Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Самостоятельная деятельность детей в младшей группе по ФГОС на прогулке

Самостоятельная деятельность детей 2-4 лет в детском саду. Младший дошкольный возраст

Структурные компоненты прогулки (наблюдения, дидактические игры-задания, первые трудовые действия, подвижные игры) проходят на фоне самостоятельной игровой деятельности, которая занимает основную часть времени пребывания детей на свежем воздухе и требует постоянного контроля со стороны взрослого.

В теплое время года, подготавливая все необходимое для развертывания разнообразных игр, воспитатель остается их организатором и участником.

На участке дети хотят заняться тем, что их интересует. Одни хотят самостоятельно побегать, попрыгать, полазать. Другие с упоением крутят педали велосипеда, а третьи спешат заглянуть во все углы, отметить, что изменилось. Если малыш самостоятельно нашел для себя интересное дело, взрослый может только отметить этот положительный факт и создать все условия, чтобы его не нарушить. Более того, на участке необходимо создавать условия для первых детских экспериментов. В песочницу можно положить сига, воронки, пластмассовые бутылочки с горлышком разного диаметра; в тени под деревьями поставить столик с набором небольших ящичков, заполненных камешками, шишками, каштанами, желудями. Рядом на столике можно разместить наборы разноцветных лоскутков разных видов тканей, небольшие пластмассовые баночки с крышками разных форм и размеров, маленькие ключики с замочками, калейдоскопы, магниты с набором разных по фактуре предметов, детские бинокли, зеркальца, лупы (последние дети могут использовать под контролем взрослого).

Отдельно располагается столик с дидактическим материалом и книжный уголок с наборами книг, картинок, альбомов. Следует также предусмотреть материалы для лепки и рисования.

На веранде следует периодически вывешивать картины для рассматривания, располагать все необходимое для сюжетных игр (кухня, спальня, уголок доктора, парикмахера, продавца).

Игры с песком относятся к любимым играм детей. Только на прогулке в теплое время года малыши имеют возможность полностью удовлетворить свое желание действовать с этим природным материалом. Дети подолгу увлеченно играют с песком, исследуют его свойства.

Конечно, и без руководства взрослого дети приобретают некоторый опыт: по цвету и на ощупь различают влажный песок или сухой. Сухой оставляют без внимания, из влажного делают домики-холмики, пытаются формировать куличики. Но без направленного руководства взрослого дети не смогут выполнить задуманные игровые действия. Орудуя совком, они большей частью просыпают песок мимо формочки, набирают в нее песок не до верха, забывают похлопать совком сверху, утрамбовывая его, а перевернув формочку, не знают, что надо постучать по донышку и только тогда осторожно снять ее. Не получая желаемого результата, дети отвлекаются, начинают шалить: рассыпают песок во все стороны, бросаются им, закапывают мелкие игрушки, разрушают постройки других детей.

Для того чтобы игры с песком не приобрели стойкий навык однообразной и разрушительной деятельности, взрослый должен с самого начала учить детей правильно использовать его в играх, обогащать их представления о свойствах и качествах песка, предлагать дополнительный материал для усложнения, продолжения, разворачивания игр.

В начале года (осенью) перед взрослым стоят задачи ознакомления детей со свойствами песка; обучения умению правильно пользоваться совочком и формочкой, первым игровым приемам при сооружении домиков-холмиков. В летнее время следует напомнить детям то, чему их уже обучили, а затем следить, что и как они сооружают; направлять, усложнять игру и подсказать, как можно использовать природный материал. Младшим детям можно предложить сделать птичий двор (показать мелкий игровой набор домашней птицы), старшим —сделать детскую площадку для кукол (клумбу, скамейку, дорожки вокруг и т. п.).

Целенаправленный подбор мелких игрушек и предметов (разнообразные машинки, самолеты, вертолеты, маленькие коляски и куклы, детали строительного материала), а также широкое включение в игру природного материала (камешки, ракушки, шишки, веточки, палочки, листики, травинки, луговые цветы) создают условия для развития творческой игры. Детям интересно, когда взрослый предлагает принести песок в песочницу.

