Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Как учитывать темперамент ребёнка в процессе педагогической деятельности

Как найти подход к каждому ребенку. Детские темпераменты

Темперамент — врожденный тип нервной системы, определяющий уравновешенность и подвижность психических процессов. Свойства темперамента устойчивы, присущи человеку от рождения. Индивидуальный, природный темперамент человека виден во всем: в скорости его мышления, темпе речи, мимике, подвижности, манере общения. Ребенок рождается с унаследованным темпераментом, который нельзя изменить, но можно научиться контролировать. Темперамент обусловлен скоростью и силой реакции нервной системы на раздражители. Маленькие дети из-за незрелости мозга и отсутствия социального опыта находятся всецело во власти врожденного темперамента. Но ребенок растет, усваивает уроки воспитания, берет пример со старших. Он учится терпеть, проявлять силу воли или, наоборот, отступать, в общем, овладевает механизмами, которым под силу справиться с врожденным темпераментом.

Самая ранняя и наиболее широко известная классификация темпераментов принадлежит Гиппократу. Этот великий философ и врач считал, что основу характера человека составляет смесь в организме человека в определенном соотношении четырех типов жидкостей: кровь — «сангва»; слизь — «флегма»; желчь — «холе»; черная желчь — «меланхоле». Таким образом, в зависимости от того, какая жидкость преобладает у человека, он выделял четыре типа темпераментов: сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик.

В чистом виде темпераменты редко проявляются, однако тот или иной тип нервной системы у каждого человека преобладает. Темперамент с возрастом изменяется (во многом благодаря воспитанию и воздействию социальной среды).

В процессе воспитания ребенка обязательно нужно учитывать его темперамент — это поможет избежать многих ошибок. Ребенок будет расти, меняться, приспосабливаться к условиям окружающей его жизни, но ведущие черты его мало изменятся. Не надо пытаться сделать из холерика меланхолика. Все равно это вряд ли удастся. Гораздо продуктивнее развить его сильные стороны и даже слабые обратить на пользу.

Рассмотрим подробнее каждый из четырех видов темперамента (характеристики в основном даны по К.В. Динейке и М.В. Бениаминовой).

Сангвинический темперамент (уравновешенный). Если ребенок активен, энергичен, подвижен и хорошо приспосабливается к различным жизненным ситуациям, значит, у него преобладает сангвинический тип темперамента. Обычно сангвиники — сильные и довольно уравновешенные люди, которые легко заражаются какой-нибудь идеей, но также быстро успокаиваются, они возбудимы и впечатлительны. Общительность, энергичность, жизнерадостность, предприимчивость и остроумие — основные качества сангвиника.

Дети с таким темпераментом отличаются от других детей активностью уже в раннем возрасте, но движения у них обычно плавные, а не резкие. У таких детей, как правило, живая и одновременно спокойная мимика, речь быстрая и громкая. Сангвиник отличается довольно спокойным и ровным характером, не страдает от резких смен настроения. Легко засыпает и обычно просыпается в хорошем настроении. И подвижные, и спокойные игры доставляют таким детям удовольствие, и они способны легко переключаться с одних на другие. Их легко заинтересовать чем-то новым, неизвестным. Они зажигают всех около себя энергией и движением, не держат долго зла на обидчиков. Если у такого ребенка что-то не получается, он не очень расстраивается. Ему проще заняться тем, что получается. Чтобы оптимизм и жизнерадостность сангвиника не переросли в легкомыслие и непостоянство, его нужно учить терпению и умению добиваться поставленных целей. Для этого лучше всего подойдут всевозможные игры, требующие длительной концентрации внимания: конструкторы, головоломки, пазлы, трансформеры, электронные игры. Задача родителей и педагогов — поддерживать интерес ребенка к какой-либо игре или игрушке достаточно длительное время, развивать его воображение, показывая, как можно использовать в разных играх одну и ту же игрушку. Но если взрослый видит, что ребенок уже устал от этой игры, — необходимо переключить его на какой-то другой вид деятельности и ни в коем случае не заставлять заниматься через силу. Во всем нужно знать меру. А позже можно опять вернуться к той же игрушке.

Пусть у ребенка будут свои обязанности по дому: сложить аккуратно свои вещи в шкафу, сервировать стол к обеду, протереть от пыли листья комнатных цветов — что угодно, но чтобы с него можно было спросить результат. Если работа выполнена плохо, заставьте переделать, довести начатое дело до конца. Такому ребенку необходим постоянный ненавязчивый контроль и напоминание, что еще надо сделать. Обязательно хвалите и поощряйте ребенка за аккуратно выполненную работу. Интересное дело повышает продуктивность деятельности сангвиника. Если такого дела нет, ребенок может стать вялым и скучным.

