Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

О методике раннего развития Масару Ибука

О методике раннего развития Масару Ибука

Методика Масару Ибука раннего развития ребёнка.

Такие зрелые способности, как мышление, потребности, творчество, чувства, развиваются после 3 лет, но они используют базу, сформированную к этому возрасту. Таким образом, если в первые 3 года не образовалась прочная база, бесполезно учить, как ее использовать. Это все равно, что пытаться достигнуть хороших результатов, работая на плохом компьютере.

Инженер по образованию, один из основателей знаменитой фирмы «Сони» Масару Ибука начал разрабатывать свою методику воспитания и обучения, когда его собственный ребенок начал отставать в развитии. Он основал Ассоциацию раннего развития и школу «Обучение талантов» и написал замечательную книгу «После трех уже поздно».

Методика воспитания и развития ребенка Масару Ибука основана на том, что все обучение ребенка нужно начинать с самого рождения, но это не значит, что грудничка нужно обучать счету или чтению. В своей книге «После трех уже поздно» Масару Ибука делает попытку помочь родителям правильно распознать тот период в жизни малыша, когда ребенок действительно способен правильно воспринимать даваемые ему знания.

Основу методики обучения ребенка Масару Ибука прежде всего видит в любви, т. е. в любви родителей к своему ребенку. Масару Ибука считает, что только знания, которые даются ребенку с любовью, будут хорошо восприниматься и усваиваться малышом. Вторым обязательным условием обучения Масару Ибука ставит заинтересованность, считая, что, только предварительно заинтересовав ребенка, можно его научить чему-либо.

Как это сделать? Если малыш начнет играть с цифрами, полюбит их, обучение счету пройдет легко и незаметно. Просто учиться писать неинтересно, родители должны изобрести что-нибудь, чтобы процесс выведения букв стал привлекательным. Чтобы интерес к учебе появился, он должен быть стимулирован. Например, желание что-либо писать появится тогда, когда вокруг малыша будет достаточное количество чистой бумаги, карандашей и ручек. Оно может появиться и тогда, когда рядом за столом будет кто-то ловко выводить буквы ручкой на бумаге. Очень трудно полюбить музыку, если она не окружает вас в течение всей жизни. В обучении чему-либо не должно быть никакого насилия или принуждения. Если родители будут насильно учить малыша читать или заставлять заниматься музыкой, то добьются обратного результата — сформируется стойкая нелюбовь к чтению или музыке. Для того чтобы не убить интереса к учебе, ни в коем случае нельзя ругать или наказывать за промахи в учебе. Эти неприятные ощущения могут закрепиться и перенестись на все, чему взрослые в будущем будут учить ребенка.

С другой стороны, у малыша очень часто возникает и пропадает интерес к чему-либо. В раннем возрасте очень сложно долго удерживать интерес, если дать малышу самому определять, чем заниматься, никаких результатов не добиться. Поэтому Масару Ибука советовал немного ограничивать свободу малыша при выборе области освоения знаний. Это может привести к тому, что во взрослой жизни ребенок станет легкомысленным, легковесным. Свобода нужна малышу, и все же рядом с ним должен находиться любящий и внимательный взрослый. Только взрослый поможет сделать выбор, уловив мимолетный интерес ребенка к какому-нибудь предмету. Только взрослый знает, что малыш должен попробовать себя во всем. Малыш должен получить возможность попробовать свои силы в любой сфере, а не замыкаться на чем-то одном. Невозможно наперед сказать, каких результатов, каких высот добьется малыш в этой сфере. Зато все это скажется на его интеллектуальном развитии. С другой стороны, Масару Ибука уверен: если ребенок преуспеет в одной области, это придаст ему уверенность в себе, и он будет успешнее продвигаться в других занятиях.

Третье условие раннего и правильного умственного развития любого ребенка — творчество, которое стимулирует развитие воображения и фантазии ребенка. Развитие интуиции Масару Ибука также считал необходимым, так как, развиваясь, интуиция обостряет и остальные чувства ребенка. По мнению Масару Ибука, режим дня для ребенка очень важен, поскольку является основой чувства времени и заменяет ребенку часы.

Автор теории очень оригинально предлагает приучать малыша к распорядку дня — через просмотр телевизионных передач. В раннем возрасте у малышей не сформировано чувство времени, часы с их стрелками нечто абстрактное. Зато просмотр одних и тех же телевизионных передач, демонстрирующихся в одно и то же время, создает ощущение периодичности, понятия времени.

