Массажные тренажеры своими руками для самомассажа, развития речи у дошкольников с ЗПР
Авторские массажные тренажеры «Волшебные рукавички» для самомассажа, развития мелкой моторики, тактильных ощущений и речи у детей дошкольников с ЗПР
Автор: Воронкова Наталья Анатольевна Место работы: МОУ детский сад компенсирующего вида №278, г. Волгоград, воспитатель
Тема методической разработки: Авторские массажные тренажеры «Волшебные рукавички» для самомассажа, развития мелкой моторики, тактильных ощущений и речи у детей дошкольников с ЗПР.
Данная методическая разработка представляет собой нестандартное оборудование (массажные варежки) с нашитыми фактурными вставками с одной стороны и сюжетным оформлением с тыльной стороны, которое применяется в ежедневной практике в образовательном коррекционном дошкольном учреждении. Воспитатель обучает детей самомассажу, затем проводит в утренние часы перед занятиями, во время занятий в качестве физминутки, в режимные моменты, в игре в кукольном театре или по желанию детей в любое удобное время. Такие варежки вызывают большой интерес у детей, потому что надевая на руку любого героя ребенок непроизвольно начинает оречевлять свои действия.
Данный материал будет полезен всем педагогам коррекционных детских садов для детей с ОНР и ЗПР.
Актуальность: Актуальность данной проблемы обуславливается неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью зрительно-двигательной координации на современном этапе при подготовке дошкольников к обучению в школе. Использование массажных тренажеров для самомассажа, пальчиковых игр играет положительную роль в коррекционном обучении детей с ЗПР и позволяет облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма, установить положительное влияние развития пальчиковой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей, стимулировать действие речевых зон.
Цель: Развитие мелкой моторики пальцев рук, тактильных ощущений, и развитие речи у детей дошкольников с ЗПР посредством нестандартного оборудования.
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
- уточнить и закрепить знания детей о названии частей тела;
-развивать навык словообразования: образование притяжательных прилагательных;
Коррекционно-развивающие задачи:
-обогащать словарный запас детей, тактильные ощущения;
-развивать психические процессы: восприятие, память, мышление, внимание;
- развивать речь, общую и мелкую моторику.
Материал: Массажные варежки для душа (разноцветные), на которые нашиваются фактурные вставки из тонкой материи любой формы, и наполняются разными крупами (гречка, фасоль, рис, пшено, горох) пуговицами. С тыльной стороны делается сюжетное оформление (глазки, ушки, носы, крылья, смешные мордочки и т.д.). Используется любая яркая материя, пуговицы, бусины, синтепон и т.д.
Организация самомассажа:
Воспитатель сначала показывает все тренажеры детям, знакомит с названиями героев:
«Пират» и «Комар»
«Лошадка»
«Пятачок»
«Мотылек»
«Лис»
Затем воспитатель объясняет детям, что внутри вставок разные крупы, пуговички, бусинки, для того, чтобы делать самомассаж своих рук, ладошек, пальчиков. Затем надевает варежку себе на руку и показывает разные движения: «похлопывание», «пиление», «растирание», «круговые вращения». Показывает пример самомассажа в сопровождении потешки или стихотворения. После этого предлагает детям выбрать варежку. Спрашивает у детей, какого цвета варежка, для чего может использоваться? Дети надевают варежку на руку, называют цвет, делают массаж и объясняют: «Я делаю массаж мизинчика», «Я массирую ладонь, пальцы рук» и т.д. Массажные варежки используют на занятиях (перед продуктивной деятельностью, во время или после), в режимные моменты, в свободное время по желанию детей. Самомассаж проводится в сопровождении речевого материала, который подбирают в соответствии с лексической темой (стихи, речевки, потешки). Вот, например, по теме «Весна»:
По полям бегут ручьи, трут ладони друг о друга взад-вперед
на дорогах - лужи, трут ладошкой (варежкой) каждый палец
скоро выйдут муравьи «пиление» ладони и тыльной стороны
после зимней стужи постукивание ладошками друг о друга
(С.Маршак)
В непосредственно - образовательной деятельности по развитию речи или ознакомлению с окружающим миром по всем лексическим темам используется следующий прием. Детям дается задание: «Придумайте историю про героя – варежку и домашнее животное (или дикое животное, насекомое, сказочного героя, время года, транспорт, праздник, одежду, и т.д. в зависимости какая на этой неделе тема)». Например (истории придуманные детьми подготовительной группы): «Комар прилетел на полянку с цветами. На поляне дети собирали красивые цветы в букеты. Комару понравилось нюхать цветочный аромат, и он больше не стал кусать детей».
Или: «Пятачок мечтал о том, чтобы ему подарили велосипед. Наступил день его рождения. Почтальон позвонил в дверь к Пяточку и сообщил о том, что его друзья прислали ему в подарок настоящий велосипед».
Результаты проведенной работы позволяют сделать вывод, что применение массажных тренажеров способствует совершенствованию зрительно-двигательной координации, умению ориентироваться в микропространстве, укрепляет мелкую мускулатуру пальцев руки, кисти, развивает речь, тактильное восприятие разных на ощупь предметов, готовит руку ребенка к письму, владению куклами би-ба-бо.
Перспективы и возможности использования опыта другими педагогами
Работа по развитию мелкой моторики рук является составной частью занятий всех педагогов коррекционного учреждения - воспитателей, дефектологов, логопедов, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагогов дополнительного образования. Рекомендуется всем педагогам коррекционных детских садов.
Удачи коллеги!
Рекомендуем посмотреть:
Головоломка своими руками для дошкольников Развитие мелкой моторики с использованием техники изонить Продуктивные виды деятельности в развитии ребенка 5-6 лет Спирограф своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото
Опубликовано: 3443 дня назад (20 июля 2015)
Просмотров: 10713
|
+8↑ Голосов: 8 |
Комментарии (8)
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|