Организуя, направляя и усложняя игру, следует учитывать и индивидуальные возможности каждого ребенка. Одному надо показать, объяснить, взять его за руку и насыпать совком песок в формочку, другому только подсказать: «А забор вокруг твоего дома будет?», а с третьим посчитать, сколько куличиков он уже сделал.

Задача взрослого заключается и в том, чтобы привить детям навыки совместных игр.

Каждый строит для своей куклы дом. Выстроили —и получилась улица. Воспитатель спрашивает: «Сколько на ней домов?», подсказывает, как их можно украсить ракушками, выложить строительным материалом тротуар, дорогу. Дети разворачивают игру: поехали машины налево, направо, прямо, куклы пошли друг к другу в гости и т.д. Теперь воспитатель уже может изредка подойти к песочнице, словом усложнить, направить игру: «А гараж для машин где?» Все дружно сооружают общий гараж, а там уже появилась идея построить аэропорт, парк для прогулок кукол. Вырастает целый город с улицами, мостами. Сочетание песка со строительным и природным материалом внове для детей (этим можно заниматься только на прогулке), увлекает их, позволяет возводить интересные и сложные постройки.

Такие содержательные игры развивают простейшие конструктивные навыки, активизируют познавательную деятельность детей, способствуют развитию фантазии, творческого начала.

Природный материал широко применяется детьми в сюжетных играх в качестве заместителей: песок с водой —каша; листики—тарелочки, салат, материал для зонтика; камешки, желуди—угощение, конфеты; палочки, веточки—ложки, вилки, ножи, забор. Из глины (пластилина, теста) дети лепят зверушек, посуду для игры, угощение, всевозможные украшения.

Дети любят играть и в одиночку. За столиком малыш высыпает из ящичков и корзиночек камешки, ракушки, шишки, желуди, а затем опять рассортировывает их сам, рассматривает отдельные ракушки, долго вертит в руках камешек необычной конфигурации, примеряет желудям их шляпки. Другие ребята несут корзиночки с природным материалом к месту своих игр. Каждый сначала рисует палочкой на песке или мелом на асфальте всевозможные рисунки (елочку, цветок, флажок), потом по контуру выкладывает природный материал. Воспитатель лишь должен вовремя подсказать ребенку всевозможные действия.

Ознакомление со свойствами воды проходит во время специально организованных игр-занятий под строгим контролем взрослого.

Такие игры-занятия можно организовать только в теплое время года и проводить их в конце прогулки. Вода возбуждает ребенка, поэтому вначале необходимо научить его правильному, аккуратному обращению с ней: не плескать через край, не делать резких движений и т.д. Вначале дети просто опускают ладошки в воду, шевелят пальчиками. Воспитатель констатирует: вода прозрачная, ласковая; можно показать, как она окрашивается в разные цвета. Затем демонстрирует свойства воды, используя разнообразный игровой материал, предоставляет каждому возможность ощутить ее температуру, попутно развертывая игры: купание кукол, стирка их белья, мытье игрушек, занятия с цветными шариками. Опуская на дно игрушки, дети замечают, что одни остаются на дне, а другие тут же всплывают на поверхность. Почему? Объяснение может дать только взрослый, организуя игру-занятие «Тонет —плавает».

В жаркое время года воспитатель предлагает детям на прогулке принять участие в интересных делах: наполнить бассейн (ванночку) водой, увлажнить песок, учит пользоваться лейкой при поливе огорода, цветника. Дети охотно включаются в такие действия. С удовольствием сами моют руки после игр с песком, не отказываются вымыть ноги после прогулки.

Зимой начинаются интересные игры со снегом. Дети вместе со взрослым украшают свой участок постройками (город, поляна с цветами и грибами из льдинок, снежная клумба), сооружают их, чтобы потом использовать при игре: забрасывать в корзину снеговика снежки, ходить по «крокодилу», упражняясь в равновесии, и т.д. Строят дома (Снегурочке и другим сказочным персонажам), лепят всевозможные постройки, вспоминая сказки «Три медведя», «Теремок». В зимнее время следует остановить играющих в догонялки детей, проверить, не перегрелись ли малыши; не нужно ли заменить варежки тем, кто закончил украшать очередную постройку цветными льдинками.