Для более грамотной речи Масару Ибука советует разрешать ребенку смотреть некоторые телепередачи, так как они учат правильно говорить, защищая от появления жаргонных слов и выражений в речи ребенка. Что касается талантов, то для их развития Масару Ибука советует не ограничивать ребенка в его деятельности, так как, что бы ни делал ребенок (разбрасывал игрушки, рисовал, рвал бумагу и т. д.), это все способствует развитию его умственных способностей и творческих задатков. Масару Ибука считает, что оптимальное развитие музыкального слуха у любого ребенка возможно именно в раннем возрасте. Что касается игрушек ребенка, то на этот счет у Масару Ибука также имеется свое мнение. Оно заключается в том, что большое количество игрушек способно убить в ребенке задатки творчества и воображения. Гораздо больше пользы может принести одна игрушка или же какая-нибудь крышка от кастрюли или чайника, так как, играя с ней, ребенок будет фантазировать, включать свое воображение. Помимо всего прочего, Масару Ибука не рекомендует ограждать ребенка ото всего, что может нанести ребенку вред. По его мнению, все что ощупывает, трогает ребенок, помогает его развитию. Малыши не настолько глупы, как кажется нам, взрослым. Схватив однажды горячий утюг, ребенок поймет, что это больно, и не станет больше подходить к нему, но, пока он этого не сделает, совершенно бесполезно ему говорить о том, что к утюгу подходить нельзя и нельзя его трогать, — малыш все равно будет пытаться его схватить. В этом заключается, в общем-то, любознательность ребенка, его стремление познать новый для него предмет.

В своей книге «После трех уже поздно» Масару Ибука также советует не ограничивать ребенка в его стремлении рисовать, но при этом он заостряет внимание родителей на том, что не нужно поправлять ребенка, если он неправильно взял карандаш или неправильно нарисовал что-то, и не нужно давать малышу стандартные листы бумаги: «Стандартная бумага для рисования — стандартный человек», — так говорит Масару Ибука. Он утверждает, что если не загонять ребенка в стандарты, которые приняты во взрослом обществе, такие как правильное держание карандашей, правильная цветовая гамма или бумага обычного формата, то малыш получает больше возможности для творчества и самовыражения, что, в свою очередь, положительно сказывается на его умственном и эмоциональном развитии.

Нельзя останавливать малыша в его творчестве или игровой деятельности, даже если на взгляд взрослого ребенок делает что-то неправильно (например, фиолетовых коров не бывает, ложка не лопатка, кастрюля не игрушка). Автор методики категорически против сдерживания практической деятельности ребенка, «все, что ребенок делает руками, — рисует, разбрасывает игрушки, рвет бумагу — развивает его интеллект и творческие задатки». Но если одновременно вы будете поминутно его останавливать, то все равно вы тем самым помешаете развитию его творческих способностей. Родители стараются передать ребенку свой опыт, забывая о том, что учиться лучше на своих ошибках. Взрослые, как правило, ограничены рамками традиций и правил. Они стремятся навязать ребенку, как правильно, как нужно, тем самым убивая творческое начало, оригинальность мысли, без чего невозможно творчество.

В своей книге «После трех уже поздно» Масару Ибука дает несколько советов по выбору игрушек для ребенка. Он подчеркивает, что игрушки в первую очередь должны быть приятными на ощупь. Следующим критерием выбора игрушек, по мнению Масару Ибука, должен выступить интерес. Масару Ибука подчеркивает, что готовые игрушки, какими бы красивыми они ни были, очень редко нравятся детям, а если и вызывают интерес, то не на длительное время. Если малыша окружает большое количество игрушек, он не может остановить свое внимание на чем-нибудь надолго, не успевает включить фантазию — на это не остается времени, невозможно сосредоточиться. Гораздо больше ребенка заинтересует игрушка, которую можно разбирать и собирать снова. Играя с такой игрушкой, ребенок тренирует свою фантазию и свое воображение, он, что очень важно, самостоятельно воспитывает в себе целеустремленность. Дорогие игрушки взрослые покупают скорее для себя, чем для ребенка: «не крути», «не дергай», «не разбей», «с этой игрушкой так не обращаются». Очень часто взрослые подсказывают, как играть: книжка только для чтения (а ведь малыш может сделать из нее крышу для домика), кубики — только для домика... Малышу виднее, во что может превратиться кубик, деревянная палочка или ботинок.

Главное при покупке разборных игрушек — помнить, что они должны обязательно соответствовать возрасту малыша.

Для развития творческих навыков ребенка Масару Ибука рекомендует использовать такие виды занятий с ребенком, как лепка, вырезание узоров из бумаги или складывание различных бумажных фигур. При этом Масару Ибука не ограничивает возраст ребенка, т. е. не устанавливает точный возраст малыша, которому можно давать в руки глину или пластилин. Масару Ибука, наоборот, подчеркивает, что даже ребенок до года, который впервые взял в руки материал для лепки, несмотря на первоначально неосознанное его сминание, через какое-то время заметит, что форма предмета в его руке меняется. Постепенно, с этим пониманием придет и понимание причинно-следственной связи между действием и конечным результатом.

Огромное значение для развития и воспитания детей имеет занятие музыкой. С одной стороны, занятия музыкой дисциплинируют ребенка, ведь заниматься нужно ежедневно определенное количество времени, это формирует характер, волю, способность добиваться поставленной цели. Занятия музыкой позволяют формироваться лидерским качествам. В своей книге Масару Ибука писал: «Потенциальный лидер всегда остается сосредоточенным на своих мыслях и действиях, даже если вокруг него полно других детей. Эти же качества воспитываются и занятиями на скрипке».

