Продуктивные виды деятельности в развитии ребенка 5-6 лет
Методическая разработка по теме «Продуктивные виды деятельности в развитии ребенка»
Автор: Соснина Светлана Валерьевна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад №45 комбинированного вида» г. Новокузнецк.Описание матеериала: Материал предназначен для воспитателей старшего дошкольного возраста. Этот материал направлен на организацию правильной системы продуктивной деятельности с использованием различных инструментов, материалов и техник, в которых ребенок овладевает сложными, координированными и тонко дифференцированными движениями пальцев рук работа по преодолению трудностей в развитии мелкой моторики.
Одним из компонентов общего двигательного развития является мелкая моторика. Понимание данного термина рассматривают разные авторы. Результаты исследований показывают, что несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затруднят овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
Важным средством развития тонкой моторики рук служат упражнения с предметами, а также ручной ловкости дошкольников способствуют разнообразные виды продуктивной деятельности.
Наиболее сложную технику предполагают те виды деятельности, которые требуют специальных действий, связанных с использованием инструментов-орудий (ножниц, кистей, карандашей, стек и т. п.). Однако нельзя говорить об отсутствии техники и в тех видах деятельности, которые осуществляются непосредственно руками (раскатывание и примазывание в лепке, сгибание и обрывание в аппликации, разнообразные приемы складывания бумаги в оригами). Все эти техники требуют освоения не менее сложной системы действий. В ходе изобразительной деятельности дети овладевают умением пользоваться карандашом, кисточкой, краской, учатся штриховать, закрашивать рисунок.
Формирование продуктивных видов деятельности – это базис воспитания и обучения ребенка в дошкольном возрасте. Эти виды деятельности, с одной стороны, служат основой для становления познавательной деятельности, с другой – играют важную роль в воспитании личностных качеств ребенка и его поведения.
Продуктивные виды деятельности помогают координировать зрение и движение, овладеть формами, развивают чувственно – двигательную координацию. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности первые появления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно продуктивная деятельность.
Исходя из выше сказанного, я предположила, что работа по преодолению трудностей в развитии мелкой моторики при правильной системной организации продуктивной деятельности с использованием различных инструментов, материалов и техник, в которых ребенок овладевает сложными, координированными и тонко дифференцированными движениями пальцев рук может быть успешна.
Целью моей работы стало: изучить использование продуктивной деятельности в развитии и коррекции мелкой моторики дошкольников; воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области таких видов деятельности, как изобразительное искусство, художественно-декоративное творчество.
Задачи, которые я ставлю для достижения цели
• Знакомство с новыми, нетрадиционными технологиями в изобразительном искусстве
• Развитие моторных способностей через овладение ручными разнообразными операциями, влияющими на психофизические функции ребенка.
• Вооружить детей знаниями в изучаемой области,
выработать необходимые практические умения и навыки,
• Приобщить ребенка к изобразительному искусству,
• Выработать необходимые практические умения и навыки,
• Реализовать творческие способности детей, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление.
• Воспитывать художественно-эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
Для решения поставленных задач была проведена коррекционно – развивающая работа, которая была построена на ведущей деятельности детей дошкольного возраста и включала в себя:
• Нетрадиционное рисование;
• Конструирование из бумаги, бросового материала;
• Лепка;
• Комбинированные виды продуктивной деятельности.
Данная работа состояла из трех блоков:
1 блок – включал подгрупповую непосредственно образовательную деятельность, которая проводилась в соответствии с тематикой в первой половине дня.
2 блок включал в себя задания с использованием различных видов продуктивной деятельности и проводился во вторую половину дня в соответствии с планом работы.
3 блок включал индивидуальную работу в рамках свободной деятельности.
При проведении коррекционно – развивающей работы использовались различные методы и приемы: сюрпризные моменты; создание проблемной ситуации; рассматривание образца и выделение главных частей, второстепенных; показ способов выполнения работы; подробное объяснение; вербальные средства коммуникации (понимание детьми словесных инструкций, уточняющие вопросы). Форма работ подгрупповая, так как именно данная форма организации обеспечивает наилучшее усвоение задания, а в дальнейшем и его выполнение.
Дети знакомились с различными техниками выполнения, которые спланированы в последовательности от простого к сложному. Основными средствами выразительности являются: форма, цвет, композиция изображения.
У детей появилось увлечение темой, желание выполнить красиво, внести что-то свое.
Важным моментом в процессе организации продуктивных видов является создание у детей мотивации, которая основывается на базовых потребностях детей дошкольного возраста. Использование игровых моментов позволяет решить проблемные ситуации на занятиях по изобразительной деятельности, которые стали осмысленными, в то же время интересными и увлекательными.
На начальном этапе работы у детей наблюдались значительные трудности в усвоении предложенного материала, отмечалось множество допускаемых ошибок, поэтому необходимо было полное объяснение задания и постоянный контроль со стороны взрослого. Но в ходе дальнейшего проведения работы мы замечали, что у детей ошибок становилось значительно меньше. Дети стали охотно выполнять задания, стали более внимательными, начали зрительно соотносить детали на собственных поделках. Движения пальцев рук стали более чёткими, точными, координированными, мышечный тонус стал более размеренным, улучшилась динамическая организация и зрительно моторная координация, руки и пальцы стали более чувствительными. Уровень скоррегированности повысился по всем параметрам мелкой моторики.
Следовательно, систематичное использование продуктивных видов деятельности действительно оказало эффективное влияние на развитие и коррекцию мелкой моторики. И мое предположение о том, что работа по преодолению трудностей в развитии мелкой моторики при правильной системной организации продуктивной деятельности с использованием различных инструментов, материалов и техник, в которых ребенок овладевает сложными, координированными и тонко дифференцированными движениями пальцев рук может быть успешна подтвердилось.
Список использованной литературы:
1. Анучина, Н. А. Таланты детей – на кончиках пальцев [Текст] //Дошкольное воспитание.- 2006, №2
2. Богатеева, З.А. Подготовка руки ребенка к письму на занятиях рисованием. [Текст]//Дошкольное воспитание 1987. №8.С.49 – 53.
3. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] : часть 1/ Г. Н. Давыдова. -М.: «Скрипторий 2003», 2007.-80 с.
4. Казакова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники рисования [Текст] / Р. Г. Казакова. - М.: Сфера, 2007. - 125 с.
Рекомендуем посмотреть:
Приобщение детей младшего дошкольного возраста к русскому фольклору Развитие мелкой моторики с использованием техники изонить Массажные тренажеры своими руками для самомассажа, развития речи у дошкольников с ЗПР Спирограф своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фотоПохожие статьи:
Самостоятельная деятельность детей в младшей группе по ФГОС на прогулке
Как учитывать темперамент ребёнка в процессе педагогической деятельности
Автор: Светлана Валерьевна Соснина
Опубликовано: 3504 дня назад (19 апреля 2015)
Просмотров: 12866
Рубрика: Методические разработки
|
+2↑ Голосов: 2 |
Комментарии (1)
|
||
|