Игры на развитие интеллекта у детей до 2 лет
Игровые упражнения для развития интеллектуальных способностей у детей раннего возраста
Малыш растет, учится говорить, ходить, развиваются его способности. Родители должны создавать все условия для совершенствования умственного развития ребенка. Малыш должен учиться ориентироваться в окружающей среде, учиться обобщать различные понятия, действовать логически. Все эти качества можно и нужно развивать, используя разнообразные игры и приемы. Предлагаем некоторые игры и задания, которые помогут родителям справиться с этой задачей. Конечно же, правила игр можно изменять, дополнять, подходить к материалу творчески,с фантазией.
Игра «Кто где живет»
Для этой игры заранее нужно сделать карточки. Участвовать могут несколько человек. Можно нарисовать нужные изображения или вырезать из журналов, старых книг, найти в Интернете. Суть игры состоит в том, что создается комплект картинок: животное и дом (место его обитания). Малышам выдаются карточки с изображением животных (птиц), а остальные карточки выкладываются перед ним. Задание — подобрать пару, найти домик животного.
Совсем маленьким не обойтись без помощи взрослых, для них нужно выбирать карточки попроще. Можно раздать детям карточки с неправильным ответом. Можно использовать эти карточки по принципу детского лото. Раздаются карточки с изображениями животных, а ведущий вытаскивает из стопки изображение домиков и показывает малышам. Выигрывает тот, кто первый соберет все домики.
Игра «Где обедал воробей»
Эта игра построена на стихотворении С. Я. Маршака «Где обедал воробей»:
— Где обедал, воробей?
— В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва
За решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона,
С журавлем поел пшена.
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.
Для этой игры нужно подобрать фигурки животных, упоминающихся в стихотворении (можно нарисовать на отдельных карточках, можно вырезать их из бумаги, приклеив подставку, чтобы фигурки стояли). Для этого понадобятся: лев, лисица, морж, журавль, носорог, кенгуру, медведь, крокодил, воробей. Малышу дается изображение воробья, а фигурки птиц и животных расставляются по полу в произвольном порядке. Малыш должен двигать свою фигурку (воробья) к тем фигуркам, которые идут по логике стихотворения. Попутно можно рассказывать об этих птицах и животных (где они обитают, чем питаются). Когда малыш выучит стихотворение наизусть, взрослый может поменяться с ним местами. В этом случае следует несколько раз «ошибиться», чтобы малыш мог исправить ошибку взрослого. Найдите еще какие-нибудь подходящие стихотворения и на их основе придумайте что-нибудь похожее (обратитесь к творчеству Б. Заходера, С. Михалкова).
Игра «У кого что на обед»
Эта игра по принципу напоминает игру «Кто где живет». Точно также подбираются комплекты изображений: животное и его еда. Например, мышь — сыр, корова — трава, пингвин — рыба, курочка — зерно и т. д. Можно подобрать животных, к которым подходит одна и та же пища, тогда задача усложнится.
Игра «Что лишнее»
Эта игра поможет малышу научиться систематизировать предметы по признакам.
Для нее нужно подобрать игрушки или предметы по группам: транспорт (легковая машинка, паровозик, велосипед, трамвайчик), посуда (тарелка, чашка, кастрюля, сковородка), животные (собака, зайчик, лошадка, лиса, корова). Подойдут любые группы предметов. Перед малышом выкладывается ряд из трех предметов одной группы и одного предмета из другой
Для маленьких предметы должны быть из очень разных категорий, для детей постарше — ближе по смыслу. Например: фрукты и овощ, домашние и дикие животные, наземный и воздушный транспорт.
Игра «Ищем пару»
Эта игра поможет развить зрительную память малыша. Для нее нужно подобрать несколько пар разноцветных однотонных вещей или предметов либо нарисовать и вырезать из цветной бумаги: носки, рукавички, ботиночки. Смысл игры в том, что все эти предметы смешиваются, а малыш должен сложить из них пары. Обязательно называйте вслух цвет, название предмета, для чего он нужен.
Занятия с пазлами
Для развития логики очень хорошо подходят игры с пазлами, такие можно купить в магазине, можно сделать самому. Есть пазлы бумажные, есть магнитные. Начинать нужно с картинок, разделенных на четыре части, затем количество элементов можно увеличивать. Первые пазлы должны изображать что-то знакомое малышу (животных или предметы) с небольшим количеством деталей.