Дети-сангвиники обычно послушны и покладисты, но им часто не хватает критического взгляда на вещи. Они смотрят на мир в розовых очках и плохо отстаивают свое мнение. Сангвиники быстро сходятся со сверстниками, находят друзей в любой компании, прекрасно адаптируются в незнакомом месте, хорошо усваивают новую информацию. Но у них есть склонность часто менять друзей. Необходимо научить его радоваться старым друзьям, помочь найти для них новые игры, точки соприкосновения. Учите ребенка общаться со сверстниками, дружить, но играть при этом по правилам.

Сангвиник одинаково хорошо руководит и подчиняется, поэтому может стать как хорошим начальником, так и исполнительным подчиненным. Они обычно не принимают обиды близко к сердцу, незлопамятны, не сильно расстраиваются из-за неудач или жизненных неприятностей. Быстро привязываются к людям, но также быстро охладевают к ним, если общение перестает доставлять удовольствие. Сангвиник — увлекающаяся натура и обычно смотрит на мир с оптимизмом, но его настроение и чувства не остаются постоянными долго.

Холерический темперамент (легковозбудимый). Дети-холерики обладают повышенной возбудимостью и неуравновешенностью поведения. Нервная система холериков очень подвижна. Они на все реагируют очень бурно и, впав в раздражение, долго не успокаиваются. Протестовать с криком и плачем против того, что им не нравится, такие дети могут часами. Они постоянно держат родителей в напряжении. У них выразительная мимика, движения резкие, речь быстрая и громкая. Им не хватает самообладания, терпения, они легко могут вспылить из-за пустяка. Холерики неутомимые, бесстрашные, шумные и задиристые дети, которые часто вступают в конфликты. Нетерпеливы, хотят добиваться желаемого сразу, не умеют сдерживать свои желания, ждать. Из-за агрессивности и прямолинейности холериков общаться с ними иногда бывает трудно. Они легко увлекаются каким-то делом, но оно им также быстро надоедает. У них острый ум, они легко, на лету, усваивают информацию, но из-за неусидчивости так же легко ее забывают. Не выносят однообразности и крайне неусидчивы. Детям-холерикам бывает трудно заснуть вечером, так как они часто переутомляются, спят беспокойно, но утром быстро просыпаются, как ни в чем не бывало, и сразу включаются в обычный ритм жизни. Они нуждаются в щадящем режиме. Желательно за два часа до сна ограничить до умеренного количества все, что возбуждает (кино, телевидение, музыку, шумные игры), организовать спокойные игры.

Малыши-холерики любят активные, шумные, подвижные игры, баловство, стремятся к лидерству. Вспыльчивы, сами устанавливают правила и сами их нарушают, сами провоцируют конфликты и первыми лезут в драку. Они постоянно нуждаются в зрителях, им необходимо, чтобы окружающие видели, как у них здорово все получается.

Холерики не умеют играть в игры, где требуются концентрация внимания и усидчивость. Они вряд ли по достоинству оценят конструктор или пазл, но бесконечно будут играть в настольный футбол или бильярд, кегли, кидать дротики. В спокойные интеллектуальные игры их нужно учить играть. Но они играют не ради самой игры, а на достижение результата, и в завершение игры обязательно ждут награды. Таким детям полезны все занятия, развивающие сосредоточенное внимание, например, настольные игры, рисование, лепка — все, что требует усидчивости и терпения.

Обязательно нужно давать выход бурлящей в них энергии. Не ограничивайте их подвижность. Им нравятся всевозможные игры с мячом, а также разные лазалки, бегалки, прыгалки. Привлекайте их к участию в играх, где нужно не руководить, а выполнять требования других — с этим у холериков обычно возникают проблемы. Также рекомендуются игры с внезапной остановкой, жесткими правилами, которые необходимо неукоснительно соблюдать. Полезно придумать для детей-холериков игры на расслабление: лежа на спине, подрыгать ножками, ручками, сбросить с них напряжение; поводить руками, как будто летим по небу, и т.д. Почаще выезжайте на природу, ходите в походы, дайте вволю наиграться в подвижные игры. Запишите ребенка-холерика в спортивную секцию, где присутствует соревновательный дух, поощряйте их увлечение техникой или искусством.

