Методики раннего обучения детей математике
Раннее развитие и обучение детей
«В каждом ребенке скрыты замечательные способности и таланты, заложен потенциал нескольких Леонардо да Винчи, человек использует свой потенциал едва ли на пять процентов», - такие выводы сделала наука в середине XX века, сумев, наконец, оценить резервы мозга.
Но никто не знал, какими методами и когда этот потенциал можно раскрыть?
Родители в России не имели информации о возможностях раннего развития детей. Во второй половине XX века выяснилось что представления традиционного российского образования отстали на 350 лет. Были открыты максимальные пределы, периоды и методы наилучшей обучаемости детей в раннем возрасте. В 1988—1995 г. в России появились методики, первые книги и материалы по системе «Читать, считать, знать ноты... раньше, чем ходить». Из этой системы следовали все остальные методики развития, обучения и воспитания детей.
Согласно теории П. В. Тюленева, заниматься развитием и обучением ребенка можно по специальным методикам с самого зачатия, руководствуясь следующими принципами: «чем раньше, тем лучше», «лучше раньше, чем позже», «лучше поздно, чем никогда». Наиболее эффективным будет начало обучения до 5 лет, когда мозг ребенка еще интенсивно растет. Известно, что если с человеком не разговаривать до восьмилетнего возраста, то впоследствии все попытки научить его говорить принесут лишь самые жалкие результаты. То же самое справедливо и в отношении любой другой мозговой деятельности. Например, многим школьникам потому так трудно научиться считать и читать, что благоприятное для обучения время оказалось для них уже давно упущенным. Отсюда вывод: учить детей письму, счету и другим достижениям человеческой культуры следует сразу же после рождения.
Сейчас существует множество развивающих методик для маленьких детей. Большинство из них проверенно на практике. Расскажем о наиболее известных.
Глен Доман — американский военный врач 40-х годов. Успешно развил идею Цицерона о том, что «Дети быстро схватывают бесчисленное множество предметов». Работал в Филадельфии, в институте, позже названном «Институтом ускоренного развития ребенка» («Better Baby Institute» (BBI)). Согласно Доману, определяющим фактором гениальности является хорошо натренированный мозг. Формирование же человеческого мозга происходит в первые годы жизни: у пятилетнего ребенка этот процесс завершен на 80 процентов, а к восьми годам мозг сформирован практически полностью. По мере роста у мозга развиваются только те функции, которые реально востребованы. Обучение счету происходит по карточкам с крупными красными точками.
Сесиль Лупан - бельгийская актриса, считала вслед за одним из мудрецов, что «Ребенок — это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь». Она не ставила экспериментов на детях, не работала в садах и медучреждениях, а просто с любовью воспитывала своих двух дочерей, подвергала осмысленной критике существующие методики развития детей, адаптировала их для себя. Ее рекомендации — рекомендации просто мамы, увлекшейся идеей раннего развития, вылились в книгу «Практическое руководство «Поверь в свое дитя». Книга не содержит рецептов «выращивания гениев». Ее цель — дать советы родителям, желающим открыть мир ребенка с момента его появления на свет.
Основоположники системы дошкольного образования, математического образования дошкольников Я. А. Коменский и И. Г. Песталоцци считают, что основы арифметики можно заложить только на третьем году, когда дети начнут считать до пяти, а впоследствии до десяти или, по крайней мере, начнут ясно выговаривать эти числа. Если на четвертом, на пятом, на шестом году они научатся считать по порядку до двадцати и быстро различать, что 7 больше 5, 15 меньше 30, то этого будет достаточно. Основы геометрии они будут в состоянии усвоить на втором году, различая, что мы называем большим и что малым, впоследствии они легко поймут, что такое короткое, длинное, широкое, узкое. На четвертом году они поймут различия некоторых фигур. Если что-либо станет им более известным, само собою, они сами попытаются измерить, взвесить и сопоставить одно с другим.
В педагогических сочинениях отца русской дидактики К. Д. Ушинского говорится, что, прежде всего, следует выучить детей считать до десяти на наглядных предметах: на пальцах, орехах, и т. д., которые не жаль было бы и разломать, если придется показать наглядно половину, треть, и т. д. Считать следует учить назад и вперед так, чтобы дети с одинаковой легкостью считали от единицы до десяти и от десяти до единицы. Потом следует научить считать их парами, тройками, пятерками, чтобы дети поняли, что половина десяти равна пяти и т. д. Ушинский говорил, что надо просто «приучить дитя распоряжаться с десятком совершенно свободно — и делить, и умножать, и дробить...».
В истории педагогики достаточно широкое применение получила система математического развития детей М. Монтессори. Суть ее в том, что трехлетние дети умеют считать до двух или трех. Потом они легко учатся нумерации. Для обучения нумерации М. Монтессори использовала монеты. «...Размен денег представляет первую форму нумерации, довольно интересную для возбуждения живого внимания ребенка...».