Игра «Кто за кем»
Наверняка у малыша есть своя любимая сказка, в которой идет перечисление персонажей. Например, «Колобок», «Теремок», «Репка». Ищем подходящее изображение персонажей (можно использовать фигурки кукольного театра, можно нарисовать самому), наклеиваем на толстый картон каждую фигурку отдельно и смешиваем фигурки. Малыш должен разложить или расставить их в правильной последовательности согласно логике сказки. В идеале он должен рассказать эту сказку, комментируя свои действия.
Игра «Из каких деталей...»
Эта игра развивает логику, мышление и речь малыша. Большинство окружающих нас предметов можно разбить на составные части. Например, игрушечный грузовичок состоит из кузова, кабинки и четырех колес. Покажите малышу несколько предметов и детали, из которых он состоит. Задача малыша — проделать то же самое с другими предметами: стул, стол, телевизор, чайник, кукла, дерево.
Игра «Дети и родители»
Другой вариант этой игры — «Кто кем был раньше». Нужно выстроить логические цепочки. Например, «яйцо — цыпленок — курица», «икринка — малек — рыба», «ребенок — юноша — старик», «червячок — куколка — бабочка» и т. д. Для того чтобы малышу было проще, можно изготовить картинки-карточки с нужными изображениями. Гуляя, обращайте внимание ребенка на такие детали.
Игра «Чем похожи»
Это довольно простая игра на первый взгляд — найти что-то общее у разных предметов. Например, яблоко и глобус (круглые), лягушонок и огурец (зеленый цвет), кусочек ваты и плюшевая игрушка (мягкие). На самом деле это довольно трудное занятие, поэтому нужно начинать с предметов, чей общий признак бросается в глаза (общие цвет или форма). Постепенно переходите к более сложным ассоциациям, ненавязчиво подсказывайте малышу. Например, советуйте потрогать руками или попробовать на зубок.
Игра «Ниточка к иголочке»
Для игры нужно подобрать парные картинки, подходящие по смыслу. Например: карандаш — тетрадь, иголка — нитка, пчелка — цветок, птичка — червячок, платье — девочка.
Играть можно несколькими способами. Например, разделить карточки и подобрать подходящие. Чем старше малыш, тем сложнее взаимосвязь.
Игра «Что будет, если...»
С помощью такой игры малыш научится обдумывать ситуацию вперед. Для маленьких нужно подбирать ситуации попроще, для детей постарше — сложнее. Например, что будет, если посадить зернышко в землю и поливать? Что будет, если на обед есть только сладкое? Можно задавать фантастические вопросы, фантазия очень полезна для развития малыша.
Игра «Пиратская карта»
С помощью этой игры малыш сможет научиться ориентироваться в пространстве с помощью плана. Расскажите малышу, для чего нужны планы и карты, вместе с малышом изобразите план-схему комнаты. Договоритесь, как вы будете изображать предметы, находящиеся в комнате (стол, стул, диван). Возьмите любую игрушку малыша, спрячьте ее в комнате и отметьте на
плане ее местонахождение. Теперь малыш должен найти игрушку. Конечно, вначале без помощи взрослого не обойтись.
Игра «Играем в осень»
Для этой игры необходимо подобрать в качестве иллюстративного материала большое количество сопутствующих картинок по каждому времени года. Например, для осени подойдут картинки с изображением грибов, осенней листвы, дождика и т. д. Задача малыша — выбрать детали к картине заданного времени года.
Можно раскладывать картинки ко всем сезонам, можно только к одному времени года. Для совсем маленьких лучше выбирать детали, явно относящиеся к времени года, не слишком сложные. Можно давать малышу исправить «ошибки» взрослого.
Придумывайте различные игры, нагружайте малыша, не давайте ему готовых ответов, и у вас все получится.
Похожие статьи:
Игры на развитие навыков классифицирования для детей 2-3 лет
О методике раннего развития Масару Ибука
Методика раннего развития детей Марии Монтессори
Игры на развитие артикуляционного аппарата для детей 2-3 лет
Зайцев. Методика раннего развития ребёнка в домашних условиях
Нет комментариев. Ваш будет первым!