Постарайтесь направить их бьющую через край энергию в полезное русло. Желательно, чтобы у ребенка-холерика были какие- либо обязанности по дому (выносить мусор или мыть посуду и т.п.), которые бы он систематически выполнял. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок выполнял эти трудовые обязанности и не отлынивал. Но чтобы интерес к этим видам деятельности не угас, их нужно чередовать, так как долго одной и той же работой они заниматься не умеют.

Таких детей очень важно учить правилам общения: говорить спокойно, не перебивая друг друга; просить только вежливо, а не требовать; извиняться, если нагрубил. Запретами и нравоучениями от такого ребенка ничего не добиться. С раннего детства он не позволяет командовать собой, контролировать свое поведение. Даже когда ребенок совершил какой-то проступок, нужно дождаться, пока он успокоится, а потом объяснить, почему так поступать нельзя. Иначе из духа противоречия в следующий раз он обязательно опять сделает вам назло. Не следует применять наказания, связанные с лишением движений: сидение на стульчике, укладывание в кровать, стояние в углу и т.п. Кричать, угрожать и использовать физические наказания тоже нежелательно, от этого он возбудится и занервничает еще больше. Чрезмерные наказания могут привести к тому, что он станет активно бороться с любыми требованиями взрослых (даже справедливыми), и в итоге у него разовьется стойкий негативизм — полное отрицание и неприятие чужого мнения.

Холерики страдают от несдержанности, и умение владеть собой приходит к ним только с возрастом. Не стоит сильно переживать по этому поводу — с возрастом у ребенка сформируется умение управлять собой. Гуманность и терпение — вот главные средства воспитания ребенка с холерическим темпераментом.

Меланхолический темперамент (слабый). Ребенок-меланхолик отличается высокой эмоциональной чувствительностью и ранимостью. Это остро на все реагирующий, тонко чувствующий, отзывчивый, деликатный и чуткий ребенок. Такие дети редко отличаются сильным и твердым характером. Они, как правило, неуверенно двигаются, тихо, но выразительно говорят. Дети-меланхолики часто страдают от усталости и переутомления, для восстановления сил им требуется много времени, потому что процессы торможения преобладают над возбуждением. Такие дети долго засыпают, любят поспать и не любят рано вставать. Меланхоликам нужна комфортная домашняя обстановка, где их окружали бы забота и любовь.

Замкнутые и нерешительные, они с трудом приспосабливаются к переменам. Дети очень тяжело привыкают к новым местам и потому не любят ходить в садик и школу, особенно при их смене. И в детстве, и во взрослом возрасте меланхолики предпочитают спокойные, не требующие усиленных движений занятия. Меланхоликам не хватает уверенности в себе, и из-за этого они легко обижаются и тревожатся по пустякам. Трудно переносят промахи и неудачи, расстраиваются и переживают из-за них. Излишне фиксируют внимание на трудностях, повышенно зависимы от мелких повседневных воздействий. Избегают публичных выступлений, часто внушаемы, склонны к пессимистическим оценкам. Новую информацию усваивают с трудом, все время отвлекаются и быстро устают.

Неуверенность и нерешительность детей-меланхоликов нередко вводит в заблуждение окружающих, потому что такой ребенок, даже хорошо зная материал, часто отвечает на вопросы сбивчиво и медленно, словно чего-то не знает, хотя на самом деле это не так. На резкое к нему обращение ребенок вообще может не среагировать, а взрослые принимают это за безразличие. И в таких случаях обычно говорят: «Ему говорить бесполезно — все равно не поймет (не дойдет)». Но так говорить не только вредно (у ребенка создается негативная установка по отношению к себе), но и несправедливо. Он переживает любую мелочь глубоко и подолгу, может в буквальном смысле «ночей не спать» из-за несправедливых или резких слов. Чувствуя негативное отношение к себе, ребенок-меланхолик еще больше замкнется, а его и без того низкая самооценка ухудшится. Они склонны слишком углубляться в собственные переживания, копаться в воспоминаниях, долго помнить обиды и неудачи. Взрослым желательно научить такого ребенка переключать внимание на внешний мир, помогать людям, быть более активным. От приступов меланхолии часто спасают такие простые средства, как зарядка или душ, к которым нужно приучить ребенка уже в раннем возрасте.

