Занятия в ГПД для учащихся 1-4 классов на День птиц
Сценарий природоведческого занятия в ГПД «Тайны певчих птиц».
Автор: Лапатина Светлана Васильевна, воспитатель ГПД МОУ Тумская СОШ №46 Филиал «Оськинская ООШ», Клепиковского района,д. Оськино.Описание: Предлагаю вам сценарий природоведческого занятия о певчих птицах для учеников 1 - 4 классов. Данный материал будет интересен воспитателям ГПД, учителям
начальных классов при организации и проведении занятий по окружающему миру.
Цель:
Закрепить и расширить знания школьников о певчих птицах.
Задачи:
1. Воспитывать бережное, внимательное и заботливое отношение у школьников к природе, к птицам.
2. Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся.
3. Расширить знания детей об особенностях внешнего вида птиц, их повадках,характерных особенностях.
4. Развитие двигательных умений и навыков, физических качеств: ловкости,быстроты, выносливости.
Ход занятия:
Воспитатель.Ребята, сегодня на занятии мы приоткроем окошко в мир пернатых друзей и узнаем много нового о птицах.Я думаю,что вам всем интересно узнать,о чём поют птицы? Почему гнёзда разных птиц не похожи друг на друга? Как птицы заботятся о своём потомстве?
А сейчас отгадайте загадку:
Это смелый запевала
И апрельский дирижёр,
Славит он весны начало,
Распевает птичий хор.
Зяблик.
Весёлый запевала.
Ещё кое – где белеет снег, а в лесу и в парке слышна смелая и звонкая песенка: «Тви – тви – тви – тиль, тиль, тиль!». Это прилетели зяблики!Зяблик красив не только голосом, но и нарядом: щёчки и грудь красноватые;головка – пепельно - голубая, а крылышки перечёркнуты белой полоской.
Хотите знать, какая завтра будет погода? Послушайте зяблика. Если он весь день ритмично покрикивает: «Рюм, рюм, рюм», солнца не ждите – день будет ненастным. Зяблик зорок и осторожен. Заметив малейшую опасность, тревожно и громко покрикивает: «Пинь,пинь».
Гнездо у зяблика – настоящее произведение искусства. Глубокая и аккуратная чашечка, сплетённая из травинок и мха, лежит на ветке или прижата к стволу дерева. Снаружи гнёздышко обвешано лишайниками,кусочками бересты и паутинками. Снизу такое домишко заметить трудно.
Воспитатель.
Предлагаю отгадать следующую загадку:
«Зинь, зинь,верь; зинь,зинь,верь»
Мы весне откроем дверь,
На лесной полянке
Распелись две птички – Овсянки.
Овсянкины напевы.
С первыми проталинками запела овсянка: бурая, с тёмными пестринами зимой, а к весне она принарядилась.Крутит лимонной головкой, чистит пёрышки на жёлтой грудке.Уселась на берёзовый сучок и запела: «Зинь, зинь,верь; зинь,зинь,верь».Вот наконец лесная опушка освободилась от снега, и Овсянка тут как тут.Выбрала высокую кочку и принялась вить внизу гнездо. Крутится то влево,то вправо, приминая травинки грудкой и хвостиком, а клювиком поправляя и переплетая стебельки. Мягкую подстилку готовит из сухих корешков и конского волоса, который старательно собирает на обочине дорог.Из голубоватых яиц появляются на свет птенцы – красноротики.
Воспитатель.
Предлагаю отгадать третью загадку:
У этой птички, погляди –
Солнце светит на груди!
Как птичка запоёт,
Утром солнышко встаёт!
Зарянка.
Гном с серебряным колокольчиком.
Зарянка миниатюрна и подвижна,словно лесной гномик.Особую миловидность придаёт ей оранжево – рыжее пятно, будто отблеск зари,покрывающее верхнюю часть грудки. Зарянка красиво поёт сразу после восхода или заката солнца. Одну зарю встречает, другую провожает. Песенка необычно чиста и похожа на звон серебряного колокольчика.
Зарянка любит глухие участки леса. Гнездо устраивает на земле или в гнилых пеньках, часто под корнями рослых деревьев или под валежником.Лоточек обязательно выстилает шерстинками и пёрышками.
Воспитатель.
Делу – время, а потехе час,
Предлагаю поиграть сейчас.
Проводится игра «Птицелов».
Чертится круг диаметром 2 – 3 метра, в центр которого встаёт «птицелов».
За кругом остаются «птицы» - все остальные участники игры. По команде ведущего «птицы» впрыгивают в круг, клюют зёрнышки. «Птицелов» старается запятнать «птиц», пока они в кругу.
Далее игра усложняется – «птицам» внутри круга разрешается передвигаться только прыжками на одной ноге.
Воспитатель.
Вот как мы славно поиграли, предлагаю отгадать следующую загадку:
Кто уселся на суку
И кричит: «Ку – ку! Ку – ку!»,
На весь лес она болтушка,
Это – серая Кукушка!
Кукушкины дети.
Сидит на ветках кукушка, опустив крылья, раздувает горлышко и раз за разом повторяет звонкое «ку – ку».Своё гнездо она не строит, а когда приходит время откладывать яйца, ищет чужие гнёздышки. Найдёт и яйцо подложит, а птички – хозяева гнёздышка – стараются, греют чужое яйцо вместе со своими.
Кукушонок первым на свет появляется и сразу начинает «разбойничать», все яйца из гнезда обязательно выбросит, один в гнезде останется. Требует,чтобы чужие родители его досыта кормили. Они и кормят, не успевая дух перевести. «Приёмыш» очень прожорлив,весь дрожит и головой трясёт,когда есть просит. Бедные пташки почти три недели стараются, хлопочут вокруг « приёмыша». Думаете, он им спасибо скажет? Напрасно. Улетит,только и его и видели.