Незабываемые впечатления от целевых прогулок в парк, на опушку леса, к водоему надолго остаются у детей. Они могут идти в течение 20 минут на расстояние до 300 м без отдыха. Смена обстановки, новые впечатления, которые не получишь на территории детского сада, свобода движения —все это стимулирует активность малыша, позволяет ему более глубоко осмыслить явления и события окружающего мира. Целевые прогулки заканчиваются свободными играми детей на своем участке.

Обычно у малышей на прогулке радостное настроение. Взрослый поддерживает активность детей, которые по собственной инициативе прыгают, заметив кузнечика: «Ты прыгаешь лучше самого кузнечика. Молодец! И кузнечику нравится. Сидит он, любуется, не хочет покидать нас» или: «Угадайте, дети, кому подражает наш Андрюша?» Мальчик старательно переваливается с ноги на ногу, рычит. Ребенок доволен, что взрослый заметил его действия. Одиночные действия детей чередуются с игровыми действиями 2—3 детей.

На прогулке взрослому предоставляется возможность тонко, деликатно, не подавляя активности малышей, обогащать, усложнять их первые игровые действия, включаясь в их игру: «Я тоже свою дочку буду кормить!» По ходу игрового действия взрослый демонстрирует образцы предметов-заместителей, останавливает детей удивленным вопросом: «Вы уже сварили борщ? А я не успела! Помогите мне, а потом дружно покормим обедом своих детей». В ход идут листики (капуста), тарелки; палочки (макароны, ложки, ножи); травинки (вермишель) и др. Приготовили обед, покормили кукол, и тут же взрослый объявляет: «После обеда детям спать!» Так обогащенные игровые действия объединяются в сюжет. Теперь уже после купания кукол дети стирают кукольное белье, гладят и т. п. А то вдруг проснулась дочка и заплакала. Что с ней: заболела или приснился плохой сон? Это уже решать «маме». Доктор всегда придет на помощь. В первое время роль доктора, парикмахера, продавца взрослый берет на себя, сам ведет игру, включая ребенка в ролевой диалог, демонстрируя ему ролевое поведение. Для обогащения ролевого поведения он в свободное время предлагает всем детям поиграть: «Вы будете котята (мышата, ежата, щенки и т.п.). Как все бегают, радуются? Как себя ведут, когда заболеют, испугаются?» и т.п. Такие ролевые действия нравятся детям, помогают им активно участвовать в сюжетных играх.

Например, взрослый готовится провести сюжетную игру «Доктор Айболит». В тени дерева он расстилает одеяло, где будут сидеть зрители. Ставит столик для доктора со всем необходимым: детский градусник, стетоскоп, шприц, прозрачные бутылочки с разноцветной жидкостью (йод, зеленка, микстура (розовая вода), ватные капли (желтая вода) и др.), пипетка, ушные палочки, ложечки, кусочки лейкопластыря, ваты, бинты, косыночки и др. Рядом кроватка для больного, ванночка с водой, полотенце, шампунь.

Взрослый объявляет: «Кто хочет играть со мной в доктора Айболита, разбирайте больных зверушек, а остальные садитесь, смотрите, как мы играем».

Добрый доктор Айбоит,

Он под деревом сидит

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит.

Воспитатель обращается к девочке с лисенком: «Ну, что скажете, мама? Что болит у вашего сыночка? (В случае затруднения говорит сам.) Вижу, вижу, не спал ваш сынок, плакал, видно ушки болят». Ставит градусник: «Да, температура высокая. Дадим ему лекарства (в ложечку наливает розовой воды). Не бойся, малыш, выпей —и поправишься! (Щупает ушки.) Покапаем тебе в ушки (капает), завяжем платочек, и посидите теперь немножко.

