Наши конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Семинар практикум для педагогов детского сада

Практикум с педагогами «Ознакомление дошкольников с неживой природой с помощью ТРИЗ»
До сих пор, уважаемые коллеги, речь шла о живой природе. Но существует еще и неживая природа. Дошкольников также необходимо знакомить с ней, с ее изменчивостью, разными состояниями, а также нужно учить бережному отношению к природным ресурсам.
Чем раньше мы начнем давать детям знания о неживой природе, элементы физики, тем лучше будут развиваться такие качества, как пытливость, любознательность, находчивость и, конечно, мыслительная деятельность и воображение.
Для такой работы в тризовской технологии существует масса методов и приемов:
• системный оператор
• МММЧ
• опытные исследования
• игра «Хорошо - плохо» - принцип единства и борьбы противоположностей
• прием посредника
• использование вещественно - полевых ресурсов
• переход веществ в разные состояния
• прием «наоборот» и многие другие.
И самый важный из них, пожалуй, – это метод моделирования маленькими человечками.
(Предлагаю аудитории стать участниками игры – занятия)
Материал:
- материал к опытам
- маркеры городов: ТТ ЖЖ ГГ
- мольберт
- шапочки
Ход семинара - практикума
Сегодня мы отправимся с вами в страну маленьких человечков, которые живут в разных городках.
- Вы знаете, что это за маленькие человечки?
Твердые человечки крепко держатся за руки, чтобы ничего не произошло, чтобы никто и ничто не мог (ло) проскользнуть между ними.
Жидкие человечки держат руки на поясе, но касаются друг друга локтями, чтобы между ними можно было проскользнуть.
Газообразные или бегущие человечки живут в различных запахах, пузырьках жидкости. Они все время летают, т.е. бегают.
(Отбираю воспитателей, которые будут со мной играть)
Итак, через эти ворота (маркер ТТ) пройдут в первый город те,
кто состоит из твердых природных человечков Вы называете себя (объект, состоящий из твердых человечков должен быть взят из природы). Например, «я – камень…». (Называя себя, педагоги проходят через ворота в город твердых человечков)
- Хорошо ли вам здесь?
(Да, мы сильные, крепкие, умеем держать свою форму).
Путь наш продолжается дальше, а на пути – город жидких человечков (ворота с маркером Ж).
Педагоги, проходя через ворота, называют себя.
- Хорошо ли вам здесь, в своем городке, жидкие человечки?
(Да, мы любим течь, литься, менять форму, путешествовать, смешиваться. Мы не любим постоянства).
Дорога привела нас к городу самых веселых газообразных человечков. Надо в него пройти. Жители страны газообразных человечков, проходите в ворота! (Проходя, воспитатели называют себя: я – газинка из газировки, я –запах от цветка, я – запах от духов, я – воздушинка из пара, туман и т.д.)
А как, газинки, вам живется в своем городе? (Мы не прочь везде побывать, не любим «сидеть» на месте, любим движение! Мы хотели бы подружиться с другими человечками.)
Тогда давайте отправимся в следующий город, в город смешанных Человечков. Наденьте шапочки с маркерами своих городов и, объединившись в пары, тройки, назовите себя.
ТЖ – вода в стакане, лед в воде…
ТГ – воздушный шарик,
ГЖ – минеральная вода, лимонад, пузырьки воздуха в воде…
ТГЖ – человек, растение, животное, аквариум…
Все, что окружает нас, и мы сами состоим из маленьких человечков, разница только в количестве разных человечков и в каждом отдельном объекте и их связях.
То, что маленькие человечки дружны – это, видимо, необходимо для них, а вот могут ли они превращаться друг в друга (менять свое агрегатное состояние), мы сейчас проверим на опытах.
Приведите примеры, когда твердое тело при каких-то условиях превратилось бы в жидкое. (Сливочное масло, мед, лед, воск при нагревании становятся жидкими.)
Опыт: принести кусочек льда из холодильника - ТЖГ, растопить свечу над спиртовкой… ТЖ.
А сейчас мы увидим с вами интересные превращения с солью. Как вы думаете, соль так и будет растворяться, сколько бы ее ни положили? (Ответы аудитории)
Сейчас мы проверим. (Соль растворяется, пока ее мало. Но чем больше мы кладем, тем дольше размешивается. И, наконец, на дне остается осадок – больше не растворяется. Кроме того, бросив в воду последний кусочек соли, видим, как жидкость превращается в сплошную массу кристаллов.)
- Что же произошло с солью? (Соль не просто растворилась в воде, но из-за большого количества перешла вновь в твердое состояние: то есть количество перешло в качество.)
Приведите примеры перехода жидкого тела в твердое. (Вода, замерзая, превращается в лед; жидкий воск, остывая, превращается в свечу, шоколад жидкий при охлаждении застывает, жидкость для карамели становится конфеткой).
- А в каких примерах жидкие тела превращаются в газообразные?
(Мокрая рука через некоторое время высыхает: вода испаряется; краска в рисунках высыхает; летом быстро высыхают лужи; вода при нагревании превращается в пар…)
- А может ли газообразное тело превратиться, наоборот, в жидкое? (Пар превращается в воду, в росу при охлаждении…)
- Так какой же мы с вами сделаем вывод? (Маленькие человечки могут переходить из одного состояния в другое при охлаждении, нагревании, испарении).
Таким образом, мы с вами сегодня, уважаемые коллеги, выяснили, как с помощью теории решения изобретательских задач можно познакомить дошкольников с окружающей неживой природой!