Воспитатель.
Ребята, если к лесному орешку приклеить остренький клювик и маленький,вздёрнутый вверх хвостик, то получится миниатюрная птичка, которую называют крапивником.
Громкоголосый невидимка.
А название такое эта птичка получила потому, что с ранней весны и до поздней осени она незаметно шныряет в зарослях крапивы.Песня крапивника очень громкая и мелодичная. Пропоёт на пеньке, и снова в заросли, тут крапивник «дворец» построил – большое шарообразное гнездо с боковым входом.
В этом чудо – дворце будут жить птенчики с кургузыми хвостиками. Придёт время, и они на всех голосах запоют в крапиве: «Тик – трик – трр!».
Воспитатель.
В первые дни весны, когда ещё только сошёл снег, и на улице хмуро и грязно,появляются
скворцы. И на душе сразу становится радостно и весело!
Вестники весны.
Прилёт скворцов – праздник, смена времён года. Его ждут жители сёл и деревень, значит скоро весенняя пахота. Его ждут школьники – подходит к концу учебный год. Ребята мастерят и устанавливают скворечники для возвратившихся на родину птиц.Скворец – хороший певец, поёт громко, азартно, целиком отдаваясь песне.Самая замечательная черта его песни – её подражательный характер. Когда слушаешь скворца, кажется, что его репертуар неисчерпаем. Некоторые птицы имитируют десятки звуков: шумы, свисты,скрип. Могут закудахтать как курица, или вплетают в свой напев то крики чибиса, то посвист иволги.
Две недели поочерёдно самец и самка высиживают кладку из пяти или шести голубоватых яиц. Вылупившиеся птенцы растут быстро, они прожорливы и требуют много пищи. Чтобы их накормить, маме и папе приходиться прилетать к гнезду с кормом 300 раз в день. Через три недели птенцы покидают гнездо. В начале сентября стая покинет родные края и отправится в далёкий и нелёгкий путь в тёплые края: в Африку, Индию.
Воспитатель.
Ребята, предлагаю отгадать следующую загадку:
Он весной поёт красиво:
Звонко, весело, игриво!
Угадай – ка, поскорей,
Что за птичка? – Соловей.
Соловьиные рассветы.
Соловей чуть больше воробья, наряд его скромен, сам коричневый, а хвостик рыженький.В мае наступает соловьиная пора. Звонкие раскатистые трели льются от рассвета до заката, не прерываясь и в ночные часы.Песня соловья изумительна, она состоит из чередования свиста, щёлканья, булькания, дроби, раскатов и треска. Отдельные куплеты соловьиной песни называются «колена». Хороший соловей выводит до десяти колен.
Сердце так и замирает, когда соловей исполняет лихое колено – водопойную дудку: «пью, пью, пью, пью».
Слышали? Если нет, то спешите на лесную опушку или берег реки – обязательно услышите.
Гнёздышко своё соловей строит на земле, в куче сухих листьев, в сыром месте - поближе к воде.Гнездо певца не отличается изяществом и сложено из листьев, тонких прутиков да стебельков травы.
Соловей много поёт до тех пор, пока в гнезде не появляются птенцы. С первыми же писками желторотиков он заканчивает свои концерты.Начинается хлопотливая пора забот о потомстве. А к концу лета соловьиную семейку ждёт дальняя дорога в Африку, где певцы будут зимовать.
Воспитатель.
И мы с вами сегодня не будем скучать,
Начнём песенку весёлую запевать!
Ученики 3 класса исполняют песню «Весенний будильник» - музыка С. Соснина,слова М. Садовского.
Для чего будильник мне?
Вот весна звенит в окне!
Солнце встанет – птичий хор
Запевает на весь двор.
Припев.
Чик - чирик, чик – чирик,
Кар – кар – кар!
Чик - чирик, чик – чирик,
Кар – кар – кар!
Тир – ли – ли, тир – ли – ли,
Фью,фью,фью!
Мой будильник без хлопот
Раньше солнышка встаёт.
Без него бы я пропал –
До полудня крепко спал.
Я кормлю будильник свой
И пою его водой.
Хорошо нам вместе петь –
Можно многое успеть!
Воспитатель.
Ребята, вот и закончилось наше занятие, на котором вы узнали много новых,интересных фактов о жизни певчих птиц.
Будьте внимательными к птицам, наблюдайте за ними, изучайте их особенности, повадки. Берегите птиц!
Ведь птицы – наши соседи,
Наши певчие друзья!
И всем нам надо жить
Дружно на планете Земля!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект беседы для учащихся начальной школы. Перелетные птицы Внеклассное мероприятие для детей начальной школы ко Дню птиц. Сценарий Конкурсная программа на День птиц в начальной школе. Сценарий Викторина с ответами для младших школьников о птицах (1-4 классы)Похожие статьи:
Сценарий ко Дню птиц для 1-2 класса
Внеурочное экологическое занятие учащихся начальных классов
Участник №19 профессионального конкурса для педагогов «Педагогическая кладовая» с 15 января по 30 апреля 2017 года
← Сценарий внеурочного мероприятия по математике в 1 классе | Мероприятие по сказке Волкова "Волшебник изумрудного города" для учащихся начальной школы →
Автор: Светлана Васильевна Лапатина
Опубликовано: 2833 дня назад (18 февраля 2017)
Просмотров: 4770
Рубрика: Занятия в ГПД
|
+28↑ Голосов: 28 |
Комментарии (50)
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|