Методика раннего развития детей Марии Монтессори
О методике Марии Монтессори
Мария Монтессори — известный итальянский педагог. В ее честь было названо целое педагогическое направление — «Монтессори-педагогика». Монтессори основывала свою педагогику в основном на развитии детской моторики и сенсорики, а также развитии у детей навыков письма, чтения и счета. Основу методики Монтессори составляет то, что каждый ребенок уникален. Основу ее педагогической теории составляют три элемента: ребенок, окружающая среда, учитель. Центральным элементом является ребенок, самостоятельно изучающий мир (окружающую среду). Роль взрослого — наблюдать за процессом саморазвития ребенка, помогать ему. По методу Монтессори именно ребенку предоставляется возможность самостоятельно развиваться, двигаться, но если требуется помощь взрослого, то он ее получает. Функция же взрослого состоит в том, чтобы организовать среду для ребенка, в которой и осуществляется это самостоятельное движение. Основной принцип метода Монтессори — это подтолкнуть ребенка к самовоспитанию, саморазвитию, самообучению. «Помоги мне сделать это самому» — главный девиз педагогической теории М. Монтессори. Желание ребенка изучать мир, совершать конкретные действия в данный момент времени, проявлять самостоятельность — только это должно приниматься в расчет. Пока малыш сам не возьмет ложку в руки, он не научится есть самостоятельно. Пока ребенок не зашнурует огромное количество ботинок, не расстегнет сотни пуговиц, он не научится это делать. Монтессори предложила превратить этот процесс в увлекательную игру, создав большое количество развивающих игрушек для всех возрастов. В подборе таких пособий М. Монтессори опиралась на принцип последовательности: от простого к сложному, от конкретного к абстрактному. Ребенок получал свободный доступ ко всем таким игрушкам и сам выбирал, чем заняться, сколько времени посвятить этому занятию, у кого попросить помощи при его выполнении. Малыш с момента рождения стремится получить новые знания, и предметы, окружающие его, должны оказывать помощь в этом стремлении.
Монтессори условно разделила жизнь ребенка на несколько периодов, в которые ребенок наиболее восприимчив к каким-либо вещам, наукам, практическим действиям и в которые у ребенка развивается тот или иной участок головного мозга. Например, согласно условному разделению Монтессори, в возрасте от рождения до 6 лет происходит развитие речи (то есть в этот период малыш легче всего обучается говорить), а в возрасте от рождения до 3 лет ребенок наиболее восприимчив к порядку, это период наиболее активного взаимодействия с взрослыми, наиболее благоприятный период для обучения чтению с 3 до 5,5 лет. Взрослые должны учитывать эти возрастные особенности развития детей и использовать их для обучения. Для того чтобы понять, как ребенок реализовывается и утверждается, Монтессори настаивала на том, что любой ребенок еще от рождения имеет свой внутренний зародыш (или «духовный эмбрион») и что только в процессе развития ребенка этот зародыш может раскрываться и реализовываться. Для самого же процесса развития Монтессори считала обязательным выполнение перечисленных ниже условий.
Ребенок и его развитие полностью зависят от окружающей среды и находятся с ней в постоянном контакте.
Обучающая среда — это предметы, вещи, пособия, практические навыки, которые можно получить с помощью этих предметов. Например, кувшинчики, чашечки, ложки, всевозможные виды круп. С их помощью малыш учится переливать воду из кувшинчика в чашки, пересыпать ложкой крупу, шнуровать ботинки, застегивать пуговицы. Условно все пособия, предложенные Монтессори и ее соратниками, можно разделить на пять зон. Зона первая — практическая; вторая — сенсорная (развитие органов чувств); третья — математическая (логическая); четвертая — русский язык (гуманитарная); пятая
— космическая (знания об окружающем мире). «Обучать — это значит создать развивающую среду».
Обязательная свобода ребенка. Свобода для М. Монтессори состоит в том, что у каждого конкретного малыш есть своя собственная цель, своя собственная программа ее достижения (средства, время достижения, определенный набор действий), учитывающая индивидуальные потребности ребенка. Что изучать, как изучать, с помощью, каких пособий, ребенок решает самостоятельно. Дети, обучающиеся по системе М. Монтессори, демонстрирует такие качества, как организованность, ответственность, самостоятельность.