Дети-меланхолики не выдерживают длительных раздражений (шум, новые лица, новые впечатления, поток информации), от этого они быстро устают. Например, ребенок слушает что-то, но, утомившись, начинает отвлекаться. Когда взрослые делают ему замечание, он старательно имитирует внимательное слушание, но уже не в состоянии понять то, о чем ему говорят. Если его в это время о чем-то спросить, ответить он не сможет, и это дает повод упрекнуть его в невнимательности, непонятливости, забывчивости. Но дело не в плохой памяти или невнимательности, просто ребенок устал, и в его организме сработала защитная реакция от перегрузки

На формирование умений, навыков и привычек у меланхоликов уходит много времени. Но если уж они сформировались, они обязательно будут прочными, устойчивыми, и в дальнейшем контролировать их не понадобится. Меланхолика трудно переучивать. Если, например, он научился держать ложку или ручку неправильно, на исправление этой привычки понадобится много времени.

Меланхолики не любят громких звуков, шумных игр. Как правило, ребенок-меланхолик играет один или с проверенным надежным другом. Меланхолики вообще не умеют переживать неудачу. Проиграв, они вряд ли будут играть в ту же игру. Поэтому задача родителей и педагогов — постепенно приучать маленького затворника к коллективу. Нужно подключать к его играм вначале одного товарища, а затем постепенно расширять круг играющих. Ребенку-меланхолику можно покупать игрушки чуть-чуть «на вырост», чтобы пробудить у него интерес и желание разобраться, как устроена игрушка. Для них хорошо подойдут конструкторы, из деталей которых можно собирать разные модели. Ему нужно дать время привыкнуть к новым игрушкам, освоить их функции. Взрослые должны показать различные способы и возможности взаимодействия с одной и той же игрушкой. Мальчикам можно покупать разные пистолеты, солдатиков, роботов-трансформеров и др.

Не принуждайте ребенка к соревновательным играм. Это абсолютно не его сфера. Пусть лучше его игры сначала будут индивидуальными — велосипед, коньки, ролики. А еще лучше подойдут творческие занятия различными видами искусства — музыкой, пением, рисованием. Ребенок с радостью будет участвовать в домашних спектаклях, показывать пантомиму, сочинять вместе с вами сказки, разучивать песенки и стишки.

Неплохо, если вы будете закалять своего маленького меланхолика, делать вместе с ним зарядку, заинтересуете его спортом, где он мог бы научиться преодолевать препятствия. Вообще для меланхоликов необходим щадящий режим — не надо давать сразу много новых игрушек, стараться наполнить дом большим количеством друзей, часто водить его на детские мероприятия. Для повышения работоспособности ребенка постепенно привлекайте его к труду, помогайте действиями и советами, давая также возможность отдохнуть. Например: «Давай ты пока отдохнешь, я а продолжу» или «Помоги мне, я не справляюсь». Меланхолика нужно учить самостоятельности и смелости. Не проявляйте к таким детям чрезмерную строгость. Ему нельзя приказывать и повышать на него голос. С ним нельзя категорично обращаться и давать его поступкам и действиям резко отрицательные оценки. С таким малышом надо терпеливо обсуждать увиденное и услышанное, акцентируя внимание на положительных сторонах. Обязательно найдите, за что его похвалить. И хвалите его еще больше, когда он сам сделал что- то новое. Гордитесь им, всем рассказывайте, какой замечательный и самостоятельный ребенок у вас растет. У него от этого вырастут крылья и появятся силы на новые поступки.

Флегматический темпермент (медлительный). Со стороны может показаться, что флегматик — ребенок без проблем, однако это совсем не так. Флегматический темперамент один из наиболее сложных типов организации психики. Медлительность людей с этим темпераментом проявляется уже с младенчества. Такой малыш много спит, а проснувшись, лежит спокойно, редко плачет или смеется. Флегматики легко засыпают, но просыпаются вялыми, вставать им трудно. У них невыразительная мимика, они не часто и не бурно проявляют эмоции. Движения флегматиков плавные и медлительные, говорят они тоже медленно, делая паузы между словами и предложениями. Они обычно долго раздумывают, прежде чем приступить к какому-нибудь делу, зато могут хорошо выполнять однообразную кропотливую работу.

Дети-флегматики с трудом входят в детский в коллектив, они необщительны, не любят участвовать в детских праздниках. Долго приспосабливаются к новому режиму, трудно расстаются с родителями, неохотно знакомятся и сначала не играют с детьми. Но, привыкнув к новой обстановке, соблюдают все правила поведения и слушаются старших. Они во всем любят порядок.

Если флегматику поручить какое-то дело, можно быть уверенным, что он обязательно доведет его до конца. Но вот торопить его при этом ни в коем случае нельзя, как бы вас не нервировала медлительность ребенка. И тем более ругать его за это. Окрики, являясь сильным раздражителем, наоборот, тормозят его действия. От критики и упреков флегматик впадает в еще большую задумчивость и медлительность, переходит в заторможенное состояние и вообще перестает на что-либо реагировать.