Далее она обучает с помощью методических упражнений, применяя как дидактический материал одну из систем, уже использованную в воспитании чувств, то есть серию из десяти брусков различной длины. Когда дети разложат бруски один за другим по их длине, им
Занимаясь по методике Н. Зайцева математикой, трех-четырехлетние дети знакомятся сразу с первой сотней, находят любое число на числовой ленте, решают любые задачи и примеры на сложение и вычитание в пределах ста; пяти-шестилетние прекрасно считают в уме, подходят к умножению и делению, выходят за пределы первой сотни.
В 1968 году появилась и была апробирована на практике методика Б. П. Никитина, который впервые призвал «заниматься с ребенком как можно раньше», то есть, как выражался этот замечательный педагог — «своевременно!» Никитины реализовали все в рамках одной российской семьи. В результате семеро детей в многодетной семье Никитиных начали читать в возрасте 2,5—3-х лет — на несколько лет раньше, чем, например, в «школах Монтессори». Игры были организованы так, что развивали высочайший интеллект. Дети Никитиных поступали в общеобразовательную школу не в первый, а сразу в третий и четвертый классы. Они окончили школу на три — четыре года раньше.
В Японии ранним развитием занялся известный предприниматель Масару Ибука - президент фирмы «SONY». Это был поклонник системы Никитина, пригласивший Бориса Павловича в «страну Восходящего солнца» выступить по японскому телевидению — еще в начале 70-х годов. Одну из его книг редактор русского перевода О. Г. Свердлова перевела так: «После трех — уже поздно!».
Из множества различных мнений о возникновении у детей понятия о числе можно обозначить три наиболее характерных.
• Немецкий педагог В. А. Лай утверждает, что понятие числа возникает у детей путем непосредственного восприятия, т.е. если ребенку дать несколько предметов (от 10 до 12), расположенных правильными фигурами, то он может узнать число этих предметов сразу, не считая их. И сообразно с этим сторонники непосредственного восприятия чисел первоначальное обучение арифметике обосновывают на так называемых числовых фигурах, т. е. на группе одинаковых значков или тел, расположенных в определенном порядке.
• Другая версия состоит в том, что числовое понятие возникает только посредством счета.
• Третья версия заключается в том, что «понятие числа психологически получается, как результат измерений. И сообразно с этим в начале обучения на первое место выдвигается изучение количественной изменяемости величин и их функциональной зависимости» (Д. Л. Волковский).
Нам думается, что в каждом из этих мнений есть доля истины. Совершенно верно, что понятие о числе может возникнуть путем непосредственного восприятия. Точно так же справедливо, что представление числа может возникать путем счета.
Известный психолог Прейнер в одном из своих исследований говорит, что «имея перед глазами группу предметов в числе трех, мы можем непосредственно узнать это число, не производя счета, и называет такой процесс условным выражением «бессознательный счет». Если же число предметов, находящихся перед глазами, превосходит этот ограниченный предел и если предметы размещены в ряд, то такое узнавание-схватывание числа их становится затруднительным и даже невозможным, вследствие чего мы ощущаем непреоборимую потребность прибегнуть к счету».
Счет необходим как один из процессов изучения чисел. Это видно из того, что его не отвергают и сторонники непосредственного восприятия чисел.
Сказанное дает нам основание полагать, что оба метода должны целесообразно дополнять друг друга. В пользу нашего мнения говорит и то психическое явление, что непосредственное восприятие числа опирается преимущественно на пространственные элементы, а счет — на временные элементы числа и действий над числами.
Что касается взгляда на число как результат измерения, то это тоже правильный взгляд, но он не исключает собою понятия о числе как результате счета, а лишь расширяет и углубляет понятие числа. Но как более трудный вид для понимания детей, чем предыдущий, он должен не предшествовать ему, а следовать за ним.
Вопрос о числовых фигурах считается одним из спорных вопросов в методике арифметики.
Картинки должны быть одним из наглядных пособий, хотя и важным, но не главным при обучении арифметике. Главным наглядным пособием должны быть действительные, вещественные предметы, ибо они, как подлежащие осязанию, а не указыванию только как картинки, могут быть действительно отнимаемы и прибавляемы по одному и по группам, чего нельзя сказать про картинки, где подобные действия можно производить только мысленно, в воображении.
Похожие статьи:
О методике раннего развития Масару Ибука
Зайцев. Методика раннего развития ребёнка в домашних условиях
Методика раннего развития детей Марии Монтессори
Самостоятельная деятельность детей в младшей группе по ФГОС на прогулке
Нет комментариев. Ваш будет первым!