При отсутствии хотя бы одного из этих условий возможности и потенциал ребенка раскрываются неполностью и, как следствие, останавливается рост ребенка как индивидуальности, личности.
Монтессори в течение своей практики доказала тесное взаимодействие физического и умственного развития ребенка и что умственное развитие не может быть успешным без развития физического.
Монтессори установила, что у каждого ребенка есть свои периоды развития, каждый из которых заканчивается приобретением того или иного навыка. Если ребенка задерживают от вида выбранной им деятельности, то природный путь этих знаний утрачивается им навсегда.
Первый период жизни ребенка Монтессори обозначила как порядок. Но важно помнить, что понимание порядка сильно отличается у взрослого и у ребенка. Для взрослого порядок — это то, что каждая вещь имеет определенное место и находится именно там, а для ребенка — это видеть вещи в окружающей среде на обычных местах. Свою необходимость в порядке ребенок может обозначать следующими способами:
- показывать радость от того, что видит вещи на своих местах;
- плачет, если нет той или иной вещи на ее обычном месте;
- начинает настаивать на том, чтобы вещь была положена на обычное место или чтобы привычные для ребенка действия выполнялись как обычно.
Согласно этому можно привести следующий пример понимания ребенком порядка: на празднование Нового года мама 4-месячной девочки привела себя в порядок: сделала прическу, наложила макияж, надела новое красивое платье. Когда ее дочка увидела все произошедшие с мамой перемены, она стала плакать, отказываться идти к маме на руки. В итоге мама переоделась в свою обычную домашнюю одежду, привычную для ребенка. Девочка сразу успокоилась и пошла к ней. Для этой девочки понимание порядка сводилось к тому, что она привыкла видеть свою маму в домашней одежде, и, увидев то, что мама изменилась, девочка приняла эти изменения как проявление беспорядка.
Второй период, который Монтессори обозначила в жизни ребенка, берет свое начало в желании ребенка изучать окружающий его мир с помощью рук и языка. Это изучение происходит на сенсорном уровне. При использовании ребенком своего языка, т. е. слов, которыми ребенок пользуется для разговора, и использовании различных движений, которые ребенок делает в том или ином случае, происходит его интеллектуальное развитие. Наблюдая за этими двумя процессами, Монтессори пришла к выводу, что именно речь и руки играют важную роль в развитии интеллекта ребенка. При этом для развития мелкой моторики рук Монтессори советовала нанизывание бус, переливание воды, пересыпание круп и т. д.
Третий период развития ребенка — это период хождения. По мнению Монтессори, этот период сравним со вторым рождением, т. е. из беспомощного новорожденного ребенок становится более активным и независимым в своих движениях.
Четвертый период развития ребенка состоит из проявления малышом особого интереса к мелким вещам и предметам.
И, наконец, пятый, завершающий период развития ребенка от рождения до 3 лет включает в себя интерес ребенка к социальным проявлениям жизни, таким как общение с другими детьми, совместная деятельность (игра) детей и т. д.
По мнению Монтессори, мозг ребенка от рождения до 3 лет сравним с губкой, которая впитывает в себя совершенно все из окружающего мира. Этот процесс продолжается до 3 лет, и только в 3 года ребенок абсолютно готов к интеллектуальному развитию.
Интеллектуальное развитие ребенка, стимуляция познавательного интереса — важнейшая задача развития малыша. М. Монтессори разработала систему интеллектуального развития малыша через чувственное (сенсорное) познание. Малыш через форму, цвет, размеры, температуру, вес, гладкость или шероховатость поверхности, запахи, звуки (различных качеств предметов) получает знания об окружающем мире (шершавые буквы, шумящие коробки, башенки, цилиндры, клавиши, рамки со шнурками и пуговицами).
Причем, выделяется важнейшее, определяющее качество предмета, на которое и обращается внимание ребенка. Например, для того чтобы ребенок сформировал представление о размерах, понятие «больше — меньше», предлагаются манипуляции с разными по размерам цилиндрами. Для того чтобы разобраться в понятиях формы, малышу предлагаются занятия с плоскими геометрическими фигурами. Для развития моторики Монтессори рекомендовала давать детям всевозможные рамки с пуговицами, бантами, шнурками.
