Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Мастер-класс для педагогов, слушателей курсов. Технология триз в детском саду

Мастер-класс для педагогов, слушателей курсов "Использование ТРИЗовской технологии в экологическом воспитании дошкольников"
Старший воспитатель МБДОУ детского сада № 14 г. Мценска
Ход мастер-класса
Современный ребенок дошкольного возраста погружен в большой информационный поток телепередач, книг, мультфильмов, телеигр на природоведческую тематику, однако все это не дает целостного представления детям о процессах, явлениях живой и неживой природы.
С этой целью нами был значительно углублен раздел «Ознакомление с природой» .
В экологическом воспитании мы используем тризовскую педагогическую технологию.
Природоведческий цикл, углубленный программой А.М.Страунинг
• развивает познавательный интерес у детей к окружающей природе и человеку, как ее части
• обогащает и активизирует словарь детей за счет доступных физико-биологических понятий и терминов
• развивает диалектическое мышление, способность к анализу, синтезу, формирует умение делать выводы, обобщения, помогает находить причины и следствия явлений; дает возможность детям отстаивать свою точку зрения в процессе знакомства с природными явлениями
• воспитывает бережное отношение к природе, любознательность, экологическую культуру ребенка.
Причем знакомство с законами диалектики в дошкольном возрасте
чрезвычайно важно, так как их осознание, умение применять на практике является основой для понимания связей между объектами, явлениями, событиями, фактами не только природного, но и общественного характера, с которыми будет в дальнейшем встречаться ребенок.
1. Осознание того, что в любом факте, объекте, явлении природы есть как отрицательные, так и положительные стороны (закон борьбы и единства противоположностей).
Вы согласны со мной или нет?
Возможна дискуссия

Просмотр видеозаписи игры «Маятник»
Как вы считаете, на ваш взгляд эффективна ли данная деятельность в развитии дошкольников? Почему вы так считаете?
Да, это формирует основы философии ребенка, вселяет уверенность в своих силах, снимает испуг перед сложными ситуациями.

Игра с воспитателями, слушателями курсов.
Вот перед вами «паучок». Это один из вариантов тризовской игры «Хорошо – плохо». Сейчас вы сами поупражняетесь в поиске противоречивых качеств, признаков, особенностей живого объекта.
Например: много зайцев-это хорошо или плохо?

Хорошо
• Хищники могут питаться ими
Плохо Погрызут много деревьев

• Хорошо, что в лесу будет много животных, лес не будет казаться пустым
Плохо Погубят посевы

• Ими можно будет полюбоваться
Плохо.
Будут совершать набеги на огороды, сады. Растительность станет бедной
• Охотникам разрешат охотиться на зайцев
Плохо
Зайцы от нехватки кормов станут болеть и гибнуть…
И в тоже время хорошее свойство может оказаться отрицательным: волкам будет чем питаться, но жалко зайчишек и т.д.

2. Развитие диалектического мышления – процесс непрерывный, постепенно усложняющий задачи для ребенка в соответствии с возрастом.
Использование гирлянд ассоциаций также способствует развитию логического мышления, осознанию причин разрушения экологического баланса в природе. Вот посмотрите, какую работу мы проводим, выстраивая цепочки питания животных.

Показ эпизода работы по методу гирлянд и ассоциаций.
При этом дети должны доказать, что если гибнет одно из звеньев цепи, возникают проблемы у последующих, происходят нарушения экологического баланса.
Как вы считаете, сложно понять это детям? Можно применять данный метод в работе с дошкольниками?

3. Одной из важных задач экологического развития дошкольников является формирование системного подхода к окружающему миру – т.е. умение видеть, воспринимать, представлять как единое целое систему во всей ее сложности, со всеми связями, изменениями, взаимодополняющими явлениями.
Посмотрите, как с помощью системного оператора мы в доступной детям форме, сообщаем новые сведения.

Показ эпизода работы по системному оператору.
Давайте с кем-нибудь из вас попытаемся поработать у системного оператора.
Работа со слушателями курсов по системному оператору по теме «Деревья»
Сложно, непонятно? Доставляет ли вам эта работа удовлетворение?
А как интересно работать детям с волшебным экраном!

4. Одним из самых широко используемых методов ТРИЗ – РТВ в работе по ознакомлению дошкольников с природой является морфологический анализ, выполняющий две основные функции:
• Создание нового объекта из двух ранее известных (т.е. развитие воображения, фантазии, творчества ребенка)
• Классификация, приведение в систему большого количества разрозненных
знаний об объектах, явлениях природы (развитие аналитико-синтетической деятельности, умения видеть общие, присущие определенной группе объектов, признаки).

Посмотрите, как работают дети с помощью кольца Луллия по теме «Цветы».
Это вторая функция морфологического анализа. Она возможна в двух направлениях:
• по пути распределения классифицируемых объектов на трех кольцах
• по пути объединения объектов с разных колец в единое целое, один рассказ…
Используете ли вы данную деятельность в своей работе? Какой метод педагогической методики напоминает данная работа? (классификация).

А вот совершенно другое. Фантастическое направление работы по методу морфологического анализа.

Просмотр эпизода работы «Фантастическое животное»
Многие считают этот вид деятельности дошкольников бредом, абсурдом.
А какова ваша точка зрения на данный предмет обсуждения?
Конечно, это позволяет развить фантазию ребенка, одновременно развивается творчество и воображение.
Попробуйте создать что-то новое, назвать его и дать описание его будущей жизнедеятельности.
Работа со слушателями курсов на наборном полотне и фланелеграфе «Необычное животное».

5. Развивая способность детей к умозаключениям, выводам, умение
выстраивать логически последовательную цепь из разрозненных знаний об объекте, мы используем игру с недостатком данных «Да-нетка».