Кто следующий? Папа, как зовут вашу дочку (заиньку)? Вижу, хромает она. Какая ножка болит? Вот эта? Давайте помажем ножку зеленкой, заклеим лейкопластырем, чтобы грязь не попала. Посидите в тени, скоро все пройдет.

А это кто у нас охает? Это мишка-топтыжка с больными зубами! А он, верно, забыл, что нельзя много меда есть, правда? Вы, папа, не давайте ему много сладостей или он не слушается? Ай-ай-ай! Какой непослушный сынок! Видно, что он еще и зубы не чистит. Вот вам и результат. Сходите в аптеку, купите зубную пасту, щетку и каждый день чистите зубы, а пока я привяжу к щеке лекарство (листик). (Завязывает щеку платком.)

Вот еще одна больная, да такая грязная обезьянка Фрося. Она у меня часто бывает, потому что не слушает родителей: ни папу, ни маму. А дедушку с бабушкой слушает? Тоже нет? Тогда мы сами возьмемся за ее воспитание, сначала умоем шаловливую Фросю».

Воспитатель вместе с ребенком умывает обезьянку, приговаривая:

Водичка, водичка,

Умой Фросе личико...

«Вот теперь ты чистая, мы тебя послушаем, — продолжает воспитатель.—Дыши, не дыши (слушает стетоскопом, заглядывает в ушки, просит открыть пошире рот, ставит градусник). У Фроси температура. Сделаем укол. Потерпи немного, зато выздоровеешь скоро. Дадим тебе микстуру, положим в кроватку, а мама тебе песенку споет».

Воспитатель спрашивает у каждого пациента: «Ну, как ты себя чувствуешь? Уже тебе легче стало? Больше не болит?» и т. д.

Обращаясь к Фросе, он предлагает детям прочитать стихотворение:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам

Стыд и срам! Стыд и срам!

«А вы, ребята, умываетесь, руки моете?» — спрашивает взрослый.

Когда все звери выздоровеют, на радостях все начинают танцевать, петь песни, водить хороводы.

Можно также обыграть с детьми ролевое поведение шофера, пассажиров, строителя и др.

Подобные игры стимулируют речевую активность детей, обогащают их знаниями, формируют умение включаться в ролевой диалог.

Через некоторое время взрослый сможет выполнять второстепенные роли (пациента, покупателя, клиента парикмахерской и др.) или выступать в роли мамы, папы, которые, например, привели в поликлинику больного, и др. Пройдет еще немного времени, и дети будут по собственной инициативе разыгрывать знакомые сюжеты. Взрослый должен будет только создавать игровую среду, деликатно со стороны руководить ходом сюжетной канвы (усложнять, подсказывать отдельные игровые действия персонажей).

Дети любят выполнять движения без предметов: перебегать с места на место, взбегать на пригорок и сбегать с него, лазать по лесенкам, качаться на качелях. Такую деятельность следует поощрять, поскольку она способствует развитию основных видов движений. Свободно передвигаясь по участку, дети упражняются в более уверенном и четком их выполнении.

Но вот воспитатель замечает, как упорно один малыш карабкается на ледяную черепаху, а другой старается удержать равновесие на спине «крокодила». Педагог должен быть рядом: остановить того, кто перевозбудился; подстраховать того, кто только осваивает новое для себя движение; проследить, чтобы дети не толкались, не мешали друг другу. Взрослый не оставляет без внимания малыша, упорно добивающегося своего: «Молодец, какой храбрый!»

Педагог должен отмечать, как долго занят ребенок, не утомился ли, и вовремя переключить на другой вид деятельности; после игр с высокой степенью активности увлечь спокойными играми — предложить рисовать, лепить, играть с куклами в кукольном уголке.

Для рисования красками дети могут взять кисти, краски, большие листы ватмана и расположиться прямо на полу веранды. А можно рисовать на асфальте или на песке, сопровождая рисование песней или стихотворением.