Возможно, спорными моментами этой педагогической теории является принижение значения сюжетно-ролевой игры и чтения сказок в жизни ребенка. Малышу, обучающемуся по методике М. Монтессори, просто некогда играть в привычном для нас смысле этого слова. Сказки же вообще могут принести вред, ведь, по мнению М. Монтессори, из них ребенок может почерпнуть негативный опыт поведения. Многие считают, что недостатком системы М. Монтессори является крайний индивидуализм ребенка, что может помешать в будущем, где потребуется работа в группах, существование в большом коллективе. И все же рациональное зерно в педагогических идеях М. Монтессори есть, и родители могут воспользоваться ими. На сегодняшний момент в магазинах представлены в большом количестве разнообразные рамки Монтессори. Это дощечки (кубы) с отверстиями разных форм и размеров и вкладыши к ним. Малыш подбирает нужный вкладыш к подходящему отверстию. Пособия можно изготовить и своими руками.
«Волшебная» дорожка
С помощью данного приспособления можно развивать тактильные ощущения. Такую дорожку рекомендуется сделать для малыша с 10 месяцев. На пол, предварительно постелив старую клеенку или куски обоев, высыпается секторами по кругу речной песок, мелкие гладкие камешки, какие-нибудь зернышки (рис, чечевица), кусочки мятой бумаги, кусочки меха или ваты, монетки, отрезок какой-нибудь шершавой ткани (махровое полотенце). Малыш босиком прогуливается по «волшебной» дорожке, стараясь не сойти в сторону. Такое занятие не только способствует формированию координации движений, но развитию речи. Давно известно, что центры речевого развития и тактильных ощущений в головном мозге находятся рядом. Со стимуляцией центра тактильных ощущений происходит воздействие и на речевой центр. Поэтому педиатры рекомендуют,
Песочница
М. Монтессори отмечала положительное воздействие всевозможных занятий с песком (пересыпание песка из ладошки в ладошку, строительство домиков, дорог) для развития умственных способностей через тактильные ощущения. В каждом дворе есть песочница, а зимой можно поставить в квартире большую коробку, заполненную чистым песком.
Мешочки с наполнителем
Начиная с 6 месяцев малышу можно давать играть с полотняными мешочками, заполненными зерном. Нужно сшить несколько пар небольших мешочков, заполнить их разнообразной крупой, зерном по парам. Например, два с рисом, два с гречкой, два с горохом. Задача малыша подобрать на ощупь мешочек с таким же наполнителем.
Лоскутки
Это занятие можно предложить малышам с 2,5—3 лет. В большую корзинку или коробку складываются кусочки различной материи: бархат, сатин, шелк, ситец, полотно. Малыш вместе со взрослым перебирает эти лоскутки в руках. Взрослый дает название этим тканям, а малыш выделяет главное характерное качество: «мягкий», «шершавый», «жесткий», «тонкий» и т. д. Затем малышу завязывают глаза шарфиком, он достает из коробки лоскуток, ощупывает его и называет материал, дает ему характеристику.
Фигурки Равиццы
Эти фигурки рекомендуются с 2—3-летнего возраста. Свое название они получили по имени Алессандрины Равиццы, жительницы Милана, современницы Марии Монтессори.
Такие фигурки похожи на наши отечественные бирюльки: плоские деревянные фигурки на ножке, раскрашенные с обеих сторон красками. Фигурки разнообразные по тематике: деревья, домики, зверушки, предметы домашнего обихода. Фигурки высыпаются в коробку, рассматриваются и изучаются ребенком. Коробка накрывается покрывалом, и малыш на ощупь пытается определить, какую фигурку он достал. Такие упражнения с фигурками способствуют развитию абстрактного мышления, развивают умение синхронизировать тактильное и зрительное восприятие.
