
• Ими можно будет полюбоваться
Плохо.
Будут совершать набеги на огороды, сады. Растительность станет бедной
• Охотникам разрешат охотиться на зайцев
Плохо
Зайцы от нехватки кормов станут болеть и гибнуть…
И в тоже время хорошее свойство может оказаться отрицательным: волкам будет чем питаться, но жалко зайчишек и т.д.
2. Развитие диалектического мышления – процесс непрерывный, постепенно усложняющий задачи для ребенка в соответствии с возрастом.
Использование гирлянд ассоциаций также способствует развитию логического мышления, осознанию причин разрушения экологического баланса в природе. Вот посмотрите, какую работу мы проводим, выстраивая цепочки питания животных.
• Показ эпизода работы по методу гирлянд и ассоциаций.
При этом дети должны доказать, что если гибнет одно из звеньев цепи, возникают проблемы у последующих, происходят нарушения экологического баланса.
Как вы считаете, сложно понять это детям? Можно применять данный метод в работе с дошкольниками?
3. Одной из важных задач экологического развития дошкольников является формирование системного подхода к окружающему миру – т.е. умение видеть, воспринимать, представлять как единое целое систему во всей ее сложности, со всеми связями, изменениями, взаимодополняющими явлениями.
Посмотрите, как с помощью системного оператора мы в доступной детям форме, сообщаем новые сведения.
• Показ эпизода работы по системному оператору.
Давайте с кем-нибудь из вас попытаемся поработать у системного оператора.
• Работа со слушателями курсов по системному оператору по теме «Деревья»
Сложно, непонятно? Доставляет ли вам эта работа удовлетворение?
А как интересно работать детям с волшебным экраном!
4. Одним из самых широко используемых методов ТРИЗ – РТВ в работе по ознакомлению дошкольников с природой является морфологический анализ, выполняющий две основные функции:
• Создание нового объекта из двух ранее известных (т.е. развитие воображения, фантазии, творчества ребенка)
• Классификация, приведение в систему большого количества разрозненных
знаний об объектах, явлениях природы (развитие аналитико-синтетической деятельности, умения видеть общие, присущие определенной группе объектов, признаки).
• Посмотрите, как работают дети с помощью кольца Луллия по теме «Цветы».
Это вторая функция морфологического анализа. Она возможна в двух направлениях:
• по пути распределения классифицируемых объектов на трех кольцах
• по пути объединения объектов с разных колец в единое целое, один рассказ…
Используете ли вы данную деятельность в своей работе? Какой метод педагогической методики напоминает данная работа? (классификация).
А вот совершенно другое. Фантастическое направление работы по методу морфологического анализа.
• Просмотр эпизода работы «Фантастическое животное»
Многие считают этот вид деятельности дошкольников бредом, абсурдом.
А какова ваша точка зрения на данный предмет обсуждения?
Конечно, это позволяет развить фантазию ребенка, одновременно развивается творчество и воображение.
Попробуйте создать что-то новое, назвать его и дать описание его будущей жизнедеятельности.
• Работа со слушателями курсов на наборном полотне и фланелеграфе «Необычное животное».
5. Развивая способность детей к умозаключениям, выводам, умение
выстраивать логически последовательную цепь из разрозненных знаний об объекте, мы используем игру с недостатком данных «Да-нетка».
• Просмотр эпизода работы с помощью «Да-нетки».
Вся эта работа доказывает, что планомерное внедрение методов ТРИЗ-РТВ в
практику работы экологического воспитания и образования способствует развитию интеллектуальных способностей детей, прививает интерес к глубокому изучению природы, формирует основы экологической культуры.
Рекомендуем посмотреть:
Семинар практикум для педагогов детского сада Семинар-практикум для педагогов ДОУ с презентацией Дидактическая игра для детского сада с элементами ТРИЗ Конспект НОД в подготовительной группе по теме: Обувь← Семинар практикум для педагогов детского сада | Конспект НОД по ознакомлению старших дошкольников с творчеством поэтессы Благининой →
+14↑ Голосов: 14 |
Комментарии (27)
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
|
||
|