Приглашая отдельных детей на занятия лепкой, воспитатель обсуждает с ними, что они собираются лепить, из какого материала. На выбор им предлагается пластилин, глина, тесто (на 1 стакан муки 1/3 стакана воды, 2 столовые ложки соли, 1 чайная ложка растительного масла; для подкрашивания теста используется стержень фломастера или гуашь).

Одни ребята лепят морковки. Воспитатель предлагает им: «Носик сделайте острый, как клювик у цыпленка. Пусть он своим носиком прямо в небо из земли торчит». Дети сначала недоуменно смотрят на взрослого, по его виду догадываются: шутит! Начинают смеяться, а педагог продолжает, обращаясь к тем, кто лепит огурец: «Если прячется в земле вся морковка, да еще и носиком вниз, тогда и огурцу нечего острый нос делать, пусть с таким лежит-полеживает в сырой земле!» Дети хохочут. Взрослый удивляется: «Опять не так сказал? Тогда свеклу ярко-бордовую, на солнце загорелую нужно будет повесить на куст, а кабачок рядом...»

Дети из розовой и голубой глины сами лепят зайчат, заодно считают их, затем относят и ставят рядом с муляжом на участке: «Смотри, мама-зайчиха, твои детки-зайчата прибежали к тебе!»; лепят угощение для медведя: грибы, ягоды.

В тени деревьев за столиком двое малышей рассматривают картинки в книге сказок В. Сутеева. Воспитатель предлагает ребенку (с хорошо развитой речью): «Читайте вместе, ты будешь утенком, а Саша —цыпленком. Начинайте!» И «цыпленок» с удовольствием ждет, когда можно будет произнести свое: «Я тоже!» Дети учатся взаимодействовать.

Нередко во время прогулки дети вдруг проявляют видимую на первый взгляд агрессивность к живому объекту, которая, по сути, является одним из видов исследовательских действий: стараются прихлопнуть ногой муравьишку, придавить игрушкой жучка. Это следует сразу же пресекать: вовремя остановить малышей, объяснить, к чему это может привести. А еще лучше успеть предотвратить их действия: «Какой трудяга этот муравьишка! Тащит, старается, из сил выбивается, а не отпускает такую длинную соломинку. Какой молодец!» К месту сказанные четверостишие, поговорки или куплет песни обостряют восприятие малыша, способствуют созданию ярких образов.

Задача взрослого — поддерживать инициативу каждого ребенка, развивать его любознательность. Увидев, что малыш с любопытством следит за пробегающей по дорожке букашкой, воспитатель произносит: «Интересно, куда это спешит малышка-букашка? Как такая крошка будет перебираться через бревно? Повернет к тебе или ко мне?» Эти слова способствуют более длительному наблюдению, поддерживают целенаправленное восприятие детьми живого объекта, развивают их воображение.

Ребенок наблюдает за работой муравьев, к нему присоединяются еще двое малышей. Воспитатель произносит: «Терпение и труд все перетрут!» Детям понятен смысл поговорки, так как в это время муравьи потащили свою добычу дальше, успешно преодолев крохотную канавку.

Встретив медленно двигающуюся божью коровку, можно вместе с ребятами рассмотреть ее с помощью лупы, одновременно приучая их бережному обращению с крохотными существами, обогащая их словарный запас яркими сравнениями, эпитетами. Можно прочитать четверостишие «Божья коровка, улети на небо...»

Иногда во время наблюдения воспитатель замечает, что кто-то из детей держится настороженно, старается быть поближе к взрослому, отказывается гладить щенка. Педагог не настаивает. В свободное время он может подойти с этим малышом к щенку еще раз, вместе понаблюдать, а потом и погладить его. Тесный эмоциональный контакт со взрослым поможет ребенку преодолеть собственную робость.