Тактильный коврик
Такие коврики можно купить в магазине, а можно сшить самому. Можно сшить его в форме традиционного коврика, а можно в виде подушечки. Цель такого коврика — тренировать мелкую моторику. Все зависит от фантазии взрослого. Нашейте большое количество разноцветных разных по размерам пуговиц и петельки к ним. Петлю можно сшить из яркого шнурка. Малыш будет учиться застегивать и расстегивать пуговички. Рядышком нашейте две полоски ткани с дырочками и два ярких шнурка, чтобы малыш учился шнуровать и расшнуровывать (можно выполнить в виде фигурки ботинка). На другом участке подушки (коврика) нашейте кусочки двусторонней липучки. Можно вырезать из ткани фигурки, пришить к ним одну сторону липучки, и малыш будет прикреплять фигурки к подушке. Настрочите застежку-молнию. Или нашейте маленький висячий замочек и рядом на тесемочке повесьте ключик (в противном случае ключик потеряется). Чтобы было интереснее, можно выполнить аппликацию в виде домика или дверь, на которой висит замочек. Если пришить всевозможные кнопочки, крючочки, то малыш будет застегивать их и расстегивать с большим удовольствием. Если в хозяйстве найдутся большие болты с гайками, нашейте их на длинных тесемках, тогда ребенок будет закручивать гайки. Усложните задание, раскрасив в разные цвета болты, и предложите малышу закручивать гайки подобного цвета. Главное условие такой игрушки, чтобы все предметы были прочно пришиты к коврику, в противном случае они могут оказаться во рту у малыша.
Шнурки
Если у родителей нет времени на создание тактильного коврика, можно создать тренажер по завязыванию шнурков. Для тех, у кого совсем нет времени или возможностей на самоделки, есть выход — купите готовую игрушку, шнуровку. Их сейчас великое множество на прилавках магазинов. Необходимо взять лист плотного картона, сделать в них большие отверстия (малыш только учится, значит, отверстия для его удобства должны быть очень большого размера). Малыш получает яркий шнурок и на первых порах с помощью взрослого учится шнуровать: ребенок вдевает шнурок в отверстие, а взрослый протаскивает его. Для того чтобы малышу было интереснее, можно шнуровать какую-нибудь вырезанную из картона фигурку, причем шнуровать различными способами.
Фантазия взрослого должна превратить это занятие в увлекательную игру.
Плетение
Для детей постарше (от 2,5 лет) можно предложить такое занятие, как плетение. Для этого нужно вырезать из плотного картона квадрат, внутри него прочертить вертикальные линии и прорезать их, не выходя за границы квадрата.
Из картона другого цвета нужно нарезать 5—6 полосок шириной по 0,5—1 см. Ребенку вручаются эти полоски, и он должен вставить их в прорези квадрата, имитируя плетенку.
Лестница
М. Монтессори для различения толщины предметов предложила занятия со специальной лестницей. Эта лестница состоит из 10 деревянных призм с квадратным основанием длиной 20 см каждая. Размер бокового ребра каждой призмы уменьшается от 10 до 1 см. Эти призмы прикладываются друг к другу в нужной последовательности (от меньшего к большему или наоборот). Занимаясь с такой лестницей, ребенок может в результате увидеть, пощупать, как изменяется толщина. Закажите такие специальные призмы в магазине или, если в семье есть знаток столярного дела, сделайте что-то похожее в домашних условиях.
Можно заменить бруски книгами или коробочками из-под дисков, кассет. Главное — ступеньки должны быть с убывающей толщиной. Очень удобно работать с коробочками от спичек, склеивая их по 2, 3, 4, 5 и т. д. Малыш должен понять принцип «толще — тоньше», научиться самостоятельно создавать такую лестницу.
Звуки
М. Монтессори предлагала работать с предметами, заполненными различными материалами, чтобы на практике малыш усвоил понятия «громче», «тише». В домашних условиях можно сделать такие пособия самому. Для этого подойдут маленькие коробочки из-под соков. Их нужно заполнить различными материалами (предварительно вымыть, высушить) и заклеить в местах разреза (разрезать нужно в том месте, где ушки). Заполнять коробочку нужно по парам (две с зернышками, две с монетками...) У М. Монтессори одна из парных коробочек имела крышечку одного цвета, а вторая — другого. Коробочки с соком оклейте белой бумагой, а одну грань сделайте цветной. Малыш может выстраивать коробочки по уровню шума: тихий, чуть громче, громкий, самый громкий.
Шершавые буквы и фигурки
На занятиях у М. Монтессори в группах детей от 2,5 до 3 лет использовались фигурки и буквы, вырезанные из шершавых материалов. Такое пособие можно сделать самим. Из бархатной бумаги вырежьте геометрические фигуры, буквы, цифры. Наклейте все эти детали на плотный картон и дайте малышу для изучения, чтобы он потрогал все эти объекты, проговорил их название вслух, обвел пальчиками. Затем завяжите малышу глаза шарфом, и он должен на ощупь определить, что перед ним.