Учить и воспитывать малыша необходимо только на высокохудожественных образах. Нужно не только давать малышу обыкновенные книжки с картинками, но и показывать репродукции великих художников, водить в музей и картинные галереи, давать прослушивать произведения великих композиторов. Формировать художественный вкус необходимо с младенчества.

Развитие интеллектуальных способностей невозможно без тренировки памяти. Только не стоит превращать развитие памяти в самоцель, развивать память нужно для того, чтобы впитывать информацию. Только делать это нужно, пока у малыша есть интерес, пока это занятие приносит удовольствие. Масару Ибука предлагает заучивать вместе с малышом большое количество небольших стихотворений. Эти стихотворения должны быть красивыми, понятными и интересными для малыша. Они должны не только тренировать память, но и формировать эстетический вкус. В раннем возрасте малыш получает удовольствие от многократного повторения, этим нужно пользоваться. Масару Ибука разработал целую методику. Вначале малышу нужно рассказать, о чем стихотворение, прочитать несколько раз, попросить повторить его текст наследующий день по памяти.

Постепенно для заучивания стихов потребуется одно-два прочтения. Автор придавал большое значение способностям детей к запоминанию информации. Слушая бесконечные повторы сказок, песен, стихотворений, малыш останавливает свое внимание на чем-то одном. Он начинает уточнять какие-то детали, задавать вопросы, просит разъяснить непонятные места, проявляет любопытство. От любопытства до интереса один шаг, а интерес рождает желание познавать (действовать), развиваться. «Младенец слушает сказки, позже он проявляет интерес к картинкам, затем к буквам и наконец хочет научиться читать», — писал Масару Ибука.

В числе игр и занятий на развитие творческого потенциала ребенка не последнее место Масару Ибука отводит ролевым играм. Это не означает, что ребенок должен играть в спектаклях или пьесах либо же просто кривляться или гримасничать. Под ролевыми играми Масару Ибука, в первую очередь, понимает возможность самовыражения ребенка с помощью движений тела и слов, т. е. свободное самовыражение.

Масару Ибука в своей книге «После трех уже поздно» обращает внимание родителей на то, что «для ребенка работа и игра — это одно и то же». Именно поэтому Масару Ибука советует привлекать ребенка для выполнения простейшей работы по дому, считая, что это полезно для развития ребенка, его интеллекта и двигательных навыков. Главное, что необходимо родителям, — это объяснить и показать малышу, как выполняется та или иная работа по дому, будь то мытье посуды или полов, протирание пыли или прополка огорода.

Однако родители должны помнить, что ребенку важен сам процесс, его не интересует конечный результат помощи. Родители же не должны настаивать на конечном результате работы малыша, только в этом случае помощь по дому принесет пользу и удовольствие.

И еще одно условие воспитание развитой, интеллектуальной личности — физическое и сенсорное развитие. Физическая нагрузка оказывает положительное воздействие на развитие и работу всех органы. Она способствует высокой стрессоустойчивости. Раннее плаванье, раннее хождение — залог будущих интеллектуальных побед малыша, они имеют такое же важно значение, как занятия музыкой или обучение иностранным языкам.

Как же на практике воспользоваться методикой Масару Ибука? Помните, что воспитывать свободным — это не значит представлять малыша самому себе. Родители должны быть всегда рядом, но не ограничивать свободу действия, творчества и фантазии малыша. «Игнорировать ребенка хуже, чем баловать», — писал великий японец. Помните, что дети не собственность родителей, у них есть своя воля, свои желания и интересы. Взрослые должны с этим считаться. Иногда лучше не заметить, чем отругать. Если малыш, пытаясь проявить самостоятельность или помочь, сделал что-то не то, лучше похвалить, чем наказать. Никогда не критикуйте и не высмеивайте недостатки малыша при посторонних людях, даже если вам кажется, что малыш ничего не понимает.

Основу всех советов Масару Ибука, данных в его книге «После трех уже поздно», составляет родительская любовь и материнская любовь в большей степени: «Отец может вырастить из ребенка гения, но только мать вырастит из него хорошего человека, органично сочетающего душевные и физические способности». Масару Ибука в своей книге дает много полезных советов для родителей, при этом он в большей степени основывается на личном опыте воспитания детей и личных наблюдениях. Конечно, с помощью советов Масару Ибука не вырастишь гения или вундеркинда, но ведь не это самое главное. Главное — вырастить из ребенка личность, индивидуальность.

Похожие статьи:

Методики раннего обучения детей математике

Детская агрессия. Что делать?

Игры на развитие интеллекта у детей до 2 лет

Зайцев. Методика раннего развития ребёнка в домашних условиях

Методика раннего развития детей Марии Монтессори

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!