У детей могут возникнуть конфликты из-за места у столика с песком, из-за санок для кукол. Воспитатель непременно разберется в такой ситуации. Одна из задач педагога — создавать на прогулке атмосферу доброжелательности и симпатии к сверстникам: не упускать момент, обратить внимание оказавшихся рядом детей на товарища, помогающего малышу втащить санки с куклой на горку, на ребенка, который помогает друзьям достроить большую башню. Такой микроклимат чутко воспринимается детьми, прочно поддерживается ими. Ребята стараются помочь воспитателю и своим товарищам: сами выносят игрушки, выводят малышей за руку, придерживают дверь, когда те выходят или входят в помещение.

Не прекращается работа по формированию бережного отношения к животным и растениям. Увидев поздней осенью редкие ягоды, дети вслед за взрослым произносят: «А малину только птичкам!», так как уже знают: все меньше и меньше у птиц корма. Воспитатель обязательно заметит и не преминет похвалить тех, кто по собственной инициативе принес свежей травки кролику. Воспитание доброго и бережного отношения к окружающему миру —важная задача педагога.

Дети должны учиться первыми приветствовать всех. Младшие говорят: «Здравствуйте!», старшие произносят: «Доброе утро! Добрый день!» Вышли на прогулку и говорят хором: «Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, солнце золотое!» Ворона прилетела, закаркала—дети ей в ответ кричат: «Здравствуй, здравствуй, тетушка ворона! Как поживаешь?» Прощаясь с наблюдаемыми объектами, дети тренируются в произношении разнообразных фраз-прощаний, запоминают их.

В процессе соответствующей работы воспитателя доброжелательность становится нормой поведения каждого ребенка. Приведем пример. Бежит букашка и вдруг остановилась. Дети подбадривают ее: «Смелее, беги! Не бойся нас, мы тебя не обидим!» Залаяла собака, дети возмущенно: «Ты что на нас лаешь? Мы добрые люди!» Упал малыш, старший товарищ помогает подняться, отряхивает его от снега и бодро произносит: «Не беда!» Добрых дел много: нужно купать «дочек», стирать им белье, угощать друзей, сооружать постройки из снега, украшать их льдинками, поливать растения, кормить птиц. И так каждый день. Взрослый всегда рядом, в любой момент он поможет словом, советом, делом.

Дети чутко реагируют на изменения погоды. Взрослый должен поддерживать их эмоционально-положительный настрой. Одно дело — выйти на прогулку после щедрого весеннего дождика, когда все вокруг сияет, и в унисон детскому настроению произнести:

Дождь закапал

И прошел,

Солнце в целом свете!

Или создать лирическое настроение прощания, прочитав стихотворение «Паутина полетела...» (или М. Ходяков «Если на деревьях листья пожелтели...»; см. приложение).

Совсем другое дело, когда с самого утра зарядил мелкий дождик, который портит всем настроение и который все ругают. И тогда воспитатель может показать его детям в необычном ракурсе, выразительно прочитав стихотворение «Дождик-трудяга» (см. приложение), чем вызовет у них теплые чувства, удивит, заставит задуматься.

У воспитателя всегда найдется время для робких, застенчивых детей, которых не следует оставлять без внимания. Ребенок будет рад, если взрослый затеет с ним игру типа «Купите лук, зеленый лук», «Привяжу я козлика», «Отличные-пшеничные» или отметит, что он по собственной инициативе навел порядок в кукольном уголке на веранде: «Маленький, да удаленький!» или «Дело мастера боится!».

Дети чутко реагируют на юмор, слушая такие стихотворения, как: «Про бычка» П. Воронько, «Ворона» П. Золотова. В хмурый зимний

день у ребенка заметно поднимается настроение, когда взрослый, собираясь поправить его одежду, прочитает стихотворение Н. Саконской «Где мой пальчик», а затем, поправляя варежку, еще раз повторит:

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал.

И тут же:

Ищешь, ищешь — и найдешь.

Здравствуй, пальчик!

Как живешь?

Помогая застенчивому малышу достать носовой платок, взрослый с улыбкой произносит: «Береги нос в сильный мороз!»