Развитие мыслительных способностей с учетом возраста малыша (тесты, занятия с игрушками и картинками, элементарные понятия о цвете и форме, причинно-следственных связях и т. п.)
Многие известные педагоги, наблюдая за физическим и эмоционально-духовным развитием малышей, выяснили, насколько важен возраст ребенка от рождения и до 2—3 лет. Именно в этот период с ростом мозговых клеток развиваются и умственные способности ребенка. Это происходит за счет личного опыта ребенка. Ни один ребенок не рождается гением — все зависит от развития мозга именно в первые три, можно сказать, решающих года жизни ребенка. Все свои знания в этот период ребенок получает через чувственный опыт. Именно поэтому очень важно пополнять этот опыт различными представлениями о предметах, например их цвете, форме и других свойствах. Это является основой общего умственного развития малыша. Для более легкого и быстрого понимания ребенком различных свойств того или иного предмета лучше всего использовать игровую форму.
Приведем несколько примеров игр с ребенком, в которых он знакомится с цветом и понятиями «внизу», «наверху».
Игра «Цветок для бабочки»
Для этой игры потребуется четыре крупных картонных цветка красного, синего, желтого и белого цвета и четыре бумажные фигурки бабочек того же цвета. И цветы и бабочки лучше сделать самим, но можно и приобрести в магазине.
Раскладываются на столе цветы. Взрослый (кто-то из родителей) говорит: «Вот четыре цветка, а вот четыре бабочки (показывает бабочек). Бабочки хотят сесть на такой цветок, чтобы их не было видно и никто бы не смог их поймать. Давай поможем им спрятаться».
Далее взрослый раскладывает бабочек на цветы, при этом называя цвет цветка и цвет бабочки: «Синяя бабочка села на синий цветок, и ее не видно — она спряталась» и т. д.
Затем взрослый убирает бабочек с их цветков и предлагает ребенку повторить все действия.
Если ребенок не настроен, играть или не хочет повторять действия взрослого, ни в коем случае не нужно его заставлять, так как принуждение в дальнейшем выработает негативную реакцию не только к этому, но и к любому другому игровому занятию.
Когда ребенок пытается повторить действия взрослого, то взрослый должен помогать ему, озвучивая действия ребенка: Желтая бабочка села на желтый цветок, красная бабочка — на красный цветок и т. д. При этом взрослый не показывает ребенку цветок, если малыш ошибся, а просто говорит «такой» или «не такой».
В процессе такой игры (при условии ее регулярного повторения) ребенок начинает правильно различать цвета, а также узнает, как правильно применять такие понятия, как «такой» и «не такой».
Для того чтобы познакомить ребенка с понятиями «внизу», «наверху», можно использовать те же бумажные бабочки и любой искусственный (или живой) цветок, стоящий в вазе.
Взрослый кладет, например, синюю бабочку на стол рядом с вазой, а красную бабочку поднимает над цветком. При этом взрослый задает вопрос: «Где летает красная бабочка?» Если малыш затрудняется с ответом, то взрослый должен сам ответить, что красная бабочка летает наверху, над цветком. Затем задается вопрос о синей бабочке: «А где летает синяя бабочка? Под цветком, внизу». После этого взрослый предлагает попробовать малышу самостоятельно поднять синюю бабочку наверх. При этом важно помнить, что на первых порах малыш может запутаться, и нужно будет его поправить в случае ошибки.
Ребенок во время игр, если он уже умеет разговаривать, должен сопровождать свои действия словами.
Для развития малыша лучше всего подбирать такие задания и игры, чтобы в них малыш получал представления о цвете, геометрических фигурах, пространственном расположении.
Игра «Собери колечки»
На рисунке изображены колечки и малыш, который держит в руках колечко.
Колечки должны быть разного цвета.
Для игры необходимо вырезать из разноцветного плотного картона одинаковые кружочки: несколько желтых, синих, красных, зеленых, черных, коричневых. Кружочки рассыпьте перед малышом на полу (если они большие) или на столе (если они маленькие).