Рекомендуем посмотреть:

Мастер-класс для педагогов, слушателей курсов. Технология триз в детском саду Поисково - исследовательская деятельность в детском саду. Старшая - подготовительная группа Дидактическая игра для детского сада с элементами ТРИЗ Конспект НОД в подготовительной группе по теме: Обувь
Мастер-класс для педагогов, слушателей курсов. Технология триз в детском саду
Опубликовано: 3735 дней назад (1 октября 2014)
Просмотров: 5681
Рубрика: ТРИЗ
+12
Голосов: 12
Комментарии (10)
Надежда Николаевна Пермякова # 2 октября 2014 в 04:47 +2
Умница, Валентина Григорьевна! Спасибо за прекрасную игру! Вы прекрасно показали , как с помощью теории решения изобретательских задач можно познакомить дошкольников с окружающей неживой природой! Безусловно ГОЛОС! Заходите в гости, буду очень рада!
Наталья Васильевна Дегтярцева # 2 октября 2014 в 08:33 +2
Интересная работа, хорошо подобраны опыты,играя, дети хорошо усвоят новый материал по данной теме. Примите мой голос +1
Марина Михайленко # 2 октября 2014 в 21:00 +2
Замечательный семинар! Дети очень любят экспериментировать! Принимайте мой голос!
Наталия Викторовна Худошина # 2 октября 2014 в 22:19 +2
Очень интересно! ГОЛОС!!!
Марина Викторовна Вицкова # 6 октября 2014 в 20:50 +1
ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ.СПАСИБО ВАМ И УДАЧИ
Татьяна Владимировна Белюшина # 20 февраля 2015 в 13:47 0
Всё понравилось! Вы -молодец!
Анна Владимировна Савчук # 9 октября 2014 в 18:24 +2
Интересно!ГОЛОСУЮ!!!!!
Подгорных Ольга Михайловна # 24 октября 2014 в 08:37 +1
а еще с помощью ММЧ очень просто знакомить детей с различным состояние воды, голосую!
Валентина Григорьевна Платонова # 4 ноября 2014 в 20:57 0
Благодарю всех, кто оставил комментарий!
Марина Александровна Малютина # 9 января 2019 в 10:28 0
Валентина Григорьевна, замечательно, что Вы знакомите дошкольников с неживой природой, с ее изменчивостью, разными состояниями, а также нужно учить бережному отношению к природным ресурсам.
Чем раньше мы начнем давать детям знания о ней, тем лучше будут развиваться такие качества, как пытливость, любознательность, находчивость и, конечно, мыслительная деятельность и воображение...
Прекрасный семинар-практикум Вы представили, спасибо за опыт работы!