Проблем с носами детишек хватает и весной. Взрослый обращается к малышу: «Костик, помнишь загадку про сосульку? (Напоминает.) А у тебя нос на сосульку похож. Непорядок! Давай исправим!» Дети обязательно оказываются рядом, слушают, улыбаются. Воспитатель говорит: «Подходите, у кого сосулька вместо носа. Нам сосульки не нужны, нам нужны симпатичные носики-курносики!» Все смеются.

Во время общения с детьми взрослому следует как можно чаще вставлять в свою речь эпитеты, сравнения. Детям это очень нравится. А короткие стихотворные тексты и незатейливые песни незаметно становятся достоянием малышей. Увидев надвигающуюся тучу, дети подхватывают песню:

Разве ты не видишь, туча,

Без тебя намного лучше!

Улетай скорее, улетай!

Именно в младшем дошкольном возрасте, когда ребенок уже свободно владеет речью, необходимо будить его мысль, поддерживать и укреплять любознательность. С этой целью нужно постоянно ставить перед ним разнообразные вопросы: из чего строят гнезда вороны; зачем кошка лижет своего котенка; где солнце, когда идет сильный дождь? Взрослый задает вопросы —и ребенок начинает задавать свои, учится вести диалог. На прогулке нерешенных вопросов великое множество. Время пообщаться с каждым или с небольшой группой ребят тоже всегда найдется. Так у малышей формируется стойкое желание все узнать, все понять. Тесные и доверительные отношения с педагогом помогают ребенку непринужденно держаться со сверстниками и взрослыми, чувствуя себя спокойно и уверенно.

Педагог должен активизировать детей, включая их в первые диалоги, например, в потешку «Курочка-рябушечка», или рассказать находящимся рядом с ним детям, что на мельнице мелят муку, из муки пекут пироги и пряники. Затем дважды прочитать потешку «Кисонька-мурысенька», чтобы дети смогли понять суть происходящего. После такой предварительной

подготовки можно предложить желающему быть «кисонькой-мурысень- кой». Взрослый задает вопросы, «кисонька» отвечает. При этом малыш, замирая, ожидает концовку, чтобы сбежать от расплаты. Теперь уже желающих быть в роли «кисоньки» достаточно. Грусти как не бывало. В дождливую погоду дети на веранде с удовольствием включаются в разыгрывание потешки: «Наши уточки с утра...» Дети отвечают: «Кря-кря-кря!» и т. д.

Пока дети заняты рассматриванием книг, строительным материалом или игрой в кукольном уголке, с желающими можно поиграть в сказки-отгадки. Взрослый с таинственным видом начинает: «Жили-были дед и баба. И была у них курочка Ряба...» Дети сразу же называют сказку.

Взрослый хвалит и продолжает: «Вы молодцы! Эту сказку узнали, а узнаете ли эту: "Жили-были дед и баба. Вот однажды дед просит: "Баба, испеки мне..." Узнали сказку?» Если нет, то можно ее продолжить.

Следует отмечать, кто в таких играх оказывается постоянно рядом. Если это медлительные, малоподвижные дети, то стоит увлечь их играми другого плана, помочь им включиться в общую игру. Например, воспитатель предлагает ребенку: «Давай посмотрим, какие следы ты оставишь на снегу? Здесь чистый снег. А я?» Тут же подходят и другие дети и оставляют по очереди на свежевыпавшем снегу свои следы, сравнивают их величину и рисунок.

Следует помочь детям влиться в общую игру: взять за руку, подбодрить, предложить вместе выполнить игровые действия. Такое внимание, чуткое отношение взрослого, своевременная поддержка вселяют в ребенка уверенность, помогают быстрее стать активным участником общих дел, открыть для себя прелесть свободных движений, радость общения со сверстниками.

Воспитатель не только следит, направляет, усложняет игру. Организуя индивидуальные игры с детьми, он упражняет каждого именно в тех движениях, которые ему даются с трудом. Например, показывает малышу, как нужно ловить мяч ладонями рук, не прижимая их к груди. Обучая прыжкам, следит, чтобы ребенок при их выполнении мягко опускался на ноги, полусогнутые в коленях. Играя в догонялки, предлагает сначала бежать в одном направлении. Когда малыш освоится, научится быстро бегать, можно менять направления. После таких индивидуальных упражнений дети легко включаются в общие игры.