Называйте цвет и указывайте на кружок. Нужно рассортировать по цвету колечки одинакового цвета. Складывая колечки, малыш вслух должен называть цвет. Игру можно усложнить, например, подобрав не только основной цвет, но и его оттенки, и предложить малышу собрать вместе кружочки цвета и оттенка. Если нарисовать на плотном листе бумаге цветные кружочки, получится мобильный вариант игры. Малыш должен соединить карандашной линией между собой кружочки одного цвета (хорошо бы делать это нужным цветным карандашом). Для того чтобы играть было интереснее, можно придумать какую-нибудь историю, например, как у белочки рассыпались бусики. Можно вырезать из цветного картона грузовички (без колес) и отдельно колеса того же цвета к ним. Малыш должен приложить подходящие по цвету к грузовичку колеса.
Мозаика из геометрических фигур
Для игры нужно вырезать из разноцветного картона детали задуманного рисунка. Например, домик, деревья, медведь. Квадрат — это домик, большой треугольник — крыша, прямоугольник — труба, маленький квадрат — окно, несколько разноцветных маленьких треугольников — занавески, шар —
Малыш при этом не присутствует. Затем ребенок внимательно рассматривает получившееся изображение и называет все фигуры, из которых собран рисунок. Если малыш затрудняется, можно задать ему наводящие вопросы. Например, из каких фигур состоит домик, солнышко, цветочек. Игру можно усложнить, если дать ребенку посмотреть на рисунок. Смешать все фигуры и попросить собрать точно такую же (или другую картинку).
Раскрась фигуры
Для игры нужно вырезать из разноцветной бумаги геометрические фигуры так, чтобы каждая была своего цвета. Например, овал — зеленый, квадрат — желтый, треугольник — красный. На стол перед малышом выкладываются разноцветные фигурки — образец и геометрические фигуры, вырезанные из белой бумаги. Малыш должен раскрасить одинаковые фигуры в одинаковый цвет и назвать каждую фигуру. Задание можно упростить: малыш должен положить белую фигуру к нужной цветной.
Палитра
Для игры нужно вырезать из плотного белого картона палитру, наклеить разноцветные кружочки — краски. Рядом на столе выложить такие же разноцветные кружочки.
Задача малыша — выложить на палитру кружочек подходящего цвета и назвать, что это за цвет. Можно дать малышу кисточку и краски и такой же трафарет-палитру, но без цветных кружочков. Малыш должен зарисовать на своей палитре кружочки нужного цвета, как на трафарете. Обязательно расскажите малышу, для чего нужна палитра, покажите, как при смешивании разных красок получаются разнообразные оттенки. Если в доме есть настоящая палитра, можно потренироваться прямо на ней.
Что-то цветное и квадратное...
Для того чтобы учиться различать цвет, форму, не обязательно мастерить какие-нибудь пособия. Можно просто рассматривать с ребенком открытки, картинки в книжках, разглядывать окружающую обстановку и тестировать друг друга. Например: «Я вижу тут что-то желтое. Что я вижу?» Малыш находит и показывает пальчиком: «Солнышко». — «Я вижу что-то круглое» и т. д. Затем малыш меняется местами со взрослым и задает свои вопросы. Можно раскладывать с малышом по цветам игрушки или шарфики, которые найдутся в доме.
Игры с карточками
Хорошим подспорьем для развивающих занятий с малышами являются разного рода карточки. Их можно использовать как материал по изучению какого-либо предмета или явления, а также цвета, для счета, для тренировки памяти и внимания. Как использовать карточки, каждый родитель решает сам, здесь его воображение и фантазия ничем не ограничены. Карточки могут быть от детского лото, самодельные, на магнитиках. Можно просить малыша найти что-то конкретное, например: «Покажи корову». Или задавать вопрос следующим образом: «Покажи животное, которое дает молоко, у которого есть рога, четыре копыта». Можно рассмотреть и назвать цвет животного. Например, корова черная, у нее белые пятнышки. Можно подобрать изображения взрослых животных и их деток. Разложите перед малышом карточки и дайте задание найти, где чья мама или у кого какие детки. Можно раскладывать карточки по группам, например, соберите в одну сторону карточки с изображением одежды, в другую — обуви. Любой родитель в состоянии придумать для своего ребенка интересную игру, с помощью которой малыш знакомился бы со свойствами окружающих его предметов. Для игр с ребенком можно использовать все: мячи, кубики, стаканчики, пирамидки различных размеров и цветов, — а также совместно с малышом подготовить необходимые игрушки для этих познавательных игр.
Похожие статьи:
О методике раннего развития Масару Ибука
Зайцев. Методика раннего развития ребёнка в домашних условиях
Нет комментариев. Ваш будет первым!