Просмотр эпизода работы с помощью «Да-нетки».
Вся эта работа доказывает, что планомерное внедрение методов ТРИЗ-РТВ в
практику работы экологического воспитания и образования способствует развитию интеллектуальных способностей детей, прививает интерес к глубокому изучению природы, формирует основы экологической культуры.

Рекомендуем посмотреть:

Семинар практикум для педагогов детского сада Семинар-практикум для педагогов ДОУ с презентацией Дидактическая игра для детского сада с элементами ТРИЗ Конспект НОД в подготовительной группе по теме: Обувь
Семинар практикум для педагогов детского сада | Конспект НОД по ознакомлению старших дошкольников с творчеством поэтессы Благининой
Опубликовано: 3685 дней назад (1 октября 2014)
Просмотров: 12084
Рубрика: ТРИЗ
+14
Голосов: 14
Комментарии (27)
Марина Михайленко # 1 октября 2014 в 23:47 +2
Спасибо за интересный материал! Голосую!
Валентина Григорьевна Платонова # 4 октября 2014 в 09:47 0
Благодарю, Марина!
Наталья Васильевна Дегтярцева # 2 октября 2014 в 08:35 +2
Интересный материал. Голос +1
Валентина Григорьевна Платонова # 4 октября 2014 в 09:48 +1
Спасибо Наталья Васильевна! Поздравляю с наступающим Днем учителя!
Надежда Николаевна Пермякова # 2 октября 2014 в 16:24 +2
Валентина Григорьевна, вы представили отличный материал. ГОЛОСУЮ с огромным удовольствием!
Валентина Григорьевна Платонова # 2 октября 2014 в 19:17 0
Благодарю, Надежда Николаевна!
Марина Викторовна Вицкова # 2 октября 2014 в 20:38 +3
СПАСИБО.МОЛОДЦЫ.ВАМ МОЙ ГОЛОС
Валентина Григорьевна Платонова # 4 октября 2014 в 09:42 +2
Марина Викторовна, я очень рада встрече с Вами! Спасибо за комментарий! С предстоящим праздником!
Наталия Викторовна Худошина # 2 октября 2014 в 22:15 +3
Очень интересный материал! Обязательно воспользуюсь им! Спасибо! ГОЛОС!!!
Валентина Григорьевна Платонова # 4 октября 2014 в 09:46 +1
Наталия Викторовна, поздравляю Вас с наступающим праздником - Днем учителя! Большое спасибо, что откликнулись на мое предложение о дружбе и за комментарий!
Ирина Владимировна Чалова # 2 октября 2014 в 23:33 +1
Голос!
Валентина Григорьевна Платонова # 4 октября 2014 в 09:44 0
Спасибо за голос и за дружбу!
Marina Shatova # 3 октября 2014 в 15:50 +2
Отличный МК и материал очень интересный!Спасибо!
Валентина Григорьевна Платонова # 4 октября 2014 в 09:45 0
Марина! От души благодарю за комментарий и за дружбу! С наступающим Вас праздником!
Алина Исламовна Булатукова # 3 октября 2014 в 23:09 +1
Очень интересный материал!
Валентина Григорьевна Платонова # 4 октября 2014 в 09:42 0
Алина Исламовна! Благодарю за комментарий! С предстоящим праздником Вас!
Татьяна Анатольевна Почаева # 4 октября 2014 в 00:03 +2
Валентина Григорьевна!
Мне очень понравился ваш материал, к сожалению, не знаю ничего про кольцо Луллия и системный оператор. Это понятия из ТРИЗ?
Думаю, что методы идеально подходят для формирования системного мышления детей.
Спасибо за новые знания.
Валентина Григорьевна Платонова # 4 октября 2014 в 09:01 +1
Спасибо за комментарий! Да, Татьяна Анатольевна: в ТРИЗ существует много различных понятий. Сначала-трудно и, казалось бы, не очень понятно и интересно то, что дает ТРИЗ, а затем это захватывает.
Ираида Юрьевна Башлыкова # 4 октября 2014 в 15:30 +1
Спасибо за интересный материал! Примите мой голос!
Игорь Владимирович Грушевский # 4 октября 2014 в 17:46 +1
Интересный материал! Голос!
Валентина Григорьевна Платонова # 6 октября 2014 в 20:48 0
Благодарю, Игорь!
Анна Владимировна Савчук # 4 октября 2014 в 18:53 +1
Понравилось!Проголосовала с удовольствием!
Валентина Григорьевна Платонова # 6 октября 2014 в 20:47 0
Анна Владимировна, очень рада Вас встретить ан страничках моего блога! Спасибо за комментарий!
Оксана Мальцева # 12 октября 2014 в 09:13 +2
Очень понравился Ваш материал!
Подгорных Ольга Михайловна # 24 октября 2014 в 08:35 +1
Я тоже люблю ТРИЗ и использую в своей работе . согласна, что сначала все кажется трудным и непонятным, но потом...все интересно и увлекательно! а результат стоит всех затрат - дети становятся раскрепощенными, умеющими отстаивать свою точку зрения! мой Вам голос!
Валентина Петровна Чурепкина # 27 октября 2014 в 06:56 +1
Замечательную методическую разработку предложили вы нам, Валентина Григорьевна! Материал разработан грамотно. Занятия с технологией ТРИЗ - проходят очень интересно, увлекательно, развивают познавательный интерес у детей. Голосую с удовольствием. v
Валентина Григорьевна Платонова # 4 ноября 2014 в 20:56 0
Благодарю всех, кто оставил комментарий о моей работе! Спасибо огромное!!!!