Самостоятельно флегматичный малыш никогда не проявит активности: он может часами сидеть в углу, занимаясь с любимыми игрушками, не беспокоя родителей. Это, наверняка, удобно для некоторых родителей, но не слишком хорошо для ребенка, так как подобное поведение не развивает движения и игровую деятельность и может привести к пассивности в будущем. Этот ребенок любит играть в спокойные игры, где нужны аккуратность, усидчивость, необходимость соблюдать правила. Он не бывает лидером среди сверстников. Однако у него хорошо развито воображение, он умеет играть «в уме», но перенести свои фантазии в реальную жизнь у него не всегда получается. Поэтому его надо всячески в этом поддерживать, повышать его самооценку, чаще хвалить. Подбирайте для него игры, где надо больше двигаться. Если это кубики или машинки — то крупные, многофункциональные, чтобы надо было сделать больше движений. Устройте для него спортивный уголок в комнате и побуждайте к выполнению движений, иначе ребенок может вырасти ленивым. Ему полезны игры на свежем воздухе, закаливание. Постепенно приучайте его играть в соревновательные игры, развивающие быстроту реакции, скорость, умение быстро действовать по обстановке. Поначалу постарайтесь оградить своего ребенка от игр, где он может проиграть, но постепенно учите его преодолевать трудности, побеждать. Подвижные игры стимулируют быстроту реакции и поэтому необходимы. Обязательно надо играть с ним в сюжетно- ролевые игры, там ребенок научится вести диалоги, отстаивать свое мнение, находить компромисс. В игре побуждайте его принять активную, а не пассивную и не второстепенную роль. Хорошо, если флегматик дружите шустрым, подвижным ребенком, но при этом необходимо ненавязчиво контролировать их отношения, так как более инициативный ребенок может превратиться в вечного командира, а флегматик — в вечного подчиненного.

Ребенок-флегматик — терпеливый, выдержанный, выносливый, хорошо владеет собой, поэтому настроение у него меняется медленно. Поведение флегматика устойчивое — его трудно вывести из себя. Переход от одного занятия к другому дается ему с трудом и требует времени. Привычки и навыки формируются долго, но, сформировавшись, становятся устойчивыми. Новую информацию флегматик усваивает медленно, но зато навсегда. Ребенок-флегматик не любит перемен ни в чем. Он малообщителен, малоэмоционален, сходится с людьми тяжело и заводит новые знакомства неохотно. Поэтому окружающим взрослым стоит обращать его внимание на других людей, их чувства, отношения с ними, приучать его к чувствительности, развивать эмоциональность. Очень полезно завести домашнее животное, птичку, за которыми ребенок мог бы ухаживать, кормить, играть и общаться с ними.

Дети-флегматики реагируют на все как бы вполсилы. Эта постоянная умиротворенность может привести к тому, что ребенок вырастет ленивым и равнодушным ко всему, кроме самых элементарных потребностей (есть, пить и спать). Необходимо развивать в малыше любознательность и инициативность, показывать ему пример эмоционального поведения: активно радоваться и огорчаться. Почаще ходите с ним в гости, в общественные места. Давайте ему мелкие поручения — сбегать выкинуть мусор в урну, заплатить за билет, купить что-то в магазине. Если ребенок выполняет какое-либо дело, предупреждайте его заранее, сколько осталось на это времени, чтобы он успел все выполнить в срок.

Бывает так, что родители, желая помочь, начинают все делать за ребенка, который, по их мнению, слишком медленно одевается, умывается или убирает игрушки. Ник чему хорошему это не приведет. Флегматик так и не научится самостоятельности. У него сформируется неуверенность в собственных силах, стремление избегать всего, что связано с понятием «быстро». Быстрота и спешка будут вызывать у него только неприязнь, и ребенок может стать еще менее активным. Для формирования умений, навыков и привычек у такого ребенка необходимы многократные и поначалу неторопливые упражнения в различных видах деятельности (одевание, умывание и т.п.). Постепенно, по мере усвоения и автоматизации движений, появится быстрота действий. Хотя он делает все медленнее, чем другие, зато основательно и добросовестно.

Похожие статьи:

Методики раннего обучения детей математике

Детская агрессия. Что делать?

Самостоятельная деятельность детей в младшей группе по ФГОС на прогулке

Консультация для родителей младшей группы детского сада. Темперамент - основа поведения ребёнка

Как определить темперамент ребенка. Консультация для родителей

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!