Особо ценно общение воспитателя с малышом в первые дни его пребывания в среде сверстников. Педагог должен уделять как можно больше внимания и ласки такому ребенку, подбадривать его словом, помогать быстрее освоиться в окружающей обстановке, познакомиться с другими детьми. Дети не должны чувствовать себя одиноко. Взрослый и несколько детей (по желанию) приглашают новеньких малышей пройти с ними по участку и посмотреть, во что здесь можно поиграть. Так завязываются дружеские отношения между детьми. Чтобы новенькие быстрее освоились в коллективе, запомнили имена сверстников, можно, объединив двух-трех детей в игре в мяч, предложить: «Бросай мяч Оле!», «Ирочка, кати мяч Танюше!» Так незаметно малыш входит в детский коллектив.

Чтобы повысить эмоциональный настрой такого малыша, нужно просто обнять его, улыбнуться, сыграть с ним в игры-забавы типа «Сорока-белобока», «Ладушки», «Пальчик-мальчик», походить по дорожке в такт потешке:

Большие ноги Шли по дороге...

Можно обратиться к девочке с потешкой: «Катя, Катя (Соня, Аня и т.д.) маленька...» или «Купите лук...». В потешку «Ножки, ножки, куда вы бежите...» можно вставить имя любого ребенка. Главное, чтобы ребенок понимал, что потешка адресована именно ему, и радовался. В теплое время года можно сесть вдвоем на скамейку в спокойном месте и почитать отрывки из «Сказки о глупом мышонке» С. Маршака, побуждая ребенка к совместным действиям: «Как отказывается тетя утка?» и т.п. Глядишь, и заулыбается малыш. В следующий раз можно предложить взгрустнувшему ребенку индивидуальную игру, например, «Мячик».

В начале учебного года нередки случаи, когда и более старшие дети на первых порах держатся настороженно, отказываются от контактов со сверстниками. На прогулке этот барьер исчезает быстрее. Стоя в стороне от играющих, новенькие дети невольно увлекаются игрой и всем своим видом, непосредственными положительными эмоциями высказывают свое отношение к происходящему. Воспитатель не настаивает на том, чтобы они обязательно принимали участие в общих играх. Пройдет немного времени, ребенок освоится, а взрослый вовремя поможет включиться в совместную увлекательную игру.

Малышам нравится, когда на прогулке между старшими и младшими детьми организуется совместная игра. Здесь у малышей и примеры для подражания, и помощь старшего товарища, и закрепление дружеских отношений с ним. Для старших это ситуация, когда можно показать свои умения, знания и получить в ответ восторженную реакцию малышей. Это и демонстрация доброжелательности, внимания, желания прийти на помощь. Всех радует катание на санках (старшие везут, младшие катаются). Нравятся детям и подвижные игры-упражнения, например, игра «Мы!».

Старшие и младшие дети стоят произвольно, образуя большой круг, чтобы не мешать друг другу и в то же время видеть всех.

Воспитатель медленно читает (или напевает) текст. Старшие дети действуют согласно словам текста, младшие подражают движениям старших:

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головами. Да, да, да!

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем.

Дети соединяют руки. Воспитатель не торопит никого, ждет, когда все возьмутся за руки, встает в круг:

И бегаем кругом,

И бегаем кругом!

Педагог должен следить, чтобы старшие дети не бежали быстро, координировали собственные движения с движениями малышей.

Если детям было весело и интересно на прогулке, если взрослый удовлетворил все их потребности, играл с ними, пел и танцевал, то они возвращаются в группу в хорошем настроении.

Автор: Светлана Николаевна Teплюк

Похожие статьи:

Зайцев. Методика раннего развития ребёнка в домашних условиях

Методика раннего развития детей Марии Монтессори

Детская агрессия. Что делать?

Как учитывать темперамент ребёнка в процессе педагогической деятельности

Методики раннего обучения детей математике

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!